Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 18:18, реферат
«Саксонское зерцало» дает наиболее полное представление о системе права своего времени, ибо оно было построено на судебной практике. «Саксонское зерцало» содержит богатую практику земских судов Саксонии. Широкое распространение, которое получило «Саксонское зерцало» за пределами тогдашней Саксонии, означает, что оно отражало не только местное, но и общегерманское право, а в какой-то мере и общие основы феодального права определенной ступени его развития. Многочисленные заимствования, сделанные из «Саксонского зерцала» другими правовыми памятниками средневековья, в особенности памятниками городского права, свидетельствуют о прогрессивности памятника для своего времени и его роли, в частности, в создании единой правовой системы в средневековой Германии.
Германские правовые сборники, в первую очередь «Саксонское зерцало», подводили итоги германскому праву, как оно сложилось к XIII в., и отражали вновь складывавшиеся отношения, потребности развивавшихся городов. В этом отношении характерны грамоты города Магдебурга, в которых начиная с 1261 г. обнаруживались весьма обширные и дословные заимствования из «Саксонского зерцала» (Земское право). Несомненно, Земское право лежало в основе магдебургского права. Отсюда то значение, которое имеет изучение «Саксонского зерцала» как памятника феодального права.
«Саксонское зерцало»
дает наиболее полное представление
о системе права своего времени,
ибо оно было построено на судебной
практике. «Саксонское зерцало» содержит
богатую практику земских судов
Саксонии. Широкое распространение,
которое получило «Саксонское зерцало»
за пределами тогдашней Саксонии,
означает, что оно отражало не только
местное, но и общегерманское право,
а в какой-то мере и общие основы
феодального права определенной
ступени его развития. Многочисленные
заимствования, сделанные из «Саксонского
зерцала» другими правовыми памятниками
средневековья, в особенности памятниками
городского права, свидетельствуют
о прогрессивности памятника
для своего времени и его роли,
в частности, в создании единой правовой
системы в средневековой
Буржуазная историко-правовая
литература о «Саксонском зерцале»
чрезвычайно обширна. История этого
памятника разрабатывается
В частности, Хомейером были исследованы 186 списков «Саксонского зерцала» и дана их классификация с разбивкой на три яруппы: а) первая древнейшая группа списков; эти списки не разделены на книги и не имеют глосс; б) вторая группа списков с разделением на книги; рукописи этой группы снабжены глоссами: в) третья группа списков наиболее поздняя; рукописи этой группы разделены на книги, но не имеют глосс.
Хомейер опубликовал текст первой части «Саксонского зерцала» (Земское право) по берлинской рукописи 1369 г. 6 с вариантами из 17 других редакций, а во втором издании (1835 г.) использовал 25 его текстов.
Самое раннее издание «Саксонского зерцала» (Landrecht) — базелъское издание 1474 г. К XVI в. относятся многочисленные издания Цобеля, в том числе первое из них — лейпцигское издание 1535 г. Общеизвестны также издания Людовика (Halle, 1720) и Гертнера (Leipzig, 1732). В 1936 г. вышло издание веревода Земского права на современный немецкий язык (Hans Christopli Hirsch. Berlin; Leipzig, 1936).
Утверждают, что автор «Саксонского зерцала» Эйке фон Репков написал его по латыни, а затем уже переводил на немецкий язык и что оригиналом должен считаться латинский текст. Однако сомнительно, чтобы сохранившийся и дошедший до нас латинский текст принадлежал самому Эйке; предполагают, что до нас дошел переводный латинский текст, а не подлинник автора.
Название сборника — «Саксонское зерцало» — дано самим автором. В стихотворном предисловии он пишет:
Названье примет пусть оно
«Зерцало саксов», оттого,
Что право саксов в нем дано
И чтоб оно правдиво отражало,
Как образ женщины — зерцало.
В «Саксонском зерцале» Эйке изложил все земское право, которое применялось в земских судах в отношении всех свободных, но не «благородных» (Schoffenbarfreie — свободные шеффенского сословия). По мысли автора, сборник должен был охватить все германское право, действовавшее в отношении всех сословий. Однако на самом деле из сборника было исключено право низших сословий, право министериалов, не говоря уже о крепостных, а фактически — и право привилегированных сословий. Это было право среднего сословия, — право свободных, но не принадлежавших к «благородным» сословиям, к высшему феодальному [156] обществу. Для высших сословий — для «благородных» — тот же Эйке написал вторую часть «Саксонского зерцала», в котором изложил ленное право. Этот сборник сохранился и на латинском и на немецком языках.
Обе части «Саксонского зерцала» — Земское право и Ленное право — внутренне связаны между собою и дают систему действовавшего в XIII в. германского права. Древнейшие рукописи излагают Земское право и Ленное право как один памятник. Иногда их называют соответственно первой и второй частями «Саксонского зерцала». Некоторые исследователи рассматривали обе части изолированно и название «Саксонское зерцало», следуя за самим Эйке, приписывали только Земскому праву.
Годы жизни автора «Саксонского зерцала» — Эйке фон Репкова в точности неизвестны. О нем имеются исторические данные, относящиеся к 1209—1233 гг.
Что касается времени составления сборника Земского права, то его относят к периоду между 1224 и 1230 г. Дело в том, что в сборнике использованы Земский мир 1221 г. (ЗП II 66 и след.) и королевский закон о колдовстве 1224 г. и в то же время сборнику неизвестен Майнцкий имперский мир 1235 г. О времени составления Ленного права известно лишь, что оно было написано вскоре после Земского права 7.
Самая ранняя из дошедших до нас рукописей — Кведлинбургская — относится к XIII в. Она написана на северонемецком диалекте. Имеются рукописи на южнонемецком и на средненемецком диалектах. С XIV в. началось издание глосс к «Саксонскому зерцалу». Первым его глоссатором был Иоганн фон Бух.
Одним из исходных моментов
в оценке «Саксонского зерцала» в
германской историографической и правовой
литературе долгое время служила
мысль о том, что основной побудительной
причиной к созданию сборника было
стремление укрепить германское национальное
право в борьбе против «чужого» права.
Германские шовинисты изображали автора
«Саксонского зерцала» борцом за торжество
германского национального и
имперского духа; это было доведено
до абсурда нацистами.
В специальной литературе о «Саксонском зерцале» нередко утверждалось, что римское право, даже приспособленное к употреблению [157] в Саксонии, все же «угрожало местным обычаям» 8. Это была, по мнению Хомейера, основная причина составления сборника германского обычного права. Заслуга Эйке усматривалась и в том, что он записал саксонское обычное право, так как именно саксонские племена ревностнее других охраняли чистоту германского права. Делались даже попытки отрицать знакомства Эйке с римским правом. А наличие в сборнике отдельных норм, аналогичных римским, например, о 30-летней давности (ЗП I 29) и др., обычно объяснялось простым совпадением.
Отмечалось
и отрицательное отношение
«Саксонское зерцало» как памятник права XIII в. необходимо рассматривать в непосредственной связи с той исторической обстановкой, которая обусловила его возникновение. Его основные принципы определялись классовой структурой германского феодального общества той эпохи, структурой феодальной, иерархически построенной, сословной земельной собственности.
Вся система германского средневекового права как права феодального покоилась на сословном неравенстве. В основе правоспособности лежала сословная принадлежность: «Никто не может приобрести иного права, кроме того, которое ему свойственно по рождению» (ЗП I 16 § 1).
Основное сословное
деление, которое проводило «Саксонское
зерцало», — это деление на свободных,
с одной стороны, и слуг, зависимых
людей — с другой. Автор зерцала
объяснял отсутствие в труде указаний
на права министериалов как на
людей подвластных тем
Свободные люди делились по «Саксонскому зерцалу» на две отграниченные сословные группы: на свободных господ и на свободных лиц шеффенского сословия. К первой группе относились феодалы: духовные и светские князья, графы, рыцари, т. е. крупные феодальные земельные собственники; ко второй — люди свободные, но не «благородные». Земское право было предназначено для лиц этой второй группы, поскольку именно они были подсудны шеффенскому суду. Ленное право было написано для господ и охватывало нормы о ленных отношениях между сеньорами и вассалами. [158]
Земское
право применялось в так
Именно поэтому
в городском (в частности, в Магдебургском)
праве встречаются столь многочисленные
и значительные заимствования из первой
части «Саксонского зерцала».
Тем не менее Земское
право всемерно закрепляло права
крупных феодалов, охраняло их земельную
собственность, их сословные привилегии.
Все имущественные права были
связаны с формами земельных
держаний, в свою очередь определявшихся
сословной принадлежностью, принадлежностью
к военному щиту и т. п. Ведь основная
цель всей правовой системы заключалась
в том, чтобы сохранить феодальную
земельную собственность в
Ленное право регулировало область ленных отношений. Оно, как уже отмечалось, написано для господ, обладавших ленным правом. В нем были подробно изложены условия получения и передачи ленов, владения ими, порядок перехода ленов по наследству, несения вассальных обязанностей, судебной и внесудебной защиты ленных прав и т. д.
Система расположения
материалов в обоих сборниках
также различна. Земское право
построено как судебник, основанный
на казуистической практике шеффенских
судов; поэтому оно лишено строгой системы.
Это не исключает наличия некоторой последовательности
изложения. Его первые разделы посвящены
правам состояния, сословному делению
общества и связанным с ними вопросам
родства и происхождения (в том числе от
неравных браков). Дальнейшие разделы
содержат положения о судоустройстве
и процессе, судебных доказательствах.
Процессуальное право [159] здесь не отделяется
от материального, охватывавшего главным
образом вопросы наследования, семейных
отношений и обязательств, в частности
вытекавших из причинения вреда. Все эти
вопросы трактовались с точки зрения судебной
защиты прав. Ленное право разделено на
три главы в соответствии с определением
характера ленов и их защиты. Первая глава
посвящена ленным правоотношениям. Вторая
— ленному суду, третья — городским ленам;
она отражает общность и противоречия
интересов феодальных властителей и городской
верхушки.
Литература:
Берман Дж. Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998