Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:54, доклад
Причины проведения этих преобразований - в кризисе феодально-крепостнической системы и активных попытках самодержавия преодолеть этот кризис путем осуществления ряда мероприятий во всех сферах жизни российского общества.
Таким образом, отмена крепостного права, вызвала необходимость проведения и других реформ: земской, городской, военной, судебной, а также реформы в области образования и цензуры.
Подготовка этих реформ началась на рубеже 50-60-х гг. XIX века, в обстановке общественно-политического подъема в стране, но проведение их растянулось на полтора десятка лет и проходила уже в то время, когда социальная напряженность была снята, самодержавие вышло из политического кризиса и даже наметился (с 1866 г.) поворот к реакции. Отсюда непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ 60-70-х гг. Далеко не все, что намечалось ранее, получило впоследствии свое воплощение
1.4 Городская
реформа
Введение нового
«Городового положения» взамен существовавшего
с 1785 г. сословного. По этому законопроекту
в 509 городах России вводились новые,
бессословные органы городского самоуправления
- городские думы, избираемые на 4 года.
Городские думы, в свою очередь, избирали
на тот же срок постоянно действующие
исполнительные органы - городские
управы в составе городского головы,
его «товарища» (заместителя) и нескольких
членов. Городской голова являлся
одновременно председателем как городской
думы, так и управы (Приложение 4).
Избирательным
правом в органы городского самоуправления
пользовались мужчины с 25 лет, обладавшие
имущественным цензом плательщики
городских налогов: владельцы торгово-промышленных
заведений, банков и городской недвижимости.
Наряду с частными лицами избирательное
право получали и ведомства - разные
учреждения и общества, городские
церкви и монастыри, платившие сборы
в городской бюджет.
Рабочие, служащие,
интеллигенция, освобожденные от уплаты
налогов, не имели доступа к городскому
самоуправлению. В среднем избирательными
правами пользовались от 10% (в уездных
городах) до 1,9% (в столице) городского
населения. В числе гласных городских
дум преобладали крупные
Компетенция городского
самоуправления, как и земского,
была ограничена рамками чисто хозяйственных
вопросов: благоустройством городов, попечение
о местной торговле и промышленности,
общественное призрение (богадельни, детские
приюты и т. п.). Бюджет городской
думы формировался от налогов и сборов
с городской недвижимости, торговых
и промышленных заведений в размере
1% от их доходов, пошлинных сборов с
проводимых в городе аукционов, а
также от эксплуатации принадлежавших
городу хозяйственных объектов. На
эти средства содержалась полиция,
городские тюрьмы, пожарная команда
(до 60% городского бюджета). На благоустройство
тратилось до 15% бюджета. Новые органы
местного самоуправления проявили себя
более дееспособными, в отличие от прежних
сословно-бюрократических
1.5 Военная реформа
В 1860 -- первой половине
1870-х гг. в России была проведена
серия военных реформ, центральной
из которых явилось введение в 1874
г. всеобщей воинской повинности, заменившей
дореформенную рекрутчину (Приложение
5). В первую очередь был сокращен
срок службы - с 25 до 15 лет. Также были
отменены телесные наказания.
Воинская повинность
распространялась на все мужское
население, достигшее 20-летнего возраста,
без различия сословий. В мирное
время на действительную службу брали
не более 25-30% от общего числа призывников
по жребию. Одновременно была упорядочена
система военного управления: Россия
разделялась на 15 военных округов,
непосредственно подчиненных
Затем подверглась
изменениям система военного управления,
которая имела ряд преимуществ,
поскольку ликвидировалась
Кадетские корпуса
были преобразованы в гимназии, учреждались
военные училища, в которые поступали
воспитанники военных гимназий. Училища
ежегодно выпускали до 600 офицеров.
Для специальной подготовки военных
специалистов были созданы 16 юнкерских
училищ. Была расширена система высшего
военного образования в военных
академиях. В 1860-70-е гг. проводилось
перевооружение армии - переход к
нарезному стрелковому и
Все эти мероприятия
существенно улучшили боеготовность
русской армии, особенно ее офицерского
корпуса, однако военная реформа
могла получить свое завершение лишь
при введении новой системы комплектования
армии, отказа от рекрутчины и перехода
к всеобщей воинской повинности. После
долгих дебатов 1 января 1874 г. был утвержден
Устав о воинской повинности, коренным
образом изменивший систему комплектования
армии. Вместо рекрутского набора вводилась
всеобщая воинская повинность всего
мужского населения по достижении 21
года. Солдаты служили 6 лет на действительной
службе и 9 лет.
1.6 Реформа народного
образования
Реформа образования
и цензуры 1863-1865 гг. - проведенные
Александром II в преобразования в которые
входят школьная реформа 14.07.1864, реформа
гимназий и прогимназий 19.11.1864, новый университетский
устав 16.06.1863, цензурная реформа 06.04.1865.
(Приложение 6). Согласно «Положению о начальных
народных училищах» право открывать начальные
школы предоставлялось общественным учреждениям
и частным лицам (с разрешения властей).
Материальное обеспечение школ лежало
на учредителях, а руководство учебной
частью возлагалось на организуемые уездные
и губернские училищные советы.
По уставу гимназий
и прогимназий в среднем
Университетский
устав стал самым либеральным
в дореволюционной России. Его
действие распространялось только на
российские ВУЗы. Каждый университет
по уставу должен был иметь 4 факультета
- историко-филологический, физико-математический
и медицинский (но допускались исключения).
Серьезные льготы были сделаны профессорско-
Особенно значимым
явлением в ряду реформ просвещения
и печати стало утверждение «Временных
правил о печати» в апреле 1865 г.
Они отменяли предварительную цензуру
для оригинальных сочинений объемом
не менее 10 печатных листов, центральные
периодические издания
Демократизация высшей школы, расширение народного образования, отмена ряда цензурных ограничений, несомненно, способствовала дальнейшему развитию России по капиталистическому пути.
Выводы
Проведенные реорганизации,
несомненно, имели прогрессивный
характер. Они начали закладывать
базу для эволюционного пути развития
страны. Россия в определенной степени
приблизилась к передовой для
того времени европейской социально-
Зачинателями
реформ были некоторые высшие государственные
чиновники, так называемая «либеральная
бюрократия». Этим объяснялась нелогичность,
незавершенность и
Отмена крепостного
права и проведение реформ в суде,
образовании и печати, военном
деле, получивших название Великих
реформ, проведение ряда мер для
индустриального развития страны обеспечили
прочное положение России в ряду
крупнейших мировых держав.
Однако малоземелье
крестьян, высокие выкупные платежи
и сохранение общины со всеми свойственными
ей феодальными пережитками (круговой
порукой) тормозило развитие капиталистических
отношений и создавало условия
для будущих революционных
Литература
1. История России
XIX век: учебное пособие для
вузов: в 2 ч. / под. ред. В.Г. Тюкавкина.
- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Ч.2.
- С.5-97.
2. История России
с древнейших времен до 1917 года:
Учебное пособие. / В.Ю. Халтурин,
С.П. Боброва и др.: Под ред.
В.Ю. Халтурина: Учеб. пособие / Иван.
гос. энерг. ун-т. - Иваново, 2003. - 294 с.
3. Россия на переломе (Самодержавие и реформы 1861-1874 гг.) / Л.Г. Захарова // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - XX в. /сост. С.В. Мироненко. - М.: Политиздат,1991. С. 293-325