Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:07, шпаргалка
❶.Предмет и задачи исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Источники и литература.
История – наука комплексная, интегральная, так как изучает всю совокупность явлений общественной жизни на протяжении всей истории общества. Предмет: общие закономерности и особенности экономического, политического, культурного и духовного развития белорусского народа с древнейших времён до наших дней с учётом влияния общеевропейской, славянской и мировой истории.
Причины раздела РП:
1.) сохранение феодально-крепостнических отношений в условиях европейской политической и социально-экономической модернизации»
2.) отсутствие постоянной армии
3.) паралич центральной власти из-за шляхетской анархии
4.) половинчатый непоследовательный характер реформ
5.) использование «либерум вето» в законодательном процессе.
Длительный социально-
1.) 1-ый раздел произошёл в 1772 (К России отошли восточная часть Белоруссии по Западной Двине и Верхнему Днепру), 1788г. на Четырёхлетнем сейме принято ряд реформ, направленных на укрепление государства. 3 мая 1791г. – провозглашена Конституция (создан 2-ух палатный сейм)
2.) 2-ой раздел — 23 января 1793 (К России отошли Центральная Белоруссия с Минском, Правобережная Украина), часть шляхта приняло участие в восстании под руководством Костюшко – попытка сохранить независимость РП. В ВКЛ восстанием руководил Якуб Ясинский.
3.) 3-ий раздел — 24 октября 1795 (К России отошли Литва, Западная Белоруссия, Волынь, Курляндия; Поляки утратили свою государственность).
РП перестала существовать как государство. Вся территория Беларуси вошла в состав Российской империи.
⓯.Культура и этническая структура белорусских земель в составе Речи Посполитой.
Шляхта и духовенство были знакомы с трудами известных европейских мыслителей из-за зарубежных поездок, приобретение иностранной литературы, газет и журналов. Появляются первые признаки общественного «вольнодумства» Вместе с тем сильные позиции иезуитов и консерваторов не позволили ему здесь укрепиться.
Лишь к середине XVIII в. традиции эпохи Просвещения стали оказывать существенное влияние на повседневную жизнь белорусского общества, это было связано с переменами в системе образования (расширено преподавания современных языков и естествознания).
Развивалась отечественная наука. Главным предметом преподавания долгое время оставалась философия. Акцент делался на изучении истории РП и ВКЛ. Так же стоит отметить астрономию. В1764г. в Вильно создана первая обсерватория. Был основан первый в Беларуси в Гродно ботанический сад.
В общественно-политической сфере просветительские идеи проявились в стремлении части шляхты и магнатов к реформам сословной монархии РП (ориентация на Францию). Особую значимость в Беларуси получили и идеи физиократов, под влиянием которых высказывалось мнение о необходимости отмены крепостного права.
Влияние эпохи Просвещения ощущалось и в театральной жизни страны. В 1740 г. у Радзивиллов в Несвиже был создан первый светский отечественный театр. Г.Радзивила в Слуцке и Огинского в Слониме. Всё чаще начал звучать белорусский язык.
Борокко видоизменилось в сторону декоративной насыщенности, повышенной пластичности. (Возрождены Несвежский замок, и Полоцкий Софийский собор, Королевский дворец в Гродно) Больших успехов достигла и фресковая живопись. Барокко и рококо под влиянием Просвещения стали постепенно уступать место классицизму, основанному на традициях античности и Ренессанса.
⓰.Политика российского самодержавия и общественно-политические движения в Беларуси (конец XVIII - первая половина XIX в.).
После присоединения Беларуси к РИ правительство провело ряд мер по закреплению своего влияния на присоединённые земли. В 1796 г. была проведена административная реформа. В Беларуси были созданы губернии: Белорусская, Минская и Литовская. Исполнительная власть в губерниях была передана генерал-губернаторам. В губернских городах создавались органы российского административного управления: губернская управа, казённые палаты и др. Однако в качестве основного закона оставался 3 статут ВКЛ. Поэтому губернии делились на поветы которые возглавляли старосты.
Господствующее положение в Беларуси заняла православная церковь, у которой оказывалась полная государственная поддержка. Царское правительство массово переводило униатов в православие. В 1794 указ, который установил черту еврейской оседлости, который лишал евреев права в российских городах и губерниях. В Беларуси была распространена и российская налоговая система. Для крестьянства подымный налог был заменён подушным. Вводился так же земский сбор. Т.О: царское правительство проводило политику, которая удовлетворяла бы интересам шляхты и духовенства, чтобы приглушить оппозиционные настроения.
После войны 1812 г. белорусская знать, получила амнистию и вернулась на Родину. В этот период начали создаваться первые тайные общества. Они действовали легально. Именно этим организациям принадлежали идеи борьбы за свободу, равенство и братство . В это время были созданы общества "филоматов" и "филаретов", действовавших в Вильнюсском университете. Официально студенты изучали родной язык, историю и культуру Беларуси, но по настоящему они готовились к политической борьбе за возрождение Беларуси.
Общества такого типа были созданы и в России, но они действовали более решительно. Это привело к знаменитому восстанию декабристов, произошедшее 14 декабря 1825 г. Но ликвидировать самодержавие декабристам не удалось.
В 1826 г. правительство России официально запретило деятельность любых обществ и в любой форме.После запрета члены тайных обществ(В Беларуси ~ 800 человек) вместе с польскими друзьями начали готовить восстание. Подготовка восстания велась в Варшаве. Началось в конце ноября 1830 г. В восстании определилось два течения: аристократическая и демократическая. Демократы обещали крестьянам землю и призвали бороться "за вашу и нашу свободу". Аристократы надеялись на поддержку Франции и ставили своей целью возродить РП в границах 1772 г.В восстании участвовало около 10 тысяч шляхтичей и 2 тысячи крестьян.С такой армией победить Россию было невозможно, а Франция и другие страны Запада восстание не поддержали. Поэтому восстание потерпело поражение. Оно закончилось в сентябре 1831 г.
Т.О: общественно - политическая жизнь Беларуси в первой половине XIX в. определялась борьбой политических организаций и движений Польши, Литвы и Беларуси против царизма, за свободу и возрождение независимости.
⓱.Социально-экономическое развитие белорусских земель в условиях кризиса феодально-крепостнической системы (первая половина XIX в.).
В кон. 18 – начале 19 в. на белорусских землях проходил процесс разложения феодально-крепостнических отношений и формировался новый капиталистический строй. Новые формы хозяйствования проявлялись в росте товарности с\х, увеличивалось кол-во вольнонаёмных рабочих, развивался внешний и внутренний рынок.
Доминирующим сектором оставалось с/х. В руках помещиков – до 40% всей земли.
С\Х в пп XIX в.: характеризовалось существованием фольварково-барщинной системы и полной личной зависимости крестьян от помещиков. Крестьяне пользовались землей помещиков и выплачивали за это оброк или дань продуктами. В сер. XIX в. крестьянским хозяйствам, имевшим надел в одну волоку (21,36 га), устанавливалось 12 дней барщины на неделю. Поэтому не было никакой заинтересованности в работе.
Расширялась винокурение - переработка картофеля на самогон. Доход был больше, чем от ржи. Доход приносило льнаводство. Сахарная свекла - сахара; каннабис - полотно.
В условиях разложения феодально-крепостнической системы царское правительство пошло на экономические реформы с целью приспособления существующей системы хозяйственных отношений к нуждам рынка, а также повышения государственных доходов. Инициатор Киселев(1840-1850). Реформа была проведена только среди государственных крестьян. Она предусматривала: проведение подробного описания всех государственных имений и строгое определение повинностей государственных крестьян в зависимости от их хозяйственного положения, прекращение сдачи государственных земель в аренду; ликвидацию фольварков и постепенный перевод государственных крестьян с барщины на оброк.
Реформа П. Киселева привела к увеличению наделов государственных крестьян и уменьшению их повинностей. Крепостное право оставалось и это являлось опасным для государства.
Развитие промышленности в первой половине XIX в. в Беларуси связано с переходом от мануфактурного к фабричному.
⓲.Культура Беларуси в первой половине XIX в.).
Образование.Беларусь имела автономия в плане культурного развития. Отчётливо это проявилось в системе образования. 1803г – создан Виленский учебный округ, в состав кот входили школы Беларуси, Литвы, Украины. Ведущими считались гимназии, а так же монашеские училища.Виленская главная школа было реорганизована в университет с 4 факультетами. Кол-во студентов превосходило в Рос. Университетах. Учебные заведения Виленского округастали центром нац-освобод движения. После подавления восстания в 1832г Виленский универ был закрыт и все здешние монашеские училища. На тер Б введён общеимперский школьный устав 1828г, кот предусматривал сословные ограничения в системе образования. Начально образование передавалось в руки православной церкви. К сер 19 в насчитывалось 60 гимназий. В 1848 открыт Горы-Горецкий земледельческий институт. Развитие системы образования содействовала активизациянаучных исследований. Впервые быо осуществлено археологическое изучение древней истории Б.(Тышкевич)
Литература. В области худ. лит. Всемирную известность получил поэт А. Мицкевич (“Пан Тадэуш”, “Деды”, “гражина”) – описывал историю и повседневность родной ему бел. земли.
Ян
Барщевский “Шляхтич Завальня, или
Беларусь в фантастических рассказах”.
Крашевский – цикл из 29 романов, посвящённых
истории РП. Настоящей сокровищницей
живого бел. языка стали анонимные
поэмы “ Энеида на выворот” и
“ Тарас на Парнасе”. Дунин-Марцынкевич
сумел раскрыть настроения и переживания
различных слоёв населения(“
Изобразительное искусство. В изобразительном искусстве стал доминировать классицизм, для кот высшим образцом явл. античность. Классическая школа живописи сложилась в Виленском университете. Наиболее известным отечественным живописцем этого направления явл. Алешкевич (“Мадонна с ребёнком”, “Портрет девочки”) Заслуженным признание пользовался Хруцкий, получивший в Петербурге звание академика живописи. Параллельно под влиянием Зап. Евроры в Б развивался романтизм. Проявлялся в возрастающем внимании к внутр. миру человека. Представители: Дамель и Ванькович. В скульптуре наиболее распространёнными были мелкая пластика, портрет, исторические и религиозные композиции. Представители: братья Ельские, Островский, Слизня.
Архитектура. Развивалась под влиянием классицизма романтизма. В Минске был создан новый район с геометрической сеткой улиц.
Неоготика нашла воплощение в строительстве загородных резиденций (Косово, Прилуки), а так же католических храмов (Минск, Раубичи).
⓳.Буржуазные реформы 1860-1880 гг. в Российской империи и особенности их проведения в белорусских губерниях.
Отмена крепостного права
Причины: соц.-эк. и военно-политическая отсталость России; ускорение процесса обезземеливания крестьян; обострение соц. противоречий; опасность быстрого нарастания антикрепостнического движения.
Правительство планировало, чтобы инициатива исходила от помещиков, и в первую очередь от Беларуси и Литвы, так как они были более подготовлены к этому.
Программа реформы: 1) ликвидация личной зависимости крестьян;2)наделение крестьян землей;3)выкуп земельных наделов.
Механизмы: 19 февраля 1861 г. подписан Манифест об отмене крепостного права. Крестьяне получали гражданские права, могли заниматься промыслами, торговать, приобретать имущество, поступать на учебу и на службу; помещики не могли продавать и судить крестьян.
Однако крестьяне не сразу становились лично свободными. Помещики признавались собственниками всей земли, которая принадлежала им до реформы, а крестьяне получали небольшие наделы в пользование, которые должны были выкупить на протяжении 9 лет. В этот период они считались временно обязанными и должны были выполнять повинности в пользу помещика.
Купить свой земельный надел крестьяне могли только путем заключения выкупной сделки. Выкупная сумма определяется следующим образом: помещик мог положить её в банк и получать в виде 6% капитала такой же доход, какой он раньше получал с годового оброка. Однако крестьяне не имели такой суммы денег. В связи с этим гос-во выступило посредником между помещиками и крестьянами. При выкупе наделов крестьяне должны были заплатить 20-25% от выкупной суммы, а оставшуюся часть помещики получали от гос-ва в виде ценных бумаг. В результате такой операции крестьяне стали должниками гос-ва и должны были на протяжении 49 лет платить ему так называемые выкупные платежи. К 1 января 1907 г., когда эти платежи были отменены, крестьяне заплатили в 3,5-4 раза больше.
Главным крепостным пережитком в экономике после реформы являлось помещичье землевладение. Сохранялась чересполосица.