Семейно-брачные отношения в 18 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:36, реферат

Описание

В Российском государстве до XVII века брачно-семейные отношения строились и регулировались на основе Домостроя. Каких-либо фундаментальных документов или указов регулирующих эту сторону жизни населения не существовало. Эпоха правления Петра положила начало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства.

Работа состоит из  1 файл

brachno-semeinoe_pravo_v_xv-xviii_vv.docx

— 23.24 Кб (Скачать документ)

     В Российском государстве  до XVII века брачно-семейные отношения строились и регулировались на основе Домостроя. Каких-либо фундаментальных документов или указов регулирующих эту сторону жизни населения не существовало. Эпоха правления Петра положила начало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства.

Условия для заключения брака

     Для заключения брака надо было соблюсти установленный законом возраст.

В начале XVIII в. указом о единонаследии (1714) Петр I установил брачный возраст: для юноши — двадцать лет, для девушки — семнадцать лет. Действовал Петр I сообразно с государственными интересами. Ранний брак связывал молодых людей. А многочисленные военные походы в царствование Петра требовали участия в них грамотных, хорошо обученных военнослужащих. Для выполнения этих задач нужны были свободные, необремененные женами и детьми молодые люди, заинтересованные сделать карьеру с самоотверженностью, соответствующей их возрасту и энергии. Повышение брачного возраста давало возможность законодательно регулировать эти процессы. Однако введенная Петром I норма закона не применялась даже в период его царствования. Новшества Петра I вызывали .недовольство у подданных, так как ломали многовековые традиции народа, стиль русской жизни, казались кощунственными и неправомерными. Поэтому многие указы Петра I остались на бумаге.

     Существовал и максимальный брачный возраст – 80 лет, определенный указом Синода 1744 года. «Брак от Бога установлен для умножения рода человеческого, чего от имеющего за 80 лет надеяться весьма отчаянно, ибо … человек может быть в силах только до 80 лет…» Синод также осудил несоразмерность лет между брачующимися (женят же в крестьянстве малолетних ребят с возрастными девками, а сии их умерщвляют), но не запретил их.

     Вторым  условием для заключения брака было отсутствие запрещенных степеней родства, свойства, а также духовного родства. Кровное родство не разрешалось до седьмой степени включительно; его было проще всего установить. Более сложным был вопрос об определении степени свойства. Свойство возникало посредством брака, в результате которого муж и его родственники считались в свойстве с родственниками жены и наоборот. Оно запрещалось до шестой степени включительно.

     Существовало  еще одно условие препятствия  к браку — духовное родство. Духовное родство возникало путем крещения, когда один был крестным отцом  или матерью, а другой крестником.. Духовное родство запрещалось до седьмой степени включительно, но только по нисходящей линии. Еще одним видом препятствия к браку было усыновление.

     Еще одним условием для брака было вероисповедание жениха и невесты. При Петре I произошли важные изменения в этом вопросе. Указ 1721 года разрешал шведским пленникам жениться на русских без перемены веры. Но с них брали «сказку», что они не будут принуждать своих жен менять веру, а детей обязывали крестить в православной вере. Однако в дальнейшем браки с иноверцами продолжали оставаться проблемой и от них требовали либо принятия православия, либо получения особого разрешения Синода на каждый такой брак.

     Последним каноническим условием для заключения брака было согласие родителей жениха и невесты на брак. Законодательно согласие на брак жениха и невесты  и родителей было уравнено.

     Указом 1722 года запрещено было вступать в  брак с неполноценным рассудком («дуракам»), «которые ни в науку, ни в службу не годились и впредь не годятся».

     Указ 1724 года требовал учитывать волю брачующихся под угрозой «тяжкого штрафования». Для вступления в брак требовалось знание основных начал вероучения. В XVIII в. возникло новое условие для заключения брака — согласие на брак военнослужащих должны были давать их полковые командиры.

     По  указу 1714 года разрешалось венчать  только дворян, которые предоставляют  свидетельство о знании грамматики, арифметики и геометрии.

Порядок заключения брака

     Первой  стадией заключения брака было обручение. Но в 1702 году Петр I упразднил обручение. Обручение осталось в качестве старинного обряда, не влекшего за собой имущественной ответственности. По указу был установлен срок до венчания — шесть недель. Время это предназначалось для того, чтобы будущие супруги познакомились.

     В 1714 году Петр I продолжил политику ограничения  родительской власти в вопросе состава  приданого. Разрешив отдавать недвижимое имение только одному, старшему, ребенку  в семье, указ ущемлял право родителей  самим определять содержание приданого. Только с отменой в 1731 году этого  ограничения государство перестало  вмешиваться в, содержание приданого  и предоставило решение этого  вопроса родительской воле.

     Итак, при подготовке к венчанию невесте  давали приданое. Законодатель не ограничивал  круг лиц, имеющих право наделить невесту приданым, учитывая особенности  каждой ситуации. Чаще всего приданое давали родители. При отсутствии родителей  их роль выполняли братья, родственники, свойственники невесты. Рядная могла  быть написана от имени невесты, если она не в первый раз .вступала в брак. Кроме того, в исключительных случаях эту роль брал на себя государь.

     С 1714 года приданое жены становится ее независимой  собственностью, которой она пользуется без участия мужа. Поэтому размер и содержание приданого отныне имели  значение только для жены.

     После окончания срока обручения начиналась подготовка к обряду венчания. Всю  процедуру подготовки и само венчание обязан был провести священник того прихода, в котором жили жених н невеста. Приходский священник, получив от родителей уведомление о том, что их дети хотят вступить в брак, должен был провести так называемый обыск. Процедура обыска состояла, во-первых, в том, что священник оповещал своих прихожан о предстоящем браке во время воскресной или праздничной службы, которая собирала наибольшее число людей, в другие дни занятых неотложными делами. Этот ритуал носил название оглашения. Цель оглашения — поставить в известность прихожан о предстоящем венчании как важном событии в жизни прихода.

     Итак, священник ждал от любого прихожанина  сведении о женихе и невесте, препятствующих их браку, как-то: нахождение в браке, близкое родство или свойство, данные о возрасте и проч. После  проведения обыска, который не выявлял .обстоятельств, препятствующих браку, священник назначал венчание.

Взаимоотношения супругов в браке

     В духе христианского учения действовал н важные принципы супружества: единая фамилия, общее местожительство, социальный статус. Супруги должны были жить вместе — неважно, у мужа или жены. Социальный статус жены определяется по мужу. В 1724 году в Инструкции магистратам вдовам посадских было запрещено выходить замуж за человека иного сословия. Единый социальный статус супругов, определяемый по мужу, действовал и для дворян. В 1722 году в Табели о рангах было записано: «Все замужния жены поступают в рангах, по чинам мужей их, и когда, они тому противно поступят, то имеют штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ея был за свое преступление».

Отношение между родителями и детьми

       Нравственно-религиозная  ориентация семьи была направлена на авторитет ее главы, почтение к старшим, уважение мнении родителей. Устав благочиния 1782 года определяет власть родителей над детьми. Артикул воинский разрешает применять «лозы» для наказания детей.

       Родители  пользовались и распоряжались имуществом без участия своих несовершеннолетних детей.

       В XVIII в. положение дочери резко меняется к лучшему — она приобретает  полные права на полученное приданое, к которому муж ее не имел никакого отношения. Сын же, лишившись приданого  жены, не получал взамен гарантированного законом награждения от родителей. При жизни отца и матери сын, независимо от того, был ли он совершеннолетним, имел ли жену или нет, не располагал своей собственностью, полученной от родителей, коей он распоряжался бы самостоятельно.

Прекращение брака устанавливалось  в случаях:

  • смерти или ссылки в вечную каторгу супруга, брак при этом считался расторгнутым без всякого ходатайства (приказ 1720 года) (жена либо следовала за мужем в место его нового пребывания, либо оставалась дома, но сохраняла брак с ним; муж не обязан был следовать с женой в ссылку, но и не получал развода)
  • пострижения в монахи обоих супругов при достижении женой 50-летнего возраста, при отсутствии малолетних детей
  • безвестного отсутствия (указ 1723 года) в течении 5 лет
  • неизлечимой болезни «освидетельственной врачами»
  • прелюбодеяния одного из супругов (жена в этом случае ссылалась в Сибирь или в монастырь). Но если муж обвинял жену в прелюбодеянии, а потом не мог доказать ее вину, то жена имела право потребовать развод.
  • неспособности к брачному «сожитию» с запрещением неспособному вступать в новый брак
  • покушения на жизнь супруга
  • принятия христианства одним из супругов, при нежелании второго (указ 1739 года)
  • бесплодия жены

Информация о работе Семейно-брачные отношения в 18 веке