Русская культура 13-15 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:40, контрольная работа

Описание

Культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу.

Работа состоит из  1 файл

история.doc

— 93.50 Кб (Скачать документ)

     Иконостас Благовещенского собора — древнейший из дошедших до нас так называемых русских высоких иконостасов. До этого времени алтарь в русских  храмах, как и в византийских, отделялся от молящихся только невысокой  преградой. Новый иконостас, в становлении которого, очевидно, большую роль сыграли Феофан Грек, Андрей Рублев и их товарищи, представлял собой высокую стенку из нескольких рядов икон ("чинов"). В XVI в. в композицию иконостаса вошли деревянная резьба, богато украшенные оклады (ризы) для икон [5, c. 211]. В настоящее время иконостас включает в себя пять основных рядов: местный — с иконами, особо почитаемыми в данной местности, в том числе и храмовой (вторая справа от Царских Врат); деисусный, праздничный (включает иконы, посвященные, главным образом, двунадесятым праздникам, то есть двенадцати основным праздникам, установленным церковью в воспоминание о событиях из жизни Христа); пророческий (в центре — Богоматерь с младенцем) и праотеческий (в центре —Троица Новозаветная); венчает иконостас Распятие. В шестом, дополнительном ряду могут изображаться Страсти Христовы, Собор всех святых и пр. Так, в кон. XIV — XVI вв. сложился высокий иконостас — русское национальное явление, со своей иконографией, композицией и сложной символикой.

     Первые  семь икон праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора традиционно  связывают с именем величайшего  художника Древней Руси - Андрея Рублева (ок. 1360—ок. 1430 гг.), достоверных сведений о жизни и творчестве которого сохранилось немного. Первое летописное известие об Андрее Рублеве относится к 1405 г., когда сообщается о его участии совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца в росписи Кремлевского Благовещенского собора (1405 г.). Вторично его имя упомянуто в 1408 г. На этот раз художник вместе с Даниилом Черным расписывал Успенский собор во Владимире, из стенописи которого лучше всего сохранились сцены Страшного суда.

     Эсхатологическая  тема, вообще, занимала значительное место  в творчестве русских средневековых  художников. Но в ее интерпретации мастерами московской школы на рубеже XIV — XV вв. прослеживается просветленный мотив, наиболее заметный в искусстве А. Рублева, который трактовал страшный суд в духе русского исихазма — с нетрадиционным оптимизмом. Это соответствовало как общественным ожиданиям (надежда на всеобщее прощение, характерная для значительной массы верующих), так и мироощущению самого художника-мыслителя, отчасти увидевшего, а больше предугадавшего грядущий национальный подъем Руси. "Страшный суд" Андрея Рублева и Даниила Черного не внушает чувства страха и возмездия. Это не суд кары, а конечное торжество добра, апофеоз справедливости, выстраданной человечеством. В рамках традиционной иконографической схемы художники сумели создать новое художественное явление. Для Успенского собора они выполнили также небывало монументальный трехрядный иконостас высотой 6 м и состоящий иэ61 иконы, вчислелучших— "Богоматерь Владимирская".

     В XIV —XV вв. в тяжелейших условиях борьбы за национальное освобождение, в обстановке патриотического подъема происходило объединение Северо – Восточной Руси. Москва, политическая и религиозная столица поднимающегося единого Российского государства стала центром формирования великорусской народности. Рост народного самосознания, идея единства, тенденция к преодолению областнических тенденций в общественной мысли, литературе, искусстве — все это свидетельствовало о зарождении общерусской (великорусской) культуры.

     4 ЗОДЧЕСТВО

     После монголо-татарского разорения русская  архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей, по существу, были уничтожены, подорвана и техническая преемственность. Поэтому в конце XIII в. во многом приходилось начинать сначала. Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь).

     С конца XIII в. в новгородском зодчестве происходили важные изменения. На смену плинфе пришел местный волховский плитняк, который в сочетании с валунами и кирпичом формировал неповторимо пластичные силуэты новгородских построек [6, c. 156]. Из трех апсид осталась одна, что по-новому организовало алтарную часть. В результате, возник новый тип, соответствовавший вкусам и потребностям горожан (церкви Николы на Липне, 1345 г.; Спаса на Ковалеве, 1342 г. и Успения на Болотове, 1352 г.). Но лучшие памятники этого направления, отличающиеся богатством внешнего декора, созданы во 11-ой половине столетия (церкви Федора Стратилата на Ручью, 1360 — 1361 гг. и Спаса на Ильине, 1374 г.). В полюбившемся стиле работали новгородские зодчие и в начале XV в. (церковь Петра и Павла в Кожевниках, 1406 г.). Географическое положение Пскова, постоянная опасность нападения Ливонского ордена обусловили развитие здесь оборонного зодчества. В IV—XV вв. возведены каменные стены псковского детинца (Крома) и "Довмонтова города". К началу XVI в. общая протяженность крепостных стен Пскова составила 9 км. В 1330 г. вблизи города была построена крепость Изборск — одно из крупнейших сооружений Древней Руси, выдержавшее восемь немецких осад (!) и до сих пор поражающее своей неприступностью.

     Псковские храмы небольших размеров возводили  из местного камня и белили, чтобы известняк не выветривался (церкви Василия на горке, 1413 г.; Георгия со Взвоза, 1494 г. и др.). Архитектурный облик церквей оживлялся ассиметричными крыльцами, папертями, звонницами, которые -в целях экономии строились без собственного фундамента и возводились прямо над фасадом церкви, над папертью, даже над погребами (церковь Успения в Пароменье, 1521 г.). Вековые традиции, гибкость архитектурного мышления, практичность создали заслуженную славу псковским зодчим и позволили им в дальнейшем сделать весомый вклад в архитектуру единого Российского государства.

     Первые  каменные постройки в Московском Кремле, не сохранившиеся до наших дней, появились на рубеже XIII — XIV вв. (Кафедральный храм Успения Богородицы, 1326 г.). Во II-ой половине XIV в. напряженные отношения с Ордой и Литвой заставили князя Дмитрия Ивановича, прозванного впоследствии Донским, сосредоточить усилия на строительстве укреплений. Вскоре после постройки (1367 г.), белокаменный Кремль был испытан на прочность войсками литовского князя Ольгерда. В то же время было заложено и несколько каменных храмов (соборы Чудова и Симонова монастырей в Москве, Успенский в Коломне и др.). В "послекуликовский" период московского зодчества (рубеж XIV — XV вв.) каменное строительство приобрело большой размах. Церкви строились не только в Москве или Коломне, но и в Звенигороде, Дмитрове, Можайске [7, c. 266]. Дошедшие до нас постройки представляют новый тип одноглавого храма башнеообразной конструкции, поднятого на высоком цоколе: со сложным верхом, увенчанным ярусами килевидных закомар и кокошников, и вознесенным на высоком барабане куполом, с системой лестниц, ведущих к перспективным порталам (Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, 1422 — 1423 гг.; Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве, 1425—1427 гг.). 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Монголо – татарское нашествие и иго Золотой Орды, последовавшее за нашествием, сыграло огромную роль в истории нашей страны. Ведь владычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия и за это время иго сумело наложить существенный отпечаток на судьбу русского народа.

     Развитие культуры обусловлено главными моментами, характерными для эпохи: раздробленностью и ордынским игом. С первым из них связано появление многих местных культурных центров, известное “сужение горизонта” в сравнении с культурой предшествующего времени, со вторым — страшный урон культурным ценностям, упадок культуры и затем её возрождение в эпоху национального подъема — во времена Куликовской битвы и образования единой России.

     Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв. 2-й этап – середина XIV в. – середина XV в. Характеризуется хозяйственным подъёмом, укреплением княжеской государственности, появлением новых политических центров, борьбой за объединение. Осознается единство русской земли. Постепенно преодолевается замкнутость русской культуры. Складываются противостоящие друг другу московское и тверское летописание. Появляется цикл литературных памятников, связанных с Куликовской битвой. Достигает расцвета новгородское зодчество. Создаются шедевры фресковой живописи и иконописи – произведения Феофана Грека и Андрея Рублева.

     Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв. 1-й этап – От Батыева нашествия до середины XIV в. Характеризуется глубоким упадком материальной и духовной культуры, разрывом культурных связей Руси с другими странами, особенно европейскими, падением культурной роли старых центров: Киева, Чернигова, Ростова, Суздаля, Владимира. Сохраняют ведущее культурное значение лишь Новгород и Псков. В конце периода наблюдаются первые признаки возрождения. Возобновляется каменное строительство, появляются новые центры летописания: Москва и Тверь.

     Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв. 3-й этап – вторая половина XV в. –  начало XVI в. Характеризуется объединением русских земель в единое государство, слиянием местных культур в единую русскую культуру, превращением Москвы в общерусский культурный центр. Усиливаются связи с западноевропейской культурой. Достигает расцвета московское зодчество, формируется ансамбль Московского Кремля. Крупнейший художник эпохи – Дионисий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиографический список

  1. Барабанов В. В. история России с древнейших времён до конца XX века : учебник для поступающих в вузы / В. В. Барабанов, И. М. Николаев, Б. Г. Рожков. – М. : АСТ, Астрель, 2008. – 496 с.
  2. Бреков И. Б. «Мир истории: Русские земли в 13 – 15 вв.» : учебник для вузов / И. Б. Бреков. – М. : «Молодая гвардия», 2008. – 208 с.
  3. Кошман Л. В. История русской культуры 9 – 20 вв. : учебник для вузов / Л. В. Кошман. – М. : Дрофа, 2009. – 480 с.
  4. Максимов Ю. И. история России. Краткий курс для поступающих в вузы : учебник для вузов / Ю. И. Максимов. – 3-е изд. – М. : Экзамен, 2010. – 320 с.
  5. Мунчаев Ш. М. «История России» : учебник для вузов / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2009. – 320 с.
  6. Поляк Г. Б. Всемирная история : учебник для вузов / Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2009. – 496 с.
  7. Степанова В. Е. История средних веков : хрестоматия / В. Е. Степанова, А. Я. Шевеленко. – М. : Просвещение, 2008. – 335 с.

Информация о работе Русская культура 13-15 века