Сатира и дворянство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:56, реферат

Описание

Сатира на дворянство и буржуа в комедии «Мещанин во дворянстве»
В эпоху абсолютизма общество было разделено на «дворец и город». На протяжении всего XVII в. мы наблюдаем в «городе» постоянное тяготение ко «двору»: покупая должности, земельные имения (что поощрялось королем, так как пополняло вечно пустующую казну, заискивая, усваивая дворянские манеры, язык и нравы, буржуа старались приблизиться к тем, от кого их отделило мещанское происхождение. Дворянство, переживавшее экономический и моральный упадок, сохраняло, однако, свое привилегированное положение.

Работа состоит из  1 файл

сатира и дворянсвто.Мещанин в дворянстве..docx

— 13.92 Кб (Скачать документ)

Сатира на дворянство и буржуа в  комедии «Мещанин во дворянстве»

В эпоху абсолютизма общество было разделено на «дворец и город». На протяжении всего XVII в. мы наблюдаем  в «городе» постоянное тяготение  ко «двору»: покупая должности, земельные  имения (что поощрялось королем, так  как пополняло вечно пустующую  казну, заискивая, усваивая дворянские манеры, язык и нравы, буржуа старались  приблизиться к тем, от кого их отделило мещанское происхождение. Дворянство, переживавшее экономический и моральный  упадок, сохраняло, однако, свое привилегированное  положение. Его авторитет, сложившийся  на протяжении веков, спесивость и пусть  часто внешняя культура подчиняет  себе буржуазию, которая во Франции  еще не достигла зрелости и не выработала классового самосознания. Наблюдая взаимоотношения  этих двух классов, Мольер хотел показать власть дворянства над умами буржуа, в основе чего лежало превосходство  дворянской культуры и низкий уровень  развития буржуазии. В то же время  он хотел освободить буржуа от этой власти. Изображая людей третьего сословия, буржуа, Мольер делит их на три группы: те, кому были свойственны  патриархальность, косность, консерватизм; люди нового склада, обладающие чувством собственного достоинства и, наконец, те, кто подражает дворянству, оказывающему губительное воздействие на их психику. К числу этих последних относится  и главный герой «Мещанин во дворянстве»  господин Журден.

Это человек, целиком захваченный  одной мечтой -- стать дворянином. Возможность приблизиться к знатным  людям -- счастье для и него, все  его честолюбие -- в достижении сходства с ними, вся ми жизнь -- это стремление им подражать. Мысль о дворянстве овладевает им полностью, в этом своем  умственном ослеплении он и ряст всякое правильное представление о мире. Он действует, не рассуждая, во вред себе. Он доходит до душевной низости и  начинает стыдиться своих родителей. Его дурачат все, кому вздумается; его обворовывают учителя музыки, танцев, фехтования, философии, портные  и разные подмастерья. Грубость, невоспитанность, невежество, вульгарность языка и  манер господина Журдена комически  контрастируют с его претензиями  на дворянство.

Но Журден вызывает смех, а не отвращение, потому что, в отличие от других подобных выскочек, он преломляется перед дворянством  бескорыстно, по неведению, как своего рода мечте о прекрасном.

Господину Журдену противопоставлена  его жена, истинная представительница  мещанства. Это здравомыслящая практичная женщина с чувством собственного достоинства. Она всеми силами стремится  сопротивляться мании своего мужа, его неуместным претензиям, а главное -- очистить дом от непрошенных гостей, ищущих за счет Журдена и эксплуатирующих  его доверчивость и тщеславие. В  отличие от своего мужа, она не питает никакого почтения к дворянскому  званию и предпочитает выдать дочь замуж за человека, который был  бы ей ровней и не смотрел бы свысока  на мещанскую родню. Молодое поколение -- дочь Журдена Люсиль и ее жених  Клеонт -- люди нового склада. Люсиль получила хорошее воспитание, она любит  Клеонта за его достоинства. Клеонт благороден, но не по происхождению, а  по характеру и нравственным свойствам: честный, правдивый, любящий, он может  быть полезен обществу и государству.

Кто же те, кому хочет подражать  Журден? Граф Дорант и маркиза Дорнмена -- люди благородного происхождения, у  них изысканные манеры, подкупающая  вежливость. Но граф -- это нищий авантюрист, мошенник, ради денег готовый на любую подлость, даже на сводничество. Доримена вместе с Дорантом обирает  Журдена. Вывод, к которому подводит Мольер зрителя, очевиден: пусть Журден невежествен и простоват, пусть  он смешон, эгоистичен, но он -- человек  честный, и презирать его не за что. В нравственном отношении доверчивый и наивный в своих мечтаниях  Журден выше, чем аристократы. Так  комедия-балет, первоначальной целью  которой было развлечь короля в его  замке Шамбор, куда он выезжал на охоту, стала, под пером Мольера, сатирическим, социальным произведением.


Информация о работе Сатира и дворянство