Русский космизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:58, контрольная работа

Описание

Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в.Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные положения русского мистического космизма……………………4
2. Основные положения представителей русского космизма, опирающихся
на естествознание………………...……………………………………….……5
3. Основные продуктивные идеи философии русского космизма…………...17
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы…………………………………………………………...….19

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 40.95 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по  дисциплине «Философия»

 

Тема «Русский космизм»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Выполнил: Уткина М.Ю.                                                                                             

                                                                 Факультет: Менеджмента и маркетинга

                                                                 Специальность: бакалавр менеджмента

                               Курс 2  группа № 232

                              Личное дело № 11фм

                                                       Преподаватель ___________________

   (Ф.И.О.)

 

 

 

 

Челябинск – 2012 г.

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Основные положения русского  мистического космизма……………………4

2. Основные положения представителей  русского космизма, опирающихся                     

    на естествознание………………...……………………………………….……5

3. Основные продуктивные идеи философии русского космизма…………...17

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы…………………………………………………………...….19

 

 

Введение

Русский  космизм  является   философским   направлением   с   большими традициями в культуре России и  объединяет  не  только  философов,  а  также учёных,  религиозных  мыслителей,  писателей,   поэтов,   художников.   Само существование “русского космизма”  как  философского  течения  даже  в  наше время вызывает острые дебаты.

      Само зарождение русского космизма  обусловлено в  значительной  степени своеобразной общественной  и культурной обстановкой в России XIX в.Развитие русского космизма обязано во многом  непременному  противопоставлению  этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние  заключало в себе  возможность продуктивного диалога, способствовавшего   изменению   русского   космизма,   его    прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в.  Значительный  интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского  космизма. Он способен питать  собой весьма  широкий спектр  воззрений -  от  крайне

реакционных  до   либеральных,   которые   озабочены   поиском   творческого  примирения основных ценностей традиционного  общества и  культуры  динамичной цивилизации.

      Идеи русского космизма становятся  особенно популярными в наше  время, в том числе и благодаря  тому, что  многие  предсказания  космистов  сбылись и продолжают сбываться.

 

Основные  положения русского мистического космизма

 

Русский космизм П.А.Флоренского

          П.А.Флоренский является одним из тех, кого по праву относят к традиции русского космизма.Он считал, что существует "идеальное родство" мира и человека, их пронизанность друг другом", взаимосвязанность. Подобно древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос и микрокосмос, являющийся в своём роде образом и подобием Вселенной и несущий в себе всё, что есть в мире. Несмотря на то, что космический подход к человеку лишает его полноты личностного бытия, Флоренский сумел найти выход из этой трудной ситуации. 
 
        И мир и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут рассматриваться как части друг друга. Можно с полным основанием считать мир биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его хозяйствования. Мир есть раскрытие Человека, проекция его . В этом заключается космически-антропологический дуализм Флоренского. 
 
        У Флоренского, как впрочем и у многих платоников, картина бытия статична: динамические процессы, эволюция, история определяющего значения не имеют. Как считает Флоренский, вся история мира - это мрак, одна лишь "ночь, один страшный сон, растягивающийся в века". 

 Космизм В.С.Соловьёва

         Действительность окружающего нас мира является подлинной загадкой и задачей для разума. Эта задача сводится к выведению условного из безусловного, случайной реальности из абсолютной идеи, природного мира явлений из мира божественной сущности. Связующее звено между божественным и природным миром есть человек. Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, между абсолютной и вечной сущностью и преходящим явлением, или видимостью. Человек есть вместе и божество, и ничтожество. Следовательно, для человека необходимо найти место и значение в общей связи истинно сущего. 
 
Можно выделить несколько идей космизма Соловьёва: 
*Идея всеединства, вечного органически целостного истинносущего мира, которая имеет религиозный характер (вне божественного начала бытие - это хаос). 
*Тайна сопричастности человека космосу в его божественной природе (человек являясь посредником между Богом и материальным бытиём, проводником единящего действия на стихийную множественность, человек - устроитель и организатор вселенной. 
*Проблема полноты познания вообще не может быть представлена как гносеологическая полное знание - это религиозно-мистическое мировосприятие, тем самым Соловьёв критикует рациональность как отвлечённое начало, подчиняя и преобразуя её в свете религиозного опыта и мистического созерцания. 

 Философия Н.Ф.Фёдорова

        Космос, космическое в философском сознании обычно были воплощением беспредельного, абсолютного, недоступного ограниченному человеческому пониманию, оставаясь предметом медитации, высокого восхищения, смешанного с трепетом ужаса перед бездной небытия. Созерцательное отношение к космосу, уходящее в глубокую древность, преобладало многие века. И только начиная с Фёдорова, в философию и науку входит требование преобразовательной активности со стороны человечества, направленной на макрокосмос. Борьба с разъединяющим пространством для мыслителя - "первый шаг в борьбе со всепоглощающим временем". Две глобальные победы человечества: - над пространством и временем - взаимосвязаны и взаимозависимы. Полем преображённой, бессмертной жизни может быть не только вся Вселенная, бесконечная и неисчерпаемая в своих энергетических и материальных возможностях, а также и долгоживущие, а потом и бессмертные создания с биологически гибким, переделанным организмом, управляемым сознанием, смогут жить и творить в самых невероятных внеземных условиях. Суть идеи "регуляции природы" не только в конкретных проектах, многие из которых уже осуществляются или могут быть осуществлены - она более радикальна, ставя высшей целью преобразование самого статуса природного и космического бытия, самой природы человека.  
 
        Пророческая идея Фёдорова о неразрывной связи космоса и человека находит своё подтверждение в современных научных подходах. В этой связи можно привести в качестве примера антропный принцип. Он состоит в следующем: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нём не было наблюдателя, т.е. людей (чувствующих и мыслящих существ). Если бы мир был другим хоть немного - и нас бы не было: чуть бы сместились параметры составляющих мира, какая-нибудь элементарная частица была бы другой или исчезла - не явились бы ни жизнь, ни сознание. Поэтому, когда мы ставим задачу изменения или мира, или человека, необходимо будет учитывать этот принцип. Изменять свою (человеческую) природу можно только вместе с изменением мира в том же направлении, и наоборот, когда человек, не изменяя себя, не став на путь собственного одухотворения, начинает покорять или преобразовывать природу (или мир), он приходит к неизбежному дисбалансу, к кризису, экологическому и нравственному. Такое одностороннее вмешательство, произведённое несовершенным, но самодовольным человеком в природу (вместо регуляции, сознательной и разумной) приводит к истощению природы, которая как бумеранг (в виде катастрофы) обрушивается на самого человека. 

АнтропокосмизмН.Г.Холодного 
        В своей основной работе "Мысли дарвиниста о природе и человеке" (1944г.) Н.Г.Холодный развивает свою философию антропокосмизма и теорию познания, основанную на идеях эволюционизма. В противовес антропоцентризму (ставившему человека в центр всего мироздания) Холодный использует антропокосмизм, который выделяет огромное значение человеческой деятельности в процессах эволюции природы, во взаимоотношениях человека и природы. В своей книге Холодный анализирует взаимоотношения человека и природы, показывает процесс создания человеком своеобразной среды, отличной от естественной, которую он называет антропосферой. Антропосфера, являясь частью биосферы, создана человеком, его трудом. "Человек, несмотря на существенные особенности созданной им жизненной среды, продолжает оставаться неотъемлемой частью космоса, полностью подчинённой действующим в нём законам. Человек находится не над природой, а внутри природы" . Основным отличием приспособляемости организма к среде человека от животных, по мнению Холодного, является то, что пассивное приспособление организма к меняющимся условиям окружающей среды, характерно для животных, заменяется активностью человека, стремящегося изменить окружающую среду в соответствии со своими целями. Труд остаётся основным условием роста умственных способностей человека. Для Холодного несомненна связь между интеллектуальными способностями человека и его космическим окружением, которая является результатом эволюции и естественного отбора. Науку Холодный определяет как знание упорядоченное, приведённое в систему, организованное и способное к дальнейшему развитию. Несмотря на автономность науки, она самым тесным образом связана с деятельностью и с производством. Закономерность в развитии науки Холодный видит в том, что наука подчиняется общим законам органической и социальной эволюции, т.е. в развитии науки решающую роль играют внутренние факторы (относящиеся к эволюции) и в последнюю очередь внешние относительно науки факторы (религия и философия). Независимость процессов эволюции Холодный связывает с тем, что каждая предыдущая стадия его определяет последующую, а посторонние факторы могут лишь ускорять или замедлять процесс развития, но не определять его. Антропокосмизм, по замыслу Холодного, влечёт за собой принципиальное изменение отношений человека к природе. Прежде всего он приводит к ощущению человеком своей органической, неразрывной и действенной связи со всем космосом. И космос оказывает воздействие на человека, влияет на его жизнь. Антропокосмизм предполагает кардинальное изменение места человека в космосе: человек становится (благодаря успехам науки и техники) космическим фактором, преобразующим природу в том участке Вселенной, где он обитает. Эволюционная теория познания Холодного обращается к развивающейся адаптации психо-физиологической организации человека к окружающей среде.

 

Основные  положения представителей русского космизма, опирающихся на естествознание

Приобщение  образованной части европейского общества к идеям космического влияния  на земные дела началось со знаменитой работы Вильяма Гершеля, обнаружившего  в начале XIX века, что цены на зерно  на мировом рынке колеблются с  изменениями солнечной активности. А отсюда недалеко было и до признания  цикличности социальных процессов, в том числе экономических  кризисов, 10-летнюю периодичность которых  отмечал еще Карл Маркс. 
         В России с середины XIX века вызревает уникальное космическое направление религиозно-философской и даже в определенной мере научной мысли. Во всяком случае, совершенно определенно проявляются попытки создать новую философию и науку познания, в которой ведущую роль играют природные, а шире – космические судьбы. Одним из первых русских космистов, по мнению С.Г.Семеновой и А.Г.Гачевой, был Владимир Федорович Одоевский (1803–1869). В романе-утопии «4338 год» говорилось о химическом синтезе пищи, искусственном климате, полетах аэростатов и освоении Луны. 
        Все это, однако, представляло лишь некие размышления на космическую тематику без практического их применения. 
Среди немногих исключений нужно назвать сподвижника Петра I – Якова Брюса, математика и астронома, артиллериста и архитектора, географа и ботаника. Обширный научный кругозор Брюса позволил ему создать особый астрологический календарь, предвосхитивший современную биодинамическую систему в сельском хозяйстве и около 200 лет служивший настольной книгой русского земледельца. Календарь был рассчитан на 100 лет, в XIX веке был продолжен до 2000 года. Он содержал массу полезных сведений, и среди них «предзнаменование действ на каждый день по течению Луны в Зодии». Это был отличный справочник по лунно-солнечным циклам, которого нам, выбившимся из естественных ритмов природы, так не хватает! 
        Предсказательная часть календаря касалась экономических и политических сведений и менялась от издания к изданию. Так, харьковский его выпуск захватывает и актуальное для нас время – с 1800 до 2000 года, включая прогнозы погоды, войн, перемен царствования, состояния экономики и пр. Этот раздел составлен по 28-летним планетным циклам – основным и дополнительным. 
        Но, как отмечает Ф.К.Величко, в политических и иных прогнозах истории астролог не может выйти за рамки современных представлений, в частности Брюсов календарь не смог предвидеть революцию 1917 года (хотя и упомянута кровопролитная война), а тем более переворот 1991 года в России. 
        Мы обращаем внимание на этот раритет петровских времен потому, что он является предтечей последующих научных изысканий влияния конкретных космических тел на наше земное существование. Речь идет, как мы видели, о Луне, планетах Солнечной системы и, конечно, о самом Светиле, издревле обожествляемом почти всеми народами Земли – египтянами и индусами, китайцами и аборигенами Африки и Америки. Русские, например, имели целый набор ритуалов и празднеств во славу Солнца. Достаточно вспомнить только масленицу с ее блинами – символом солнечного диска. 
Поэтому исторически первым направлением мирового и русского космизма был поиск связи земных, биосферных и социальных явлений с процессами во Вселенной, главным образом на Солнце. 
        Если говорить об истоках другого направления космизма, назовем его «техническим», то принято считать его началом май 1903 года, когда в журнале «Научное обозрение» была опубликована статья К.Э.Циолковского об исследовании мировых пространств реактивными приборами. Это был тот корень древа русского космизма, который привел к сегодняшнему интенсивному освоению Космоса – вплоть до разведки жизни на других планетах. Здесь уместно вспомнить научно-фантастические романы о полетах на соседние планеты и развитии внеземных цивилизаций: «Красная звезда» (1908) и «Инженер Мэнни» (1913). В них предсказывались полеты на ракетах с атомным двигателем и кибернетическим оборудованием, а их автором был второй человек в партии большевиков А.А.Богданов-Малиновский, врач-психиатр по образованию и философ по призванию. Он, безусловно, был знаком с «Общим делом» нашего мыслителя Н.Ф.Федорова и уже в те годы готовился к воплощению в жизнь его идеи бессмертия человека. Для этого в середине 20-х годов XX века А.А.Богданов организовал у нас первый в мире институт переливания крови, на базе которого и начал свои эксперименты по поискам путей продления жизни. Он погиб, проводя на себе опыты по объемному переливанию (замене) крови в 1928 году. Теперь его имя носит Институт переливания крови в Москве. Так осуществляется связь времен и идей в истории русского космизма. 
Мы не знаем, как бы развивались идеи космического влияния на биосферу, если бы судьба не свела гимназиста Сашу Чижевского с пожилым калужским учителем К.Э.Циолковским. Вероятно, именно это впоследствии помогло Чижевскому наметить научный план своих дальнейших поисков солнечно-биологических связей и ритмов. Возможный ход его рассуждений мог быть таким: если космические агенты оказывают влияние на биосферу, то для изучения этого процесса необходимо, очевидно, иметь исследуемый массив данных, располагать индексами солнечной активности и владеть надлежащим инструментом для анализа. На начальном этапе исследований важно появление лидера, обладающего нужным сочетанием знаний и некоторыми личностными характеристиками – широтой кругозора и эрудицией, даром пропагандиста и т.п. А.Л.Чижевский – признанный зачинатель гелиобиологических исследований, несомненно, обладал всеми этими качествами. У него были предшественники, но он был первый, кто сформировал целостную программу исследований и проводил ее в жизнь. 
        Если переходный научный этап «технологического» космизма начался со знаменитой работы Циолковского «Ракета в космическое пространство» (1903), переизданной для защиты русского приоритета по инициативе и с предисловием Чижевского в 1924 году, то Чижевский стал пионером космического естествознания, опубликовав одновременно свою книгу «Физические факторы исторического процесса», ошеломившую научную общественность и вызвавшую бурю гнева и насмешек обывателей. 
Выбор молодым исследователем необычной темы для своей работы не был случайным. В начале XX века в России существовала особо благоприятная культурная атмосфера, стимулировавшая такие исследования. В тогдашнем образованном обществе уже получило распространение мироощущение сопричастности земных явлений космосу, которое сейчас называют «русским космизмом». Эта идея «носилась в воздухе». Воздействие ее на миросозерцание молодого ученого тем более вероятно, что он общался со многими людьми, принимавшими творческое участие в выработке такого идейного течения. Как известно, он дружил с К.Э.Циолковским, контактировал с В.Я.Брюсовым (его известное «космическое» стихотворение «Хвала человеку» опубликовано в 1908 г.) и М.А.Волошиным (автором венка сонетов «Lunaria», 1913). Будучи причастен к изобразительному искусству, он мог слышать об успехе выставки работ М.К.Чюрлёниса, проходившей в Петербурге в 1906 году, мог видеть известное полотно Л.С.Бакста «Античный ужас» (1908), посвященное космической катастрофе. Возможно, он был читателем космической фантастики А.А.Богданова-Малиновского. В это время была уже написана и четвертая соната А.Н.Скрябина «Полет к далекой звезде». Какие-то импульсы своим работам молодой Чижевский мог получить и от знаменитого шлиссельбуржца Н.А.Морозова. В общем, старт гелиобиологических исследований совсем не случайно совпал во времени с формированием творческого облика А.Л.Чижевского. 
Неизвестно, знал ли молодой ученый о занятиях социальной ритмикой В.П.Хлебникова, проводившего свои изыскания о «законах времени» с 1905 года. В работе Чижевского «Физические факторы исторического процесса», которая была подготовлена к печати в 1922 году, имеются ссылки на идейных предшественников автора. В тексте упоминается М.А.Боголепов, профессор МГУ, автор книги «Колебания климата и историческая жизнь», в которой исторические явления ставятся в связь с периодическими изменениями природных условий. Встречается имя В.М.Бехтерева, который в понятие «внешняя среда» (влияние на психику и поведение) включает космические факторы. Имеется ссылка на Д.О.Святского. В одной из заметок этого автора можно прочесть: «…возьмите кривую солнечной деятельности за последнее столетие, начиная хотя бы с Великой французской революции 1789 г.; и вы, к удивлению своему, увидите, что все большие революции до нашей последней включительно совпали с максимумом солнечной деятельности <…> Нельзя, конечно, утверждать, что революции вызываются солнечными пятнами. Революции являются следствиями экономических и политических причин, но нет ничего странного в том, что распределением революций во времени, степенью их напряженности и продолжительностью управляет космический фактор…». 
Д.О.Святский (1881–1940), сотрудничавший с Н.А.Морозовым и переписывавшийся с В.И.Вернадским, неоднократно встречался и с А.Л.Чижевским. Как замечают Б.М.Владимирский и Н.А.Темурьянц, идея связи циклов истории и солнечной активности не представлялась в те времена странной и экзотичной – так думали многие. А.Л.Чижевскому осталась, видимо, неизвестной брошюра этнографа и беллетриста В.И.Анучина «Солнечный закон», в которой излагались те же самые мысли и тот же самый результат – совпадение социальных кризисов и максимумов солнечной активности (автор брошюры сообщал, что начал заниматься этими вопросами с 1913 г.). А может быть, юный Чижевский попал на одно из выступлений неутомимого пропагандиста идей космизма, первого отечественного врача-рентгенолога и одновременно деятеля художественного авангарда Н.И.Кульбина (одна из лекций 1913 г. называлась «Хроника Солнца и геологии в связи с историей человека»)? 
В первой четверти XX века принято выделять Серебряный век русской культуры (литературы, поэзии, живописи, архитектуры и т.п.). Тогда же наблюдалось, как видим, и скопление звезд первой величины в науке и философии: И.П.Павлов и Н.И.Вавилов, К.Э.Циолковский и В.И.Вернадский, Питирим Сорокин и Н.Д.Кондратьев, А.А.Богданов и Н.А.Бердяев и ряд других научных деятелей. Они осуществили прорыв в ряде отраслей знания, заложили краеугольные камни научного здания, достраивать которое предстоит нашим современникам и в третьем тысячелетии. 
А.Л.Чижевский принадлежал к числу главных действующих лиц такого интеллектуального взрыва. Именно с него началось научное изучение проблемы солнечно-биосферных связей и ритмов. Именно он впервые обобщил, систематизировал труды литературных и цифровых источников, а затем проанализировал их статистические данные математическими методами. 
        Вот основные этапы выполнения этой естественнонаучной программы. 
1. Было определено состояние изученности проблемы «Солнце – биосфера» по литературным данным и выявлены основные направления необходимых исследований. Выражаясь современными терминами, проведено предпроектное обследование системы гелиобиологических связей. А это значит, что уже тогда Чижевский мыслил системно и диалектично с учетом всех возможных взаимосвязей биосферы. 
2. В соответствии с поставленными задачами собрана необходимая информация, банк данных о развитии земных процессов в сопоставлении со статистикой хода солнечной активности – самого важного и практически единственного в то время источника сведений о динамике Космоса. 
3. Для обработки статистических материалов Чижевский впервые в практике гелиобиологии привлек математические методы и показал реальность корреляции солнечно-биологических связей и ритмов. Как говорили классики, наука лишь тогда достигает совершенства, когда использует математику. 
4. Чижевский не ограничился лишь статистическими сопоставлениями, но и провел ряд экспериментов по изучению механизмов солнечного влияния на живые системы, в частности на микроорганизмы, животных и человека. 
5. Впервые в науке Чижевский начал моделирование сложнейшей системы гелиобиосферных связей. Он пришел к выводу, что во всей этой огромной системе необходимо выбрать наиболее представительное звено, которое бы отражало все составляющие биосферы как по объектам наблюдений, так и по наличию соответствующей документации об их динамике. 
Гениальным прозрением ученого стало избрание в качестве такой модели биосферы эпидемического процесса. Не будучи эпидемиологом, Чижевский глубоко изучил существо эпидемиологических явлений, и его основные выводы в этой области справедливы и сегодня. 
6. Точно так же Александр Леонидович освоил специфику психологических и даже психиатрических популяционных исследований и фактически пришел к созданию основ социальной психофизики. Показателем компетенции его в этой области являются многочисленные публикации, представленные не только в «Русско-немецком медицинском журнале», но и в современных изданиях, где психосоциальные идеи и положения Чижевского звучат вполне актуально. Достаточно сослаться, например, на обширную работу по гелиопсихологии масс в книге «Космический пульс жизни», написанной в 30-х годах XX века. Ученый посягнул на святая святых религии и ортодоксальной философии, психологи, психиатрии, политики с ее манипулированием сознанием масс, выдвинув КОНЦЕПЦИЮ ИСТОРИОМЕТРИИ, ключевым звеном которой была связь исторических событий с космосом через изменения психического состояния людей. 
        Следует сказать и о новых публикациях архивных документов о разработке Чижевским проблемыпередачи мыслей на расстояние, при этом полученные им выводы согласуются с известными высказываниями Николая Константиновича Рериха на этот счет. 
        В заключение необходимо указать на важную роль супругов Н.К. и Е.И. Рерих, готовивших переход человечества к восприятию космического сознания и утверждавших общее мировоззрение по проблеме связи биосферы и социума с космическими пертурбациями. Морально-этическую доктрину таких связей в сфере психической деятельности человечества представило именно Учение Живой Этики. Они также стремились найти практическое приложение этой философской системы, что выражалось не только в пропаганде нравственности, но и в прогнозах. Так, Е.И.Рерих неоднократно с 1934 года предупреждала о грядущих в конце XX века катаклизмах, что и подтвердилось реальным ходом истории, в частности развалом советской империи в 1991 году.

 

Основные продуктивные идеи философии  русского космизма

         Общими главными идеями философов русского космизма были:

1. Активная созидательная  сознательная деятельность человека  в переустройстве мира и через  такую деятельность достижение  свободы 
2. Сопричастность человека Богу, Абсолюту, Отцу, т.е. идея Богочеловека. 
3. Идея соборности, софийности, Всеединства в отличие от авторитарности и индивидуализма 
4. Цельное знание как синтез наук. Познание целостным Духом. 
5. Направленность философии на практическое применение 
6. Идея всеединства имеет всеохватность, космическое значение 
7. Русский народ как мессианский, ищущий Царства Божьего

         Цель русской философской мысли – создание действенного и целостного мировоззрения, в котором  все его планы (религиозный, философский, культурный, политический и экономический) взаимно перекрывались.

  

Заключение

В философии  космизма очень отчётливо обозначились два аспекта взаимосвязи человека и космоса: с одной стороны, человек  рассматривался как неотъемлемая часть  меняющегося Космоса, зависящая  во всех своих проявлениях от космического целого. С другой стороны, сам человек  рассматривался в качестве фактора  эволюции, развивая свои способности  таким образом, что, создавая новую  технику и технологию, он начинал  активно воздействовать на окружающий мир. И хотя на рубеже XIX-XX вв. вера в  научно-технический прогресс была достаточно зримой и ещё не проявлялись кризисные  последствия технократического  отношения к миру, космисты предупреждали будущие поколения от возможных негативных последствий безудержной и ничем не ограниченной технологической эксплуатации природы. И все же космизм не получил широкого распространения и повторил судьбу многих философских течений, продуктивные идеи которых значительно опережали свою эпоху. Тем не менее в современной ситуации перед лицом экологического кризиса, поиск “общего дела” как регуляции отношений человека и остального мира приобретает уже приоритетное значение. Особо стоит подчеркнуть совпадение главных принципов философии космизма и многих основных идей современной научной картины мира. Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и космоса. Течение русского космизма имеет значение общечеловеческое, оно дает глубокую теорию, поразительные предвосхищения, глядящие не только в современные, но и в значительно более далекие времена. В наши дни, озабоченные поисками принципиально нового типа мышления, которое могло бы открыть горизонты коллективной, планетарной надежде, наследие русских космистов приобретает особую притягательную силу.

Информация о работе Русский космизм