Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 16:14, шпаргалка
1.Предмет и задачи курса « История Казахстан.
2. Показать эволюционный характер развития человечества в эпоху каменного века в КЗ. Антропогенез или становление человека.
3.Общая характеристика эпохи бронзы Андроновская и Бегазы Дандыбайская культуры.
4.Расселение,хозяйство,соц устройтво, материальная и духовная культура сакских племен.
5.Расселение, хозяйство, соц устройство, материальная и духовная культура усуней и канглов.
6.Расселение общественный строй этнополитическая история хуннов.
положения, безразлично стали относиться к труду, политике. Практически всю полноту власти в руках взял партийный аппарат. Тесно встроенными в командно-административную систему и лишенными прав, инициативы оказались профсоюзы и комсомол. Но народ не терял веры в будущее и надежды на лучшую жизнь. Скоро стало подавляться и политическое инакомыслие. Людей, открыто указывавших на пороки общества, преследовали. Но пресекать инакомыслие прежними методами было невозможно, поэтому политические обвинения стали более скрытными. По-прежнему Коммунистическая партия контролировала работу Советов, единолично направляла работу хозяйственных, научных, учебных, армейских, общественных учреждений и организаций. Таким образом, командно-административная система, господствовавшая в стране и республике, явно не способствовала демократизации общества, наоборот мешала и тормозила рост общественного сознания и развитие общественно-политической жизни.
81. Развитие
народного хозяйства КЗ в 1965-85гг.Экстенсивный
характер развития промышленности и сельского
хозяйства. Промышленность. Пятилетние планы социально-экономического
развития составлялись с учетом того,
что экономика Союза ССР превратилась
к 70-м годам в единый народнохозяйственный
комплекс, народное хозяйство всех 15 союзных
республик составляло неразрывное целое.
В этом видели главную экономическую гарантию
нерушимости Советского Союза и дружбы
народов СССР. Укрепление экономического
могущества союзного государства было
делом всех республик и велось в интересах
всех республик, независимо от того, где
создавались промышленные объекты.
Наращивание экономического потенциала
осуществлялось за счет экстенсивного
использования резервов республики, вовлечения
в оборот сырьевых и топливно-энергетических
ресурсов. За период с 1970 года по 1985 годы
общий объем промышленной продукции увеличился
вдвое, а в машиностроении, химической
промышленности – более чем втрое. Было
введено около тысячи новых промышленных
предприятий и цехов, в их числе Казахский
газоперерабатывающий завод пластмасс
в Шевченко, Карагандинский завод резино-
технических изделий. Павлодасркий и Чимкентский
нефтеперерабатывающие заводы, цех белой
жести на Карагандинском металлургическом
комбинате, Экибастузская и Ермаковкая
ГРЭС, Капчагайская ГЭС, Жайремский горно-обогатительный
комбинат и др. Сформировались территориально-промышленные
комплексы: Мангышлакский, Каратау-Джамбулский,
Павлодар-Экибастузский. На территории
Казахстана была развернута довольно
обширная инфраструктура военно- промышленного
комплекса. До распада СССР в Казахстане
насчитывалось около 50 предприятий оборонного
значения, большая часть которых входила
в КЭМ ПО – Корпарацию электротехнических
и машиностроительных предприятий оборонного
комплекса. На этих заводах производилось
до 18% боевых машин пехоты и бронированных
машин, 11% всех артиллерийских систем,
стрелковой оружие, оборудование для ВМС,
торпеды и донные авиационно-корабельные
мины, пусковые установки для тактических
ракет SS – 21 (по натовской терминологии),
ракетные комплексы береговой обороны,
бортовая аппаратура для крылатых ракет,
системы управления подводных лодок, химическое
и биологическое оружие и т.д.1)
И все же, если рассматривать промышленность
Казахстана в структурном разрезе, то
нетрудно будет заметить ее сохранявшуюся
сырьевую направленность. Сырьевая направленность
экономики республики привела к тому,
что в 70-80-е годы оставались слаборазвитыми
перерабатывающая промышленность и производство
товаров народного потребления. Поступало
из других союзных республик, причем часто
они изготавливались из казахстанского
сырья.
Нарастание кризисных явлений в экономике
выражалось в снижении темпов прироста
промышленной продукции, уменьшении национального
дохода. Планы развития страны не выполнялись.
Если в 1970 – 1975 годы среднегодовой прирост
промышленной продукции составил 8,4%, то
в 1980-1985 годы – 3,8, а прирост национального
дохода за эти же годы сократился с 4,4 до
1,4%. На этом фоне, в 1977 году, была принята
новая Конституция СССР, в которой говорилось,
что в СССР общество вступило в стадию
«развитого социализма».
Командно-административные методы управления
экономикой, игнорирование экономических
стимулов, экстенсивное развитие, господство
государственной формы собственности,
отчуждение работников от средств производства,
диктат центра привели экономику Казахстана
в середине 80-х годов к кризису.
Сельское хозяйство. Кризисные явления нарастали
и в сельском хозяйстве. Достаточно привести
тот факт, что 1981-1985 годы фактически не
произошло прироста валовой продукции
сельского хозяйства. Посевные площади
в республике были огромны, только зерновыми
засеивалось более 25 млн. га, но в указанные
годы стала проявляться устойчивая тенденция
снижения их урожайности. В животноводстве
производство продукции, за исключением
птицы, было убыточным. Если в 1970 году удельный
вес убыточных совхозов и колхозов составлял
15%, то в 1985 году – 51%. Например, поголовье
овец с 1971 года по 1981 год выросло на 3,4 млн.
голов, а в 1981-1985 годы рост почти прекратился;
производство баранины в 1970 – 1985 годы
сократилось на 19%, снизилась ее упитанность,
в 80-е годы был широко известен так называемый
«тощак», за которым выстраивались длинные
очереди. Противоречия и трудности, в том
числе и бесхозяйственность, в сельском
хозяйстве страны руководство пыталось
компенсировать импортом продовольствия
и зерна. Ежегодно СССР закупал за рубежом
продовольствия на 3,8 млрд. долларов США.
В 1985 году в СССР каждая третья булка хлеба,
каждая вторая пачка макарон была из импортного
зерна, закупленного в США, Канаде, Аргентине,
Турции. За 20 лет импорт мяса, рыбы, масла,
сахара, зерна вырос в денежном выражении
более чем в 10 раз. К началу 80-х годов сельское
хозяйство страны оказалось в кризисном
состоянии. Необходимы были решительные
меры. В этой обстановке было принято решение
о разработке специальной Продовольственной
программы которую утвердил майский 1982
г. Пленум ЦК КПСС. Однако, как и прежде,
программа, разработанная в рамках устаревшей
системы управления, несла на себе следы
застоя, половинчатости. Она не затрагивала
главного звена в сельском хозяйстве –
интересов крестьянства, преобразования
экономических отношений в деревне, коренной
перестройки хозяйственного механизма.
В результате, несмотря на все принимаемые
меры и постановления, продовольственная
проблема значительно обострилась. К середине
80-х годов практически повсеместно было
введено нормированное снабжение по ряду
продуктов питания, снова появились карточки.Уровень
жизни народа. С середины 60-х годов партийно-государственное
руководство во главе с Л.И.Брежневым взяло
курс прежде всего на повышение денежных
доходов населения, что сыграло определенную
положительную роль в повышении жизненного
уровня людей. Значительные слои трудящихся
обеспечили себе некоторый достаток. Все
меньше людей продолжали жить в коммуналках
и бараках. В обыденную жизнь входили телевизоры,
холодильники, радиоприемники, другие
коммунальные удобства. В квартирах советских
людей появились домашние библиотеки.
Менялась одежда, повышалась требовательность
к ней.Однако определенное повышение уровня
жизни в условиях разлагающейся командно-бюрократической
экономики имело и оборотную сторону.Главной
особенностью социально-экономического
развития 1970-х – середины 1980-х годов стало
резкое и общее падение темпов роста. За
15 лет темпы роста национального дохода
и промышленного производства упали в
2,5 раза, сельскохозяйственного производства
– в 3,5 раза, реальных доходов населения
– в 3 раза. Темпы роста упали до уровня
экономической стагнации (застоя), экономика
подошла к предкризисному рубежу. ХІ пятилетка
не была выполнена ни по одному показателю.
В истории государственного пятилетнего
планирования это был первый случай общего
срыва плана.
С конца 1982 года новый Генеральный секретарь
ЦК КПСС Ю.В.Андропов попытался исправить
положение в экономике ужесточением трудовой
дисциплины и широкомасштабной борьбой
с «теневиками». Он превратил борьбу с
хищениями в настоящую войну с «теневиками»
и их покровителями. Из судебных дел начала
80-х годов в истории страны самым крупным
стало «дело «Океан» - об экономических
преступлениях в системе Министерства
рыбного хозяйства СССР. К следствию было
привлечено около 12 тысяч человек. Многие
ответственные работники, не дожидаясь
ареста и сохраняя честь семьи, кончали
жизнь самоубийством. Министр А.А.Ишков
был отправлен на пенсию. За ним в октябре
1980 года последовал и Председатель Совета
Министров СССР А.Н.Косыгин, лично курировавший
управление внешних сношений Минрыбхоза,
которое организовало вывоз «левой» продукции,
а также драгоценных камней и металлов
за рубеж. Главой правительства стал Н.А.Тихонов.Андропов
не просто наводил порядок. Он боролся
за социалистическую законность за соблюдение
Конституции СССР, запрещавшей частное
предпринимательство. Выиграв несколько
битв, он, тем не менее, проиграл войну
с преступностью. «Дела», начатые новым
генсеком, не были доведены до конца: ни
«океанское», ни «ростовское», ни «московское»,
ни «хлопковое» и т.д.Неизлечимая болезнь
стала причиной недолгого пребывания
Ю.В. Андропова у власти. Он умер в феврале
1984 года, успев вктивно поработать на посту
Генерального секретаря менее года, с
ноября 1982 гоад до августа 1983 года. С его
уходом определились две крайние точки
зрения на теневую экономику. Одни считали
ее «криминальной нишей» реальной экономики
и настаивали на продолжении беспощадной
борьбы с нею, другие – образцом высокого
эффективного хозяйствования, скованного
узами политической системы и уголовного
законодательства.Таким образом, кризисные
явления в 70-80–е годы нарастали во всех
сфера жизни.
82. Развитие
науки и культуры КЗ в 1965-91г
83. Внешняя
политика РК на современном этапе.Одной из приоритетных задач внешней
политики Казахстана после обретения
им самостоятельности стало налаживание
сотрудничества со странами СНГ.Важной
внешнеполитической инициативой Казахстана
стало предложение о создании Евразийского
союза, обнародованное весной 1994 года.
Сам проект “О формировании Евразийского
союза государств” был опубликован в
июне 1994 года. Суть проекта заключалась
в предложении углубить интеграционные
процессы на постсоветском пространстве;
сблизить национальные законодательства
основ хозяйственной деятельности, совместно
охранять внешние границы СНГ, усилить
координацию развития национальных экономических
систем стран СНГ вплоть до создания наднациональных
органов руководства ими.В 1996 году в Москве
было подписано Соглашение о Таможенном
союзе между Россией, Белоруссией, Казахстаном
и Киргизией. Договор был открыт для присоединения
к нему других государств, разделяющих
его цели и принципы.В октябре 1997 года
в Москве состоялось первое заседание
глав государств “четверки”. Были утверждены
приоритетные направления реализации
Договора об углублении интеграции в экономической
и гуманитарной областях от 29 марта 1996
года.В 1998 году в Москве были подписаны
соглашения: об общем таможенном тарифе,
акцизной политике и др. В том же году,
в Москве, лидеры государств подписали
инициированное Казахстаном заявление
“О десяти простых шагах навстречу простым
людям” для улучшения условий взаимных
контактов и жизнедеятельности граждан
четырех государств, было принято решение
о присоединении к Таможенному союзу Республики
Таджикистан.В феврале 1999 года в Москве
на очередном заседании было принято решение
о правовом оформлении присоединения
Таджикистана к объединению “четырех”.
Главы пяти государств подписали основной
документ — “Договор о Таможенном союзе
и едином экономическом пространстве”,
который явился продолжением мартовского
договора 1996 года.В октябре 1999 года в Москве
на заседании Межгосударственного совета
была принята Московская декларация глав
государств о едином экономическом пространстве,
Соглашение о реализации договора о Таможенном
союзе, Договор о законодательной базе.В
2000 году Президенты России, Казахстана,
Белоруссии, Киргизии и Таджикистана подписали
в Астане Договор об учреждении на базе
Таможенного союза новой международной
экономической организации — Евразийского
экономического сообщества (ЕврАзЭС).В
мае и сентябре 2002 года в Москве и Астане
состоялись заседания Межгосударственного
совета ЕврАзЭС на уровне глав государств.
Были рассмотрены: проект Положения о
едином налоговом удостоверении физического
лица на территориях государств — членов
ЕврАзЭС, проект Соглашения об общей товарной
номенклатуре внешнеэкономической деятельности
государств Сообщества. Участники заседания
рассмотрели вопросы создания общего
таможенного тарифа и введения российского
рубля в качестве международной расчетной
единицы в пространстве ЕврАзЭС. В целом,
из принятых в рамках ЕврАзЭС 55 международных
договоров на сегодня вступило в силу
40. Первостепенное значение во внешней
политике Казахстана уделялось отношениям
с Россией. На долю России приходилось
к моменту обретения независимости 66%
всего, что ввозил Казахстан из-за границы.
В свою очередь, Казахстан поставлял в
Россию более двух третей от своего вывоза,
при этом 80% экспорта составляло сырье
и полуфабрикаты. Из всей сельскохозяйственной
продукции 40% поставлялось в Россию. В
2000 году Россия продолжала оставаться
основным экономическим партнером Казахстана:
по экспорту — 1 место, по импорту — 1 место.В
мае 1992 году между Казахстаном и Россией
был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве
и взаимной помощи, в котором юридически
зафиксирован принцип взаимного уважения
суверенитета и независимости, территориальной
целостности и существующих границ друг
друга.В марте 1994 года, в ходе первого официального
визита в Россию Президента Н. Назарбаева
и в январе 1995 года, в результате рабочей
встрече Н. Назарбаева с Б. Ельциным, был
подписан пакет из 22 межправительственных
документов, соглашений и протоколов.В
их числе: Договор о дальнейшем углублении
экономического сотрудничества и интеграции,
Договор о военном сотрудничестве,Соглашение
об основных принципах использования
космодрома Байконур, Меморандум по вопросам
гражданства и правового статуса граждан
двух стран, Соглашение об упрощенном
порядке приобретения гражданства гражданами
России, прибывающими для постоянного
проживания в Казахстан, и гражданами
Казахстана, прибывающими для постоянного
проживания в Россию, Соглашение о едином
порядке регулирования внешнеэкономической
деятельности, Протокол о введении режима
свободной торговли и ряд других.Этими
документами были созданы правовые условия
для унификации внешнеторгового, таможенного,
валютно-финансового, ценового, налогового
и другого хозяйственного законодательства
для создания единого экономического
пространства, обеспечивающего свободное
развитие производственных связей и предпринимательства,
равные возможности и гарантии для граждан
и субъектов хозяйственной деятельности
двух государств.В 1998 году был подписан
Договор о вечной дружбе и сотрудничестве
между Казахстаном и Россией. В июне 2000
года состоялся визит в Россию Н. Назарбаева,
в октябре состоялся официальный визит
в Казахстан Президента России В. Путина.
В ходе визитов подписано несколько двусторонних
соглашений: Декларация о сотрудничестве
в Каспийском море, Меморандум о сотрудничестве
в гуманитарной сфере,Меморандум о сотрудничестве
в области топлива и энергетики, Соглашение
о принципах взимания косвенных налогов
во взаимной торговле, Соглашение о статусе
представителей российских СМИ в Казахстане
и казахстанских — в России, Соглашение
об открытии российского консульства
в Уральске и казахстанского — в Астрахани,
Протокол о создании филиала МГУ им. Ломоносова
в Казахстане.В ноябре 2001 года правительства
России и Казахстана подписали Соглашение
о сотрудничестве в газовой отрасли сроком
на 10 лет.В отношении с непосредственными
соседями Казахстана важное значение
имеет подписание в апреле 1994 года Договора
о создании Единого экономического пространства
между Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией
и создание на его основе Центрально-азиатского
Союза. В рамках Союза в 1994 году были созданы
Межгосударственный Совет трех стран,
Совет премьер-министров. С июля 1994 года
начал функционировать Центрально-азиатский
банк развития.В июне 2000 года в Астане
прошла встреча председателей правительств
Казахстана, Киргизии, Таджикистана и
Узбекистана, на которой одобрена стратегия
интеграционного развития стран региона
до 2005 года и программа первоочередных
мер по формированию единого экономического
пространства на период до 2002 года. С обретением
независимости Казахстан вышел на международную
арену в качестве суверенного государства.
В книге Н. Назарбаев пишет, что в первые
годы независимости существовала эйфория,
что суверенитет распахнёт двери перед
нами в мировое сообщество. Всё оказалось
не просто. Происходят сложные геополитические
процессы, складывающиеся на внешнеполитических
возможностях: а) в начале 90-х годов южные
границы СССР были поясов военных конфликтов:
война в Афганистане, гражданский конфликт
в Таджикистане, столкновения узбеков
и киргизов в городе От (Киргизия), столкновения
между народами из-за военных и земельных
ресурсов на киргизско-таджикской границе
с гибелью невинных людей, необъявленная
война между Азербайджаном и Арменией,
война в Грузии, напряжённость на Кавказе,
пограничные проблемы с Китаем (в районе
г. Семипалатинска китайские войска вторглись
на территорию Казахстана); б) второй круг
проблем связан с ядерным оружием. В Казахстане
остался бывший Семипалатинский полигон,
есть ещё арендованные Россией военные
полигоны, опасность исходит от др. ядерных
держав (Пакистан, Индия, Иран, Ирак, Израиль,
КНДР, ЮАР). После крушения СССР контроль
над распространением ядерного оружия
мог быть нарушен. Необходимо было комплексное
решение данных проблем. Традиций внешнеполитической
деятельности не было, не было дипломатических
представительств республики за рубежом,
традиций внешней политики, кадров, международных
договоров с другими странами. Поэтому
на первых этапах надо было сформировать
собственную внешнею политику, создавать
правовую базу с зарубежными партнёрами,
для привлечения инвестиций надо было
установить двусторонние межгосударственные
отношения. Большую роль в установлении
дипломатических отношений, привлечений
инвестиций, дружественных связей с государствами
Мира сыграли и играют визиты Президента
РК в Турцию, Китай, Россию, Европейские
страны (Германия, Франция), Саудовскую
Аравию, Исламскую Республики, Иран, Японию,
США. 15-18 июня 1998 г. – визит президента
в Турецкую Республику. Международному
признанию Казахстана способствует вхождение
республики в международные организации:
2 марта 1992 г. – в ООН, стала членом Международного
валютного фонда, Международного Банка
реконструкции и развития, международные
агентства инвестиций, Всемирной организацией
здравоохранения. Св. 120 признали Казахстан,
со многими государствами установлены
дипломатические связи на уровне посольств.
РК присоединилась к деятельности совещания
по взаимодействию и мерам доверия в Азии,
вступила в организации Исламской конференции.
Дипломатические отношения установились
на 1 января 1998 г. со 112 странами мира.
Внешнеполитический курс республики состоит
в следующем: Занять достойное место
в мировом сообществе; Поддерживать взаимовыгодные
дружеские отношения на принципах взаимного
доверия со всеми сопредельными и др. государствами
мира (ближнего и дальнего зарубежья);
Подписание соглашений о партнёрстве
с Турцией, Ираном, Индией, Китаем, странами
Западной Европы, Северной Европы, Северной
Америки; Развитие партнёрских отношений
соглашений с главным центром рыночной
экономики – СЩА, Японии, Великобритании,
Франции, Германии; Заключены двусторонние
договоры со всеми государствами СНГ;
Ликвидация всего ядерного оружия на территории
Казахстана и республика объявила свою
территорию безъядерной зоной;
Казахстан: стал членом Совещания по безопасности
и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), заявил
о соблюдении прав человека и национальных
меньшинств, является активным участником
в Союзах государств СНГ: Россия – Беларусь
– Казахстан – Киргизстан; Центрально-азиатского
союза (Узбекистан, Казахстан, Киргизстан,
Таджикистан, Туркмения); Единого таможенного
союза СНГ. В разделе книги «Встреча цивилизаций»
Назарбаев пишет, что, несмотря на крушение
двублоковой системы, противоречия между
различными странами остаются, молодые
государства вовлечены в игру интересов
крупнейших мировых государств (Россией,
США). Казахстан находится на стыке европейских
и азиатских цивилизаций, между которыми
существуют и свои конфликты в духовной
(развитие менталитета) и экономической
(нищета и богатство) областях. Исходя
из этого, попытка республики строиться
не на том, что разъединяет, а что объединяет.
Все мы – дети единой цивилизации Земли
и жить нужно на согласии и добрососедстве.
Важно найти золотую середину между сочетанием
базовых преимуществ демократии и рынка.
С устойчивыми национальными традициями.
В реализации этой задачи Назарбаев видит
важную роль его родного казахского народа.
84. Политика перестройки 1985-91 гг Основные этапы и их характеристики.Курс на социально-экономические преобразования, провозглашенный М. Горбачёвым, имел на начальном этапе ту цель, что и попытки предшественников – показать себя со стороны хорошего деятеля и демократичного реформатора. Эта система реформ вошла в историю как «перестройка», которая делилась на три этапа: 1. Апрельский пленум 1985 г. – лето 1987 г. В рамках первого этапа были предприняты тщетные попытки реализовать концепцию ускорения. Как предполагало руководство страну выведет из застоя борьба с пьянством и распущенностью. Но основной упор делался на приобретение приборов гражданских отраслей машиностроения, что позволит к 1990 г. увеличить число станков, отвечающим мировым стандартам, до 90%. В аграрном секторе ускорение виделось во внедрении достижений НТР. Между тем, всякие идеи ускорения в отсутствии рынка и частной собственности становились иллюзиями. Очень быстро несостоятельность концепции ускорения выявилась в сельском хозяйстве. Государственная колхозно-совхозная система уже по своей природе не могла воспринять достижения. НТР. Колхозники, будучи бесправными, были равнодушны к общественному производству и воспринимали эту работу как своеобразную обязанность. Поэтому об интенсификации производительности труда не могло быть и речи. Что касается наведения порядка, то введённые законы повысили производительность лишь на 1%, и тот держался всего год. В результате государство недосчиталось 67 млрд. рублей и обострению ситуации на потребительском рынке. В средней Азии и Казахстане были вырублены бесчисленные насаждения виноградных культур, которые до сих пор не удалось восстановить. 2. Второй этап. Лето 1987-май1989 гг. Начальный период «перестройки» показывает, что одними только «косметическими» методами не изменить ситуацию к лучшему и что причины лежат в системе производственных отношений. Общество начало понимать, что путь к развитию экономики лежит через рынок и частную собственность, через которые прошли все цивилизованные государства. Однако руководство страны продолжало находиться в состоянии медлительности и излишней осторожности. Именно этим объясняются попытки соединить план и рыночную стихию и тем самым выйти на некую модель социалистического рынка. Результатом этого периода стали половинчатые и аморфные законы о государственном предприятии и о кооперации. Хотя они о сообщили обществу некоторый прогресс, но основных проблем не решили. Требовались гораздо более радикальные меры. 3. Третий этап. Май 1989 г. – август 1991 г. В самом начале «перестройки» была декларирована официальная установка на всемерную демократизацию всех сторон общественной жизни. Однако уже декабрьские события 1986 г. в Алма-Ате показали невозможность реализации такой идеи в рамках тоталитарного режима. Уже в 1985-1986 гг. М. Горбачёв начал избавляться от соратников Л. Брежнева, среди которых был Д. Кунаев. 16 декабря 1986 на пленуме было принято решение о снятии с должности первого секретаря Компартии Казахстана Д. Кунаева и назначении на эту должность Г. Колбина. Это решение вызвало бурную реакцию среди казахского этноса. 17 декабря 1986 г. около 2400 демонстрантов вышли на улицы Алма-Аты, и, как это обычно бывает, руководство подавило это сопротивление. Сотни человек были осуждены, уволены, отчислены из учебных заведений. В постановлении ЦК КПСС события в Алма-Ате были обозначены как проявление казахского национализма. Декабрьские события показали, что область демократизации была в весьма суженных пределах. Любая критика в адрес Системы была недопустима. Но уже 1987 г. в республике появляются первые неформальные объединения. Эти объединения сначала затрагивали вопросы экологии. Система не закрывала эти движения, потому что ей это было выгодно. С одной стороны допускалась критика, но с другой стороны ничего не предпринималось для изменения ситуации. Следующим этапом в развитии неформальных организаций стало создание национально-культурных и историко-просветительских объединений. Далее создаются рати и движения с более политической направленностью. Летом 1989 г. создаётся движение «Желтоксан», которое занималось вопросами о справедливой оценке декабрьских событий 1986 г.Позже движение переформировалось в одноимённую партию, целью которой было отделение от СССР и создание нового независимого государства. В июне-июле 1990 г. на учредительной конференции в Алма-Ате оформилось гражданское движение «Азат». Экономическая программа движения «Азат» была более аморфной, она предполагала развитие смешанной экономики, по типу китайской модели. Идея частной собственности признавалась якобы неадекватной национальными традициями казахов. Другое движение - «Невада-Семипалатинск», возглавляемое культурным деятелем Олжасом Сулейменовым, вело борьбу за закрытие атомного полигона в г.Семипалатинске. Итак, в рассматриваемый период в Казахстане создалось множество разных партий и движений. На протяжении 1990-1991 гг., когда в стране обсуждался вопрос о будущем СССР, Казахстан и другие страны Средней Азии активно выступали за сохранение СССР, но уже в форме федерации. Однако в стране преобладали центробежные силы, и вскоре произошёл крах великой державы.
85. декабрьские события 1986 г в КЗ причины, ход, итоги. В марте 1985 года пост Генерального секретаря ЦК КПСС занял М.С. Горбачев. На апрельском 1985 года пленуме ЦК партии был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития. Много говорилось об обновлении страны, но все это было на словах, а на деле кризис углублялся. Результатом противоречий между провозглашенным на словах курсом на преобразование и реальностями в прежнем духе стали декабрьские события 1986 года. 16 декабря 1986 года в Алма-Ате состоялся пленум ЦК компартии Казахстана, на котором был снят с должности Первый секретарь ЦК Д.А. Кунаев, и на его место поставлен Г.В, Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома партии. То есть в духе вековых традиций был решен вопрос управления Казахстаном, но в этот раз игнорирование национальных интересов встретило открытое, решительное сопротивление. Его проявлением стало выступление казахской молодежи в Алма-Ате. Утром 17 декабря на площади у здания ЦК партии собрались сотни людей, чтобы выразить свой протест против откровенного попирания элементарных гражданских прав, затем число демонстрантов достигло нескольких тысяч. Демонстрация была подавлена силой, с применением саперных лопат, служебных собак, брандспойтов. Число задержанных составляло около 8,5 тысяч человек. Начались репрессии против участников событий, 99 человек было осуждено, только из высших учебных заведений было исключено 264 человека и так далее. Летом 1987 года было принято постановление ЦК КПСС, где декабрьские события 1986 года в Алма-Ате были названы проявлением казахского национализма. Все это еще раз продемонстрировало неизменный курс диктата центра. Декабрьские события 1986 года имеют важное значение, они стали катализатором демократизации политической жизни. Одним из первых и массовых движений стало экологическое движение "Невада-Семипалатинск", созданное в 1989 году, во главе с О. Сулейменовым, целью которого было закрытие Семипалатинского ядерного и других полигонов. Был организован комитет по проблемам Балхаша и Арала, его возглавил М. Шаханов. В 1989 году было создано историко-просветительское общество "Адилет" – "Справедливость". Летом 1990 года оформилось гражданское движение "Азат", создано межнациональное движение "Единство" и другие организации. Вслед за декабрьскими событиями 1986 года в Алма-Ате состоялись выступления за свои национальные интересы против диктата центра и в других регионах СССР, что предопределило его распад и образование суверенных, независимых государств на постсоветском пространстве. Кунаев Динмухамед Ахмедович родился в Алмате, в 1912 году. Член Политбюро ЦК КПСС с 1971-87, 1-ый секретарь ЦК Компартии Казахстана в 1960-62 и с 1964-86, член Бюро ЦК Компартии Казахстана с 1955, член Президиума Верховного Совета СССР с 1962-87, член Президиума Верховного Совета КазССР с 1960, действительный член (академик) АН Казахской ССР с 1952 (с 1948 кандидат технических наук, с 1968 доктор технических наук), трижды Герой Социалистического Труда (1972, 1976, 1982). Член КПСС с 1939. Окончил в 1936 Московский институт цветных металлов и золота им. М.И. Калинина и, получив квалификацию горного инженера, направлен на Прибалхашстрой, где работал машинистом бурового станка, мастером, сменным инженером, начальником участка, главным инженером, директором Коунрадского рудника Балхашского медеплавильного комбината. Во время Великой Отечественной войны – заместитель главного инженера и начальник технического отдела комбината "Алтайполиметалл", директор Риддерского рудника, одного из крупнейших в СССР предприятий свинцово-цинковой промышленности – Лениногорского рудоуправления, в 1942-52 зам. Председателя Совета Министров Казахской ССР. В 1952-55 Президент АН КазССР. В 1955-60 и 1962-64 Председатель Совета Министров Казахской ССР. Кунаев –выдающийся организатор науки республики, крупный ученый в области горного дела. Научные труды Кунаева были посвящены важнейшим вопросам теории и практики разработки месторождений открытым способом, актуальным проблемам социалистического и коммунистического строительства. Он автор более 100 научных трудов. Кунаев был видным деятелем Компартии и Советского государства. Кунаев член ЦК КПСС с 1956, член ЦК КП(б) с 1954 (с 1949 кандидат в члены ЦК КП(б) Казахстана). Делегат 19-26-го съездов КПСС, 4-15-го съездов Компартии Казахстана. Депутат Верховного Совета СССР 3-10-го созывов. Депутат Верховного Совета Казахской ССР 2-10-го созывов. Награжден 8 орденами Ленина и другими орденами и медалями СССР, удостоен ряда высших наград иностранных государств.