Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 11:45, контрольная работа
С первых же дней войны образовалось два фронта — Западный (в Бельгии и Франции) и Восточный (против России). Восточный фронт в свою очередь был разделен на Северо-Западный (от Восточной Пруссии до Буга) и Юго-Западный (от русско-австрийской границы до Прута). Верховным главнокомандующим всеми вооруженными силами Российской империи был назначен великий князь Николай Николаевич — внук Николая I, двоюродный дядя Николая II. Он был хорошо известен в войсках и пользовался заслуженным авторитетом среди офицеров. Генералитет заверил Николая II в том, что война продлится не более нескольких месяцев. Именно на такой срок готовили запасы и разрабатывали стратегические планы в генеральном штабе. Ошиблись и Антанта, и Тройственный союз: война растянулась на годы. Ни Россия, ни ее противники — Германия и Австро-Венгрия — не выдержали этого напряжения. Первая мировая война привела к краху и гибели одних из самых старых европейских династий: Романовых, Гогенцоллернов и Габсбургов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Россия в первой мировой войне…………………………………………......4
1.1 Причины и события Первой Мировой Войны………………………….4
1.2 Партии России в годы Первой Мировой Войны………………………..9
1.3 Общенациональный кризис в России и назревание политического кризиса ……………………………………………………………………………...14
2. Экономика России в период Первой Мировой Войны……………………18
3. Восточный фронт в Первой Мировой Войне……………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….
Война вызвала глубокий внутренний кризис в рядах партий меньшевиков и эсеров. В них явственно обозначилось правое, открыто шовинистическое, и левое, центристское крыло.
Центризм был представлен в меньшевистском лагере целым рядом групп. Организационный комитет (ОК), выполнявший с 1912 г. роль меньшевистского центра в России, и думская фракция меньшевиков, возглавляли так называемый правый центр. Подвергая критике внешнюю и внутреннюю политику царизма, они ограничивались лозунгом мира без аннексий и контрибуций. Вождями левого центра были член Заграничного секретариата ОК Мартов и Троцкий, в реализации которого они видели I пролог европейской революции.
Эсеровский "центр" во главе с В. Черновым стоял на пацифистских позициях, выдвигая лозунг борьбы "третьей силы" - пролетариата и мелкобуржуазных демократических элементов - против империализма, за мир; однако выступление против царизма он откладывал на "последний день войны". Лидер левых эсеров М. А. Натансон и ряд его единомышленников выступали даже за поражение царизма в войне.
На экстренном заседании Государственной думы 26 июля социал-демократы - члены Думы - выступили с декларацией, в которой решительно осуждалась война, и ответственность за се развязывание возлагалась на правящие круга всех воюющих стран. Декларация отрицала всякую возможность "единения" народа с царем. Надежду на прекращение войны она связывала с международной солидарностью пролетариата. Социал-демократы - члены Думы - решили не голосовать за военные кредиты и для более энергичного выражения своего протеста покинули зал заседаний Думы.
Особую позицию в отношении войны заняли большевик. В написанном В. И. Лениным манифесте ЦК РСДРП "Война и российская социал-демократия" и опубликованном в центральном органе партии "Социал-демократ" 19 октября 1914 г. были провозглашены лозунга "поражения своего правительства" и "превращения империалистической войны в войну гражданскую", в революцию против эксплуататорских классов. Первыми шагами к этой цели должны были стать безусловный отказ от одобрения военных кредитов и выход социалистов из буржуазных правительств, полный разрыв с политикой "национального мира", создание нелегальных организаций, поддержка братаний на фронте, организация всякого рода революционных выступлений пролетариата в тылу.
2-4 ноября 1914 г. в Озерках под Петроградом состоялось организованное думской большевистской фракцией всероссийское совещание большевиков, обсудившее манифест ЦК "Война и российская социал-демократия" и рассмотревшее основные задачи внутрипартийной работы. Вечером 4 ноября все его участники были арестованы. В феврале 1915 г. состоялся суд над фракцией большевиков в Государственной Думе. Суд приговорил их на вечное поселение в Гуруханский край.
В самом начале войны самочинно возникли всероссийские союзы - земский, возглавляемый князем Г. Е. Львовым, и городской, возглавляемый московским городским головою, правым кадетом М. В. Челноковым. Данные союзы поставили своей целью привлечь широкие общественные слои к совместной с правительством деятельности по обороне государства.
В 1915 г. когда стало ясно, что война приняла затяжной характер, воюющие государства вступили на путь "регулирования" экономики. В России оно начиналось с запозданием, причем инициатива мобилизации промышленности принадлежала не правительству, а буржуазии. Всероссийский съезд представителей промышленности и торговли в Петрограде 27-28 мая 1915 г. решил организовать Центральный военно-промышленный комитет и районные комитеты в провинции для объединения промышленников в целях обеспечения армии боеприпасами и военным снаряжением. В течение двух месяцев было создано 78 областных и местных военно-промышленных комитетов, которые привлекли к обслуживанию нужд фронта 1300 средних и мелких предприятии и создали до 120 собственных заводов и мастерских. В то же время значительно расширили свои функции союзы земств и городов, образовавшие в июле 1915 г. на паритетных началах Главный комитет по снабжению армии (Земгор).
Царское правительство в августе 1915 г. создало Особое совещание по обороне и подконтрольные ему совещания по снабжению топливом, продовольствием, по перевозкам, а также рабочие органы - комитеты и бюро. В "особые совещания" и комитеты наряду с правительственными чинами вошли члены Государственной Думы, представители Центрального военно-промышленного комитета, земского и городского союзов.
1.3 ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ КРИЗИС В РОССИИ И НАЗРЕВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА
В понятие общенационального кризиса входит обострение политического противоборства в верхах, которое наслаивается на резкое ухудшение положения всего населения страны и сопровождается взрывом революционной борьбы трудящихся масс. Общенациональный кризис стал назревать уже с осени 1915 г. и проявил себя во всю свою мощь к осени 1916 г.
Позиции царя и Думы разошлись окончательно. Это выражалось в популяризации идеи организации военного переворота и усилении внепарламентских способов борьбы буржуазии с правительством. В бумагах А.И. Гучкова после гражданской войны была найдена «Диспозиция № 1 Комитета народного спасения». Ее 12 пунктов содержали план нелегальной буржуазной организации по мобилизации общественного мнения против придворных кругов. Сам Гучков, избранный в сентябре 1915 г. членом Госсовета, был главой замышлявшегося военного переворота. Его единомышленниками были генералы A.M. Крымов и М.В. Алексеев, а также председатель Киевского ВПК М.И. Терещенко. Кадеты в лице их лидера П.Н. Милюкова стремились остаться в рамках легальной думской борьбы с правительством. Однако общее «полевение» политических сил затронуло и их. Особенно это сказывалось в связи с деятельностью российского политического масонства, программа которого предусматривала объединение всех революционных и оппозиционных сил для ликвидации самодержавия. Это объединение касалось даже народнических и социалистических партий. Активную роль стал играть левый кадет, член Думы и видный масон Н.В. Некрасов, разошедшийся во взглядах с Милюковым. Он поддерживал идею А.И. Коновалова о созыве «всероссийского рабочего съезда» с опорой на меньшевиков и Рабочую группу ЦВПК, развил ее до необходимости создать разнопрофильные союзы в дополнение к городскому, земскому и рабочему. По просьбе одного из кадетов состоялось собрание представителей социалистических партий самых разных течений, и даже от большевиков на нем присутствовал И.И. Скворцов-Степанов. Обсуждался вопрос о кандидатурах нового правительства, приемлемых для социалистов.
До крайности обострилось в 1916 году отношения буржуазии с правительством. Требования буржуазии допустить их к власти обусловливались той ролью, какую она стала играть в экономике страны ВПК и Особые совещания наладили снабжение армии военной, продовольственной продукцией и обмундированием.
Положение на фронте вызвало недовольство действиями правительства, усугублявшееся еще и тем, что оно высокомерно отвергало предложенную буржуазией помощь для улучшения снабжения армии и преследовало попытки самоорганизации буржуазной общественности. Олицетворяли этот курс министр внутренних дел Н.А. Маклаков и военный министр В.А. Сухомлинов, которого царь назначил в начале июня 1915 г. главой Особого совещания, таким образом, по-прежнему оставляя дело снабжения армии в руках царской бюрократии. Буржуазная же оппозиция в лице партии кадетов выступала за организацию центрального органа мобилизации промышленности и созыв длительной сессии IV Думы. Кадетами был выдвинут лозунг создания «правительства доверия страны». В этом вопросе они шли на серьезную уступку царю, которому предоставлялось право самому сформировать буржуазный по составу кабинет министров. Снято было даже требование ответственности его перед Думой. В конце весны 1915 г. состоялся IX съезд представителей промышленности и торговли, глава которого П.П. Рябушинский предложил организовать по всей стране «военно-промышленные комитеты» для мобилизации частной промышленности на военные заказы.
Так к России подступил новый политический кризис, но он еще не перерос в революционный, поскольку затрагивал только верхи общества. Для того чтобы резко улучшить снабжение армии, царь должен был пойти на некоторые уступки буржуазии. В июне были сделаны перестановки в правительстве и уволены наиболее одиозные фигуры — Маклаков и Сухомлинов. 19 июля 1915 г. была открыта обещанная царем длительная сессия IV Государственной Думы. 25 июля начал работу съезд военно-промышленных комитетов. На пост председателя Центрального ВПК был назначен лидер октябристов А.И. Гучков, а его заместителем стал глава фракции прогрессистов Думы А.И. Коновалов. Кандидатура Гучкова была вызовом царю, так как он являлся главным разоблачителем Г.Е. Распутина и другом нового военного министра А.А. Поливанова.
В августе 1915 г. впервые после третьеиюньского переворота 1907 г. сложился легальный оппозиционный антиправительственный центр в Думе. На общей платформе внутренних реформ объединилось большинство членов Думы, и даже часть членов Государственного Совета. Так 9—12 августа возник межпартийный Прогрессивный блок «без крайне левых и без крайне правых». За его рамками остались фракции меньшевиков и трудовиков слева и фракция националистов справа. Среди последних произошел раскол. Та часть, которая видела возможность единения с блоком, получила название «прогрессивных националистов». Их возглавил В.В. Шульгин. Не успел Прогрессивный блок объявить о своем учреждении, как 13 августа в газете «Утро России», принадлежавшей Рябушинскому, был опубликован проектируемый блоком список лиц будущего кабинета министров. Из 13 названных кандидатур лишь трое являлись царскими министрами.
Политическая ситуация накаливалась с каждым новым днем. Не успел образоваться Прогрессивный блок, как царь, будто в ответ, сместил пользовавшегося авторитетом в войсках главнокомандующего Николая Николаевича и занял его место сам, новым начальником штаба назначил генерал-адъютанта М.В. Алексеева. Уволил в отставку 8 из 10 участников министерской «забастовки», вручивших ему ходатайство не принимать верховного командования армией и уволить главу кабинета И.Л. Горемыкина, заядлого консерватора. 3 сентября 1915 г. М.В. Родзянко, председатель IV Думы, выслушал из уст Горемыкина царский указ о перерыве работы Думы как минимум на два месяца.
Кризис власти способствовал подъему рабочего движения осенью 1915 г. Оно нашло свое высшее воплощение при выборах представителей в рабочие группы ВПК в октябре—ноябре. Большевики, бойкотировавшие выборы, использовали их для организации антивоенных выступлений рабочих. Смыкались они в этой деятельности с меньшевиками-
2. ЭКОНОМИКА РОССИИ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Первая мировая война сильнейшим образом повлияла на экономическое развитие России. Как уже отмечалось, размах боевых действий, потребность армии в военном снаряжении превзошли любые прогнозы, а расчеты на скоротечный характер войны, которыми руководствовались правящие круги Антанты и австро-германского блока, оказались несостоятельными. Для удовлетворения нужд фронта в этих условиях воюющим странам необходимо было мобилизовать весь свой экономический потенциал, перевести все народное хозяйство на военные рельсы.
Военное министерство России и его глава В.А. Сухомлинов надеялись решить проблему боеснабжения почти исключительно силами казенных заводов. Последние, однако, были не в состоянии справиться с этой задачей. Как отметила образованная в 1915 г. комиссия по расследованию деятельности Военного министерства, ведомство не озаботилось «приспособлением отечественных заводов для питания армии во время войны». Явно не оправдывались и надежды удовлетворить нужды фронта с помощью заграничных заказов.
Необходимость мобилизации экономики на начальном этапе войны правящими кругами империи просто не осознавалась истина была усвоена. В таких условиях и в обстановке начавшегося весной 1915 г. наступления австро-германских войск на Восточном фронте инициативу проявили российские предприниматели. В конце мая 1915 г. состоялся IX съезд представителей промышленности и торговли. Он принял решение о создании военно-промышленных комитетов, которые были призваны обеспечить привлечение частных предприятий к выполнению военных заказов. На местах образовывались областные и районные комитеты, а их деятельностью в масштабах всей страны руководил Центральный военно-промышленный комитет. При комитетах были образованы рабочие группы, призванные способствовать разрешению трудовых конфликтов между рабочими и работодателями. Правительство санкционировало создание военно-промышленных комитетов, возложив на них функции «содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота всеми необходимыми предметами довольствия путем планового распределения сырья и заказов, своевременного их выполнения, установления цен и т.п.». Однако политические активные круги российской буржуазии — главным образом, представители делового мира Москвы, все громче выражавшие свое недовольство существующим режимом, — стремились использовать военно-промышленные комитеты в качестве инструмента давления на власть и как один из организационных центров оппозиционно настроенной общественности. В удовлетворении же нужд фронта комитеты большой роли не сыграли. Их создание имело, правда, не последнее значение для обеспечения армии вещевым и интендантским довольствием, для мобилизации мелких и средних предприятий. Однако в целом доля военно-промышленных комитетов в общей массе заказов Военного министерства в 1915—1917 гг. составила лишь 3—5%, а в фактических поставках — не более 2— 3%. Рекламировали же свою деятельность комитеты активно и умело. Как свидетельствует современник, «в августе 1915 г. на фронте появились в большом числе артиллерийские снаряды с бодрящей надписью: «Снарядов не жалеть — Центральный военно-промышленный комитет». Но скромно умалчивалось, что хотя ящики и сооружены сим Комитетом, но сами снаряды изготовлены на казенных заводах».
Летом 1915 г. складывается в основном и система собственно государственных органов военно-экономического регулирования. Ее важнейшими элементами стали образованные согласно законам 17 августа четыре Особых совещания: по обороне, перевозкам, продовольствию и топливу. Их главами являлись соответственно министры: военный, путей сообщения, главноуправляющий землеустройством и земледелием и министр торговли и промышленности. Членами Особых совещаний были также чиновники различных ведомств, представители Думы и Государственного совета, Центрального военно-промышленного комитета, земских учреждений и органов городского самоуправления. Все они обладали лишь правом совещательного голоса. Окончательное решение по обсуждавшимся вопросам выносили председатели. Однако в целом создание Особых совещаний помимо прочего являлось уступкой самодержавия оппозиционной общественности, которая как раз летом 1915 г. в лице в первую очередь думского большинства объединилась в Прогрессивный блок и находилась в состоянии конфронтации с властью. Особые совещания получили статус высших государственных учреждений и в качестве таковых подчинялись только императору.
Наиболее важная роль в системе Особых совещаний отводилась Особому совещанию по обороне. Военный министр как его председатель имел право приостанавливать исполнение решений, принимавшихся прочими Совещаниями. Компетенция Особого совещания по обороне была очень широка. Оно осуществляло надзор за деятельностью казенных и частных предприятий, производивших предметы военного снаряжения, курировало организацию новых предприятий соответствующего профиля, распределяло военные заказы между российскими и иностранными заводами, контролировало исполнение этих заказов и т.п.
Особые совещания развернули весьма активную деятельность, и принятые ими меры по переводу экономики страны на военные рельсы принесли, как отмечалось, ощутимые результаты. Производство вооружения росло очень высокими темпами. Однако превосходство германской армии в артиллерии, особенно тяжелой, сохранялось. По уровню технического оснащения русская армия существенно уступала войскам союзников. В конце 1916 г. последние по обеспеченности полевой артиллерией превосходили русскую армию в два раза, а тяжелой — в три раза. Удовлетворить в полном объеме потребности фронта в вооружении отечественная промышленность не могла. Россия в этом отношении зависела от военных поставок .союзников.
Мобилизация российской экономики имела своим неизбежным результатом усиление государственного вмешательства в народнохозяйственную жизнь. Это явление было характерно и для других воюющих стран. Всюду государству приходилось все более жестко контролировать сферу производства и распределения. Полагаться на действие законов рынка в экстремальных условиях военного времени было невозможно. Выдающийся русский философ Н.А. Бердяев в статье, опубликованной осенью 1916 г., характеризуя влияние войны на экономику, проницательно отметил: «Война во многих отношениях социализирует хозяйство, вносит в хозяйственную жизнь начало коллективности, ограничивает индивидуалистический произвол. Частные интересы аграриев, промышленников, торговцев во время войны сталкиваются уже не с интересами крестьян и рабочих, а с интересами государства, с интересами обороны и национальной безопасности. Оборона государства в мировой борьбе народов, необходимость прокормления народов в совершенно исключительных условиях требуют ограничения частных интересов собственников. Объективная государственная необходимость требует ряда мер, направленных в направлении частичной социализации хозяйства