Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:48, реферат
«Слава Богу за все и за все дела, ради которых всегда прославляется великое и трисвятое приснославимое имя! Слава Вышнему Богу, в Троице славимому, Который есть наше упование, свет и жизнь, в Которого мы веруем, в Которого мы крестились. Которым мы живем, движемся и существуем!..»…. так начинается произведение, написанное Епифанием Премудрым в 1417–1418 годах - первое Житие Преподобного Сергия Радонежского через 26 лет после его смерти. Такие строки могут быть посвящены только человеку, внесшему неизмеримый вклад в историю. Хотя сам Сергий не оставил после себя никаких книг или записей, за 600 лет прошедших с 1420г., когда Епифаний написал житие Сергия Радонежского, изданы тысячи книг, посвященных этому великому человеку.[5] Из этого видно, что дела Сергия почитаются и восхваляются до сих пор и почти каждый человек в России признает, что Сергий был великий человек. Поэтому в данной работе я хотела бы разобраться в великих делах Сергия Радонежского, а главное в их значении для России. Для этого были изучены несколько книг, например, таких как написанное 6 веков назад «житие Сергия Радонежского» и книга современных авторов «третий проект: погружение», в которой Сергию Радонежскому посвящена большая глава. Но начнем мы с описания жизненного пути святого.
Введение………………………………………………………..
Глава 1. Жизнь Сергия Радонежского………………………..
Глава 2. Деятельность и значение в истории…………………
Заключение……………………………………………………..
Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему Преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.
Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства[1,c.36]
Блаженный с радостью терпел все посылавшиеся ему испытания, за все благодарил Бога, не огорчался и не унывал в трудностях, ибо он приобрел мудрость и великую веру в Бога, которой мог угасить все огненные стрелы врага и победить всяческую гордыню, противящуюся Промыслу Божию; имея такую веру, он мог не бояться демонских нападений[1,c.48]
Такое упование имел Преподобный
Сергий, и с этим дерзновением он
решился пойти в пустыню, чтобы
уединиться и в одиночестве
До сих пор говорилось о деяниях игумена Радонежского только в тесном кругу иноческой жизни; видели в нем пустынника, великого подвижника, великого наставника иноков, теперь расскажем о нем как о печальнике всей Русской земли.
Да, великий избранник Божий Сергий дарован Богом земле Русской именно в такое тяжкое время, когда татары заполонили почти все пределы ее, когда междоусобия князей доходили до кровавых побоищ, когда эти усобицы, бесправие, татарское насилие и грубость тогдашних нравов грозили русскому народу совершенною гибелью. Слишком долго томилась многострадальная Русь под тяжелым игом татарским. И вот наконец прозрел Господь Бог на мольбы Руси Православной, - приближался час освобождения, в котором Сергий Явился истинным печальником родной земли. Примером своей святой жизни, высотой своего духа, он поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в помощь Божию. Своей жизнью Преподобный Сергий дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло, помог ему заглянуть в свой собственный мрак и разглядеть там еще тлившиеся искры того же огня, которым горел сам он.[1,c.76]
Один из гордых ханов
татарских Мамай поднялся на Русь
со всеми полчищами. Готовясь выступить в поход, великий князь
Дмитрий счел первым долгом посетить обитель
и принять напутственное благословение
от преподобного игумена Сергия. Здесь
Дмитрий получил от преподобного Сергия
благословение, просфору и послание, в
котором было написано : “Иди, иди смело
князь, надейся на помощь Божию”. Эти слова
воодушевили Дмитрия мужеством, да и не
только его, а все войско русское. На берегу
реки Непрядвы, на обширном Куликовом
поле, произошла великая кровопролитная
и жестокая битва. Это случилось 8 сентября
1380 года. Мамай не успел соединиться со
своим союзником и был напрочь разбит
и обратился в бегство. Преподобный Сергий
во время битвы, стоя с учениками своими
на молитве, говорил об успешном ходе сражения
и о решительной победе над врагом. Он
даже помянул павших на поле брани и произнес
за них молитву. Проповедуя "высокое
житие", Сергий Радонежский призывал
иноческую братию, прежде всего, к полному
отказу от мирских соблазнов — богатства,
власти, ненависти, насилия. Он считал,
что все эти мирские заботы тяготят душу
и мешают иноку сосредоточиться на молитве.
"А ни о чем бесполезном не нужно заботиться,
но следует уповать и взирать на Бога,
Который может кормить нас, и одевать,
и обо всех наших делах заботиться: и от
него следует ожидать всего, что нужно
доброго и полезного душам и телам нашим",
— говорил Сергий.
Поэтому в самом Троицком монастыре практиковались
нищелюбие, отказ от частной собственности,
смирение и любовь. Но, в то же время, Сергий
не приветствовал полной нищеты или побирушничества,
чем занимались монахи иных обителей.
Троицкий игумен очень высоко ценил человеческое
достоинство, которое дано от Бога, и которое
человек обязан соблюдать. Поэтому троицкие
иноки практиковали каждодневный совместный
труд для добывания средств к существованию.
Больше того, если жители окрестных сел
привозили инокам провизию, то по велению
игумена, они сначала совершали молитву
во славу Божию, потом кормили гостей,
и уже в последнюю очередь сами приступали
к трапезе.
Отказ от всего мирского должен был способствовать
тому, чтобы иноки хранили "чистоту
души", как необходимое условие "высокого
жития". В этом смысле, Сергий Радонежский
следовал древней монашеско-аскетической
традиции. В тексте Жития говорится, что
в своем сердце ("на сердци имеа")
преподобный Сергий носил примеры знаменитых
древних подвижников, основателей монастырской
вообще и, в частности, общежительской
традиции —Антония Великого, Евфимия
Великого, Савву Освященного, Пахомия,
Феодосия и прочих.
Житие сообщает, что "бесовских искушений"
Сергий избегал не практикой "истязания
плоти", но лишь строгим постом: "Преподобный
же, почувствовав нападение вражеское
(т.е. дьявольские искушения. — С.П.), подчинил
себе тело и поработил его, обуздав постом;
и так благодатью Божией был он избавлен
от искушений". Самое же главное средство
в борьбе с искушениями — нравственный
подвиг, та самая "чистота души", когда,
не прибегая к физическим истязаниям,
человек лишь одними "стрелами чистоты"
способен преодолеть все соблазны: "Научился
он против бесовских нападений обороняться:
как только бесы стрелами греха поразить
его хотели, преподобный стрелы чистоты
пускал в них, стреляющих во мраке в праведных
сердцем".
Следовательно, в Троицкой обители аскетический
подвиг рассматривали, как, во-первых,
страдание во имя Христа, и, во-вторых,
как средство "осветления души", ибо
страдание должно именно осветлять душу,
а не "истязать" тело. Таким образом,
выступая духовным наследником Антония
и Феодосия Печерских, Сергий Радонежский
сместил акценты в направление духовного
и нравственного самосовершенствования,
отказавшись от физического "истязания
плоти". И недаром в самом Житие неоднократно
подчеркивается, что именно из-за "чистоты
жизни" преподобный Сергий был удостоен
Божией благодати.
Немаловажным условием "высокого
жития" были идеи смирения и любви. И
Сергий Радонежский всей своей жизнью
доказывал окружающим — жизнь можно устраивать
только добром и любовью, ибо, отвечая
злом на зло, человек порождает новое зло.
Недаром Г.П. Федотов, говоря о Сергии Радонежском,
вполне справедливо заметил: "Смиренная
кротость — основная духовная ткань его
личности".
Необходимой составляющей "высокого
жития" являлась идея "внутренней"
духовной свободы, как высшей степени
свободы вообще. В основе этой идеи лежат
слова Иисуса Христа: "И познаете истину,
и истина сделает вас свободными" (Ин.,
8:32). Развитая впоследствии в трудах Отцов
Церкви, идея "внутренней свободы"
получила свое яркое воплощение в жизни
и деятельности преподобного Сергия Радонежского.
Суть этой идеи в следующем. Человек, под
действием благодати Святого Духа, способен
познать Божию истину и вступить на путь
спасения. Познание истины убеждает человека
в бессмысленной суетности мирских забот,
но, одновременно, многократно укрепляет
его духовные силы. Следовательно, овладевший
истиной человек оказывается свободным
по отношению к окружающему миру и ко злу,
которое этот мир наполняет. Более того,
он начинает противостоять злу.
"Внутренняя свобода" — это высшая
степень свободы потому, что человек в
своих помыслах и поступках максимально
приближается к Божественному образу.
Никакая другая разновидность свободы,
а особенно та свобода, которая установлена
в человеческих законах, не могут сравниться
со свободой "внутренней". Ведь если
в сердце человека живет Божия Благодать,
то ничто не может помешать ему быть свободным,
ибо под воздействием этой Благодати человек
совершает именно те поступки, которые
внушены ему Самим Господом.
Примерами "внутренней свободы" преподобного
Сергия могут служить многочисленные
случаи, когда он совершенно свободно
обращается с князьями, епископами и многими
сильными мира сего, которые приводятся
в его Житие. Озабоченный только служением
Господу, он оказывается выше и свободнее
многих, наделенных реальной мирской властью.
Надо сказать, что идея "внутренней
свободы" со временем стала очень влиятельной
в отечественной религиозно-философской
мысли и в литературно-художественном
творчестве. Эта идея нашла свое отражение
и выражение практически во всех учениях
русских любомудров и во многих произведениях
русских писателей. Более того, в идее
"внутренней свободы" Сергий Радонежский
выразил одно из важнейших качеств русского
национального самосознания.
Еще одно из условий "высокого жития"
— и для отдельного человека, и для монастырской
обители, и для общества в целом, — преподобный
Сергий видел в единомыслии.
Единомыслие для отдельного человека
— это единство души, полностью посвященной
служению Господу. Для обители — это единство
помыслов и действий всех иноков, которые
своим подвигом умножают Христову Любовь
на земле и подают пример остальным людям.
Для общества — это идея единства Руси,
благодаря которому Русь только и может
спастись.
И совсем неслучайно то, что обитель, основанная
преподобным Сергием, была посвящена Святой
Троице. Сергий Радонежский видел в Троице
высший христианский образ Единства и
Любви, ибо ипостаси Святой Троице единосущны,
не разделены отношениями старшинства
и младшинства, не знают ненависти, но
исполнены Любви.
Следует напомнить, что именно догмат
о Святой Троице, в силу трудности его
разумного понимания, породил в истории
христианской Церкви множество различных
ересей. Догмат о Святой Троице (или —
тринитарный догмат) — один из важнейших
в христианском вероучение. И, в то же время,
один из сложнейших для его религиозно-философского
и богословского толкования. Еще святые
Отцы Церкви, предвидя трудности в постижение
догмата Святой Троицы, старались разъяснить
тайну "неслиянности и нераздельности"
Божественного Триединства. При этом они
активно использовали образы и символы.
Одни проводили сравнение с солнечным
сиянием, где одновременно едины и различимы
солнце, луч и свет. Другие размышляли
о тайне и гармонии любви, где лица-ипостаси
взаимоотносятся как Любящий, Любимый
и Любовь. Третьи говорили о воле, разуме
и действии. Но все сходились в одном: Святая
Троица — это не количественная характеристика,
а качество Господа, непостижимое для
человека, но данное ему в Откровении.
Св. Василий Великий писал: "Господь,
передавая нам об Отце и Сыне и Святом
Духе, не счетом переименовал их; ибо не
сказал: в первое, второе и третье, или
— в одно, два и три; но в святых Именах
даровал нам познание веры, приводящее
ко спасению..."
Интересно, что до Сергия Радонежского
догмат Святой Троицы принимался на Руси
как таковой. Даже будучи объектом умозрительных
религиозно-философских рассуждений,
Святая Троица не рассматривалась как
необходимая часть реальной жизни. К примеру,
храмы предпочитали посвящать более реальным
образам: Спасу, Божией Матери, "скорому
помощнику" Николе Чудотворцу, святым
воинам и Отцам Церкви. И лишь в Киево-Печерском
монастыре Троицеуделяли гораздо большее
внимание — там, над главными воротами
в начале XII в. была поставлена Троицкая
церковь. Следовательно, обращаясь к образу
Святой Троицы, Сергий Радонежский выступал
и наследником традиции, установленной
киево-печерскими инокам. Но впервые в
русской религиозно-философской мысли
преподобный Сергий придал идее Святой
Троицы реальное, конкретное звучание,
преобразовал христианский догмат в символ
живого единства, того единства, к которому
должны стремиться все живущие на земле
люди. Таким образом, Святая Троица это
еще и прообраз того, как должно строиться
человеческое общежитие вообще и русское
общество, в частности.
Сергий был тем человеком,кто придал византийскому
христианству уже национальное звучание,
преобразив его в поистине народную религию.
Во многом благодаря именно Сергию Радонежскому,
русское православие приобрело те духовно-нравственные
и практические составляющие, которые
и сегодня сохраняют свою живительную
силу.
Необходимо также сказать о том, что
подвижническая деятельность преподобного
Сергия Радонежского положила начало
такому своеобразному явлению в русском
православии как старчество. Старцы —
это монахи, которые своей праведной жизнью
доказывали способность человека к нравственному,
духовному очищению. Значение института
"старчества" в русском монашестве
на протяжении веков существенно изменялось.
Однако сохранялась и несомненная духовная
преемственность. В целом же, своим духовным
авторитетом старцы оказывали огромное
влияние на все русское общество.
Преподобный Сергий Радонежский стал
подлинным "светильником" для современников
и потомков — человеком, сумевшим подчинить
всю свою жизнь евангельским заповедям
любви и единомыслия. Избегая искуса судить
и назидать, он учил даже не столько словом,
сколько своим образом жизни, своим отношением
к окружающим. И народ услышал его безмолвную
проповедь. Поэтому жизненный путь "великого
старца", как его называли, выглядит
и парадоксальным — всю жизнь он бежал
от общества людей, а в результате стал
его духовным предводителем. Уже при жизни
преподобного Сергия Радонежского рассматривали
как воплотившийся в реальном человеке
символ единства Руси, которого столь
жаждал русский народ в XIII–XIV столетиях.[3]
Вполне естественно, что стремление
к "высокому житию" предполагало
и некие определенные способы познания
Божиего Промысла. И в этом смысле Сергий
Радонежский большое значение придавал
мистическому познанию.
Символическая основа видений лежит в Библии, которая вся проникнута идеей божественных видений и знамений (так, фундаментальный образ Троицы, ставший основой тринитарного догмата, свое начало берет, как уже говорилось, в библейском рассказе о явлении трех муже Аврааму). Большое значение мистическому языку познания Божиих тайн придается в трудах Отцов Церкви, особенно в сочинениях Дионисия Ареопагита. Позднее эта традиция получает особое развитие в Византийской Церкви.
На
Руси также сохранялось
По сути
дела, в этом внимание к
Сами по себе причины видений и богоявлений могли быть разными. В первую очередь, богоявления совершались чудесным образом, без какого-либо волеизъявления со стороны человека, но по воле Самого Бога. В то же время, в монашеских общинах разрабатывались специальные методики достижения мистического транса. Начало этому было положено еще древними египетскими и сирийскими отшельниками III–VII вв.
Как
свидетельствует Житие Сергия
Радонежского, богоявления троицкому
игумену совершались
Важно
в данном случае и то, что
явление Богородицы было
По свидетельству другого инока, Симона, во время богослужения являлся Сергию Радонежскому и "божественный огонь", "ходящий по жертвеннику, осеняющий алтарь и со всех сторон святую трапезу окружающий". А затем, когда Сергий хотел причаститься, "божественный огонь свернулся, как некая плащаница и вошел в святой потир (сосуд для причащения. — С.П.); так святой и причастился". О том, что преподобному Сергию было дано чудесное мистическое знание, говорят и многие другие факты, приведенные в его Житие, — исцеления больных, изгнания бесов, и даже воскресение из мертвых.
Сама фигура Сергия Радонежского совершенно уникальна. Да жили в Старом Свете и могущественные властители, и великие ученые. И знаменитые вероучители, и основатели религиозных орденов вроде Игнатия Лойолы. Но там не было человека, который, как наш Сергий Радонежский , перевоспитал за свою жизнь целое поколение людей, вдохнул в них светлую веру, заставил их совсем по-другому смотреть на мир. За время жизни Сергия Радонежского поменялась политическая, культурная и даже экономическая структура Руси. Хотя формально этот монах был никем, не носил громких титулов, не был облечен властью. Бежавший от мира отрок, решивший посвятить себя Богу, в конце концов он стал верховным авторитетом, прежде всего для мирян, человеком, создавшим новую страну.
Конец XIV – XVвв. дали русской истории больше святых, чем любой другой период. И самыми почитаемыми были Сергий и его ученики Кирилл, Савва и Зосима. Сергий Радонежский наделил русских неодолимой силой, дал им неисчерпаемую энергию, даровал несгибаемую стойкость и сделал все это через веру, через особенный мир монастырей.
Монастыри. Созданные Сергием Радонежским, его учениками и продолжателями, как раз и выступили теми самыми центрами наделения русских духовной силой и правильной системой ценностей.[5,с.71]
1. Епифаний, Премудрый Житие Преподобного Сергия Радонежского[Текст]/Епифаний Премудрый.- М.: Советский писатель, 1991-264с.
2. Преподобный Сергий Радонежский: Житие, подвиги[Текст]/ Сост. Ж.Э. Гончар.-М.: Лучи Софии, 2005-256 с.
3. Аверьянов, К. А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха[Текст]/ К.А. Аверьянов.-М.: Институт российской истории РАН, 2001-164с.
4. Чугреева, Н. Преподобный Сергий Радонежский[Текст]/ Н. Чугреева.-М.: Панорама, 1992- 272с.
5.Калашников, М. Третий проект: погружение[Текст]/М. Калашников, С.Кугушев.-М.: Астрель, 2005-766с.
6. Голубинский, Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Лавра[Текст]/ Е.Е. Голубинский.- Сергиев Посад, 1892- 224с.
Сергий Радонежский Сборник Сост В А Десятников. М Патриот 1991г. 539с. Переплет
Твёрдый переплет
Преподобный Сергий Радонежский. М. Панорама 1992г. 272с. Твердый переплет, Обычный формат
Аверьянов К. А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха. Институт российской истории РАН. М. Энциклопедия российских деревень 2006г. 444 с. мягкий переплет, стандартный формат.
Сергий Радонежский
и Троице - Сергиева лавра в сочинениях
русских историков и философов
и воспоминаниях
Информация о работе Сергий Радонежский. Жизнь и деятельность