Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:40, контрольная работа
Культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу.
Иконостас Благовещенского собора — древнейший из дошедших до нас так называемых русских высоких иконостасов. До этого времени алтарь в русских храмах, как и в византийских, отделялся от молящихся только невысокой преградой. Новый иконостас, в становлении которого, очевидно, большую роль сыграли Феофан Грек, Андрей Рублев и их товарищи, представлял собой высокую стенку из нескольких рядов икон ("чинов"). В XVI в. в композицию иконостаса вошли деревянная резьба, богато украшенные оклады (ризы) для икон [5, c. 211]. В настоящее время иконостас включает в себя пять основных рядов: местный — с иконами, особо почитаемыми в данной местности, в том числе и храмовой (вторая справа от Царских Врат); деисусный, праздничный (включает иконы, посвященные, главным образом, двунадесятым праздникам, то есть двенадцати основным праздникам, установленным церковью в воспоминание о событиях из жизни Христа); пророческий (в центре — Богоматерь с младенцем) и праотеческий (в центре —Троица Новозаветная); венчает иконостас Распятие. В шестом, дополнительном ряду могут изображаться Страсти Христовы, Собор всех святых и пр. Так, в кон. XIV — XVI вв. сложился высокий иконостас — русское национальное явление, со своей иконографией, композицией и сложной символикой.
Первые семь икон праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора традиционно связывают с именем величайшего художника Древней Руси - Андрея Рублева (ок. 1360—ок. 1430 гг.), достоверных сведений о жизни и творчестве которого сохранилось немного. Первое летописное известие об Андрее Рублеве относится к 1405 г., когда сообщается о его участии совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца в росписи Кремлевского Благовещенского собора (1405 г.). Вторично его имя упомянуто в 1408 г. На этот раз художник вместе с Даниилом Черным расписывал Успенский собор во Владимире, из стенописи которого лучше всего сохранились сцены Страшного суда.
Эсхатологическая тема, вообще, занимала значительное место в творчестве русских средневековых художников. Но в ее интерпретации мастерами московской школы на рубеже XIV — XV вв. прослеживается просветленный мотив, наиболее заметный в искусстве А. Рублева, который трактовал страшный суд в духе русского исихазма — с нетрадиционным оптимизмом. Это соответствовало как общественным ожиданиям (надежда на всеобщее прощение, характерная для значительной массы верующих), так и мироощущению самого художника-мыслителя, отчасти увидевшего, а больше предугадавшего грядущий национальный подъем Руси. "Страшный суд" Андрея Рублева и Даниила Черного не внушает чувства страха и возмездия. Это не суд кары, а конечное торжество добра, апофеоз справедливости, выстраданной человечеством. В рамках традиционной иконографической схемы художники сумели создать новое художественное явление. Для Успенского собора они выполнили также небывало монументальный трехрядный иконостас высотой 6 м и состоящий иэ61 иконы, вчислелучших— "Богоматерь Владимирская".
В XIV —XV вв. в тяжелейших условиях борьбы за национальное освобождение, в обстановке патриотического подъема происходило объединение Северо – Восточной Руси. Москва, политическая и религиозная столица поднимающегося единого Российского государства стала центром формирования великорусской народности. Рост народного самосознания, идея единства, тенденция к преодолению областнических тенденций в общественной мысли, литературе, искусстве — все это свидетельствовало о зарождении общерусской (великорусской) культуры.
4 ЗОДЧЕСТВО
После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей, по существу, были уничтожены, подорвана и техническая преемственность. Поэтому в конце XIII в. во многом приходилось начинать сначала. Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь).
С конца XIII в. в новгородском зодчестве происходили важные изменения. На смену плинфе пришел местный волховский плитняк, который в сочетании с валунами и кирпичом формировал неповторимо пластичные силуэты новгородских построек [6, c. 156]. Из трех апсид осталась одна, что по-новому организовало алтарную часть. В результате, возник новый тип, соответствовавший вкусам и потребностям горожан (церкви Николы на Липне, 1345 г.; Спаса на Ковалеве, 1342 г. и Успения на Болотове, 1352 г.). Но лучшие памятники этого направления, отличающиеся богатством внешнего декора, созданы во 11-ой половине столетия (церкви Федора Стратилата на Ручью, 1360 — 1361 гг. и Спаса на Ильине, 1374 г.). В полюбившемся стиле работали новгородские зодчие и в начале XV в. (церковь Петра и Павла в Кожевниках, 1406 г.). Географическое положение Пскова, постоянная опасность нападения Ливонского ордена обусловили развитие здесь оборонного зодчества. В IV—XV вв. возведены каменные стены псковского детинца (Крома) и "Довмонтова города". К началу XVI в. общая протяженность крепостных стен Пскова составила 9 км. В 1330 г. вблизи города была построена крепость Изборск — одно из крупнейших сооружений Древней Руси, выдержавшее восемь немецких осад (!) и до сих пор поражающее своей неприступностью.
Псковские храмы небольших размеров возводили из местного камня и белили, чтобы известняк не выветривался (церкви Василия на горке, 1413 г.; Георгия со Взвоза, 1494 г. и др.). Архитектурный облик церквей оживлялся ассиметричными крыльцами, папертями, звонницами, которые -в целях экономии строились без собственного фундамента и возводились прямо над фасадом церкви, над папертью, даже над погребами (церковь Успения в Пароменье, 1521 г.). Вековые традиции, гибкость архитектурного мышления, практичность создали заслуженную славу псковским зодчим и позволили им в дальнейшем сделать весомый вклад в архитектуру единого Российского государства.
Первые
каменные постройки в Московском
Кремле, не сохранившиеся до наших дней,
появились на рубеже XIII — XIV вв. (Кафедральный
храм Успения Богородицы, 1326 г.). Во II-ой
половине XIV в. напряженные отношения с
Ордой и Литвой заставили князя Дмитрия
Ивановича, прозванного впоследствии
Донским, сосредоточить усилия на строительстве
укреплений. Вскоре после постройки (1367
г.), белокаменный Кремль был испытан на
прочность войсками литовского князя
Ольгерда. В то же время было заложено
и несколько каменных храмов (соборы Чудова
и Симонова монастырей в Москве, Успенский
в Коломне и др.). В "послекуликовский"
период московского зодчества (рубеж XIV
— XV вв.) каменное строительство приобрело
большой размах. Церкви строились не только
в Москве или Коломне, но и в Звенигороде,
Дмитрове, Можайске [7, c. 266]. Дошедшие до
нас постройки представляют новый тип
одноглавого храма башнеообразной
конструкции, поднятого на высоком цоколе:
со сложным верхом, увенчанным ярусами
килевидных закомар и кокошников, и вознесенным
на высоком барабане куполом, с системой
лестниц, ведущих к перспективным порталам
(Троицкий собор Троице-Сергиева
монастыря, 1422 — 1423 гг.; Спасский собор
Спасо-Андроникова монастыря в Москве,
1425—1427 гг.).
Заключение
Монголо – татарское нашествие и иго Золотой Орды, последовавшее за нашествием, сыграло огромную роль в истории нашей страны. Ведь владычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия и за это время иго сумело наложить существенный отпечаток на судьбу русского народа.
Развитие культуры обусловлено главными моментами, характерными для эпохи: раздробленностью и ордынским игом. С первым из них связано появление многих местных культурных центров, известное “сужение горизонта” в сравнении с культурой предшествующего времени, со вторым — страшный урон культурным ценностям, упадок культуры и затем её возрождение в эпоху национального подъема — во времена Куликовской битвы и образования единой России.
Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв. 2-й этап – середина XIV в. – середина XV в. Характеризуется хозяйственным подъёмом, укреплением княжеской государственности, появлением новых политических центров, борьбой за объединение. Осознается единство русской земли. Постепенно преодолевается замкнутость русской культуры. Складываются противостоящие друг другу московское и тверское летописание. Появляется цикл литературных памятников, связанных с Куликовской битвой. Достигает расцвета новгородское зодчество. Создаются шедевры фресковой живописи и иконописи – произведения Феофана Грека и Андрея Рублева.
Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв. 1-й этап – От Батыева нашествия до середины XIV в. Характеризуется глубоким упадком материальной и духовной культуры, разрывом культурных связей Руси с другими странами, особенно европейскими, падением культурной роли старых центров: Киева, Чернигова, Ростова, Суздаля, Владимира. Сохраняют ведущее культурное значение лишь Новгород и Псков. В конце периода наблюдаются первые признаки возрождения. Возобновляется каменное строительство, появляются новые центры летописания: Москва и Тверь.
Этапы
развития русской культуры в XIII–XV вв.
3-й этап – вторая половина XV в. –
начало XVI в. Характеризуется объединением
русских земель в единое государство,
слиянием местных культур в единую
русскую культуру, превращением Москвы
в общерусский культурный центр. Усиливаются
связи с западноевропейской культурой.
Достигает расцвета московское зодчество,
формируется ансамбль Московского Кремля.
Крупнейший художник эпохи – Дионисий.
Библиографический список