Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:19, реферат
Самозванство – безусловно, один из тягчайших грехов. Несмотря на это, оно становилось в некоторые времена расхожим делом, и присваивали себе чужое имя не только самые дурные люди. На Руси эпоха, в центре которой Великая Смута, - золотое время для самозванцев. Их было так много, а значение некоторых столь велико, что исследователи нет-нет, да и задумывались: а не был ли тот или иной из них не таким уж и самозванцем?
Введение
1. Самозванство,как явление
2. Самозванцы:
2.1. Лжедмитрий I
2.2. Лжедмитрий II
2.3. Лжедмитрий III
2.4. Емельян Пугачев
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
1. Самозванство,как
явление
2. Самозванцы:
2.1.
Лжедмитрий I
2.2.
Лжедмитрий II
2.3.
Лжедмитрий III
2.4.
Емельян Пугачев
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Самозванство – безусловно, один из тягчайших грехов. Несмотря на это, оно становилось в некоторые времена расхожим делом, и присваивали себе чужое имя не только самые дурные люди. На Руси эпоха, в центре которой Великая Смута, - золотое время для самозванцев. Их было так много, а значение некоторых столь велико, что исследователи нет-нет, да и задумывались: а не был ли тот или иной из них не таким уж и самозванцем?
Бедствия Смутного времени потрясли ум и душу русских людей. Современники винили во всем проклятых самозванцев, посыпавшихся на страну как из мешка. В самозванцах видели польских ставленников, орудие иноземного вмешательства. Но то была лишь полуправда. Почву для самозванства подготовили не соседи Россия, а глубокий внутренний недуг, поразивший русское общество.
Данной
теме посвящено очень много
Причины
появления самозванчества.
1. Ключевский В.О. считал:
«Вопрос, как могла возникнуть сама идея
самозванчества, не заключает в себе какого-либо
народно-психологического затруднения.
Таинственность, какою была окружена смерть
царевича Димитрия, порождала противоречивые
толки, из которых воображение выбирало
наиболее желаемые, а всего более желали
благополучного исхода, чтобы царевич
оказался в живых устранил тягостную неясность,
которой заволакивалось будущее. Расположены
были, как всегда в подобном случае, безотчетно
верить, что злодейство не удалось, что
проведение и на этот раз постояло на страже
мировой правды и приготовило возмездие
злодеям».[5]
2. Первоначально всё
внимание историков было сосредоточено
на вопросе о том, кто скрывается под личиной
Лжедмитрия I. Большинство историков придерживалось
мнения, что имя сына Ивана Грозного принял
беглый монах Григорий Отрепьев. Но самый
крупный знаток Смутного времени С.Ф. Платонов
пришел к заключению, что вопрос о личности
самозванства не поддается решению. Подводя
итоги своего исследования, историк с
некоторой грустью писал: «Нельзя считать,
что самозванцем был Отрепьев, но нельзя
также утверждать, что Отрепьев им не мог
быть; истина от нас пока скрыта».[10]
3. Анализируя ход смуты
можно с полным основанием утверждать,
что важна не была не личность самозванца,
а роль, им сыгранная.
«Самозванство – это беда, грех и пагуба. Самозванство – Это не быть, а казаться, не жить, а играть. А России нужно не казаться, а быть, быть, быть»- писал Панченко С.С. [7]
Я выбрала эту тему, так как её считаю очень интересной. Я узнала много нового, неизвестного мне до этого времени.
Мне
нравится тема своей таинственностью,
ведь многое в истории еще неизвестно.
Некоторые теории построены на догадках,
так как нет точных данных. Поэтому в ответах
на многие вопросы мы должны делать только
предположения.
На
основе изученной
литературы в моей
работе ставятся следующие
задачи:
1.
Выявить причины появления самозванчества.
2.
Описать личности известных
3. Понять, какую роль они сыграли в истории России.
2.
Самозванство,как
явление
Завыли
мамки, вопль и плач царицы,
Звучит
немолчно в зареве набат,
А
на траве в кровавой багрянице
Царя
Феодора убитый брат.
В
заре горит грядущих гроз багрянец,
Мятеж
и мрак, невнятные слова,
И
чудится далекий самозванец
И
темная растленная Москва.[7]
Для того чтобы понять, откуда и почему появились самозванцы, следует обратить внимание на власть (самодержавие). В истории недоверие к прежнему авторитету может достигнуть такой силы, что само по себе сплачивает общность и олицетворяет единство – нации, народа, страны.
Именно это «раздвоение единого» с самодержавием случилось вскоре после смерти Ивана Грозного: «духовная аппозиция» кроткого и блаженного Федора, пресечение династической ветви «Рюриковичей» в связи с гибелью царевича Дмитрия, жестокое правление Бориса Годунова – «чужака» и в своем роде «самозванца», - было ступенью падения авторитета самодержавия, приведшего к появлению уже настоящего самозванца – в окружении иностранного войска, честолюбивых бояр, изменивших непопулярному Годунову и жаждущих реванша, и народа, чаявшего «настоящего», «хорошего» царя.
Само представление о царской власти раздвоилось. Есть реальный царь, трактуемый как «незаконный», «неправедный», «дурной» и т.п., и есть желанный царь, противостоящий реальному, который представляется как «добрый», «праведный», а значит, и «законный», «истинный». Первый царь, несмотря на свою «реальность», понимается, как злодей и должен быть свергнут с трона как не отвечающий идеалу царя; другой царь, хотя бы и самозваный, претендует на замещение царя «неистинного», ложного и в общественном мнении выглядит соответствующим идеалу настоящего царя, а поэтому и признается настоящим.
В
неблагоразумном образе действий правительства
и общества, так печально поддержанном
самой природой, вскрылась такая
неурядица общественным отношений,
такой социальный разброд, с которым
по пересечении династий трудно было сладить
обычными правительственными средствами.
Эта вторая причина Смуты, социально-политическая,
в соединении с первой, династической,
сильно, хотя и косвенно, поддержала Смуту
тем, что обострила действие первой, выразившейся
в успехах самозванцев. Поэтому самозванчество
можно признать тоже производной причиной
Смуты, вышедшей из совокупного действия
обеих коренных.
3.
«Игра в царя»
Показательны исторические примеры, проводимые и анализируемые Б. Успенским. Так, дважды (во всяком случае, это достоверно известно) первый венчанный царь и самодержавен всея Руси Иван Грозный предпринимал «игру в царя», усиживая на свой престол мнимого царя, самозванца, сопровождая этот акт шутовской церемонией. Первый раз Иван «играет в царя» со своим конюшим, боярином Иваном Петровичем Федоровым, подозреваемым в заговоре против Грозного. Воздав ряженому царю царские почести и склонившись перед ним, Грозный собственноручно убивает инспирированного им же самозванца (1567 год). Второй раз, в 1575 году, игра в царя преследует иные (не кровавые) цели: Иван Грозный венчает царским венцом Симеона Бекбулатовича, прямого потомка ханов Золотой Орды, и отдает ему в правление «земщину», в то время как сам оставляет за собой «опричнину». Таким образом, Грозный ставит на русский престол татарского хана. Ряженым, самозваным царем становится тот, кто ранее имел бы право называться царем и править русским государством; такой царь оказывается теперь царем ложным, царем лишь по внешнему обличию – тем самым и прежние татарские ханы оказываются ложными, а не истинными царями. В обоих случаях «игра в царя» имеет символический характер и служит целями «политического разоблачения».
Другой исторический пример «игры в царя» на престоле – карнавальные действа Петра I, где «князь-кесарь» (Ф.Ю. Ромодановский) пародирует традиционный облик русского царя (предвосхищая принятие Петром титула императора), а «князь-папа» (Н. Зотов) пародирует образ патриарха. Все эти петровские «игры в царя» представляют собой новый этап в борьбе с самозванством и способы символического укрепления самодержавия в истории России.
Русское
самодержавие в лице своих первых
и наиболее авторитарных представителей
– Ивана Грозного и Петра I –
пыталось утвердить новое и
Если
самодержавные деспоты
2.1
Лжедмитрий I
В 1602 году в Речи Посполитой объявился человек, выдававший себя за чудом уцелевшего царевича Дмитрия, сына Ивана IV, погибшего в Угличе 15 мая 1591 года. В действительности самозванец был галичский дворянин Юрий (Григорий) Отрепьев, постригшийся в монахи Чудова монастыря, а затем бежавший в Литву. Возможно, он был ставленником опальных бояр Романовых.
Поначалу польский король Сигизмунд III помогал самозванцу тайно. Лжедмитрию, принявшему католичество, с помощью сандомирского воеводы Юрия Мнишека, на дочери которого – Марине – он обещал жениться, удалось собрать отряд наемников из 4 тыс. человек.
Он умел воодушевить своим делом воинские массы, умел подчинить их своим приказаниям и обуздать дисциплину, насколько это допускали общие условия места и времени; он был действительным руководителем поднятого им движения.
В октябре 1604 года Лжедмитрий вступил в южные окраины, охваченные волнениями и восстаниями. На сторону самозванца перешел ряд городов, он получил пополнение отрядами запорожских и донских казаков, а также местных повстанцев. К началу 1605 года под знаменами «царевича» собралось более 20 тыс. человек.
21
января 1605 года в окрестностях
села Добрыничи Камарицкой
В этот критический для самозванца период 13 апреля 1605 года внезапно умер царь Борис Годунов и на престол вступил его 16-летний сын Федор. Боярство не признало нового царя. 7 мая на сторону Лжедмитрия перешло царское войско во главе с воеводами Петром Басмановым и князьями Голицыными. Бояре-заговорщики 1 июня 1605 года организовали государственный переворот и спровоцировали в столице народное возмущение. Царь Федор был свергнут с престола и задушен вместе с матерью.
1
июня 1605 года Москва присягнула
самозванцу, обосновавшемуся в Кремле.
«В 7113 (1605) году, 7 числа июля месяца,
в воскресенье, патриарх
«Через шесть дней бояре и весь синклит двора, устроивши совещание, предали сего царя Димитрия позорной смерти. Скинувши с него царские одежды, нагим тащили его вон из дворца по улице и бросили на площади. Там в течении четырех дней он находился без призора и непохороненным. Все, видевшие его, насмехались над ним и называли его преступником, лжецом и расстригою. Позорили его и жестоко насмехались над ним мужчины и женщины, малые и большие. После позорной смерти его люди не дальновидные выдали свите ее царицу Марию, которая и послужила причиной всех бед, как некогда Елена для великого города Троя, не предвидя по недальновидности грядущее, что может произойти отсюда.