Сельский быт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 10:42, реферат

Описание

В данной работе использован один из методов этнографического исследование – рассказы участников описываемого периода жизни города и села.
Этнографическое исследование дало возможность выявить различия уровня жизни и культуры города и села в 1950-ые годы на примере конкретных семей.
Целью моей работы стало изучение и сравнение сельского и городского быта.

Содержание

Введение
1. Сельский быт в 1950-ые годы
2. Городской быт в 1950-ые годы
Заключение
Список источников

Работа состоит из  1 файл

сельский быт.doc

— 58.50 Кб (Скачать документ)


                       Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО Тамбовский Государственный Технический Университет

 

Кафедра истории и философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

«История Тамбовского края»

              Выполнил:

Студент группы СЮР-13

Скребнев Н.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил:

Научный руководитель кандидат исторических наук, доцент

Двухжилова Ирина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2010/11

 

Содержание:

Введение

1.    Сельский быт в 1950-ые годы

2.    Городской быт в 1950-ые годы

Заключение

Список источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Этнография - наука, основным объектом изучения которой являются народы мира. Однако такое представление об исследовательском объекте этнографии установилось далеко не сразу. В прошлом одни ученые считали ее объектом человека, другие - культуру, третьи - общество. И хотя одновременно было распространено мнение, что объект этнографии - народы, при этом принимались во внимание главным образом народы бесписьменные, находившиеся на ранних ступенях социально-экономического развития.

  Распространенность такого представления в значительной мере связана с тем, что, сложившись как наука в эпоху расцвета колониализма буржуазной Европы, этнография была первоначально нацелена преимущественно на изучение народов внеевропейских территорий, в большинстве отстававших в своем развитии. Этнография при этом резко противопоставлялась истории, которая считалась наукой, изучающей «исторические» народы на основании письменных источников. Этнографии же отводилась роль науки о «неисторических» народах. Подобные концепции, однако, безнадежно устарели. Уже давно стала очевидна несостоятельность деления народов на «исторические» и «неисторические».

  В данной работе использован один из методов этнографического исследование – рассказы участников описываемого периода жизни города и села.

Этнографическое исследование дало возможность выявить различия уровня жизни и культуры города и села в 1950-ые годы на примере конкретных семей.

     Целью моей работы стало изучение и сравнение сельского и городского быта.

 

  Сельский быт в 1950-ые годы.

 

     С июля 1955 года по июнь 1957 года мой прадедушка, Иванов Виктор Фёдорович, 1926 года рождения, по направлению партии, в рамках движения 25-тысячников, работал председателем колхоза «Знамя Революции» Артемьевского сельсовета Знаменского района Тамбовской области (село Ольшанка).

     Квартировал он у семьи Серебряковых.

Социальный статус – крестьянке (колхозники:

- отец – Серебряков Иван Амосович, 1904 года рождения, образование – четыре класса церковно-приходской школы, бывший возчик, работал заместителем председателя колхоза;

- мать - Серебрякова Александра Петровна, 1907 года рождения, образование – три класса церковно-приходской школы, домохозяйка;

- сын Юрий получил средне-техническое образование, окончил танковое училище в г. Проскуров Украинской ССР, старший лейтенант, жил по месту службы;

- сын Вячеслав – ученик Ольшанской семилетней школы.

    В то время село Ольшанка имело более двухсот дворов численностью около тысячи человек.

     Семья Серебряковых жила в кирпичном доме (пятистенок), крытом листовым железом. В доме – две комнаты, одна из которых совмещена с кухней; сенцы. В доме было две печи: одна – для приготовления пищи, вторая – голландская – для обогрева. Печи топились дровами. Семья имела подворье: корова, поросёнок, овцы, куры, утки, гуси. Хозяин занимался пчеловодством, что помогало семье жить безбедно. Питались хорошо: первые и вторые блюда часто с мясом, яйца, молочные продукты, мёд. Хозяйка сама пекла вкусный хлеб.

    Семье сельсоветом был выделен приусадебный участок площадью 20 соток, что позволяло семье сажать картофель и овощи, которые частично продавались. В саду росли ягодные кустарники и фруктовые деревья.

     Электричества в 50-ые года в селе не было. Электричество пришло в дома только в середине 60-х годов. Для освещения использовались керосиновые лампы. В доме был приёмник, работающий на батарейках. Никаких других бытовых приборов больше не было.

     Семья Серебряковых жила безбедно, чего нельзя было сказать о других семьях. По уровню жизни она была скорее исключением.

      Большинство семей на ВОВ потеряли кормильцев, и жить им было очень трудно. Дома были крыты соломой, во многих домах – земляные полы. Некоторые семьи питались только картошкой и молоком.

    Твёрдых дорожных покрытий в селе не было,  Отсутствовало сообщение с областным  центром. Сообщение было только с районным центром – Знаменкой.

     Автомобиль имел один председатель колхоза -  служебная «Победа».

Кроме велосипедов личного транспорта у сельчан не было.

     В колхозе были клуб, в котором по выходным дням организовывались танцы и кино (передвижка); медпункт с фельдшером (акушеркой); почта; небольшая библиотека, один магазин, в который продукты и различные вещи завозились один раз в две недели. Библиотекой пользовались единицы, что говорит о низком культурном уровне жителей села.

     Кроме клуба мест отдыха в селе не было.

     Рабочие места колхозникам давали молочно-товарная ферма, конюшня, птичник. Кроме того, выращивались овощи, в основном, капуста и свёкла, а так же зерновые: рожь, пшеница, ячмень, овёс, просо. Зерновой ток позволял сушить и сортировать зерно, которое затем насыпалось в машины и увозилось на переработку.

    За работу колхозники получали трудодни, за которые затем с ними расплачивались натуральными продуктами животноводства, овощеводства и земледелия.

Деньги колхозники имели только от продажи продуктов собственного домашнего труда: мяса, картофеля, овощей и т.д.

Одежда сельчан отличалась простотой: зипуны, платки, холщёвые юбки.

В 1957 году колхоз был передан в совхоз «Кузьминский».

 

2. Городской быт в 1950-ые годы.

 

     В 50-ые годы прошлого столетия семья моих прадедушки  Иванова Виктора Фёдоровича,1926 г.р. и прабабушки Ивановой Галины Васильевны, 1926 г.р., проживала в г. Котовске Тамбовской обл.

     Социальный статус – служащие. Образование –  среднее техническое.

Оба окончили Котовский индустриальный техникум.

     Прадедушка до работы в колхозе был электриком ЖКО, с 1957 года работал начальником отдела снабжения завода № 204 (ныне «Тамбовский пороховой завод»); прабабушка – мастер электро - ремонтной мастерской того же завода.

     Их дети: сын Владимир,1945 г.р.  и дочь Наталия, 1950 г.р. (моя бабушка) в описываемом периоде были учащимися средней школы № 2 г. Котовска. В дальнейшем оба окончили Тамбовский институт химического машиностроения.

    Семья Ивановых жила в двухкомнатной небольшой квартире двухэтажного кирпичного дома. В доме было электричество, водопровод и центральное отопление. До 1953 года дом отапливался печами на дровах, одна из которых находилась в куне, вторая – в комнате. Пища готовилась на электрической плите, стирка и купание проходили с помощью установленного в ванной водонагревателя на дровах.

     Семья имела материальный достаток, позволяющий хорошо питаться: первое с мясом, котлеты, пельмени, рыба, выпечка и блины со сметаной. Уже тогда в некоторых семьях были «книги о вкусной и здоровой пище», позволяющие разнообразить и украсить стол. В1956 году Ивановыми был куплен первый столовый сервиз. Глава семьи часто ездил в служебные командировки, из которых привозил хорошие конфеты и фрукты, колбасные изделия, которых в своём городе в продаже тогда не было.

     В доме имелся радиоприёмник «Балтика», по которому можно было услышать  последние новости, трансляцию опер, драматических спектаклей, спортивные репортажи

     В эти годы были приобретены автомобиль – «Москвич-402», телевизор «Воронеж», который позволил не только слышать, но и видеть. Большой интерес вызывали оперы и балеты известных русских и зарубежных композиторов, что позволяло семье повысить свой культурный уровень и заполнить досуг.

    Немногие семьи тогда имели возможность купить телевизор, поэтому соседи с удовольствием приходили на интересные программы и фильмы. Фильмы в то время ставились, в основном, по классическим произведениям, носили добрый, воспитательный характер. В них не было насилия, власти денег. Много фильмов было о войне, о подвигах русских солдат и простых людей. Эти фильмы носили воспитательный характер и были нужны для подрастающего поколения. Мальчишки любили играть в войну, часто подражая героям этих фильмов.

    В 50- ые годы прошлого столетия соседи жили очень дружно. Двери квартир практически не закрывались. Всем подъездом в какой-либо из  квартир отмечали различные праздники. Особенно любили Новый год. Тогда устраивались Ёлки для детей не только своего, но и соседнего дома. В эти годы у людей не было ни зависти, ни злости.

    В городе Котовске с 1934 года работал Дворец Культуры, в котором на рассматриваемый момент работали кружки: театральный, кройки и шитья, шахматный, танцевальный, духовой и другие. Работала библиотека.

Во Дворце Культуры организовывались не только местные концерты, но и концерты артистов оперы и балета ведущих театров страны, спектакли драматических театров страны. Здесь же работали два кинозала.

   Городской парк так же пользовался большим успехом у жителей. 

В парке была танцевальная площадка, на которой в летние месяцы проходили танцы под духовой  оркестр. Лодочная пристань предоставляла на прокат лодки для катания  по реке Цна.    На Живописном берегу   реки располагалось летнее

открытое кафе, в котором торговали прохладительными напитками, мороженым,  свежей выпечкой.

   На территории парка находилась летняя библиотека, которая пользовалась большой популярностью у горожан. Здесь можно было ознакомиться с последними  новинками художественных произведений, а так же периодических изданий: журналами и газетами.

   На открытой концертной площадке («Ракушке») проходили концерты художественной самодеятельности, устраивались различные конкурсы.

   По праздникам были организованы народные гуляния, которые жители города особенно любили. Уже тогда стремились следовать моде, особенно женщины: обувь на каблуках, шёлковые платья, шляпки, губная помада, перманент.

   Особой  гордостью  горожан был стадион, находящийся на территории парка.

  Здесь часто проходили областные соревнования по футболу и другие спортивные соревнования. Зимой стадион превращался в каток, который с удовольствием посещали взрослые и дети.

   В летнее время парк украшали красивые цветочные клумбы. Работал фонтан – «Рыбки».

   В середине 50-х годов появились первые коллективные сады, которые стали большим подспорьем в улучшении жизни горожан: овощи, фрукты, ягода, картофель на столах были со своих шести соток, что позволяло экономить денежные средства для других нужд.

   В городе для самых маленьких жителей работали двое яслей, детские сады. Для получения образования работали четыре школы, индустриальный техникум, который готовил хороших специалистов для единственного тогда промышленного предприятия – завод № 204. В техникуме получала образование молодёжь со всей Тамбовской области. Выпускники пользовались большим спросом на предприятиях области. 

   Большое внимание уделялось работникам завода: нуждающимся в лечении выделялись санаторные путёвки и талоны на лечебно-профилактическое питание в городской столовой. Выделялись профсоюзные и бесплатные для малоимущих семей путёвки в заводской Дом отдыха, расположенный в сосновом лесу, на берегу Цны. Детям работников завода выдавались бесплатные новогодние подарки, организовывались Ёлки во Дворце Культуры.

   Летом  работал пионерский лагерь «Лесной городок», где с удовольствием отдыхали дети работников завода.

   В Котовске работали две больницы: детская и поликлиника для взрослого населения. 

   В 1950-ые годы город Котовск был чистым, зелёным городом, обеспечивающим население работой, образованием, полноценным отдыхом без выезда за его пределы.

 

 

 

 

 

Заключение. 

 

Сравнивая быт села и города в 1950-ые годы, можно сказать, что уровень жизни в городе был выше сельского. В городе было гораздо больше возможностей повышать свой профессиональный и культурный уровень, с пользой заполнять свой досуг. Культура отдыха, быта, одежды в городе была значительно выше, чем в деревне.

  С искусствоведением и фольклористикой Этнография связывает проблематика народного творчества, с экономическими науками, социологией - исследование хозяйственной деятельности и социальной структуры, с языкознанием - проблема языкового родства, влияний и т. д. Данные географии используются при изучении взаимодействия этноса и природной среды, типов расселения, при составлении этнографических карт. Миграции и численность народов исследуются совместно с демографией, этногенез - с антропологией. Этнография ставит и решает как познавательные, так и практические проблемы этнических аспектов перестройки быта, современных этнических процессов, формирования новых наций, борьбы с пережитками и т. д.

 

 

    

Список источников.

 

1.      Опрос проводился со слов Серебрякова Вячеслава Ивановича ( в настоящие время является пенсионером ныне живущий в городе Котовске )

2.      Опрос проводился со слов Ивановой Галины Васильевны ( моя прабабушка, в настоящие время является пенсионеркой живущий в городе Котовске)

3.      Были взяты воспоминания моей бабушки Чумаковой Натальи Викторовны ( работающей на Ф.К.П. «Тамбовский пороховой завод» )

4.      Часть информации взята со слов сотрудников Котовского музея

Информация о работе Сельский быт