Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:15, шпаргалка
1 вопрос: Предмет истории Казахстана - задачи изучения курса, периодизация и источники, историография.
2 вопрос: Каменный век на территории Казахстана: характеристика, периодизация, археологические памятники.
3 вопрос: Бронзовый век на территории Казахстана. Хозяйство, общественные отношения, культура.
4 вопрос: Эпоха ранних кочевников на территории Казахстана, Сакские племенные союзы (VII - IV вв. до н.э.).
1 вопрос: Предмет истории Казахстана - задачи изучения курса, периодизация и источники, историография.
Задачи: 1. познавательная - история дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, е ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальны) проблем современности.
2. воспитательная - изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколений.
Периодизация: 1. Древний период (до VI в. н.э)
2. Тюркский период (VI - XII вв.)
3. Монгольский период (начало XIII - середина XV вв.)
4. Казахское ханство (середина XV - начало XVIII вв.)
5. Российский период (начало XVIII - начало XX вв.)
6. Советский период (1917 - 1991 гг.)
7. Современный период (с 1991 - до ...)
Источники: 1. материальные - это орудия труда, стоянки, наскальные изображения, погребения, на основе которых строятся знания о самых ранних этапах становления и развития человечества.
2. письменные - это источники, появившиеся значительно позже, о древних насельниках протоказахской территории - персоязычные, греческие, латинские, арабоязычные, тюркоязычные, китайские. В них содержится информация об этногенетических событиях, хозяйственной деятельности, образе жизни населявших эту землю племен.
Историография: это история исторической науки, она включает в себя с одной стороны, динамику исторических знаний, сведений об исторических событиях, выявление и описание новых источников, а с другой - развитие методов, подходов, принципов исторического исследования.
2 вопрос: Каменный век на территории Казахстана: характеристика, периодизация, археологические памятники.
Характеристика: Эпоха палеолита (древнего камня) является одним из важнейших этапов в истории человечества. Она, как указывал Ф. Энгельс, образует «основу всего позднейшего более высокого развития».
Переход наших
далеких предков к
Эпоха древнего каменного века — время становления человека и его хозяйства — характеризуется низким уровнем производительных сил. Примитивная хозяйственная деятельность заключалась в использовании готовых продуктов природы. Первобытный человек собирал дикорастущие злаки, плоды и ягоды и охотился на диких животных. Взаимоотношения людей строились на экономическом равенстве членов коллектива, на естественном половозрастном разделении труда и были по своему характеру коллективистскими.
Общественная организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длительный путь развития. Начальным ее этапом было первобытное стадо — объединение для совместной защиты и нападения, охоты и собирательства. Это дородовое социальное образование отличалось аморфностью, неразвитостью общественных отношений, отсутствием общинно-домашнего хозяйства, в то же время ему была присуща некоторая упорядоченность брачных связей.
Первобытное стадо соответствует двум наиболее ранним ступеням нижнего палеолита — дошелльскому и шелльскому периодам. В ашельское время постепенно вызревают предпосылки нового социального организма — первобытной общины. А в эпоху мустье уже существует оседлость, естественное разделение труда по полу и возрасту, возникают начальные формы общины. Человеческий коллектив позднего палеолита в социальном отношении характеризуется новой гранью — сложением зрелых форм перво-бытнородовой общины. Этот качественный скачок, как полагают многие исследователи, совпал с трансформацией неандертальца в человека современного физического типа (Homo sapiens).
Периодизация: Древний каменный век охватывает 3 длительных периода: древний, средний и поздний палеолит.
Древний палеолит: 1. дошель (олдувэйская культура) - от 2,5 млн. до 800 тыс. лет до н.э.
2. шелль и ашель - от 800 до 140 тыс. лет до н.э.
Средний палеолит: (поздний ашель и мустье) - 140 - 40 тыс. лет до н.э. Поздний палеолит: (ориньяк, солютре и мадлен) - 40 - 10 тыс. лет до н.э.
Археологические памятники; Крупный памятник шелль-ашельского времени открыт в Бетпакдале на правом берегу р. Чу. Геологические условия залегания находок на поверхности самой высокой древнечетвертичной террасы р. Чу в урочище. Казангап свидетельствую об их нижнепалеолитическом возрасте. На стоянке, погребенной под небольшим слоем плотного суглинка, выявлено около 300 экземпляров разнообразных каменных изделий. Материалом для их изготовления служил темно-желтый кремень карбонового возраста. Основу находок составляют массивные отщепы клектонского типа. Для кремневых поделок характерны двусторонние (бифасы) и односторонние (унифасы) рубящие орудия, небольшой процент скребел, ручных рубил, нуклеусов и других форм.
Ряд интересных стоянок мустьерских охотников был обнаружен в других местах Южного Казахстана. К ним относятся Ал-габасское, Ушбулакское, Шабактинское, Беркутинское и Шалсайское местонахождения.
Алгабасская стоянка располагалась на третьей надпойменной террасе р. Чаян. Большинство каменных изделий представлены короткими широкими отщепами и массивными треугольными пластинами из плотного белого и голубовато-бело.'о кремня.
В урочище Ушбулак (36 км северо-западнее г. Каратау) сохранились следы кратковременных стоянок небольших групп охотников. Место для лагеря выбиралось у родников в местах подкарауливания зверей, идущих на водопой. Наиболее полно характер каменных изделий передают находки у шестого родника (Ушбулак VI). Здесь на высоте 3 м от уреза родника, на глубине 1,6 м, в желтовато-сером суглинке выявлено несколько кусков известняка со следами плоских сколов и три острок-нечника. Один из них сделан особенно тщательно из тонкого полупрозрачного желтовато-серого плотного кремневого отщепа треугольной формы.
Более крупная стоянка обнаружена юго-восточнее пос. Байкадам на плато, возвышающемся на 200—250 м над р. Шабак-ты. Здесь оказалось около 200 изделий из кремневой гальки.
На кратковременной стоянке палеолитического человека в Узынбулаке (севернее г. Каратау). выявлено несколько разнообразных по форме и обработке каменных орудий: скребла, скребки-скобели, резцы, комбинированные орудия типа скребков-резцов. Вместе с тем в коллекции Узынбулака много архаических изделий: рубящих орудий с грубо оббитыми лезвиями, каменных инструментов, изготовленных из широких массивных отщепов, сколотых с дисковидного нуклеуса.
Интересными памятниками мустьерского времени являются древние мастерские по разработке халцедона. Мелкосопочник Бестобе (Уштобе), расположенный в 3 км восточнее урочища Ушбулак, в ряде мест состоит из беловато-молочных и серо-розовых халцедоновых обнажений. Нередко на вершинах встречаются большие и малые глыбы халцедона со следами многократных скалываний; рядом мелкие обработанные куски, превращенные в нуклеусы, а также большое количество широких треугольных и удлиненных пластин. Отдельные участки сопок буквально усеяны отходами каменотесного производства.
3 вопрос: Бронзовый век на территории Казахстана. Хозяйство, общественные отношения, культура.
В середине II тыс. до н.э. племена Казахстана овладели производством бронзовых изделий. Бронза представляет собой сплав меди и олова. По сравнению с медью она имеет ряд преимуществ: отличается твердостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом. Бронза становится основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия.
Исследователи
делят время существования
средняя - XV - XII вв. до н.э.; поздняя - XII - начало VIII вв. до н.э.
Хозяйство: Переход к одомашниванию диких животных был закономерным этапом развития человеческого общества. Прирученные и выращенные животные обеспечивали запас пищи на случай неудачной охоты, особенно в зимний период.
Древнее скотоводство было экстенсивным. Освоение и расширение площади пастбищ, выведение и выращивание таких видов животных, как лошадь, овца, выносливых и способных к тебеневке (добывать зимой корм из-под снега и переходить на большие расстояния), привело к увеличению стада.
Процесс овладения человеком навыками земледелия, перевод от собирательства диких злаков, плодов и ягод к их выращиванию растянулся на многие тысячелетия Время выведения культурных злаков локализуется учеными VIII—VII тыс. до н.э., произошло это, скорее всего, в предгорьях Малой Азии.
Добыча и плавка руды в эпоху бронзы имела огромные размеры. В районе Джезказгана было выплавлено около 100 тысяч тонн меди, на Успенском руднике было добыто 200 тыс. тонн руды.
В гончарстве в разное время совершенствовалась техника лепки сосудов, что обусловливало и различные формы горшков, менялась техника украшения и сам характер орнамента на сосудах.
Общественные отношения: Развитие скотоводства привело к большей обеспеченности общества продуктами и предметами потребления, к появлению излишков продукции, к дальнейшему развитию и расширению обмена и, в конечном итоге, к началу накопления богатств.
Интенсивное развитие скотоводства явилось основой первого крупного общественного разделения труда, выделения пастушеских племен из остальной массы населения. В развитии земледелия также произошли сдвиги. Хотя оно продолжало оставаться мотыжным, но значительно увеличились площади возделываемых полей. Изменения в типе хозяйства неизбежно привели к изменениям в общественной организации. Матриархальные отношения уступили место патриархально-родовым.
Отцовский род при изменении основ хозяйства распространился довольно быстро, но пережитки матриархата существовали еще долго.
Семейная община являлась семейно-производительным коллективом, а при коллективном труде существовала общая собственность на средства производства и на продукты производства. Со временем, особенно в эпоху поздней бронзы, отдельные усилившиеся патриархальные семейные общины все более и более стремились к обособлению, что привело в дальнейшем к разложению первобытного строя, к возникновению семейной собственности.
К среднему периоду эпохи бронзы, к периоду усиления межплеменных столкновений, относится появление оборонительных укреплений в виде валов и рва, окружавших поселения в Северном Казахстане.
Культура: Обширные степные пространства Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии были населены родственными по происхождению и общности исторических судеб племенами, оставившими яркую самобытную культуру. В науке она получила условное название «андроновской» по месту находки первого памятника у села Андроново близ Ачинска.
С андроновским
временем связано широкое
Высокая техника производства и законченность форм бронзовых предметов и глиняных сосудов указывают на высокий уровень культуры.
Андроновские племена возводили погребальные сооружения в виде каменных оград различных конфигураций: прямоугольной, круглой, овальной. Нередко, особенно в Приуралье, они заменялись курганными насыпями. Умерших соплеменников либо сжигали, либо хоронили особым способом на боку, в скорченном положении, в «ящиках>' из каменных плит или в прямоугольных грунтовых ямах.
Андроновская культура в широком историко-культурном понимания этого термина соответствует раннему и среднему периодам эпохи бронзы. В конце II - начале I тыс. до н.э. в экономике быту и культуре племен андроновской культуры происходили изменения, вызванные новой основой общества, переходом к яйлажному, затем к кочевому скотоводству.
4 вопрос: Эпоха ранних кочевников на территории Казахстана, Сакские племенные союзы (VII - IV вв. до н.э.).
Источники: В изучении древней истории племен и народностей территории Казахстана эпохи раннего железа наряду с археологическими источниками определенная роль принадлежит и новому типу источников - письменным сведениям.
Представляют интерес надписи царей Дария и Ксеркса, составленные на древнеперсидском, эламском и аккадском языках, а также свод книг зороастрийской религии древних иранцев - Авеста. В отличие от точно датированных надписей Дария и Ксеркса Авеста трудна для изучения главным образом потому, что в ней отложились разные по происхождению, содержании: и времени сведения. Наиболее ранними по содержанию текстами Авесты признаны Яшты - гимны, посвященные отдельные божествам древнеперсидского пантеона. В них сохранились древнейшие сказания, переплетенные нередко с эпическими преданиями.
Древнегреческие источники - Геродот, называл саков «азиатскими скифами». В своей «Истории» он сообщает о похода> Дария на Саков. Страбон оставил свидетельства о сакских городах в приаралье.
Хронология: VII - IV вв. до н.э. Территория:
Союз
племен
Каспий
Исседоны
Аримаспы
Тиграхауда
Парадарайя
Хаомаварга
Политическая история: Саки играли заметную роль в истории древнего мира. Они известны как хорошие воины, кото рые защищали свои территории от внешних вторжений, их охотно нанимали в армии других стран.
VI в. до н.э. - Саки защищают свои территории от вторжения персидских царей Кира и Дария I. Кир совершил 2 похода н; Саков (545 - 539 гг. до н.э.; 530 г. до н.э.). Во время второго похода Кир потерпел сокрушительное поражение от сакско! царицы Томирис.