Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 07:57, реферат
«Спокойная политика» Николая II в европейских делах определялась необходимостью обеспечить благоприятные внешние условия для экономического развития России, решавшей болезненные задачи модернизации, с одной стороны, и для усиления российского влияния на Дальнем Востоке — с другой. Именно на Дальнем Востоке произошло важнейшее внешнеполитическое событие российской истории начала XX в. — русско-японская война 1904—1905 гг.1
На броненосце в разгар боя
Крейсер "Аскольд"
14 августа 1904 г. МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ
БЛИЗ ЗАЛИВА УЛЬСАНМАН. После
неудачи прорыва 1-й
С середины XIX столетия строительство русского флота было подчинено идее крейсерской войны. Автономные броненосные крейсера "Рюрик", "Россия", "Громовой" были построены прежде всего для действий на коммуникациях противника. Они превосходили японские КРБ типа "Асама" по мореходности и дальности плавания, уступая им по бронированию и артиллерии. (Японские крейсера имели башенную артиллерию, в то время как русские - казематную).
За первые 8 месяцев войны крейсера Владивостокского отряда Иессена совершили 7 выходов в море, длительностью от 5 до 16 суток, серьезных успехов не добились, однако, вызвали волну недовольства в японских торговых и промышленных кругах. Реакция японского военного руководства была достаточно нервной, в результате эскадра Камимуры была отвлечена от блокады Порт-Артура и направлена на борьбу с русскими крейсерами. Хотя это решение и было вынужденным, его все же следует признать ошибочным. Неуверенные действия Того в бою 10 августа, возможно, объясняются тем, что с уходом Камимуры нарушилась система взаимодействия в японском соединении.
На ошибку японского командования русское ответило серией последовательных ошибок. Было принято решение, согласно которому крейсера отряда Иессена должны были "оказать содействие прорыву Порт-Артурской эскадры во Владивосток". Собственно, огромное содействие-отвлечение 4 лучших броненосных крейсеров противника - уже было оказано. Однако, русское руководство понимало "помощь" только как непосредственное взаимодействие в бою. В результате крейсера были направлены навстречу эскадре Витгефта.
Очень трудно понять, зачем это вообще было сделано: "Россия", "Громовой", "Рюрик" потому и оказались в начале войны во Владивостоке, что эти корабли не предназначались для совместных действий с главными силами и должны были оперировать самостоятельно. Далее легко было понять, что встреча эскадры Витгефта и японского флота произойдет в окрестностях Порт-Артура. После чего эскадра либо прорвется (тогда помощь крейсеров ей не понадобится), либо вернется в крепость (тогда крейсера ей не помогут).
Итак, даже если бы отряды встретились, это не дало бы никаких дополнительных тактических шансов. Но могло ли это произойти? Окруженный Порт-Артур не имел связи с Владивостоком. Витгефт сообщил Алексееву о своем выходе только 10 августа. В результате приказ крейсерам был дан 11 августа, а вышли они 12, когда разбитая русская эскадра уже сутки как отстаивалась в Порт-Артуре (о чем Алексеев, понятно, еще не знал).
Отряду Иессена было приказано в течение 15 часов крейсировать в Корейском проливе, в случае встречи с кораблями Камимуры отрываться и уходить во Владивосток.
Итак, мобильное крейсерское
Отряд Камимуры был развернут в Корейском проливе для "ловли" легких крейсеров Порт-Артурской эскадры и "на всякий случай". Своим шансом Камимура воспользовался, хотя и не лучшим образом.
Порт Владивосток
19 - 24 августа 1904 г. ВТОРОЙ ШТУРМ.
Японцы предприняли плотную
В ходе этого сражения имел место последний выход в море русских кораблей. Броненосец "Севастополь" в сопровождении двух миноносцев обстрелял неприятельские позиции. На обратном пути все три корабля наткнулись на мины, причем миноносцы затонули.
19 августа на совещании
Неудача второго штурма резко усложнила обстановку в осадной армии японцев. Во многих соединениях был превзойден "предел устойчивости", в результате чего моральный дух войск понизился. Имели место случаи неповиновения и даже попытка бунта.
В течение сентября 1904 года японское командование приняло энергичные меры к упорядочению тыла осадной армии Ноги. Армия была усилена подкреплениями. Саперные части провели огромную работу по сближению с основной полосой обороны русских. После этой подготовки Ноги нанес очередной массированный удар.
Японцы у Порт-Артура
15 - 30 сентября 1904 г. ТРЕТИЙ ШТУРМ.
Расположив свои позиции
1 октября 1904 г. ПРИБЫТИЕ ЯПОНСКОЙ ОСАДНОЙ АРТИЛЛЕРИИ. Она включала девятнадцать 280-мм гаубиц, стрелявших 500-фунтовыми (227 кг) снарядами на 10 тысяч м. В то время как русские позиции подвергались продолжительной бомбардировке, высота 203 окружалась сетью окопов и минных полей. Ноги готовился к массированной фронтальной атаке с восточной стороны.
30 октября - 1 ноября 1904 г. ВОЗОБНОВЛЕНИЕ
БОЕВ. В 9 часов утра японцы
ударили одновременно с севера
и с востока. И снова японская
пехота тесными колоннами
После боя за сопку
26 ноября 1904 г. ПЯТОЕ ГЕНЕРАЛЬНОЕ НАСТУПЛЕНИЕ. Оно было отбито русскими на всех позициях и стоило японцам более 12 тысяч жизней. Теперь генерал Маресукэ Ноги сосредоточился исключительно на взятии высоты 203, которая представляла собой огромный редут, со всех сторон окруженный колючей проволокой и защищенный с флангов также укрепленными меньшими высотами. Около 2 тысяч 200 человек под командованием полковника Третьякова составляли гарнизон комплекса, смотревшего вниз, на гавань, которая находилась всего лишь в 4 км. Окажись эта высота в руках японцев, судьба русского флота была бы решена.
Обстановка в крепости постепенно ухудшалась, хотя все попытки японцев прорвать оборонительный периметр были отражены. Ноги удалось захватить все предполье полосы обороны и разместить там тяжелую осадную артиллерию, которой форты крепости противостоять не могли.
Усиливалась минная (подземная) война. Бои в подземных галереях становились все более ожесточенными. Постепенно начала проявляться нехватка снаряжения у русских саперов.
Приближение японцев к русской позиции
27 ноября - 5 декабря 1904 г. ЗАХВАТ
ВЫСОТЫ 203. Вслед за продолжавшейся
весь день артподготовкой
С 5 по 9 декабря были потоплены броненосец "Полтава" (05 ч. 12 мин. внутренний взрыв), броненосцы "Ретвизан" и "Пересвет" (06 ч. 12 мин. потеря плавучести от многочисленных попаданий тяжелых снарядов), броненосец "Победа" и крейсер "Паллада" (07 ч. 12 мин.), крейсер "Баян" (09 ч. 12 мин.)
Единственным броненосцем, которому удилось выйти из гавани оказался "Севастополь" под командованием Н. Иессена. В течение шести ночей корабль непрерывно атаковали японские миноносцы, корабль получил две торпеды, однако, остался на плаву. При этом были уничтожены 2 миноносца противники. "Севастополь" был затоплен экипажем только после падения крепости.
Русская контратака
2 января 1905 г. СДАЧА ПОРТ-АРТУРА.
Несмотря на морозную погоду
и обильные снега, японцы
Во всех отечественных источниках и во многих западных генералы Стессель и Фок осуждаются за преждевременную сдачу Порт-Артура. Действительно, крепость могла сражаться еще 4 - 6 недель (оценка по запасам продовольствия). Однако, с захватом горы Высокая и уничтожением русского флота цель японских операций под Порт-Артуром была достигнута, и дальнейшие действия по сути лишались смысла. Для японцев не было надобности держать у развалин Порт-Артура всю армию Ноги и весь парк осадных орудий. Для наблюдения за крепостью и недопущения прорыва хватило бы и двух дивизий, остальные части могли быть переброшены в Маньчжурию. Воспрепятствовать этой переброске русские не могли.
Дальнейшая оборона привела бы только к уменьшению русских потерь в пленных и увеличению потерь в убитых. Сильно пострадало бы и гражданское население города.
Оценивая в целом действия сторон под Порт-Артуром, приходится признать, что эта кампания производит тяжелое впечатление. Русские показали неспособность к сколько-нибудь осмысленным действиям в открытом поле (Наншенское сражение, потеря Дальнего) и неумение согласовывать действия сухопутных и морских сил. Японцы проявили в организации штурма крепости крайнюю жестокость к собственным войскам. Именно после Артурской операции тактика японцев на суше приобретает патологический характер.
Разумнее действовал лишь адмирал Того, который, хотя и не безошибочно, но, по крайней мере, последовательно проводил в жизнь правильный блокадный план.
4) Цусимское сражение
Война на Дальнем Востоке началась в ночь на 27 января 1904 г. вероломным нападением японского флота на русскую эскадру на рейде Порт-Артура и корабли, стоявшие в Чемульпо. Эскадренные броненосцы “Цесаревич”, “Ретвизан” и крейсер “Паллада” были выведены из строя, а крейсер “Варяг” и канонерская лодка “Кореец” после неудавшейся попытки днем 27 января с боем прорваться в Порт-Артур возвратились в Чемульпо, где “Варяг” был затоплен, а “Кореец” взорван, чтобы не допустить захвата кораблей врагом.
Информация о работе Русско-японская война: причины, ход военных действий, итоги и последствия