Самозванцы начала XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:47, реферат

Описание

ХVII век был поворотным в истории России. События рубежа XVI-XVII вв. получили, с легкой руки современников, название «Смутное время». Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни – экономику, власть, внутреннею и внешнюю политику, идеологию и нравственность.
Но было бы неверно именовать «Смутой» промежуток времени исключительно с 1598 по 1613 год. Смута, как скрытая болезнь, задолго до эпохи самозванцев подтачивала силы. То, что происходило в стране в первые два десятилетия XVII века, навсегда врезалось в ее историческую память. Никогда раньше политическая борьба за власть в государстве не становилась обыденным делом рядовых дворян и тем более социальных низов. Никогда раньше ожесточение схваток за первенствующие позиции в обществе не доходило до систематического преследования, а временами — истребления верхов низами. Никогда раньше на царский трон не посягали беглый расстрига из заурядной дворянской фамилии, бывший холоп, бедный школьный учитель из Восточной Белоруссии. Никогда раньше наследственная самодержавная монархия не превращалась в монархию выборную, и никогда раньше в стране не существовало параллельно несколько центров во главе с мнимыми или реальными монархами, претендовавшими на общегосударственную власть. Никогда раньше не была столь реальной угроза утраты Россией государственной самостоятельности, расчленения ее территории между соседними и вовсе не ближними странами.

Работа состоит из  1 файл

продолжение.docx

— 46.91 Кб (Скачать документ)

     Однако  данная точка зрения далеко не бесспорна. Не секрет, что наряду с такими самозванцами, как Лжедмитрий I и Е. Пугачев, увлекавшими  за собой тысячи людей, в России были и другие, которые в лучшем случае могли похвастаться несколькими десятками сторонников.

     Скорее  всего, одни самозванцы лучше играли свою роль, их поступки в большей  степени соответствовали ожиданиям, а другие претенденты на престол  не соблюдали общепринятых «правил  игры» или же чаще их нарушали.

     Феномен самозванства остается актуальной областью исследований российских и зарубежных историков. Эта проблема рассматривалась в работах Н.И. Костомарова, В.О. Ключевского, Р.Г. Скрынникова, В.В. Мавродина и др. По мнению Н.И. Костомарова, основную роль в выдвижении самозванцев играли иностранцы, претендовавшие на российский престол и жаждавшие распространить на Руси католичество. В.О. Ключевский отмечал, что «…у нас с легкой руки первого Лжедмитрия самозванчество стало хронической болезнью государства: с тех пор чуть не до конца XVIII века редкое царствование проходило без самозванца, а при Петре за недостатком такового народная молва настоящего царя превратила в самозванца» [6, 26].   Н.М.Карамзин видел две главные причины появления самозванца в России: изменение мнения народного о Годунове и чужеземную поддержку, оказанную Лжедмитрию и продиктованную интересами Польши и католической церкви. Первый русский историк писал, что «... россияне искренне славили царя, когда он под личиною добродетели казался им отцом народа; но, признав в нем тирана, естественно возненавидели его и за настоящее и за минувшее: в чем, может быть, хотели сомневаться, в том снова удостоверились, и кровь Димитриева явнее означилась для них на порфире губителя невинных...» [4, 703]. Всесторонне рассматривается деятельность самозванцев, причины их временного успеха и неминуемого поражения в работах Р.Г. Скрынникова и А. Низовского.

     Несмотря  на обилие работ по данной проблематике, остаются открытыми многие вопросы, неоднозначна оценка влияния самозванцев  на ход истории Российского государства. Эта противоречивость, однако, имеет историческое объяснение – зачастую, низвергнув самозванца, официальные власти стремились уничтожить все упоминания о нем, дабы «не мутить народ». Поэтому сведения, дошедшие до нас, носят далеко не полный характер. 

 

     

     Глава 2.самозванцы в росси  в РОССИИ В НАЧ. XVII В

     2.1. Лжедмитрий I

     В феврале 1598 г. в Москве состоялся  Земский Собор, в котором приняли  участие люди разных сословий: бояре, дворяне, приказные, купцы, представители  всех крестьян. Собор высказался за венчание на царство Бориса Годунова.

     Мирное  течение московской жизни, нарушенное голодом 1601-1603 гг., было окончательно прервано самозванческой смутой. В 1603 году распространились слухи о том, что в Польше появился человек, назвавшийся «чудесно спасшимся»  угличским царевичем Дмитрием Ивановичем. Сначала он объявился у польского магната Адама Вишневецкого, а затем перешел под покровительство Юрия Мнишек.

     В России было объявлено, что под именем Дмитрия скрывается беглый монах Чудова Монастыря Григорий (в миру – мелкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев). Точных доказательств этому нет, но большинство специалистов склоняются именно к этой версии. Отрепьев обладал незаурядными способностями: он знал латинский и польский языки, имел каллиграфический подчерк, обладал редкой способностью быстро ориентироваться в конкретной обстановке. В молодости он был слугой Федора Романова, после ссылки которого, постригся в монахи. Из Москвы с тремя другими монахами он бежал в Литву и Польшу. По всей видимости, Отрепьев сам верил в свое царское происхождение и не боялся никаких обличений в самозванстве.

     В.О.Ключевский выдвигал на первый план заинтересованность русских бояр в появлении самозванца: «Винили поляков, что они его подстроили; но он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве. Недаром Борис, как только услыхал о появлении Лжедмитрия, прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставили самозванца» [5, 31]. Заручившись поддержкой польско-литовских магнатов, Лжедмитрий тайно принял католичество и обещал римскому папе распространить католицизм в России. Он также обещал передать Речи Посполитой и своей невесте Марине Мнишек Северные и Смоленские земли, Новгород и Псков. Лжедмитрий понадобился польским магнатам для того, чтобы начать агрессию против России, замаскировав ее видимостью борьбы за возвращение престола законному наследнику. Это была скрытая интервенция.

     Осенью 1604 года с войском в две тысячи человек самозванец пошел на Московское государство, избрав при этом длинный путь – через Чернигов, где скопилось много людей, недовольных Годуновым. Ситуация в стране способствовала успеху его похода. Беглые крестьяне, казаки присоединялись к войску Лжедмитрия. Решающее сражение проходило под г. Кромы, где царские войска перешли на сторону самозванца. В это же время, 13 апреля 1605 г., неожиданно умер царь Борис.

     На  трон взошел 16-летний сын Бориса - Федор. Юный царь и его мать по требованию самозванца были тайно убиты. 20 июня 1605 года Лжедмитрий вступил  в столицу. Вскоре его «опознала» мать, инокиня Марфа, а 30 июня 1605 г. Лжедмитрий был провозглашен царем.

     Оказавшись  в Кремле, самозванец распустил свое войско и как бы забыл об обещаниях, раздававшихся в Польше. Он держал себя независимо от папы и короля. Самозванец показывал себя православным и не собирался вводить католичество на Русь. Земельных уступок он также не сделал.

     Деятельность  нового управителя вызвала неудовольствие, как в Польше, так и в Москве. Он был мало похож не только на государя, но и на благовоспитанного человека: не был богомолен, не держал постов, кутил и пьянствовал, был слишком близок к полякам, пришедшим с ним в Москву, в целом, он не умел сохранять своего достоинства так, как это соответствовало царскому чину. Он управлял с помощью немногих любимцев, отстранив от влияния на дела знатнейших бояр. Окончательно озлобило народ против самозванца его свадьба с Мариной Мнишек. На эту свадьбу были приглашены только иноземные гости и придворные люди, новая царица не приняла православия, а сама свадьба проходила накануне праздника вопреки обычаям.

     Продолжение крепостнической политики, новые  поборы с целью добыть обещанные польским магнатам средства, недовольство русского народа привели к организации против самозванца боярского заговора. 17 мая 1606 года бояре во главе с Василием Шуйским ударили в набат, они устремили чернь на дома, занятые поляками, а сами бросились во дворец. Там они убили любимца царя П.Ф.Басманова, затем настигли Лжедмитрия и убили его. Царицу Марину и ее приближенных арестовали и выслали в Ярославль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Лжедмитрий II

     19 мая 1606 г., без земского собора  был провозглашен царем князь  Василий Иванович Шуйский, главный руководитель заговора. Он дал оформленное в виде крестоцеловальной записи обязательство сохранить привилегии боярства, не отнимать у них вотчин и не казнить без суда. Знать пыталась разрешить создавшиеся глубокие внутренние и внешние противоречия с помощью боярского царя.

     С целью пресечения слухов о спасении царевича Дмитрия его останки  были перенесены по приказу В.Шуйского из Углича в Москву. Царевич был причислен к лику святых.

     Летом 1607 г. поляки направили в Россию очередного самозванца – Лжедмитрия II. Внешне этот человек походил на Лжедмитрия I. До сих пор личность Лжедмитрия II вызывает много споров. По всей видимости, он происходил из церковной среды. Но, по сведениям иезуитов, он был учителем из г.Шклова. Новый самозванец объявился в городе Стародубе Северском во время подавления восстания Болотникова. Собрав 40-тысячное польско-литовское войско, летом 1608 г. Лжедмитрий подошел к Москве, но попытка взять столицу окончилась неудачей. Он остановился в подмосковном селе Тушино, откуда и пошло прозвище «тушинского вора» (государственного преступника). Из Тушина отряды самозванца грабили центральные и северные уезды. К Лжедмитрию II присоединились, кроме русских воров, литовские и польские мятежники и изгнанники, слуги короля Сигизмунда III. К нему приехала и “признавшая” мужа (за обещание 3000 золотых рублей и доходов с 14 русских городов) Марина Мнишек. Теперь польско-литовские войска не только поддерживали авантюру Лжедмитрия II, а защищали «русского царя» и «русскую царицу».

     Вор (так называли нового самозванца) был  послушной марионеткой в руках  польских шляхтичей, которые сумели взять под свой контроль северо-запад  и север русских земель. В течение 16 месяцев сражалась крепость Троице-Сергиева монастыря, выступления против польских захватчиков произошли в ряде крупных городов Севера: Новгороде, Вологде, Великом Устюге.

     Если  Лжедмитрий I одиннадцать месяцев  провел в Кремле, то Лжедмитрий II двадцать один месяц безуспешно осаждал Москву. В Тушине при самозванце из числа недовольных Василием Шуйским бояр сложилась своя Боярская дума, приказы. Митрополит Филарет был наречен в Тушине патриархом.

     Во  времена правления Василия Шуйского, сидевшего в Москве, и Лжедмитрия II, находившегося в Тушине, гражданская война достигла своего пика. Появились десятки претендентов на царский престол, лжецаревичей: Иван-Август, Лавер, Осиновик, Федор, Климентий, Савелий, Симеон, Ерошка, Гаврилка и т.д. Лжедмитрий, первоначально не обладавший достаточной военной силой, признавал своих «родственников», принимал их вместе с отрядами, но затем изменил к ним отношение и даже велел двоих из них повесить.

     Правительство Василия Шуйского, понимая, что не в состоянии справиться с Лжедмитрием II собственными силами, обращается за военной помощью к шведскому  королю Карлу IX. В 1609 г. по заключенному договору со Швецией Россия отказывалась от побережья Балтики, соглашалась  на свободное хождение на территории России шведской монеты и обязалась  выплатить шведским наемникам большое жалование, а взамен получала дополнительное войско в 15 тыс. человек.

     Польша, находившаяся в состоянии войны  со Швецией, воспользовалась ситуацией  и начала в 1609 г. открытую интервенцию  против России. Помимо личной неприязни Сигизмунда III и шведского короля, интересы Польши и Литвы не могли допустить сближения Москвы со Швецией. Польские войска захватили западные земли и дошли до Москвы. После длительной осады Смоленска Сигизмунд приказал, чтобы все служившие Вору поляки и литовцы покинули Тушино и шли под Смоленск. Тушинский лагерь рассыпался, самозванец был больше не нужен польским шляхтичам, перешедшим к открытой интервенции. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где вскоре был убит. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Смутное время – один из переломных периодов в российской истории, начало, которого было положено прекращением московской династии. Обострение социальных, сословных, династических и международных отношений на рубеже XVI-XVII вв. и недовольство различных слоев и сословий русского общества теми условиями жизни, какие создались в России, послужили почвой для Смуты.

     Основной  причиной Смуты историки признают народный взгляд на отношение старой династии к московскому государству, мешавший освоиться с мыслью о выборном царе. Именно этим была вызвана потребность воскресить погибший царский род и обеспечен успех попыток восстановить династию искусственно, т.е. путем самозванства. Не менее важным фактором является также сам строй государства с его тяжелым тягловым основанием и неравномерным распределением государственных повинностей, порождавшим социальную рознь, вследствие чего  династическая интрига превратилась в социально-политическую анархию.

     В период смуты были предприняты две попытки воскресить погибшую династию, которые вошли в историю вместе с именами Лжедмитрия I и II. В появлении и продвижении самозванцев к русскому престолу усматриваются некоторые общие черты:

     -   оба претендента объявили себя  прямыми наследниками престола  – действительными сыновьями Ивана IV, чудом спасшимися от преследований «незаконного» царя Бориса Годунова. Идея подобного «возрождения» гарантировала поддержку народа, охотно верившего в чудеса и готового заступиться за безвинно пострадавшего мученика;

     - Лжедмитрий I и Лжедмитрий II появились  в обстановке всеобщего недовольства правительством существующих царей (Бориса Годунова и Василия Шуйского), а, следовательно, самозванство стало особой формой русского политического мышления, в которую дважды за короткий период времени (1602-1607 гг.) выливалось общественное неприятие стиля правителей. В каждом случае с «истинным» царем связывалась надежда на лучшую жизнь и восстановление справедливости;

Информация о работе Самозванцы начала XVII века