Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 07:34, реферат
Цель данного реферата – провести анализ деятельности РПЦ в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
Поиск и изучение информации по данной теме.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………2
Церковь зовет к защите Родины……………………………………………….4
Патриотическое служение……………………………………………………..6
Подвиги священнослужителей…………………………………………………8
Патриотическая деятельность духовенства и верующих на оккупированных фашистами территориях………………………………………………………11
Потепление отношений с государством……………………………………..14
Выводы…………………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………………………17
Приложение
Священствовавший в Уфимской епархии с 19243 г. отец Димитрий Логачевский в годы Великой Отечественной войны был призван в ряды Красной армии, где в рабочем батальоне помогал нашим воинам громить врага. После ранения в 1943 г. он вернулся к пастырскому служению, впоследствии стал настоятелем Покровского кафедрального собора г. Куйбышева. Протоиерей Димитрий был награжден медалями «За победу над Германией» и «За доблестный труд» в Великой Отечественной войне».
Праздник победы повсеместно отмечался над гитлеровской Германией повсеместно отмечался духовенством и верующими. Во всех храм СССР были отслужены торжественные молебны.
Как факт признания патриотической
деятельности Православной церкви в
годы Великой Отечественной войны
было расценено решение
Патриотическая деятельность духовенства и верующих на оккупированных фашистами территориях
Священнослужители активно участвали в антифашистской борьбе на оккупированных территориях СССР.
Летом 1942 г. через партизанские группы почти всему духовенству было передано послание Патриаршего Местоблюстителя Сергия (Старогородского) «К верным чадам Русской Православной Церкви». Получил его протоиерей Василий Копычко, настоятель Одрижской Свято-Успеской церкви Ивановского района Брестской области. Через некоторое время его дом стал местом сбора подпольщиков с партизан и их связными.
Всю войну отец Василий не переставал укреплять духовный стержень своей паствы, совершая богослужения ночью, без освещения, чтобы не быть замеченными. Почти все жители окрестных деревень приходили на службу. Отважный пастырь рассказывал верующим о положении на фронтах, призывал противостоять захватчикам, размножал и передавал сводки Совинформбюро, партизанские листовки, которые были адресованы к солдатам Русской освободительной армии. Отец Василий собирал продукты для раненых партизан присылал им оружие. В конце 1943 г. гестапо узнало о его активной связи с партизанами. Карательный отряд особого назначения получил приказ о публичной казни отца Василия и его семьи. Но благодаря подпольщикам об этом узнали в штабе партизан Пинской бригады, и в ту, же ночь отец Василий был перевезен в партизанскую зону. А на рассвете к его дому прибыли каратели и подожгли храм и церковно-приходской дом.
В Пинском партизанском отряде служил протоиерей Александр Федорович Романушко, настоятель Мало-Плотницкой церкви Пинского района, ныне Брестской области. В оставленных некоторыми священниками храмах и местностях, где церкви были сожжены, отец Александр совершал отпевания расстрелянных, заживо сожженных, а также павших на поле боя партизан. И неизменно во время богослужения или при исполнении треб призывал верующих помогать партизанам и защищать родную землю от фашистов.
Когда летом 1943 г. к командиру партизанского соединения генерал- майору В.З.Коржу обратились родственники убитого полицая с просьбой «командировать» на похороны партизанского священника, он предоставил отцу Александру право самому принять или отклонить приглашение. Однако отец Александр согласился. Взяв облачение, кадило и в сопровождении двух автоматчиков прибыл в деревню. Но на кладбище вместо «вечной памяти» произнес «анафему». Всех присутствующих на похоронах он призвал к защите Родины. В зону базирования группа отца Александра возвратилась с похорон, увеличенная во много раз. Среди новых партизан были и бывшие полицаи.
Из письма отца Александра, посланного осенью 1944г. митрополиту Алексию (Симанскому), известно, что число священников в Полесской епархии уменьшилось на 55 % в связи с расстрелами их фашистами за содействие партизанам.
Население партизанского края открывало свои церкви, в которых проводилась патриотическая работа по оказанию всевозможной помощи партизанам.
Партизанами Пинской области было поручено священникам провести молебен в населенном пункте, где размещались немецкие гарнизоны, и рассказать правду о народных мстителях. После этого верующие улучшили свое отношение к партизанам.
Немцы применяли репрессии
в отношении
Настоятель церкви во имя
Покрова Богоматери в селе Хоростова
Старобинского района Минской области
священник Иоанн Семенович
Прихожанин этой же церкви Иван Цуб на требование фашистского офицера показать, куда ушли партизаны, завел карателей в трясину непроходимого болота. Их них спасся только один переводчик, полуживым он попал в руки к мстителям, где и рассказал о подвиге Ивана Цуба. Тело героя было погребено с воинскими почестями.
Лучшие представители православного духовенства оставались верными основным принципам и заповедям христианства. Они оказывали помощь, а нередко и спасали от гибели людей независимо от их веры и национальности.
Патриотическая деятельность духовенства была даже отражена в кинофильме «Секретарь райкома», выпущенном в годы войны, где священник помогает партизанам, и в конце фильма церковный набат призывает на защиту Отечества.
Потепление отношений с государством
Патриотическая деятельность подавляющей части духовенства и верующих Православной Церкви послужила одной из причин начала значительных изменений её взаимоотношений с государством. За два года войны, несмотря на отсутствие необходимого аппарата управления, печатного органа и юридического статуса, Церковь показала сою силу в борьбе против фашизма, сумела во многом расширить и упрочить свое влияние в стране.
Так, в Ленинграде даже в голодную зиму 1943-1942 гг. православные приходы регулярно снабжались вином и мукой, необходимой для причастия.
В середине 1943 г. под воздействием целой группы факторов отношения между Православной церковью и сталинским окружением окончательно нормализовалось. Среди этих факторов было и обращение в ходе войны к русским национальным патриотическим традициям, и стремление нейтрализовать воздействие фашистской пропаганды, представляющей Германию защитницей христианства в России.
Важнейшей вехой новой
государственной религиозной
Глубокие изменения в жизни Русской Православной Церкви начались сразу же после встречи в Кремле. 8 сентября в Москве состоялся Собор епископов, на котором 19 иерархов единогласно избрали Патриархом Московским и всея Руси митрополита Сергия (Страгородского). Эти благоприятные изменения вскоре сказались и на судьбе ленинградского духовенства. Практически прекратились репрессии против священнослужителей Московской Патриархии и обновленцев.
Выводы
Религиозный фактор сыграл очень важную роль в обороне страны. Обращение к Церкви в годы Великой отечественной войны среди населения носило массовый характер. Действовавшие в годы войны храмы активно способствовали мобилизации материальных средств и духовных сил народа. И это не могли не учитывать, стоявшие у власти деятели СССР, их церковная политика начала меняться ещё до кардинального изменения общегосударственного курса. Церковь начала бурно возрождаться во время тяжелых испытаний для русского народа. Она была вместе со своей паствой в нечеловеческих условиях войны, заслуженно укрепив свой авторитет и расширив влияние.
Список литературы:
Приложение
Духовенство во главе с архиепископом Лукой в восстановленном в годы войны тамбовском Покровском соборе
Патриарх всея Руси Сергий (Страгородский) 1943г.
Митрополит Алексий (Симанский), избранный патриархом всея Руси в феврале 1945 г. после кончины патриарха Сергия
Митрополиты Алексий (Симанский), Сергий (Страгородский), Николая (Ярушевич) в центре в окружении архиереев, возвращенных из ссылки для участия в соборе 1943 г.
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) в годы войны возглавлял епископскую кафедру в Тамбове. Будучи великолепным хирургом, работал в госпиталях, спасая жизни раненых солдат
Информация о работе Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны