Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 20:45, доклад
По свидетельству летописца, Владимир был незаконным сыном Святослава, прижитым им от рабыни, ключницы Ольгиной Малуши. Дядькой Владимира был брат Малуши Добрыня.
В 969 году Святослав, только что схоронивший мать и собиравшийся в новый длительный поход в Болгарию, посадил старшего сына Ярополка князем в Киеве, а другого сына - Олега - князем у древлян. В то время пришли новгородцы, прося и себе князя.
1. Правление Владимира
2. Принятие Владимиром христианства
3. Крещение Руси
4. Значение принятия христианства
5. Заключение
столице. Победоносные тогда болгары-угрожали ей с севера. Василий обратился
за помощью к Владимиру.
Перед Владимиром встал очень серьезный вопрос. До сих пор мы не видели, чтобы
он как-либо менял курс международной политики, намеченный его отцом. Арабский
писатель Яхья решительно утверждает, что накануне этих переговоров отношения
между Русью и Византией были враждебные. Владимир взвесил обстоятельства и
решил на известных условиях вмешаться в сложные и трудные византийские дела.
Тем самым он шел на перемену своего курса в отношениях с Византией. Какие это
были условия, нам, к сожалению, неизвестно. Мы можем только догадываться, что
одним из условий была выдача замуж за Владимира сестры византийского
императора Анны.
Такое условие с первого взгляда может показаться несерьезным. Однако
стремление породниться с византийским императорским двором было важным
политическим шагом, к которому стремились и европейские дворы. Германский
император Оттон сватал своего сына за греческую царевну, но получил от
византийского императора отказ. Последний заявил, что это неслыханная вещь,
чтобы «багрянородная» (т. е. рожденная в багряной палате византийского
дворца) породнилась с варваром.
Константин Багрянородный давал в общей форме своему сыну совет: «Если какой-
либо народ из этих неверных и презренных северных жителей попросит
породниться с царем Ромеев или взять, в невесты его дочь или дать свою дочь в
жены царю или царскому сыну, то такую нелепую их просьбу следует отклонить».
В данном случае с Владимиром дело сложилось иначе. Василию грозила опасность
лишиться престола и власти.
В таких тяжелых
пошел на уступки. Но вряд ли Владимир ограничился только этим одним условием.
Соглашение было достигнуто, и Владимир послал на помощь Василию II отборное
русское войско. Это нам известно по греческим источникам. Русское войско
блестяще справилось со своей задачей. Армия восставших после двух крупных
сражений была разгромлена и Фока убит.
Василий II, спасенный Владимиром, укрепив свою власть, очевидно, не выполнил
всех условий и, может быть, как раз отказал ему в выдаче замуж своей сестры.
Мы точно этого не знаем, но можем догадываться об этом по связи событий.
Владимир, союзник Василия, только что спасший его от политической, а может
быть и от физической гибели, вдруг после этого идет в Крым и осаждает
греческий город Корсунь — по-гречески Херсонес (развалины его существуют и
сейчас под Севастополем), представлявший собой очень сильную крепость. Осада
продолжалась несколько месяцев, и город был взят.
Владимир послал к греческим
императорам Василию и
в супружество сестру их, царевну Анну, с угрозою, что если не пришлют сестры,
то он возьмет и Константинополь, как взял Корсунь. Императоры отвечали, что
не могут выдать сестры за язычника; тогда Владимир послал сказать им, что
примет христианство; и действительно, когда Анна приехала в Корсунь, то он
крестился со многими боярами.
Летописи повествуют, что болевший глазами и потерявший зрение князь во время
крещения прозрел. Вслед за крещением состоялся брак его с Анной, родившей
впоследствии Владимиру сыновей Бориса и Глеба. По возвращении в Киев он
крестил своих сыновей и народ. По некоторым сведениям, всенародное крещение
Руси было совершено в Киеве 1 августа 988 года.
Сам великий князь с митрополитом и корсунскими священниками присутствовал при
крещении. Обнаженные люди всякого возраста и пола после погружения в воду и
выполнения обряда крещения получили новые имена. Языческие идолы были
низвергнуты. Одних сожгли, других рассекли на части. Главного идола, Перуна,
привязали к лошадиному хвосту и потащили с горы в Днепр. При этом двенадцать
человек били истукана палками, изгоняя беса, который этим идолом прельщал
народ.
После всенародного крещения великий князь приступил к искоренению язычества
на Руси и принялся ревностно истреблять языческих идолов. На их местах
устанавливались христианские храмы, богослужение в которых шло по книгам,
переведенным с греческого на славянский святыми братьями Кириллом и Мефодием.
В самом Киеве он построил церковь Св. Василия и церковь Богородицы, так
называемую "Десятинную", получившую название после того, как князь назначил
на ее содержание и содержание
духовенства десятую часть
Для ускорения распространения новой веры и просвещения великий князь приказал
брать детей у состоятельных родителей и обучать их грамоте. Благодаря этому
на Руси в последующие два десятилетия выросло новое поколение людей, ставших
проводниками просвещения и христианства в Отчизне. Много стал заботиться
Владимир о больных и бедных. Он созывал на княжеский двор народ отовсюду;
кормил, поил всех пришедших, а для тех, которые не в состоянии были приходить
на княжеский двор, приказывал развозить еду по городу.
Значение принятия христианства
было огромно и проявлялось
Принятие православия
перевернуло всю жизнь
· на Руси стало совершенствоваться огородничество; новая религия
содержала много постов, когда рекомендовалось принимать в пищу только овощи;
лучшими огородниками на Руси всегда были монахи;
· на Руси появилось каменное зодчество; русские у греков
переняли приемы кладки стен, возведения куполов, камнерезное дело;
· для украшения храмов нужны были иконы; на Руси возникла
Иконопись - изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых и сцен из их
жизни;
· на Руси появилась Фресковая живопись - техника стенной
живописи - рисование по сырой штукатурке красками, разведенными на воде
· появилась письменность; первые рукописные книги церковного
содержания известны на Руси с ХI в.;
· христианство способствовало укреплению великокняжеской власти;
вместе с православием в восточнославянское общество стала приникать мысль о
том, что любая власть, тем более великокняжеская, от Бога, поэтому подданные
должны князю беспрекословно подчиняться;
· христианство объединило всех восточных славян в один народ -
русский;
· изменилось международное положение Руси; она перестала
считаться варварским государством;
· с принятием христианства русское общество обрело духовный
стержень, Церковь стала объединяющей силой в государстве.
Вместе с тем, принятие
православия привело к
восточных и части южных - с западными славянами, принявшими христианство из
Рима. Восточные славяне ушли в орбиту византийской культуры, а западные -
римской.
Владимир умер 15 июля 1015 года. Церковь причла его к лику святых как
равноапостольного; в народе осталась о нем память как о государе чрезвычайно
добром, милостивом.
Изучая эпоху св. кн. Владимира, можно спорить о тех или иных подробностях,
по-разному описываемых древними историками и летописцами, можно настаивать на
той или иной последовательности событий, предшествовавших крещению князя.
Можно предлагать свое прочтение причин, приведших святого Владимира к
воцерковлению. Но одно для непредвзятого взгляда остается несомненным — в
условиях, крайне неблагоприятных для Церкви, в среде народа дикого и
нерасположенного к обращению, в стране, враждебной православной Византийской
империи, произошло событие, не объяснимое естественным ходом вещей, —
Крещение Руси.
Литература:
Греков Б.Д. Киевская Русь.М.,1953;
Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1989. Т. 1.
А.Ладинский Когда пал Херсонес...;
"Правители России" Валентина Валькова, Ольга Валькова
Шикман А.П. Деятели отечественной истории.