Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:56, реферат
Сатира на дворянство и буржуа в комедии «Мещанин во дворянстве»
В эпоху абсолютизма общество было разделено на «дворец и город». На протяжении всего XVII в. мы наблюдаем в «городе» постоянное тяготение ко «двору»: покупая должности, земельные имения (что поощрялось королем, так как пополняло вечно пустующую казну, заискивая, усваивая дворянские манеры, язык и нравы, буржуа старались приблизиться к тем, от кого их отделило мещанское происхождение. Дворянство, переживавшее экономический и моральный упадок, сохраняло, однако, свое привилегированное положение.
Сатира на дворянство и буржуа в комедии «Мещанин во дворянстве»
В эпоху абсолютизма общество было разделено на «дворец и город». На протяжении всего XVII в. мы наблюдаем в «городе» постоянное тяготение ко «двору»: покупая должности, земельные имения (что поощрялось королем, так как пополняло вечно пустующую казну, заискивая, усваивая дворянские манеры, язык и нравы, буржуа старались приблизиться к тем, от кого их отделило мещанское происхождение. Дворянство, переживавшее экономический и моральный упадок, сохраняло, однако, свое привилегированное положение. Его авторитет, сложившийся на протяжении веков, спесивость и пусть часто внешняя культура подчиняет себе буржуазию, которая во Франции еще не достигла зрелости и не выработала классового самосознания. Наблюдая взаимоотношения этих двух классов, Мольер хотел показать власть дворянства над умами буржуа, в основе чего лежало превосходство дворянской культуры и низкий уровень развития буржуазии. В то же время он хотел освободить буржуа от этой власти. Изображая людей третьего сословия, буржуа, Мольер делит их на три группы: те, кому были свойственны патриархальность, косность, консерватизм; люди нового склада, обладающие чувством собственного достоинства и, наконец, те, кто подражает дворянству, оказывающему губительное воздействие на их психику. К числу этих последних относится и главный герой «Мещанин во дворянстве» господин Журден.
Это человек, целиком захваченный
одной мечтой -- стать дворянином.
Возможность приблизиться к знатным
людям -- счастье для и него, все
его честолюбие -- в достижении сходства
с ними, вся ми жизнь -- это стремление
им подражать. Мысль о дворянстве
овладевает им полностью, в этом своем
умственном ослеплении он и ряст всякое
правильное представление о мире.
Он действует, не рассуждая, во вред себе.
Он доходит до душевной низости и
начинает стыдиться своих родителей.
Его дурачат все, кому вздумается;
его обворовывают учителя музыки,
танцев, фехтования, философии, портные
и разные подмастерья. Грубость, невоспитанность,
невежество, вульгарность языка и
манер господина Журдена
Но Журден вызывает смех, а не отвращение, потому что, в отличие от других подобных выскочек, он преломляется перед дворянством бескорыстно, по неведению, как своего рода мечте о прекрасном.
Господину Журдену противопоставлена его жена, истинная представительница мещанства. Это здравомыслящая практичная женщина с чувством собственного достоинства. Она всеми силами стремится сопротивляться мании своего мужа, его неуместным претензиям, а главное -- очистить дом от непрошенных гостей, ищущих за счет Журдена и эксплуатирующих его доверчивость и тщеславие. В отличие от своего мужа, она не питает никакого почтения к дворянскому званию и предпочитает выдать дочь замуж за человека, который был бы ей ровней и не смотрел бы свысока на мещанскую родню. Молодое поколение -- дочь Журдена Люсиль и ее жених Клеонт -- люди нового склада. Люсиль получила хорошее воспитание, она любит Клеонта за его достоинства. Клеонт благороден, но не по происхождению, а по характеру и нравственным свойствам: честный, правдивый, любящий, он может быть полезен обществу и государству.
Кто же те, кому хочет подражать Журден? Граф Дорант и маркиза Дорнмена -- люди благородного происхождения, у них изысканные манеры, подкупающая вежливость. Но граф -- это нищий авантюрист, мошенник, ради денег готовый на любую подлость, даже на сводничество. Доримена вместе с Дорантом обирает Журдена. Вывод, к которому подводит Мольер зрителя, очевиден: пусть Журден невежествен и простоват, пусть он смешон, эгоистичен, но он -- человек честный, и презирать его не за что. В нравственном отношении доверчивый и наивный в своих мечтаниях Журден выше, чем аристократы. Так комедия-балет, первоначальной целью которой было развлечь короля в его замке Шамбор, куда он выезжал на охоту, стала, под пером Мольера, сатирическим, социальным произведением.