Русь во времена Владимира Святославича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 20:45, доклад

Описание

По свидетельству летописца, Владимир был незаконным сыном Святослава, прижитым им от рабыни, ключницы Ольгиной Малуши. Дядькой Владимира был брат Малуши Добрыня.
В 969 году Святослав, только что схоронивший мать и собиравшийся в новый длительный поход в Болгарию, посадил старшего сына Ярополка князем в Киеве, а другого сына - Олега - князем у древлян. В то время пришли новгородцы, прося и себе князя.

Содержание

1. Правление Владимира
2. Принятие Владимиром христианства
3. Крещение Руси
4. Значение принятия христианства
5. Заключение

Работа состоит из  1 файл

Доклад по истории на тему.docx

— 30.23 Кб (Скачать документ)

столице. Победоносные тогда болгары-угрожали ей с севера. Василий обратился

за помощью к Владимиру.

Перед Владимиром встал очень  серьезный вопрос. До сих пор мы не видели, чтобы

он как-либо менял курс международной политики, намеченный его отцом. Арабский

писатель Яхья решительно утверждает, что накануне этих переговоров отношения

между Русью и Византией  были враждебные. Владимир взвесил  обстоятельства и

решил на известных условиях вмешаться в сложные и трудные  византийские дела.

Тем самым он шел на перемену своего курса в отношениях с Византией. Какие это

были условия, нам, к сожалению, неизвестно. Мы можем только догадываться, что

одним из условий была выдача замуж за Владимира сестры византийского

императора Анны.

Такое условие с первого  взгляда может показаться несерьезным. Однако

стремление породниться  с византийским императорским двором было важным

политическим шагом, к  которому стремились и европейские  дворы. Германский

император Оттон сватал своего сына за греческую царевну, но получил от

византийского императора отказ. Последний заявил, что это неслыханная вещь,

чтобы «багрянородная» (т. е. рожденная в багряной палате византийского

дворца) породнилась с  варваром.

Константин Багрянородный  давал в общей форме своему сыну совет: «Если какой-

либо народ из этих неверных и презренных северных жителей попросит

породниться с царем Ромеев или взять, в невесты его дочь или дать свою дочь в

жены царю или царскому сыну, то такую нелепую их просьбу  следует отклонить».

В данном случае с Владимиром дело сложилось иначе. Василию грозила  опасность

лишиться престола и власти. В таких тяжелых обстоятельствах  он, по-видимому,

пошел на уступки. Но вряд ли Владимир ограничился только этим одним  условием.

Соглашение было достигнуто, и Владимир послал на помощь Василию II отборное

русское войско. Это нам  известно по греческим источникам. Русское войско

блестяще справилось со своей  задачей. Армия восставших после  двух крупных

сражений была разгромлена  и Фока убит.

Василий II, спасенный Владимиром, укрепив свою власть, очевидно, не выполнил

всех условий и, может  быть, как раз отказал ему в  выдаче замуж своей сестры.

Мы точно этого не знаем, но можем догадываться об этом по связи  событий.

Владимир, союзник Василия, только что спасший его от политической, а может

быть и от физической гибели, вдруг после этого идет в Крым и осаждает

греческий город Корсунь — по-гречески Херсонес (развалины его существуют и

сейчас под Севастополем), представлявший собой очень сильную крепость. Осада

продолжалась несколько  месяцев, и город был взят.

Владимир послал к греческим  императорам Василию и Константину  требовать себе

в супружество сестру их, царевну Анну, с угрозою, что если не пришлют сестры,

то он возьмет и Константинополь, как взял Корсунь. Императоры отвечали, что

не могут выдать сестры за язычника; тогда Владимир послал сказать им, что

примет христианство; и  действительно, когда Анна приехала в Корсунь, то он

крестился со многими боярами.

Летописи повествуют, что  болевший глазами и потерявший зрение князь во время

крещения прозрел. Вслед  за крещением состоялся брак его с Анной, родившей

впоследствии Владимиру  сыновей Бориса и Глеба. По возвращении  в Киев он

крестил своих сыновей  и народ. По некоторым сведениям, всенародное крещение

Руси было совершено в  Киеве 1 августа 988 года.

Сам великий князь с  митрополитом и корсунскими священниками присутствовал при

крещении. Обнаженные люди всякого возраста и пола после погружения в воду и

выполнения обряда крещения получили новые имена. Языческие  идолы были

низвергнуты. Одних сожгли, других рассекли на части. Главного идола, Перуна,

привязали к лошадиному хвосту и потащили с горы в Днепр. При  этом двенадцать

человек били истукана палками, изгоняя беса, который этим идолом прельщал

народ.

После всенародного крещения великий князь приступил к  искоренению язычества

на Руси и принялся ревностно  истреблять языческих идолов. На их местах

устанавливались христианские храмы, богослужение в которых шло  по книгам,

переведенным с греческого на славянский святыми братьями Кириллом и Мефодием.

В самом Киеве он построил церковь Св. Василия и церковь Богородицы, так

называемую "Десятинную", получившую название после того, как князь назначил

на ее содержание и содержание духовенства десятую часть княжеских  доходов.

Для ускорения распространения  новой веры и просвещения великий  князь приказал

брать детей у состоятельных  родителей и обучать их грамоте. Благодаря этому

на Руси в последующие  два десятилетия выросло новое  поколение людей, ставших

проводниками просвещения  и христианства в Отчизне. Много  стал заботиться

Владимир о больных  и бедных. Он созывал на княжеский  двор народ отовсюду;

кормил, поил всех пришедших, а для тех, которые не в состоянии  были приходить

на княжеский двор, приказывал развозить еду по городу.

Значение принятия христианства было огромно и проявлялось буквально  во всем.

Принятие православия  перевернуло всю жизнь восточнославянского  человека:

·              на Руси стало совершенствоваться огородничество; новая религия

содержала много постов, когда  рекомендовалось принимать в  пищу только овощи;

лучшими огородниками на Руси всегда были монахи;

·              на Руси появилось каменное зодчество; русские у греков

переняли приемы кладки стен, возведения куполов, камнерезное дело;

·              для украшения храмов нужны были иконы; на Руси возникла

Иконопись - изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых и сцен из их

жизни;

·              на Руси появилась Фресковая живопись - техника стенной

живописи - рисование по сырой  штукатурке красками, разведенными на воде

·              появилась письменность; первые рукописные книги церковного

содержания известны на Руси с ХI в.;

·              христианство способствовало укреплению великокняжеской власти;

вместе с православием в восточнославянское общество стала  приникать мысль о

том, что любая власть, тем более великокняжеская, от Бога, поэтому подданные

должны князю беспрекословно подчиняться;

·              христианство объединило всех восточных  славян в один народ -

русский;

·              изменилось международное положение  Руси; она перестала

считаться варварским государством;

·              с принятием христианства русское  общество обрело духовный

стержень, Церковь стала  объединяющей силой в государстве.

Вместе с тем, принятие православия привело к культурному  размежеванию

восточных и части южных - с западными славянами, принявшими христианство из

Рима. Восточные славяне  ушли в орбиту византийской культуры, а западные -

римской.

Владимир умер 15 июля 1015 года. Церковь причла его к лику святых как

равноапостольного; в народе осталась о нем память как о государе чрезвычайно

добром, милостивом.

Изучая эпоху св. кн. Владимира, можно спорить о тех или  иных подробностях,

по-разному описываемых древними историками и летописцами, можно настаивать на

той или иной последовательности событий, предшествовавших крещению князя.

Можно предлагать свое прочтение  причин, приведших святого Владимира  к

воцерковлению. Но одно для непредвзятого взгляда остается несомненным — в

условиях, крайне неблагоприятных для Церкви, в среде народа дикого и

нерасположенного к обращению, в стране, враждебной православной Византийской

империи, произошло событие, не объяснимое естественным ходом вещей, —

Крещение Руси.

                               Литература:                              

Греков Б.Д. Киевская Русь.М.,1953;

Карамзин Н.М. История государства  Российского. М., 1989. Т. 1.

А.Ладинский Когда пал Херсонес...;

"Правители России" Валентина  Валькова, Ольга Валькова

Шикман А.П. Деятели отечественной истории.

    


Информация о работе Русь во времена Владимира Святославича