Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 16:14, шпаргалка
1.Предмет и задачи курса « История Казахстан.
2. Показать эволюционный характер развития человечества в эпоху каменного века в КЗ. Антропогенез или становление человека.
3.Общая характеристика эпохи бронзы Андроновская и Бегазы Дандыбайская культуры.
4.Расселение,хозяйство,соц устройтво, материальная и духовная культура сакских племен.
5.Расселение, хозяйство, соц устройство, материальная и духовная культура усуней и канглов.
6.Расселение общественный строй этнополитическая история хуннов.
15. Экономическая и культурная
жизнь Каз в 6-10вв. Хозяйство. Основное занятие -
кочевое и полукочевое скотоводство. В
основном разводили лошадей и овец.Крупный
рогатый скот и коз содержало в основном
полуоседлое население, а верблюды были
распространены в Южных и Западных районах.
Основой имущественного неравенства была
частная собственность на скот. Важную
роль в жизни кыпчаков играло лошадь. Также
занимались охотой, охотились на Семереченских
тиграх, барсов, лис, добывали выдру, горностая,
куниц и сурка. На терр З.Тюрского каганата
охотились на мускасных газелей - кабаргу.
Не малую роль в бассейнах рек Или, Чу,
Таласа, на Среднем течении Сырдарьи играло
рыбная ловля. Также занимались полевным
земледельем. Самый крупный центр- Отрарский
оазис. Было развито гончарное дело, кузнечное,
ювелирные дела, ткачества, металлургия.
Ранние ср-вековые гос-ва имели торговые
отношения с Византией, Ираном, Ср.Азией,
Кавказом, Алтаем, Вост.Туркестаном и Сибирью.
Торговля развивалась в 3 направлениях:
торговля между странами, торговля между
городами и округами, торговля между городами
и кочевой степью. Торговля требовало
развитого денежнего обращения. По сведению
англ.тюрколога Клоусона первые тюргешские
монеты чиканились в горде Акбешиме. В
крупных городах Каз-Испиджаб, Отраре
и Таразе. Функционировали монетные дворы.9-10вв
в обиходе жителей Каз. находились монеты
государства Саманидов - золотые динары,
серебряные дирхемы и медные фельсы. В
11-12в дирхемы стали чеканить из меди лишь
сверху покрывали слоем серебра. Причина
этого явления называемого серебряным
кризисом, заключалась в изменениях запасов
серебра в Ср.Азии. Южный Каз и Семиречье
- два района формирование и гордской культуры.
Города-центры земледелья, торговли, ремесла
и культуры. Цитадель - администр район
где жил правитель города. Шахристан -
центральный район где жили знатные люди,
военно начальники, духовенство. Рабад
- хозяйст район где жили ремеслиники земледельцы
и торговцы. В период 11в-нач18в наблюдается
общий подъем городской культуры на Востоке
и в СрАзии. Появляется новый район городской
культуры - Северо-вост Семиречье (Илийская
долина). В 11-12в наблюд. территориальный
рост городов за счет увеличения рабадов
и оседания кочевников. Крупные города
это Испиджаб,Отрар,Тараз,Коялык,
16. Литература
и наука тюрков в
Первым из ученых Востока, ставших известными всему миру, был Абу Насыр аль-Фараби, писавший труды арабским письмом. Алъ-Фараби (870-950 гг.) родился в городе Весидж в округе Фараб, получил образование на кыпчакском языке. Он был ученым-философом, музыкантом, математиком с прогрессивным научным мировоззрением. Аль-Фараби был назван «вторым учителем» после Аристотеля. Логика, медицина, космология, анатомия, философия, юриспруденция, математика - вот круг его широких научных интересов, которые великий ученый осмысливал и развивал своим проницательным умом. Абу Райхан аль-Бируни (973-1050 гг.) - ученый-энциклопедист, автор свыше 150 научных трудов по истории, математике, географии, астрономии, медицине. Его научные труды «Канон Масуда об астрономии и звездах», «Памятник прошлых поколений», «Благородные камни» не утратили научной ценности. Он впервые высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца. Бируни за 500 лет до открытия Коперника научно доказал геоцентрическую систему мира и за 600 лет до Галилея и Ньютона - закон всемирного тяготения. Махмуд Кашгари (1030-1090 гг.) написал труд «Диуани лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»). А.Н.Кононов писал, что Махмуд Кашгари преследовал цель прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он ничем не ниже арабского. Тюрколог Н.А.Баскаков утверждал, что Махмуд Кашгари в сравнительном изучении тюркских языков был первопроходцем среди исследователей. Данный труд является единственным в своем роде богатым фактическим материалом о жизни тюрков XI века Юсуф Баласагуни (1021-1075 гг.) известен своим трудом «Кутадгу билик» («Благодатное знание»). Это один из первых научных трудов, написанный на тюркском язьже. В книге имеется много сведений об истории и общественно-политической жизни, обычаях и традициях, а также религиозных верованиях тюркоязычных народов, встречается много образцов легенд, пословиц, поговорок и риторики (красноречия). «Кугадгу билик» - это научный труд, отображающий общественную жизнь тюркоязычных народов XI века. Ученый начал писать свою книгу в Баласагуне и закончил в Кашгаре. Затем подарил ее кагану Сулейману Арслану. За создание этого труда каган присвоил ему титул «главный везир». Литература. Развитие устного народного творчества в 7-9 веках открыло путь к развитию письменной литературы, начиная с 10 века. Значительную роль в развитии письменной литературы сыграла исламская религия. Видный поэт эпохи Караханидов Ахмед Иугнеки был прозван «поэтом поэтов, предводителем мудрецов». До нас дошла его знаменитая книга «Дар истины». Дастан (поэма) написан на тюркском языке. Ходжа Ахмед Йасауи (1103-1167 гг.) родился в городе Сайрам. Он был проповедни-ком исламской религии в Казахстане. Учителем Йасауи является святой Арыстан-Баб. Сборник стихов «Диуан-и-хикмет» («Книга о премудрости») написан на тюркском языке арабским алфавитом. Автор проповедует любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм, призывает людей быть честными, дружными, относиться друг к другу с любовью и терпением. Одним из великих поэтов является Сулеймен Бакыртшш - ученик Ахмеда Йасауи, известный в народе как Хаким-ата. Таким образом, в 10-12 веках у тюркоязычных народов Казахстана появились значительные научные труды и литературные произведения, что было шагом вперед в развитии духовной культуры.
17. Распространение Ислама на территории Казахстана - Доисламские верования. По сведениям археологических исследований, на юге и юге-востоке Казахстана среди жителей городов были распространены различные верования. Судя по письменным источникам, в Сырдарьинском регионе был распространен культ барана, связанный с зороастрийским фавном. Баран использовался как жертвенное животное и выступал в качестве оберега-тотема. Одной из традиций религиозных верований в средние века являлось полонение огню. Поклонению огню казахи связывали со священной Умай ана.
В Жетысу, несмотря на распространение ислама, сохранялись зороастризм, христианство несторианского толка буддизм. Распространение ислама. Распространение исламской религии началось в период арабских вторжений в Среднюю Азию и Казахстан в начале VIII века. Арабы с 633 года начали предпринимать завоевательные походы других народов, объявляя им «вону за истинную веру».Арабы захватили земли Ирана, Ирака, Сирии, Палестины, Египта, затем вторглись в южные регионы Средней Азии. Арабский полководец Кутейба ибн Муслим в 709 году захватил Бухару, в 714 году - Шаш. Арабский полководец Насыр ибн Сейяр в 737-748 годах завоевал ряд регионов Средней Азии и Южного Казахстана. В 751 году в битве у города Атлах тюргеши в союзе с арабами одержали победу над китайскими войсками.
В начале X века основатель династии Караханидов Сатук Богра-хан принял ислам. А его сын Муса Богра-хан в 960 году объявил ислам государственной религией. В 10-11 веках в развитии городской культуры значительную роль сыграла новая религия-ислам, поэтому в Х-ХII веках стали возводить крупные архитектурные сооружения в соответствии с канонами ислама мечети, также мавзолеи (крытые монументальные надгробные сооружения). Примером служат мавзолеи Бабаджи-Хатун и Айша-Биби возведены в Х-ХII веках. Они расположены 18 км западнее Тараза. Арабский историк аль-Макдиси упоминал о мечетях в X веке в городах Южного Казахстана и Жетысу. Это полностью подтверждены археологическими раскопками. Так, были раскопаны остатки мечетей в городах Куйрыктобе, Баласагун, Тараз, Отрар. Мечети начали строить не только в городах, но и на зимовках и в Кентах. Так, например, в 4-5 км южнее Отрара близ зимовки Байылдыр найдены и исследованы остатки мечети Жума.
В конце X - начале XI веков население Жетысу в своей основной массе приняло исламскую религию.
Во второй половине XII века среди представителей знати кипчаков и простого кипчакского населения близ Хорезма началось широкое распространение исламской религии. В центральном городе кипчаков Сыгнаке были возведены мечети, медресе. Укрепление исламской религии оказало благотворное влияние на развитие различных отраслей науки и знаний на казахской земле.
18. ВШП его
значение в экон и культурной
жизни тюркских народов в эпоху средневековья. Великий Шелковый путь – система
караванных дорог, ведущих из Китая в страны
Ближнего Востока и Европы. Значительная
часть этого отрезка пролегала по территории
Средней Азии и Казахстана. Возникновение
Великого шёлкового пути относится ко
II в. до н. э. А сам термин "Великий шёлковый
путь" был введён в историческую науку
учёными XIX столетия, после того как в 1877
году немецкий путешественник и историк
К.Рихтгофен написал свою работу "Китай",
в которой он впервые и определил этот
торговый путь по восточным странам названием
"шелковый путь". Начиная с3-2тыс до
нашей эры существовали отдельные участки
ВШП: Лазуритовый путь - соединял Среднюю
Азию и Средний Восток со Средиземноморьем
и Индией; нефритовый путь связывал восточный
Туркестан с Китаем; Степной путь (середина
1тыс до нашей эры)- Из Причерноморья до
верхнего Иртыша и озера Зайсан. В VI-VII
веках наиболее оживленным становится
путь, который пролегал из Китая на запад,
через Семиречье и Южный Казахстан. А особого
расцвета Шелковый путь, проходивший по
территории Средней Азии и Казахстана,
достиг в VIII-XII веках. Основные трассы в
6-8в: Сирия→Иран→Ср.Азия→ЮКаз→
19.Расселение
общественный строй
Основное жилище-юрта. Связи с соседними народами. В «Тайной летописи монголов содержится много сведений, что найманы соседствовали с меркитами, тангутами, монголами. Они находились то в мирных отношениях, то в состоянии войны, поэтому не смогли создать централизованное государство.
20.Завоевание монголами территории Казахстана и образование улусов. Создание Монгольской империи. Основатель монгольской империи Темучин родился в 1155 году (по некоторым источникам, в 1162 году) в семье Есугей-бшыръ. Большую роль сыграл керейский хан Торы, при дворе которого Темучин воспитывался. В 1206 году состоялся курултай кочевой знати, на котором он был провозглашен великим всемонгольским ханом - Чингисханом. Общественный строй. Чингисхан единолично управлял государством. Его окружали везиры, знающие письменность и иностранные языки. Он разделил империю на 95 административных туменов, по 10 тысяч воинов в каждом. Тумены состояли из аймаков. Каждая тысяча воинов делилась на сотни и десятки. Система управления войсками начиналась с десятков. Аймаками, туменами, тысячами правили ближайшие родственники Чингисхана и нойоны - представители монгольской знати. Вся Монголия подразделялась на три военно-административных аймака: Правое крыло (Барунгар), Левое крыло (Жонгар) и Центральное крыло (Кул). Основным законом государства являлась «Яса». Она состояла из двух частей. Первая часть включала в себя слова-назидания Чингисхана и неукоснительно выполняемые условия по управлению страной. Вторая часть содержала законы по военным и гражданским делам, установления по наказанию. По «Ясе» высшим органом государства был курултай. Он созывался раз в год в летнее время. На нем разрабатывались планы войны. Завоевание монголами Казахстана. После победы над Найманскими, Керейскими и Жалаирскими ханствами на территории Монголии Чингизхан стал нападать на другие соседние государства. В 1207-1208 годах старший сын Жошы (Джучи) подчинил енисейских кыргызов. В 1207-1209 годах Чингисхан захватил Тангутское государство, затем Турфанское Уйгурское княжество. Напав на Китай в 1211-1215 годах, монголы переняли у китайцев осадные стенобитные и метательные орудия. В 1217 году Чингисхан направил в Жетысу, которым владел Кучлук хан, войско во главе с Джебе-яотшт. Монголы объявили свободу религии и право на исповедание людьми любой религии. Найманский хан Кучлук запрещал исполнение мусульманских обрядов. Воевавший с каракитаями с целью распространения ислама Арслан хан запросил помощи у военачальника монгольских войск Хубилая. Используя межрелигиозное противостояние, в 1218 году монголы вторглись в Жетысу. Воинам запрещалось грабить местное население, поэтому те не оказали сопротивления монголам. Многие города сдавались без боя. Город Баласагун прозвали «гобалык», то есть «Кротким». В 1218 году Чингисхан отправил в Отрар торговый караван из 500 груженных товарами верблюдов, в нем было 450 купцов. Заподозрив их в шпионаже, правитель Отрара Каир хан убил их и разграбил караван. Гибель каравана стала поводом для вторжения монгольских войск. В 1219 году со 150-тысячным войском Чингисхан с берегов Иртыша направился кСырдарье. Тумены Чагатая и Угедея осадили Отрар, войско Жошы ушло для захвата городов в нижнем течении Сырдарьи. Чингисхан с младшим сыном Тулуем с основными силами войск пошел на Бухару. Отрар сопротивлялся 6 месяцев. 3 месяца оказывал сопротивление Сыгнак, а Ашнас - 15 дней. Отрар, Сыгнак и Ашнас были уничтожены. В 1219-1220 годах все присырдарьинские города полностью оказались под властью монголов. Последствия завоевания. Монгольское нашествие стало величайшим бедствием для Казахстана и других завоеванных стран. Несмотря на то, что население Жетысу не оказало особого сопротивления завоевателям, города и поселения были опустошены. Если до нашествия в этом крае насчитывалось 200 городов и поселений, то в XIII-XIV веках из них осталось всего около 20. Монгольское нашествие сопровождалось массовым истреблением людей, уничтожением материальных и культурных ценностей. Произошел упадок оседлой городской культуры. Было нарушено формирование казахской народности. Создание улусов. Завоеванные территории Чингисхан поделил на улусы между четырьмя сыновьями.