Рождение Петровской армии и флота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 14:40, контрольная работа

Описание

Петр I Великий родился 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве, российский царь с 1682 г., (правил с 1689 г.), первый российский император (с 1721 г.), младший сын Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной.
Петр I был выдающимся человеком и сильной порывистой, одаренной натурой. Это был очень высокий и физически крепкий человек. Энергия его не знала границ. Он не знал меры ни в работе, ни в разгуле, ни в отношениях с женщинами. Целеустремленный и упрямый, он не останавливался ни перед какими препятствиями. Разумеется, он был сыном своего времени. Недостаток культуры, отсутствие понятий о правах личности, слепая вера в абсолютную власть царя, благость суровых указов и наказаний, пренебрежение интересами народа, жестокость и дикость забав и шуток и прочее - все это было ему свойственно.

Содержание

Введение 3
Рекрутские наборы. Формирование новой армии 5
Создание флота 9
Начало формирования системы профессионального
военного образования 12
Заключение 16
Список используемой литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Рождение Петровской армии и флота - копия.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

Новый этап резкой активизации в строительстве  новых кораблей наступает в 1711—1713 гг. На русских верфях уже строили  мощные 52-х и даже 60-пушечные корабли. В 1714 г. русский флот одержал 27 июля крупную морскую победу над шведами у полуострова Гангут (Ханко). Победа позволила русскому флоту контролировать Аландские шхеры и побережье. Стремясь перенести войну на территорию врага, российский царь наращивал численность и мощных линейных кораблей и шхерного флота. Окончательное утверждение на Балтийском море может быть приурочено к победе у Гренгама 27 июля 1720 г. К моменту окончания войны Россия имела на Балтике 29 линейных кораблей, 6 фрегатов, 208 галер и другие суда. И после войны, постоянно наращивая численность кораблей, Россия имела на Балтике самый мощный флот.

Создание  каспийского флота произошло  уже в 20-е годы XVIII в. До этого времени  в Астрахани были, главным образом, традиционные струги и бусы. К началу Каспийского похода 1722—1723 гг. у России было около 300 судов. И это сделало возможным овладение всем западным и отчасти южным побережьем Каспийского моря.

В первые годы создания русского флота помимо сложнейших экономических и технических  проблем были огромные трудности  с кадрами для флота. Это ведь только поначалу можно было нанять 600 зарубежных моряков (это были в основном славяне) и переквалифицировать армейских гвардейцев и солдат в моряки. С 1705 г. начались наборы специально для флота. В дальнейшем до 1715 г. 5 наборов, примерно по 1—1,5 тыс. чел. каждый. Однако полностью комплектование флота стало реальностью, только начиная с 1718 г.

В течение всех лет строительства  флота разрабатывались и теоретико-организационные, и военно-тактические основы русского флота. В 1706 г. появился «Артикул корабельный», в 1710 г. «Инструкция и артикулы военные Российскому флоту». В 1718—1722 гг. подготовлен фундаментальный «Устав морской» и «Регламент адмиралтейский», ставшие подлинным достижением русской военно-теоретической мысли, обобщением огромного боевого опыта Балтийского флота.

Важнейшим средством создания сильной  и боеспособной армии и могучего флота было налаживание системы  профессионального военного образования. Печальный опыт нарвского поражения определил недоверчивое отношение правительства к иностранцам-наемникам. Это вынудило государство стремительно создавать целую сеть военных школ, хотя нужда в западных военных специалистах все-таки оставалась. Первой военной школой была бомбардирская школа при Преображенском полку (1698—1699 гг.). В 1701 г. открылась первая большая (на 300 чел.) артиллерийская школа в Москве. В 1712 г. 5

стала действовать артиллерийская школа в Петербурге. В 1721 г. там  же открылась артиллерийская школа для кадровых артиллеристов. Были организованы и две военно-инженерные школы. Наконец, в 1721 г. для подготовки низшего командного состава (унтер-офицеров) была создана огромная сеть гарнизонных школ (число их достигало 50-ти).

Первое мореходное училище было организовано еще в 1698 г. в Азове. В 1701 г. в Москве открылась школа «математических и навигационных» наук, готовящая кадры и для армии, и для флота. Вначале она была рассчитана на 200 чел., а с 1701 г. уже на 500 чел. В 1715 г. стала действовать петербургская Морская академия офицерских кадров. В 1716 г. была организована так называемая гардемаринская рота. Разумеется, практиковались и командировки на учебу в страны Западной Европы (в Голландию, Францию, Италию и другие государства). В конечном итоге к 20-м годам Россия могла полностью обеспечивать и армию, и флот своими кадрами морских, пехотных, артиллерийских и инженерных офицеров. В 1714 г. все иностранные офицеры прошли через процедуру экзамена и не выдержавшие его были уволены со службы. В 1722 г. иностранцев разрешено было принимать в службу лишь при условии, «что по смерть им здесь оставаться».

 

3 Начало формирования системы профессионального военного образования

 

Российского образования  в ХVIII веке целиком связано с  грандиозной личностью Петра I, великого реформатора, придававшего образованию первостепенную государственную значимость. В своих циркулярах он требовал, чтобы подданные «сколь возможно, чтению и письму детей обучали». Кроме азбуки  рекомендовалось использовать часослов и псалтирь. С дворян был особый спрос: их дети должны были учить иностранные языки и другие науки. Важнейшим компонентом своих реформ Петр считал развитие европейски ориентированного, светского по характеру образования. В связи с этим было принято решение открыть государственные школы для подготовки образованных людей дворянских, купеческих и верхушки посада.

Благодаря Петру  в  России возникла система профессионального  образования. В 1701 году были созданы  навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов.   27 августа 1701 года в Москве открылась первая государственная школа «математических и навигацких наук». В нее набрано 180 первых добровольцев, среди которых были подростки 12 – 17 лет. Было и несколько взрослых – двадцатилетних учеников. Обучение в школе было бесплатное. Боле того – неимущие ученики (а такие тоже принимались в школу) получали от нее денежное пособие на питание. В этой  школе готовили кораблестроителей, капитанов и преподавателей для других школ.

 «Навигацкая школа»  располагалась в Сухаревской  башне.  Занятия начинались с  изучения грамоты. Самыми первыми  предметами были русская грамота  и арифметика. В зависимости от  социального происхождения  своих  родителей ученики получали различное образование. В «Навигацкой школе» была введена строгая  дисциплина, за прогулы с учащихся взимали штраф. Окончившие школу шли служить на флот, в артиллерию, а лучших учащихся посылали за границу для продолжения образования.

Выпускники Навигацкой, Инженерной, Медицинской, Артиллерийской школ, открытых в Москве по именным указам Петра 1, получая не только общее, но и профессиональное образование, занимали ведущие должности на гражданской и воинской службе, становились активными проводниками реформ. Среди них – автор первой «Арифметики»  Л.Ф.Магницкий, публицист И.С. Посошков, первый отечественный доктор медицины и философии П.В. Постников и многие другие «птенцы гнезда Петрова».

Петровская эпоха создала  уникальные возможности личного  роста талантливых людей из народа; развитие общей грамотности и духовности рассматривалось как приоритетная государственная задача, образованность всячески приветствовалась. Так, в Москве, в палатах боярина В.Ф. Нарышкина на Покровке в начале 1705 года была учреждена школа для детей «бояр и окольничих, и думных, и  ближних, и всего служивого и купецкого чина…».

В 1714 году был  издан  указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме  крестьян). Было постановлено: без свидетельства  об окончании обучения « жениться не допускать и венечных памятей не давать».

К 1722 году в разных городах  России были открыты 42 так называемые «цифирные школы», обеспечивающие начальное  обучение математике. Гуманитарное обучение обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академии.

К 1725 году было около 50 епархиальных школ. Количество учеников в цифирных школах сократилось в связи с  открытием епархиальных школ, куда перешли почти все дети священников  и дьяконов, и нежеланием "посадских людей" (купечества и ремесленников) отдавать своих детей в цифирные школы (их предпочитали обучать ремеслу). Поэтому основным контингентом цифирных школ стали солдатские дети и дети приказных, а часть школ пришлось закрыть.

Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете - гимназия. Вся эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти - в 1726 году. Профессуру приглашали в основном из Германии - среди профессоров были знаменитости европейского уровня, например, математики Бернулли и Эйлер. Студентов в университете было сначала очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для "казеннокоштных" студентов (учившихся за счет государства). Среди казеннокоштных студентов были разночинцы, и даже крестьяне (например, М.В. Ломоносов). В гимназии также учились дети солдат, мастеровых и крестьян, однако они обычно ограничивались низшими (младшими) классами.

В 1755 году аналогичный  университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев) был открыт в Москве. Курс дворянской гимназии включал русский язык, латынь, арифметику, геометрию, географию, краткую философию и иностранные языки; в гимназии для разночинцев учили главным образом искусствам, музыке, пению, живописи, преподавали и технические науки.

В 1732 г., возникли гарнизонные  школы, дававшие не только начальное  военное, но и начальное математическое и инженерное образование. Часть духовных ("архиерейских") школ расширили свой курс за счет "средних" и "высших" классов и стали именоваться "семинариями". В них, кроме грамоты, изучались грамматика, риторика, философия и богословие.

Именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам естественным, математическим и техническим - астрономия, фортификация и т.д. В ХУ111 веке по-прежнему значительную роль в московском образовании играл Печатный двор, получивший при Петре 1 наименование «Московская типография».

Она печатала разнообразные  календари и азбуки, часословы  и псалтири. Набор шел уже не славянскими, а русскими литерами. Учебники, особенно азбуки, стояли на первом месте среди издаваемых в Москве книг светского содержания. Сентября по декабрь 1714 года в городе было распродано 1525 азбук, за весь следующий год – 9796,а в 1716 году – более пяти тысяч. Рекордными тиражами выходили календари, только за один 1709 год – 7200.

Петр 1 живо интересовался  делами образования, обращая особое внимание на вопросы воспитания добропорядочных  и рачительных подданных, верных патриотов. Под его личным контролем  огромным тиражом было напечатано и распространено «Юности честное зерцало», этот замечательный памятник национальной педагогической культуры, наполненный отеческими советами по многим вопросам. Оно стало наиболее популярным домашним чтением в дворянских семьях.

Петр мечтал о создании единой внесословной системы образования. На деле созданная им система оказалась и не единой (профессиональная школа - духовная школа), и не внесословной. Не ставилась и задача общего образования, оно давалось попутно, как часть и условие профессионального образования. Но эта система сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, "вписав" его в европейскую систему образования. 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Заключение

 

В период правление Петра 1 в России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами. Главными из них были воинский (1716 год) и морской уставы (1720 год), в разработке которых Петр I участвовал лично. Развитие металлургии способствовало значительному росту производства новых систем артиллерийских орудий. На Дону и на Балтике начал создаваться военно-морской флот, строительство которого осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени.

Создание регулярных армии и флота потребовало  новых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами, перед другими имевшимися в то время формами комплектования. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но для него обязательна была военная или гражданская служба. В результате армия постепенно становилась всесословной, так как она пополнялась боярскими, посадскими, дворовыми, стрелецкими и даже поповскими детьми. Служить в регулярной армии Петра I стало престижно, хотя и опасно, так как армия постоянно находилась в сражениях и походах. Рекрутов холостых в возрасте от 15 до 20 лет, а потом и женатых от 20 до 30 лет распределяли по "станциям", сборным пунктам в ближайших городах партиями человек в 500-1000, расквартировывали по постоялым дворам, назначали из них же капралов и ефрейторов для ежедневного пересмотра и надзора или отдавали их отставным (из-за ран и болезней) офицерам и солдатам. С этих сборных учебных пунктов рекрутов рассылали, куда требовалось, "на упалые места", для пополнения старых полков, для формирования новых. По объяснению самого Петра, цель таких армейских питомников состояла в том, что "когда спросят в дополнку в армию, то всегда на упалые места были готовы". Это и были "бессмертные" рекруты и солдаты, как их тогда прозвали. Указ гласил, что кто из них на учебной станции или уже на службе умрет, будет убит или сбежит, вместо того брать нового рекрута с тех же людей, с которых взят выбывший. Первый рекрутский набор в российскую армию был произведен в 1705 году по единой норме - по одному рекруту с 20 тяглых дворов, что составило до 30 тысяч рекрутов. Такой порядок пополнения армии и флота продолжался до конца 1709 года.

Для управления, комплектования, обучения, содержания и обмундировки российской регулярной армии был  создан сложный военно-административный механизм с Военной и Адмиралтейской, Артиллерийской и Провиантской канцеляриями. Кроме этого, был образован для руководства армией и флотом Генеральный штаб во главе с генералитетом, который по табели о рангах 1712 года состоял из двух генерал-фельдмаршалов - князя Меншикова и графа Шереметева, и из 31 генерала, в числе которых было 14 иностранцев.

Петровские преобразования дали толчок к развитию, основу для  него на весь XVIII в. и даже частично дальше. Велики были жертвы, которые Петр, требовал от своего народа, но велики были и его достижения. Он открыл России морские пути для сношения с другими народами и ввел Россию в среду европейских народов; созданием первоклассной армии и военного флота он сделал Россию великой державой, он создал далекий от совершенства, но все же более пригодный аппарат государственного управления, чем была устарелая; созданием крупной промышленности и особенно успешным развитием горного дела он сделал Россию экономически самодовлеющей и независимой от других стран; наконец он заложил основы светской русской культуры, которая дала такие обильные плоды в XIX столетии.

Информация о работе Рождение Петровской армии и флота