Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:57, реферат
Отдельные образцы ее относятся к XII веку, а наиболее полное развитие она получила в XV веке. Композиционный строй икон этого периода прост и выразителен, изображение хорошо вписывается в плоскость иконы. Отдельные элементы композиции равномерно распределены и удачно согласованы между собой, имеют красивый абрис. Мастера Новгородской школы часто изображали фигуры, горки, деревья симметрично, что создает впечатление завершенности композиции. Эта симметричность разбивалась различными деталями. Часто композиция иконы строилась ярусами, изображения располагались друг над другом.
Новгородская
Отдельные образцы
ее относятся к XII веку, а наиболее
полное развитие она получила в XV веке.
Композиционный строй икон этого
периода прост и выразителен,
изображение хорошо вписывается
в плоскость иконы. Отдельные
элементы композиции равномерно распределены
и удачно согласованы между собой,
имеют красивый абрис. Мастера Новгородской
школы часто изображали фигуры, горки,
деревья симметрично, что создает
впечатление завершенности
Очень интересно
писались деревья. Их крона имела
веерообразные закругленные формы.
Условная листва заканчивалась в
виде заостренных геометрически
форм. Стволы почти всегда был красивыми
по силуэту. Иконописное искусство
выработало определенный тип изображения
рук, которые символизируют
Московская
Московская школа
возникла на основе иконописи Владимиро-
Расцвет Московской школы иконописи пришелся на XV - XVI века Она впитала традиции отечественных школ и южнославянских течении, основанных на византийском искусстве Ярким примером иконописи этого периода являются иконы "Спас Ярое Око" или "Спас Оплечный" из Успенского собора Московского Кремля. В этот период работали Феофан Грек, Андрей Рублев, который в полном расцвете творческих сил создал наиболее прославленное свое произведение - икону Троицы. Известно, что Троица пользовалась особым почитанием у Сергия Радонежского, для которого она была символом мира и согласия. Поэтому заложенные его учениками и последователями монастыри и церкви чаще всего носили название Троицких. С этим фактом связана и широкая популярность на Руси изображений Троицы, многие из которых служили храмовыми образами. Но была еще одна причина обостренного интереса к этой теме. Речь идет о ересях.
Уже богомилы и катары не признавали догмат Троицы. Секта стригольников, пустившая глубокие корни в Пскове и Новгороде, также отрицала равенство трех лиц Троицы. Стригольники утверждали, что при явлении трех ангелов Аврааму последний узрел лишь Бога и двух ангелов, а не три лица св. Троицы. И в Ростове нашли себе место антитринитарные выступления (80-е годы XIV века). Их возглавил некий Маркиан, выделявший Христа из состава Троицы и не признававший поклонения иконам.
Когда Рублев приступил
к писанию заказанного ему
образа, тема Троицы имела, без сомнения,
животрепещущий интерес как для
самого художника, так и для его
современников. Перед ним как
бы была поставлена задача продемонстрировать
в назидание инакомыслящим
В иконе Троицы хотели
усматривать отголоски
В Московской школе
был великолепно разработан оригинальный
стиль изображения одежд
Псковская
Псковская школа
иконописи является открытием последних
десятилетий. Именно в это время
начали систематически расчищать псковские
иконы. Хотя термином "псковские
письма" охотно пользовались собиратели
икон, термин этот еще лишен был
конкретного содержания. Впервые
о Псковской школе настойчиво
заговорил художник А. В. Грищенко, но
в его распоряжении не было достаточного
количества фактов, в силу чего все
его рассуждения несли
Более определенно
вопрос о Псковской школе поставил
И. Э. Грабарь, уже опиравшийся на
новый материал - иконы, вывезенные
из Пскова. Правда, таких икон было еще
мало, однако это не помешало И.Э. Грабарю
написать слова, в значительной мере
ставшие пророческими: "Уже теперь
Псков ясен не меньше, а скорее больше,
чем Суздаль, недалеко время, когда
псковская школа предстанет перед
нами, быть может такими же легко
определимыми оттенками, какими мы сейчас
уже наделяем школу новгородскую".
Действительно, после новых реставрационных
работ специфические черты
Для псковских икон
характерен драматизм, утяжеленность
фигур, любовь к декоративной отделке,
преобладание красно-коричневого цвета
и особого оттенка темно-
Икона "Сошествие
во Ад" рубежа XIV-XV веков захватывает
своим драматическим накалом, выраженным
прежде всего в плотности и
контрастности резко
В XV столетии в псковской иконописи живописность уступает место графичности, суховатой правильности форм.
Строгановская
К более позднему периоду, XVII веку, относится так называемая Строгановская школа. Меценатами этой школы были сольвычегодские купцы Строгановы, большие любители изящного искусства. Несмотря на то, что большинство икон выполняли московские мастера, на обратной стороне иконы ставилась фамильная метка Строгановых. Отсюда и пошло название - "Строгановская школа" Для нее характерны небольшие размеры икон, сложность и миниатюрность письма Цветовая гамма, построенная на полутонах, обогащалась применением золота. Композиции фигур всегда дополнялись фантастическим пейзажем с низким горизонтом. Небо всегда украшалось причудливой формы облачками. В композиции много палат, горок, растений и фигур Иконы Строгановского письма имели повествовательный характер и строились многоклеймовыми звеньями. В центре иконы находился основной образ святого. Он изображался более крупными цветовыми пятнами. Растительность писалась более приближенной к натуре, с разнообразными и проработанными элементами. Это было связано с тем, что начиная с XVI века в иконописи России, через Украину, Польшу и Литву, начинает проникать реалистическая манера письма, которая раньше была характерна только для Запада. Наиболее здравомыслящие служители культа, да и многие художники по возможности боролись с этими чуждыми веяниями.
Горки в Строгановском письме состоят из более мелких элементов с утонченной разделкой. Теневой приплеск делался темной краской нескольких оттенков, вливающихся друг в друга. Растительность на них писалась золотом. Пробела и другие высветления делались более яркими и резкими тонами. Резко отличаются и палаты Строгановского письма Если для палат Новгородской школы характерны простота и в некотором роде монументальность, то здесь палаты усложненной формы, с многоплановыми разделками Вся архитектура украшалась мелкими деталями башенок, беседок, лесниц, балясин, куполов, тронов, престолов, сидений И все это имело яркий, нарядный вид. Если в новгородской иконе волны изображались спокойными с разделкой волнистыми линиями, то в Строгановском письме они принимают беспокойный, экспрессивный вид со множеством спиралевидных завитков.
Фигура человека в Строгановском письме имеет сильно удлиненные пропорции, что придает ей стройность и элегантность. Одежды более яркие. В них начинают преобладать светлые ярко-красные, розовые, желтые и зеленые тона. В отделке одежды появляется масса мелких складок. Роспись одежды тонка и изящна, с большим количеством золота. Оно широко применялось для изображения воротников, поясов, нарукавников. По золоту часто писались драгоценные камни киноварью, краплаком или изумрудной зеленью. Воины украшались золотыми латами, щитами и мечами. Лица персонажей писались более светлыми, с резкими пробелами. Очень тщательно прописывались волосы. Пряди волос бликовались и расчесывались золотом. В целом для Строгановской школы, была характерна миниатюрность, как раньше говорили, "мелочное письмо". Живопись приобрела сложность и изящество, но потеряла простоту и монументальность.