Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:23, реферат
В XIV - XV веках русская православная церковь всеми силами защищала и поддерживала объединение русских земель вокруг Москвы, укрепление великокняжеской власти и создание централизованного государства. Русские митрополиты внимательно следили за деятельностью московских князей и при необходимости оказывали им содействие. Церковь была единственным институтом, объединившим все русские земли.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ЦЕРКОВЬ И ЕЁ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ. 3
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И КАТОЛИЦИЗМ. 3
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ. 5
ЦЕРКОВЬ И СВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ. МОНАСТЫРИ. 6
БОРЬБА ЗА ЦЕРКОВНЫЕ ЗЕМЛИ. 8
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТОВ И ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 9
УЧРЕЖДЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 14
Федеральное агентство по образованию РФ
Уральский государственный экономический университет
РЕФЕРАТ
по отечественной истории
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВАЯ ЦЕРКОВЬ
В XVI ВЕКЕ
Исполнитель:
Мальцева Ирина
Группа ЭКиП – 09/2
Екатеринбург
2009
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ЦЕРКОВЬ И ЕЁ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ. 3
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И КАТОЛИЦИЗМ. 3
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ. 5
ЦЕРКОВЬ И СВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ. МОНАСТЫРИ. 6
БОРЬБА ЗА ЦЕРКОВНЫЕ ЗЕМЛИ. 8
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТОВ И ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 9
УЧРЕЖДЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 14
История русской православной церкви очень интересна и неоднозначна. Во все времена церковь имела большое влияние на общество, его идеалы и мировоззрение.
В XIV - XV веках русская православная церковь всеми силами защищала и поддерживала объединение русских земель вокруг Москвы, укрепление великокняжеской власти и создание централизованного государства. Русские митрополиты внимательно следили за деятельностью московских князей и при необходимости оказывали им содействие. Церковь была единственным институтом, объединившим все русские земли.
Развитие истории русской церкви на протяжении XVI века – предмет изучения данного реферата.
Церковь (от греческого kyriake – божий дом) – особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе общественности вероучения и культе.
Главные отличительные
Если в первой половине XV века еще сохранялась, хотя и призрачная, возможность объединения Русской православной церкви с католической, то со второй половины XV века стало очевидно: пути двух христианских церквей окончательно разошлись.
Прежде всего, разным было
Католики верят в чистилище,
то есть в то, что душа обретает
особое место, где ей
Были и другие, менее существенные различия. В частности, по православному обряду суббота не была постным днем. По разному у католиков и православных исчисляется день Пасхи. В католической церкви при совершении таинства причащения полагается вкушать опресноки – вид пресного, выпеченного без заквашивания хлеба. Католические священники, в отличие от мирян, причащались также и вином. В Русской православной церкви причащение совершалось квасным хлебом, причем и священники и миряне причащались как хлебом, так и вином. Русская церковь доказывала свою правоту ссылками на текст Евангелия: Христос делился с учениками своими хлебами, а не опресноками.
Хотя православие давно
В послании же митрополита Макария (1551), адресованном русскому войску в Свияжске, изобличались наиболее распространенные отступления от церковных норм и правил. Раз Бог создал человека по образу и подобию своему, то не следует бриться: «бритву накладуще на брады своя, женам угодие творяще»; во время «ядения» нужно «хранитеся от пустошных бесед и срамных словес и глумления и всякого смехотворения». Но главное в другом – в церковь приходить надо «с страхом Божиим и чистою совестию, не имущее вражды, ни гнева ни на кого же, послушающие божественнаго пения…». Макария беспокоило, что многие воины перед сражением помышляют не о Боге, а о последней возможности насладиться земными радостями.
Известный английский
У народа помимо церковных
были свои святые, чудотворцы: их
чаще всего называли «
В XVI веке церковь все больше подчинялась светской власти. Строжайшие церковные запреты порой теряли свою силу, когда речь шла о личности великого князя и царя. Так, Митрополит Даниил «уладил» дело с разводом Василия III, разрешив ему при живой жене, женится вторично. Более того, церковь позволила Ивану Грозному жениться не только в третий, но даже и в шестой раз, взяв на себя эти грехи самодержца.
В XVI веке особое место в церковной организации занимали монастыри. По подсчетам В.О. Ключевского, в этот период было основано 50 монастырей, а к концу века всего их насчитывалось около 200.
Англичанин Д. Флетчер писал:
«Монашествующих у них
Внутримонастырская жизнь регулировалась специальными уставами, порой существенно разнившимся между собой. По уставу Нила Сорского, главы нестяжателей, монахи могли жить в уединенных скитах по 2-3 человека.
По «общежительному» уставу
ЦЕРКОВЬ И ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА.
В конце XV – начале XVI века русские земли были объединены московской великокняжеской властью в одно государство. Церковь настойчиво добивалась руководящего влияния на государственные дела. Но великие князья преследовали свои интересы, которые далеко не всегда совпадали с интересами церкви. В условиях, когда церковь владела колоссальными земельными богатствами, вполне естественным стремлением князей было разрешать земельные трудности за её счет и тем самым подрывать основу её притязаний на самостоятельное положение в государстве.
Церковь перешла в решительное
наступление против еретиков. В
конце 1504 года в Москве состоялся
церковный собор для суда над
еретиками. Собор с согласия
великого князя приговорил
Тогда же, в начале XVI века, оформилась идея о Москве, как «третьем Риме». Эту идею сформулировал игумен псковского Елеазарова монастыря Филофей в своих посланиях великому князю Василию III. Согласно его взглядам, прежде существовало два мировых христианских центра: сначала Древний Рим, который пал ввиду отхода от «истинного христианства», затем Византия. Но византийские правители тоже изменили христианству, пойдя в 1439 году на унию с католической церковью. Следствием этого было падение Византии, завоеванной туками в 1453 году. Москва же не признала Флорентийской унии 1439 году и теперь является мировым центром христианства.
Тезис о «Москве – третьем
Риме» был призван служить
не только обоснованию
Примерно к 1511- 1512 годам относится
поворот великокняжеской
Позиции «нестяжателей» усилились, когда в 1518 с Афона прибыл Максим Грек, приглашенный для исправления и перевода богослужебных книг. Широко образованный и талантливый публицист, он сошелся с «нестяжателями» и представителями боярско-княжеских кругов. Рационалистические идеи «нестяжательства» были близки Максиму Греку, недовольному застывшими догмами официальной церкви.
Церковные землевладения и