Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:12, реферат
Никогда прежде в своей истории Русь не испытывала такого потрясения, как в 1237—1241 гг. Ни набеги половцев, ни приступы «ляхов» или венгров не шли ни в какое сравнение с тем, что пережили северо-восточные и юго-западные земли. По данным археологов, из 74 городов было разрушено 49, причем почти треть их не была восстановлена.
Основной удар обрушился на города — ремесленно-торговые, административные и культурные центры земель. С их разорением и опустошением все эти функции — средоточия городской жизни — пришли в упадок или существенно видоизменились. Ремеслу и торговле был нанесен огромный урон. Те из ремесленников, кто не погиб и не сгинул, угонялись в рабство; многие виды ремесел исчезают, наблюдается общее огрубление и упрощение технических приемов. Почти на целое столетие прекратилось каменное строительство. Ослабление роли города, с которым в средневековье связаны основные перемены в жизни общества, его дальнейшее развитие, — прямой результат Батыева нашествия.
Разрушение городов — это и удар по культуре Руси. В огне пожарищ исчезли бесценные книжные и художественные сокровища, оказались разрушены памятники архитектуры.
Нашествие обратилось в настоящую демографическую катастрофу, отзвуки которой были ощутимы во всех сферах жизни. Потребовались десятилетия, чтобы восстановить численность населения. Правда, различные категории населения пострадали по-разному. При штурме городов погибло множество жителей. Резко уменьшилась и численность феодалов. Дружинники, бояре, князья пали в неравном противоборстве. Из 12 рязанских князей погибли 9 во главе с князем Юрием Ивановичем. Сельское население, имевшее возможность укрыться в лесах, по-видимому, пострадало меньше. Батыево нашествие стало прелюдией к установлению на Руси ордынского ига.
Введение. 3
1. Ордынское иго. 4
2. Русская церковь в годы ордынского владычества. 5
3. Влияние Золотой Орды на становление
Русской православной церкви. 6
Заключение. 12
Список литературы. 13
Митрополит Александр и Александр Невский объединились в защите православия. Многолетнее сотрудничество с ордынской администрацией принесло плоды. В 1261 году Александр вместе с мусульманином ханом Берке открыл в Сарае, столице Орды, новую православную кафедру, названную Сарской. Сын великого ученого и патриота Владимира Вернадского историк Георгий Вернадский писал: «Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке — имели единственную цель: сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа». Именно за это спасение Русского государства и православной веры Александр Невский и был причислен церковью к лику святых.
Для
более полного воссоздания
Ярким
доказательством двоеверия
Обратим
внимание на две важные детали в
вопросе религиозной стороны
взаимоотношений Москвы и Золотой
Орды. Учреждение столичной Сарской
епархии произошло при хане Берке
— первом хане-мусульманине Золотой
Орды. И далее: в столь консервативном
явлении, как церковная иерархия,
мы до сих пор видим следы значимости
Сарая — до сего дня одним из
ведущих лиц в Русской
Отношение
к Православной церкви со стороны
Сарая определялось фактором веротерпимости.
Ордынские ханы проводили политику
религиозной толерантности; главным
для ханов было не вероисповедание
своих подданных, а их лояльность
власти, личная преданность хану, вера
в святость «дома Чингисхана». Батый
«не придерживался ни одной из
религий и сект»; после него в
борьбе за власть столкнулись две
политические группировки, одна из которых
ориентировалась на единую Монгольскую
империю (шаманисты и христиане-
Принятие ислама как государственной религии Золотой Орды не только не изменило, но и упрочило права Православной церкви; как замечает один из ведущих российских исламоведов А.В. Малашенко, «никаких попыток исламизировать Русь [со стороны Орды] не предпринималось». Более того, по замечанию востоковеда Р.Г. Ланды, «усиление ислама в Орде сопровождалось укреплением православия на Руси». Почему же? Приняв ислам, ордынские лидеры закрепили ту толерантность, которая была свойственна их предкам, тем более что Священный Коран особо выделял христиан в качестве «людей Писания», да еще как «наиболее близких по духу» к мусульманам.
Права христиан и Православной церкви особо оговаривались различными указами ханов. Согласно этим ярлыкам, за оскорбление христианский церкви и веры, уничтожение церковного имущества полагалась смертная казнь. В момент одного из острых политических кризисов, охвативших «пост-ордынскую» Русь, руководство церкви даже «вспомнило» о «справедливости» татар: во время бесчинств Ивана Грозного митрополит Филипп, будучи искренне верующим человеком, осмелился во всеуслышание критиковать царя такими словами: «До каких пор будешь ты проливать без вины кровь верных людей и христиан? Татары и язычники и весь свет может сказать, что у всех народов есть законы и право, только в России их нет».
В
1313 году хан Узбек дал ярлык
митрополиту Петру. Хан признавал
возможность различного понимания
Божьего промысла: «Да не вступаются
в церковное и Митрополиче
никто же, занеже то Божие все
суть; а кто вступится, а наш
ярлык и наше слово преслушает,
тот есть Богу повинен, и гнев на
себя от него приимет, а от нас казнь
ему будет смертная». Хан утверждал
ответственность митрополита
Идеологема
«смирения», господствовавшая на Руси
после монгольского нашествия, легко
объяснима с точки зрения господствовавшего
тогда мировоззрения: сакрализация
власти, незыблемость установленной
Богом наследной линии
Как
пишет заместитель председателя
ДУМЕР востоковед Ф. Асадуллин, «вплоть
до завоевания Казани… бытовало устойчивое
мнение, что “государство Русское
от их границ на север и запад, до
города Москвы, не выключая и самой
Москвы” находилось в руках исламизированной
татарской элиты… Социальная престижность
всего ордынского, в том числе
и связанного с исламом, в “Татарской
Московии” (так именовали иногда
Московскую Русь из-за сильных позиций
мурз и беков) имела едва ли не абсолютный
характер». Так, многие термины русского
языка, обозначающие характерную для
того времени одежду или ткани, происходят
из тюркских, а также персидского
и арабского языков; например «бархат»,
«кафтан», «кушак». Наглядным примером
восточного влияния в этой области
является распространение традиционного
головного убора татар —
Неверно
считать, что влияние мусульманских
государств на русскую цивилизацию
в целом и Русскую православную
церковь в частности
Это
событие стало настолько
Заключение.
Свой собственный политический проект — «Третий Рим» ― церковь осторожно начинает «раскручивать» только с ослаблением центральной власти в Золотой Орде. Однако окончательное закрепление особого, надгосударственного статуса церкви, в результате чего произошло становление даже не государственной церкви, а церковного государства, произошло много позже — с приходом к власти Романовых.
Мы
лишь поверхностно коснулись чрезвычайно
интересного и до сих пор не
изученного вопроса, вынесенного в
заголовок. Не менее интересна и
последующая эволюция взаимоотношений
усиливающегося православия и российских
мусульман, в первую очередь татар.
Увы, они не сопровождались выражением
«чувств благодарности» со стороны
церкви. Не изменился и взгляд церкви
на ислам, который по-прежнему считался
«поганой и безбожной» ересью: физическое
истребление и насильственное крещение
мусульман стали не лучшими сторонами
этих взаимоотношений в более
позднюю эпоху. Размышляя над
перипетиями исторических судеб, невольно
задаешься вопросом: почему же мусульмане,
столь гонимые и нелюбимые
на Руси, всегда спасали ее от завоевателей
— поляков, французов, немцев? Не потому
ли, что со времен Невского они привычно
обращали свои взоры туда, откуда шел
общий враг — как для ислама,
так и для православия?
Список
литературы.