Россия в первой половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:57, контрольная работа

Описание

В 19 век Россия вступила как самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства. Численность населения и военная мощь России ставили её на первое место в Европе. Однако экономика России была архаичной, главным образом из-за плохого развития хозяйства (5% помещичьих хозяйств применяли рациональные технологии). Кроме того, государство отказывало в средствах промышленникам, вместо этого оно кредитовало траты помещиков под залог имений и крепостных.

Содержание

Введение 3
Основные тенденции социльно-экономического развития страны 5
Внутренняя политика Александра I 6
Внутренняя политика Николая I 11
Заключение 17
Список литературы 19

Работа состоит из  1 файл

контрольная по истории.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «история России»

по теме: «Россия в  первой половине XIX века»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка

Направление  менеджмент

Профиль  производственный менеджмент

Группа  ПМп-12Р

Ф.И.О  Морозова А.В.

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

Содержание

 

  1. Введение                                                                                                   3
  2. Основные тенденции социльно-экономического развития страны   5
  3. Внутренняя политика Александра I                                                      6
  4. Внутренняя политика Николая I                                                         11
  5. Заключение                                                                                            17
  6. Список литературы                                                                               19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В 19 век Россия вступила как самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства. Численность населения и военная мощь России ставили её на первое место в Европе. Однако экономика России была архаичной, главным образом из-за плохого развития хозяйства (5% помещичьих хозяйств применяли рациональные технологии). Кроме того, государство отказывало в средствах промышленникам, вместо этого оно кредитовало траты помещиков под залог имений и крепостных. Помимо этого, главной статьей доходов в государстве были подати с крестьян.

По своему политическому  устройству Россия была самодержавной  монархией. Во главе государства  стоял император (в просторечии  его по традиции называли царем). В  его руках была сосредоточена  высшая законодательная и распорядительная власть.

Император управлял страной при помощи чиновников. По закону они были исполнителями воли царя. Но в действительности чиновничество играло более значительную роль. В его руках была разработка законов, оно же проводило их в жизнь. Чиновничество было полновластным хозяином в центральных органах управления и в местных (губернских и уездных). Государственный строй России по своей форме был самодержавно-бюрократическим. Слово “бюрократия” так и переводится: власть канцелярий, от мздоимства которой страдали все слои населения.

Вот такова была обстановка в стране когда после убийства Павла I на престол вступил его сын Александр I, с которым в очередной раз были связаны надежды на изменение ситуации в стране к лучшему и определенные попытки реформ (пусть и на бумаге) вплоть до мысли об отмене крепостного права в первый период правления этого монарха - как будет описано в работе – были. Но реального их воплощения не было, напротив либерализм сменился реакцией, и все надежды и чаяния народа были перенесены на Николая I.

Таким образом, в данной контрольной работе будут освещены попытки реформ в первой половине XIX века, которые послужили в некотором смысле базой для эпохи Великих реформ Александра II.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные  тенденции социально-экономического  развития страны.

 

В XIX в. Россия вступила самодержавным государством с феодально-крепостнической системой хозяйства. Если по численности населения, военной мощи Россия, безусловно, была одной из первых держав Европы, то структура ее экономики была архаичной. Лишь 5 % помещичьих хозяйств применяло рациональные формы хозяйствования – монопольный севооборот, машины и т.д. Даже стремление увеличить денежные доходы за счет выросшей в первой четверти века внутренней и внешней торговли зерном толкало помещиков не к модернизации своего хозяйства на основе передовых образцов, а к усилению крепостнических форм хозяйства: увеличению барщины и оброка. Во многом это объяснялось позицией царского правительства. Отказывая в средствах промышленникам, оно кредитовало траты помещиков под залог имений и крепостных. Деньги на эти кредиты брались из бюджета.

 И все же Россия XIX в. приобретала новые черты, идущие из передовых стран Запада. Отражением этого влияния было то, что экономика России приобретала многоукладный характер, а социальные отношения стали более сложными и противоречивыми по сравнению с XVIII в. Растет новый класс – буржуазия, которая складывается из арендаторов земель, владельцев постоялых дворов, мельниц, строительных подрядов, мануфактур, купечества. Появились признаки ослабления монополии дворянства на землю. В 1801 г. была разрешена свободная купля-продажа ненаселенной земли. В 1818 г. крестьянам было разрешено основывать фабрики и заводы.

Промышленное развитие России в первой половине XIX в. было затруднено крепостническими отношениями. Предпринимательская деятельность ограничивалась помещичьей собственностью на землю и крестьян, а подневольный труд крепостных на промышленных предприятиях был непроизводительным. Развитию экономики препятствовало и плохое состояние дорог. Первый пароход «Елизавета» появился в России только в 1815 г., а железная дорога между Петербургом и Царским Селом – в 1837 г.

Но даже в этих условиях в начале XIX в. в России наблюдался рост промышленности, а число нового для государства класса – рабочих, приближалось к 1 млн человек. В возраставшей торговле преобладал внутренний оборот, при этом расширялась торговля с национальными окраинами.

Социально-экономическое  развитие страны требовало создания единой системы народного образования. Одним из важнейших явлений этого периода явилось преобразование системы народного просвещения в 1803 г. Нижней ступенью стали 2-классные приходские училища для крестьянских детей; следующей – 4-классные уездные училища для детей мещан; для детей дворян и чиновников в городах создавались средние учебные заведения – гимназии. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях – лицеях. Гимназии и лицеи давали право поступить в университет. В первой четверти XIX в были открыты новые университеты (Петербургский, Харьковский, Казанский и т.д.)

Развивалась издательская деятельность. В 1850 г. издавалось 56 периодических  изданий.

Географические экспедиции способствовали развитию науки. Экспедиция М.П. Лазарева и Ф.Ф. Беллинсгаузена во время кругосветного плавания 1819-1821 гг. открыла Антарктиду.

Данный период считается «золотым веком» русской художественной литературы, он связан с именами А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и др. Также развивается живопись, музыка, театральное искусство и т.д.

 

2. Внутренняя политика Александра I.

 

Александр I (1777–1825  гг.) –российский  император, старший сын Павла I. Александр I унаследовал трон после убийства отца в 1801 г.

Действительно, в 1815-1825 гг. во внутренней политике самодержавия резко усиливаются  консервативные, охранительные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А.А. Аракчеева, который играл большую роль в управлении государством. Впрочем, А.А. Аракчеев, при всем своем влиянии, в принципе был лишь исполнителем воли монарха.

Александр I, однако, не сразу отказался  от либеральных начинаний, характерных  для первой половины его царствования. В ноябре 1815 г. император утвердил конституцию для присоединенной к России согласно решениям Венского конгресса части Польши (Царство Польское). Власть российского монарха в Польше ограничивалась в известной мере местным представительным органом с законодательными функциями - сеймом. Сейм состоял из двух палат - Сената и Посольской палаты.

Сенаторы пожизненно назначались  монархом. Ими могли быть 
представители царской фамилии, высшее духовенство, крупные землевладельцы. Посольская палата состояла из 128 депутатов, из которых 77 выбиралось дворянами (на 6 лет) на шляхетских сеймиках, а 51 - на волостных собраниях. Крестьяне к выборам не допускались.

Дарование Царству Польскому конституции  Александр I рассматривал как первый шаг к введению представительной формы правления в Российской империи. Соответствующий намек был сделан им в марте 1818 г. в речи, произнесенной на открытии польского сейма. По поручению Александра I один из бывших членов Негласного комитета (Н.Н. Новосильцев) приступил к работе над проектом конституции для России. Подготовленный им документ (Государственная уставная грамота Российской империи) вводил федеративный принцип государственного устройства; законодательная власть делилась между императором и двухпалатным парламентом - сеймом, состоявшим (как в Польше, из Сената и Посольской палаты). Уставная грамота предоставляла гражданам Российской империи свободу слова, вероисповеданий, печати, гарантировала неприкосновенность личности. О крепостном праве в этом документе ничего не говорилось.

В 1818-1819 гг. Александр I предпринял попытки  решить и крестьянский вопрос. Царь поручил подготовить соответствующие проекты. А.А. Аракчеев разработал план постепенной ликвидации крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с их наделом казной. Для этой цели предполагалось ассигновать ежегодно 5 млн. руб. или выпускать специальные казначейские билеты, приносящие проценты. Предложения А.А. Аракчеева получили одобрение императора. Тем не менее, планы политической реформы и отмены крепостного права остались нереализованными.

 В 1816-1819 гг. личную свободу  получили лишь крестьяне Прибалтики. При этом помещики сохранили  в полной собственности все земельные угодья. За аренду помещичьей земли крестьяне по-прежнему были обязаны выполнять барщинную повинность.

К 1821-1822 гг. отказ Александра I от каких-либо преобразований стал совершившимся  фактом. Сторонники перемен составляли в правящих кругах ничтожное меньшинство. Сам царь, убеждаясь в невозможности проведения в этих условиях серьезных реформ, в своих воззрениях все более эволюционировал вправо. Это был мучительный процесс, завершившийся для Александра I тяжелым душевным кризисом. Отказавшись от реформ, царь взял курс на укрепление основ существующей системы. Внутриполитический курс самодержавия с 1822-1823 гг. характеризовался переходом к откровенной реакции.

Впрочем, уже с 1815 г. практика государственного управления во многих существеннейших отношениях резко контрастировала с задумывавшимися и частично проводившимися в жизнь либеральными начинаниями монарха. Жесткая и бессмысленная муштра насаждалась в армии. Наиболее зримым воплощением утверждавшегося в стране полицейского режима явились военные поселения. Впервые в царствование Александра I они были организованы еще в 1810 г., однако широкое распространение получили с 1816 г. К концу правления Александра I на положение военных поселян было переведено примерно 375 тыс. государственных крестьян, что составляло около трети русской армии, которую, очевидно, в перспективе предполагалось всю сделать "поселенной". Созданием военных поселений самодержавие рассчитывало решить сразу несколько проблем. Прежде всего, это позволяло уменьшить расходы на содержание армии, что было чрезвычайно важно при растрате финансов в последние годы царствования Александра I. Переводившиеся в разряд военных поселян крестьяне совмещали сельскохозяйственные работы с занятиями военным делом. Таким образом, вооруженные силы переводились на "самоокупаемость". С другой стороны, "поселение" армии должно было обеспечить ее комплектование в мирное время за счет естественного прироста в военных поселениях. Тем самым в перспективе можно было ликвидировать рекрутчину - одну из наиболее обременительных крестьянских повинностей. В лице военных поселян создавалась особая каста, изолированная от основной массы крестьянства, а потому, как казалось правящим кругам, способная быть надежной опорой существующего порядка. Наконец, перевод в разряд военных поселян казенных крестьян усиливал административный надзор за государственной деревней. Поселенные войска образовали Отдельный корпус военных поселений, которым командовал А.А. Аракчеев. Жизнь поселян была настоящей каторгой. Они не имели права уходить на заработки, заниматься торговлей или промыслом. Военные поселяне испытывали на себе двойные тяготы - солдатской и крестьянской жизни. Их дети с 12 лет отбирались от родителей и переводились в разряд кантонистов (солдатских детей), а с 18 лет считались находящимися на действительной военной службе. Вся жизнь военных поселян подчинялась жесткому казарменному распорядку. В поселениях царил произвол начальства, существовала система бесчеловечных наказаний. Военные поселения не оправдали тех надежд, которые с ними связывали правящие круги.

Наступление реакции проявилось и  в политике правительства в области  образования. В 1817 г. Министерство народного  просвещения было преобразовано  в Министерство духовных дел и  народного просвещения. В нем сосредоточивалось управление и церковными делами, и вопросами народного образования. Влияние религии на культурную жизнь страны возросло. Сразу же началась атака на университеты. В 1819 г. настоящему разгрому подвергся Казанский университет. В 1821 г. началось наступление на только что учрежденный Петербургский университет. Значительно ужесточалась цензура, которая не пропускала в печать даже рецензии на игру актеров императорских театров, поскольку актеры находились, на казенной службе и их критику можно было расценивать как критику правительства. Активную деятельность развернули различные кружки религиозного, мистического характера.

В 1824 г. был восстановлен прежний порядок заведования делами православной церкви и народного образования, которые снова перешли соответственно в компетенцию двух независимых друг от друга инстанций - Синода и Министерства народного просвещения.

Усиление реакции с начала 20-х годов XIX в. ярко проявилось, опять-таки, в мерах, направленных на укрепление власти помещиков над крестьянами.

В 1822 г. Александр I утвердил решение Государственного совета "Об отсылке крепостных людей за дурные проступки в Сибирь на поселение". Этим актом восстанавливалось отмененное царем в 1809 г. право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Единственное отличие между прежним, существовавшим до 1809 г., и новым, введенным в 1822 г., порядком заключалось в том, что ранее помещики могли отправлять крепостных на каторжные работы, а теперь - на поселение. В соответствии с разъяснением, последовавшим в 1823 г., судебные инстанции не должны были заниматься делами ссылаемых на поселение крестьян. Таким образом, даже те ничтожные уступки крепостным, на которые Александр I пошел в начальный период своего правления, существенно урезались.

Изменения претерпела с  начала 20-х годов XIX в. и политика Александра I в отношении Польши. Сейм второго созыва оказался непослушным. Большинством голосов он отверг в 1820 г. представленные на его утверждение законопроекты, как нарушающие конституцию, После этого Александр I вообще не собирал сейм в течение двух сроков, предусмотренных конституцией. Таким образом, в итоге не порядки, установленные в Польше, распространялись на Россию, а, напротив, в Польше постепенно утверждались абсолютистские принципы, господствовавшие во всех прочих частях империи.

В обстановке дальнейшего  наступления реакции Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г.

Информация о работе Россия в первой половине XIX века