Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:06, контрольная работа
Салическая правда является крупнейшим памятником франкских народов. Статьи Салической правды дошли до нас в большом количестве и практически не утратили своего первоначального значения.
Введение
Салическая правда является крупнейшим памятником франкских народов. Статьи Салической правды дошли до нас в большом количестве и практически не утратили своего первоначального значения.
При рассмотрении Салической правды, необходимо остановиться на таких главах самой Салической правды, как договорные отношения, брак и семья, увечье и убийство, судебный процесс. Кроме этого необходимо рассмотреть вопрос о возникновении Салической правды, преступлениях и наказаниях, указанных в Салической правде.
Тема этой работы
является особенно интересной, так
как в ней рассматривается
один наиболее важный кодифицированный
сборник законов, именуемый Салической
правдой.
Возникновение салической правды.
Важнейшим источником
права являлись варварские правды - записи
обычного права варварских племен. Одной
из ранних и вместе с тем классических
правд считается Салическая правда, принятая
у франков; её самая ранняя часть относится
к концу V в. (486 – 496 гг.). Утвержденная преемниками
первого франкского короля, редакция текста
состояла из 65 глав-титулов, каждый из
которых посвящался отдельному юридическому
вопросу. Позднее, оставаясь основным
сводом собственного права франков, Салический
закон неоднократно дополнялся и расширялся;
так возникли редакции, названные Эмендата
(VI – VII вв.) и Геральдия (при Карле Великом).
Салическая правда в самой минимальной
степени испытала воздействие римского
права, сохранила даже некоторые остатки
языческой старины и родовых обычаев германцев.
Традиционной архаичности предписаний
сопутствовала еще одна особенность: многие
судебно-правовые процедуры были неразрывны
с символическими священно-обрядовыми
действиями, лишенными реального содержания,
но важными для общественного признания
тех или других фактов. Поддержание общинного
мира было в большей степени целью Салического
закона, чем проведение государственной
репрессии; это характерно для раннего,
в значительной степени еще догосударственного
права.
Аллод и собственность (имущественные отношения)
Длинные ряды заборов, окружающих пахотные наделы, - это уже новое. «Огороженное место» неприкосновенно, пока не убран хлеб. Только после сбора урожая будет снята изгородь и скоту, будет позволено пастись повсюду. Частное и общинное уживается здесь на основе временного компромисса.
Но, однако, не верно то, что огороженная земля была частной собственностью. Против этого говорит правило: если в семье не остается наследника, пахотный участок возвращается общине (и та передает его тому, кто в нем нуждается). Не случайно, что Салическая правда ни единым словом не упоминает о купле-продаже земли. Зато с особым рвением стремится законодатель оградить от посягательств частное хозяйство крестьянина. Судебные штрафы, назначенные за кражу вещей, разработаны так тщательно, что, кажется, не остается ничего, что ускользнуло бы от внимания.
Особое внимание в Салической правде уделяется Аллоду. Аллод (нем. Allod, французское al - полный и od - владение) у германских племен и в раннефеодальных государствах Западной Европы свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность. С развитием феодальных отношений большая часть мелких аллодов превратилась в зависимые крестьянские держания, аллоды крупных и средних землевладельцев - в бенефиции и феоды. Как пережиток аллодиальная собственность существовала и при развитом феодализме. В Салической правде статьи об аллоде касаются в основном его наследования.
Движимое имущество
сын и дочь наследовали в равной
доле. Но земля переходила только к
сыну. Во всем этом не было намеренной
дискриминации женщины. Хотели одного:
сохранить земельную
В Салической правде, отражающей наиболее ранние социально-экономические и политические процессы становления классового общества, государства и права, нет ещё однозначного понятия собственности.
К движимым вещам, находящимся в собственности отдельных лиц или семей, применялся термин «свой» в отличие от термина «чужой». Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца. Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также овец, коз, собак, голубей, пчёл, свиней и пр.
Скотоводство занимало главенствующее положение в хозяйстве германцев, скот, являясь неким символом благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена, эквивалентом денежных расчётов. Два, три солида стоила у франков корова «здоровая, зрячая и рогатая».
Жилищу, территории двора, приусадебному участку как семейной собственности в Салической правде придаётся особое значение. Сюда приходит кредитор, чтобы истребовать долг у должника, чтобы вызвать ответчика в суд. Наказуема была высоким штрафом (45 - 63 сол.) не только кража в пределах дома или двора, но и простое проникновение на территорию виллы после захода солнца.
О переходе пахотного
участка земли (аллода) в частное
владение свидетельствует различное
отношение в Салической правде к
пахотной земле, а также к лугам,
пастбищам, лесам, которые остаются
ещё в общинной собственности. Салическая
правда карает сам факт нарушения
границы пахотного поля без разрешения
хозяина, предусматривая наказание
за проезд по чужому полю в 3 сол., за запашку
чужого поля в 15 сол., за посев на чужом
поле в 45 сол.
Договорные отношения (сделки)
Среди разного рода сделок особое место принадлежало займу. Долговое рабство Салическая правда уже не знает. Зато имущественная ответственность должника становится очень строгой.
Договорные отношения не получили значительного развития у франков. Это характерная черта права германского общества, которому свойственно мелкокрестьянское натуральное хозяйство, слабое развитие товаро-денежных отношений. В Салической правде отсутствуют указания на общие условия действительности договоров, но свободное волеизъявление сторон подразумевается при заключении таких договоров, как купля-продажа, мена, поклажа, залог, заём, ссуда, дарение. Волеизъявление осуществлялось путём бросания другому лицу «в полу стебля» или, как известно по другим источникам, передачи двери при продаже дома и пр. Фактический владелец движимой вещи был обязан доказать, что купил или выменял её, в противном случае он мог быть объявлен вором.
Подробно рассматривается
в Салической правде договор займа.
Кредитор мог взыскать долг непосредственно,
минуя судебное заседание. Если должник
«не пожелает выплатить по обязательству»
после того как кредитор востребует
долг, явившись к его дому в сопровождении
свидетелей, он призывался кредитором
в суд (до трёх раз, через неделю).
При каждой неявке в суд с должника
взыскивался штраф. Долг мог быть
взыскан и с помощью графа
и рахинбургов путём
Брак и семья
Семья у германцев носила патриархальный характер. В семью, возглавляемую отцом, наряду с нисходящими входили боковые родственники, родные и сводные братья, их жёны, которых было много, так как они часто сменяли друг друга. Семьи жили под одной крышей вместе с челядью, а в некоторых случаях - и с вооружённой свитой.
Но власть отца по Салической правде не была столь широка, как, например, в Риме. Она напоминала скорей строгую пожизненную опеку над женой, дочерью или сыном. Опека над сыном прекращалась по достижению им 12 лет.
Браку, как и
семье, в Салической правде посвящено
незначительное число статей. Древние
обычаи германцев допускали
Кровная месть
У всех нардов с
незапамятных времен в том или
ином виде существовал (а кое-где
и существует до сих пор) обычай кровной
мести. Не смотря на различие в формах
осуществления и способах мести,
свойственных разным народам, общим
является убеждение в том, что
без мести нет вечного покоя
убитому. Традиции и соответствующее
воспитание поставили кровную месть
и у германцев выше всех других
человеческих чувств. Не только старинные
хроники, но даже рыцарские романы германского
средневековья наполнены
Германские правды
были составлены в то время, когда
кровная месть была уже пережитком.
Она стала особенно страшной с
переходом к оседлости, с усовершенствованием
оружия, с распадением старых родовых
коллективов. Самосуд и государство
находились в явном противоречии.
Тем не менее, правды хотя и ограничивают,
но не вовсе запрещают кровную
месть. ”Кто мстит за причиненный
всем нам ущерб, - говорит составленный
в веке Судебник Лондона, - пусть
делает то, что делает” Составленная
пятью столетиями раньше, Салическая
правда, конечно, содержит указания на
кровную месть. Если преступник на столько
беден и настолько безроден, что не может
собрать денег для своего выкупа, “он
должен уплатить своей жизнью”. Тем не
менее, Салическая правда скорее запрещает,
чем поощряет месть. Она во всех случаях
запретна, когда нет умысла, а значит и
вражды. С этого, по-видимому, начинается
ограничение кровной мести вообще. Где
нет вражды, там достаточно возмещения
ущерба. Наряду с этим, запрещается кровная
месть за ранение, а затем обычай убивать
лучшего в роду.
Убийство. Увечье.
Пока человек
потреблял все то, что добывал,
для кровной мести не было замены.
Единственной платой за жизнь и страдание
оставались жизнь и страдание. Благодаря
новой эпохе в системе
В самое ранее время размер штрафа должен был в каждом отдельном случае устанавливаться соглашением сторон. Многие народы сохраняли этот порядок, не зная никакого другого. Германские правды знают уже только твердо фиксированные суммы штрафов по всем тем видам правонарушений, которые они упоминают. Штраф за убийство они называют вергельдом - “ценой человека”.
Салическая правда назначает штраф в римских монетах - “динариях” и “солидах”. Убийство свободного франка искупалось уплатой 200 солидов. На эти деньги можно было приобрести не менее 100 быков
Салическая правда назначает неодинаковые наказания за убийство свободного мужчины, свободной женщины и свободного мальчика. В двух последних случаях вергельд повышается в три раза. Имеется в виду женщина, после того как она стала рожать. За убийство женщины, которая рожать не может, назначается 200 солидов.
Обычай, предусматривавший разный вергельд в зависимости от общественной ценности лица, таил возможность дальнейшей дифференциации по признаку его общественного положения. А это не одно и тоже. Указанная возможность была широко использована государством. Прежде всего, короли стали добиваться повышенной защиты для себя и своих слуг - администрации, дружинников, всех “верных” вообще. Реализуя соответствующий интерес, Салическая правда устанавливает за их убийство тройной вергельд. Всякий же, кто стоит ниже свободного франка - римлянин или полусвободный, - защищается значительно меньшим вергельдом. Убийство раба влечет за собой лишь возмещение его рыночной стоимости.
Необычайная детализация
имеет место при оценке ранений.
В некоторых правдах