Россия в первой половине XIX в. (реформы, М.М. Сперанский, восстание декабристов)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:25, реферат

Описание

В новый, XIX век Российская империя вступала могущественной державой. В русской экономике окреп капиталистический уклад, но по-прежнему определяющим фактором хозяйственной жизни страны оставалось дворянское землевладение, соединившееся в годы правления Екатерины II. Дворянство расширило свои привилегии, только этому «благородному» сословию принадлежала вся земля, ему же на унизительных условиях была подчинена значительная часть крестьян, попавших в крепостное рабство. Дворяне получили по Жалованной грамоте 1785 г. корпоративную организацию, которая оказывала большое влияние на местный административный аппарат. Власти зорко следили за общественной мыслью. Они предали суду вольнодума-революционера А.Н. Радищева - автора «Путешествия

Содержание

Введение…………………………………………………………2стр.
Начало царствования Александра I……………………...........5стр.
Внутренняя политика………………………………………….7стр.
Реформы Сперанского………………………………………….9стр.
Революционеры-Декабристы………………………………….18стр.
Общественно-политическая мысль в 20-50 годы XIX века
…………………………………………………………………..23стр.
Заключение…………………………………………………….26стр.
Список использованной литературы………………………...27стр.

Работа состоит из  1 файл

19 Россия в первой половине XIX в. (реформы, М.М. Сперанский, восстание декабристов).doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

       СОДЕРЖАНИЕ 

       Введение…………………………………………………………2стр. 

       Начало  царствования Александра I……………………...........5стр. 

       Внутренняя  политика………………………………………….7стр. 

       Реформы Сперанского………………………………………….9стр. 

       Революционеры-Декабристы………………………………….18стр. 

       Общественно-политическая мысль в 20-50 годы XIX века

       …………………………………………………………………..23стр. 

       Заключение…………………………………………………….26стр. 

       Список  использованной литературы………………………...27стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ

       В новый, XIX век Российская империя вступала могущественной державой.  В русской экономике окреп  капиталистический уклад, но по-прежнему определяющим фактором хозяйственной жизни страны  оставалось дворянское землевладение, соединившееся в годы правления  Екатерины II.  Дворянство расширило свои привилегии, только этому «благородному» сословию принадлежала вся земля, ему же на унизительных условиях была подчинена значительная часть крестьян, попавших в крепостное рабство.  Дворяне получили по Жалованной грамоте 1785 г. корпоративную организацию, которая оказывала большое влияние на местный административный аппарат.  Власти зорко следили за общественной мыслью.  Они предали суду вольнодума-революционера А.Н. Радищева - автора «Путешествия из Петербурга в Москву», а затем заточили его в далеком Якутске.

       Своеобразный  блеск российскому самодержавию придавали успехи во внешней политике.  Границы империи в ходе почти беспрерывных военных кампаний были раздвинуты: на западе в ее состав по разделам Польши вошли Белоруссия, Правобережная Украина, Литва, южная часть Восточной Прибалтики, на юге - после двух русско-турецких войн - Крым и почти весь Северный Кавказ.  Внутреннее положение страны между тем было непрочным.  Финансы испытывали угрозу постоянной инфляции.  Выпуск ассигнаций (с 1769 года) перекрывал запасы серебряной и медной монеты, накопленные в кредитных учреждениях.  Бюджет, хотя и сводился без дефицита, поддерживался только внутренними и внешними займами.  Одной из причин финансовых затруднений били не столько постоянные расходы и содержание расширившегося административного аппарата, сколько рост недоимок податей крестьян.  Неурожай и голод повторялись по отдельным губерниям каждые 3-4 года, а в целом по стране каждые 5-6 лет.  Попытки правительства и отдельных дворян увеличить товарность сельскохозяйственного производства за счет лучшей агротехники, о чем заботилось созданное в 1765 году Вольное экономическое, нередко лишь усиливали барщинный гнет крестьян, на что они отвечали волнениями и восстаниями.

       Сословный строй, который до этого существовал  в России, постепенно изживал себя, особенно в городах.  Купечество уже не контролировало всю торговлю.  Среди городского населения все более четко можно было выделить классы, характерные для капиталистического общества,- буржуазию и рабочих.  Они формировались не на юридической, а на чисто экономической основе, что характерно для капиталистического общества.  В рядах предпринимателей оказывались многие дворяне, купцы, разбогатевшие мещане и крестьяне.  Среди рабочих преобладали крестьяне и мещане. В 1825 году в России было 415 городов и посадов.  Многие небольшие города имели аграрный характер.  В среднерусских городах было развито садоводство, преобладала деревянная застройка.  Из-за частых пожаров, случалось, опустошались целые города. 

       Горнодобывающая и металлургическая промышленность размещалась в основном на Урале, Алтае и Забайкалье.  Основными центрами металлообработки и текстильной промышленности стали Петербург, Московская и Владимирская губерния, Тула.  К концу 20-х годов XIX  века Россия ввозила каменный уголь, сталь, химические продукты, льняные ткани.

       На  некоторых заводах началось применение паровых машин.  В 1815 году в Петербурге на машиностроительном заводе Берда  был построен первый отечественный  теплоход «Елизавета».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

НАЧАЛО  ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА I 

       Самое начало  XIX века ознаменовалось внезапной сменой лиц на российском престоле.  Император Павел I, самодур, деспот и неврастеник, в ночь с 11 на 12 марта 1801 года был удавлен заговорщиками из высшей знати.  Убийство Павла было содеяно, ведома его 23-летнего сына Александра, который вступил 12 марта на трон, перешагнув через труп отца.

       Событие 11 марта 1801 года было последним дворцовым  переворотом в России.  Оно  завершило собой историю российской государственности XVIII веков.

       С именем нового царя все связывали  надежды не лучшее: «низы» на ослабление помещичьего гнета, «верхи» - на еще большее внимание к их интересам.  Дворянская знать, посадившая на трон Александра I, преследовала старые задачи: сохранить и упрочить в России самодержавно-крепостной строй.  Неизменной оставалась и социальная природа самодержавия как диктатуры дворянства.  Однако ряд угрожающе сложившихся к тому времени факторов заставлял александровское правительство искать новые методы для решения старых задач.

       Больше  всего дворян беспокоил рост недовольства «низов».  К началу XIX века Россия представляла собой державу, необозримо раскинувшуюся на 17 млн. кв. км от Балтийского до Охотского и от Белого до Черного моря.

       На  этом пространстве проживало около 40 млн. человек.  Достаточно сказать, что барщина в районах интенсивного земледелия составляла 5-6, а иногда и все 7 дней  в неделю. Помещики игнорировали указ Павла I о 3-х дневной барщине и не соблюдали его вплоть до отмены крепостного права. Крепостных тогда в России не считали людьми, их заставляли работать как тягловый скот, продавали и покупали, обменивали на собак, проигрывали в карты, сажали на цепь.  Этого не возможно было терпеть.  К 1801 году 32 из 42 губерний империи были охвачены крестьянскими волнениями, число которых превышало 270.

       Другим фактором, воздействовавшим на новое правительство, было давление со стороны дворянских кругов, требовавшие возвратить им привилегии дарованные Екатериной II.  Правительство вынуждено было учитывать распространение либеральных европейских веяний среди дворянской интеллигенции.  Потребности экономического развития вынуждали правительство Александра I к реформам. Господство крепостного права, при котором ручной труд миллионов крестьян, был даровым, мешало техническому прогрессу.  Промышленный переворот- переход от ручного производства к машинному, начавшийся в Англии с 60-х годов, а во Франции с 80-х годов XVIII века – в России стал возможным лишь с 30-х годов следующего столетия.  Рыночные связи между различными регионами страны были вялыми.  Более 100 тысяч деревень и сел и 630 городов, разбросанных по России, плохо знали, как и чем живет страна, а правительство об их нуждах и знать не хотело.  Российские пути сообщения были самыми протяженными и наименее благоустроенными в мире.  До 1837 года Россия не имела железных дорог.  Первый пароход появился на Неве в 1815 году, а первый паровоз  - лишь в 1834 году.  Узость внутреннего рынка тормозила рост внешней торговли.  Доля России в мировом товарообороте составляла  к 1801 году всего 3,7%.  Все это определило характер, содержание и методы внутренней политики царизма при Александре I. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВНУТРЕННЯЯ  ПОЛИТИКА 

       В результате дворцового переворота 12 марта 1801 года на российский престол вступил  старший сын Павла I Александр I. Внутренне Александр I  был не меньшим деспотом, чем Павел, но его украшал внешний лоск и обходительность.  Юный царь не в пример своему родителю, отличался прекрасной наружностью: высокий, стройный, с чарующей улыбкой на ангелоподобном лице.   В изданном  в тот же день манифесте он объявил о своей приверженности политическому курсу Екатерины II.  Он начал с того, что восстановил отмененные Павлом Жалованные грамоты 1785 года дворянству и городам, освободил дворянство и духовенство от телесных наказаний. Перед Александром I стояли задачи усовершенствования государственного строя России в новой исторической обстановке.  Для проведения этого курса Александр I приблизил к себе друзей своей юности - европейски образованных представителей молодого поколения родовитой знати. Вместе они образовали кружок, который назвали «Негласным комитетом».  В 1803 году был принят указ о «вольных хлебопашцах».  Согласно которому поещик при желании мог освободить своих крестьян, наделив их землей и получив с них выкуп.  Но помещики не спешили освобождать своих крепостных.  Александр впервые за всю историю самодержавия обсуждал в Негласном комитете вопрос о возможностях отмены крепостного права, но признал его еще не созревшим для окончательного решения.  Смелее, чем в крестьянском вопросе, были реформы в области просвещения.  К началу XIX  века административная система государства находилась в состоянии упадка.  Александр надеялся навести порядок и укрепить государство путем введения министерской системы центрального управления, основанной на принципе единоначалия. Тройная нужда заставляла царизм реформировать эту область: требовались подготовленные чиновники для обновленного государственного аппарата, а также квалифицированные специалисты для промышленности  и торговли.  Также для распространения по России либеральных идей  необходимо было упорядочить народное образование.   В итоге за 1802-1804 гг. правительство Александра I перестроило всю систему учебных заведений, разделив их на четыре ряда (снизу вверх: приходские, уездные и губернские училища, университеты), и открыло сразу четыре новых университета: в Дерпте, Вильно, Харькове и Казани.

       В 1802 году вместо прежних 12 коллегий было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел,  внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения  и юстиции. Но и в новых министерствах поселились старые пороки.  Александру были известны сенаторы, бравшие взятки.   Изобличать их боролось в нем с опасением уронить престиж Правительствующего Сената.  Нужен был принципиально новый подход к решению задачи.  В 1804 году был принят новый цензурный устав.  Он гласил, что цензура служит «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною».  Отменен был Павловский запрет на ввоз литературы из-за границы, началось - впервые в России -  издание переведенных на русский язык сочинений Ф. Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Г. Рейналя, которыми зачитывались будущие декабристы.  На этом закончилась первая серия реформ Александра I , воспетая Пушкиным как «дней Александровых прекрасное начало». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       РЕФОРМЫ СПЕРАНСКОГО 

       Александру  I удалось найти человека, который с полным правом мог претендовать на роль реформатора.  Михаил Михайлович Сперанский происходил из семьи сельского священника.  В 1807 году Александр I приблизил его себе.   Сперанский отличался широтой своего кругозора и строгой системностью мышления.  Он не терпел хаоса и сумбура.  В 1809 году по поучению  Александра он составил проект коренных государственных преобразований.  В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной.  Каждая из них, начиная с нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона.  Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой - всероссийским представительным органом.  Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.

       Все власти - законодательная, исполнительная и судебная - соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем.  Мнение Государственного совета, утвержденное царем, становилось законом. Ни один закон не мог вступить в действии без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете. 

       Реальная  законодательная власть, по проекту  Сперанского, оставалась в руках  царя и высшей бюрократии.  Действия властей, в центре и на местах, он хотел поставить под контроль общественного мнения.  Ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей.

       По  проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами.  Мастеровые, домашняя прислуга крепостные крестьяне в выборах не участвовали.  Но пользовались важнейшими государственными правами.  Главное из них звучало так: «Никто не может быть наказан без судебного приговора». План реформ Сперанского.

              В первые годы царствования  Александра I Сперанский еще оставался в тени, хотя уже готовил некоторые документы и проекты для членов Негласного комитета, в частности по министерской реформе. После осуществления реформы он был переведен на службу в Министерство внутренних дел. В 1803 г. по поручению императора Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в Росси», в которой проявил себя сторонником конституционной монархии, создаваемой путем постепенного реформирования общества на основе тщательно разработанного плана. 

            Однако практического значения  Записка не имела. Лишь в  1807 г. после неудачных войн с Францией и подписания Тильзитского мира, в условиях внутри политического кризиса Александр I вновь обратился к планам реформ.

              Новую роль Сперанский получил  не сразу. Сперва, как свидетельствовал  он сам, император поручал ему  «частные дела». Уже в 1807 г. Сперанского несколько раз приглашают на обед ко двору, осенью этого года он сопровождает Александра в Витебск на военный осмотр, а год спустя - в Эрфурт на встречу с Наполеоном. Это был уже знак высокого доверия. Впоследствии в письме к Александру Сперанский вспоминал:

                «В конце 1808 года, после разных частных  дел Ваше величество  начали занимать  меня постояннее  предметами высшего  управления, теснее  знакомить с образом  Ваших мыслей... и  нередко удостаивая  меня провождать  со мной целые вечера в чтении разных сочинений, к сему относящихся. Изо всех сих упражнений, из стократных, может быть, разговоров и рассуждений Вашего величества надлежало, наконец, составить одно целое. Отсюда произошел план всеобщего государственного образования».

             Таким образом, план реформ, составленный  Сперанским в виде обширного  документа под названием «Введение  к Уложению государственных законов”»,  был как бы изложением мыслей, идей и намерений самого государя. Как верно замечает современный  исследователь этой проблемы С.В.Мироненко, «самостоятельно, без санкции царя и его одобрения, Сперанский никогда не решился бы на предложение мер, чрезвычайно радикальных в условиях тогдашней России». Что же это были за меры?

Информация о работе Россия в первой половине XIX в. (реформы, М.М. Сперанский, восстание декабристов)