Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:35, шпаргалка
№1. ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г. ПРИЧИНЫ, ОСОБЕННОСТИ, ПОСЛЕДСТВИЯ.
№ 2. РОССИЯ В МАРТЕ-СЕНТЯБРЕ 1917 Г. ПАДЕНИЕ В ПРОПАСТЬ.
№ 3. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ПРИХОД БОЛЬШЕВИКОВ К ВЛАСТИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ. УПРОЧЕНИЕ ВЛАСТИ СОВЕТОВ.
...
№ 26. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ В 90-Е ГОДЫ.
Напряженность в послевоенной международной системе достигла пика. Мир на самом деле оказался на грани всеобщей ядерной войны, спровоцированной конфронтацией двух сверхдержав. Биполярная структура мира при балансировании США и СССР на грани войны оказалась нестабильным и опасным типом организации международного порядка. От «третьей мировой войны» мир удержал только страх. Требовались незамедлительные усилия для согласования и установления каких-то новых строгих правил поведения в ядерно-космическом мире.
Карибский кризис стал высшей точкой военно-стратегической нестабильности в международных отношениях всей второй половины XX века. Одновременно он обозначил рубеж окончания политики балансирования на грани войны, которая определяла атмосферу международных отношений на протяжении полосы кризисов международной системы между 1948 и 1962 г. «Холодная война» в узком смысле этого выражения закончилась, но конфронтация сохранялась.
№20. СОВЕТСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД «РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА». 1964-1985.
После смещения Н. С. Хрущева
страной последовательно
В 1965 г. под руководством Косыгина началась экономическая реформа (ликвидированы совнархозы и восстановлены отраслевые министерства с широкими полномочиями, расширение самостоятельности предприятий; отчет по проданной, а не выпущенной продукции; материальное поощрение передовиков и др.). Она была спущена на тормозах к 1970 г., ибо материальные стимулы оставались слабыми (всего 3 % от зарплаты), самостоятельность ведомств при отсутствии конкуренции вела к выпуску однотипной и дорогой продукции. Попытка соединить на селе промышленные и сельхозпредприятия (агропромышленные комплексы) эффекта не дала. При ценах, установленных государством на сельхозпродукцию, колхозы и совхозы постоянно были в долгах у казны, их работники не были заинтересованы в результатах своего труда. Правда, были расширены приусадебные участки колхозников. Основным источником доходов СССР стал экспорт сырья (рост жизненного уровня в 1960-1970-х гг. был обусловлен во многом мировым ростом цен на нефть). Уровень жизни населения (особенно городского) вырос. К концу 1970-х гг. проявилось отставание в экономике. Попытки улучшить командно-административную систему без использования принципов рыночной экономики были обречены на провал.
Более чем двадцатилетие жизни советского общества — 1964 — 1985 гг. — приходится на эру "развитого социализма",в ходе которой социалистический строй в СССР достиг максимальной политической и экономической стабильности, был достигнут наивысший в истории СССР уровень жизни большинства населения. (В годы горбачевской перестройки 1985 — 1991 гг. данному историческому периоду было дано не совсем справедливое и конъюнктурное наименование "годы застоя). В народе чаще всего этот период именуется брежневской эпохой —по имени Л.И. Брежнева - нового лидера СССР, сменившего Н.С. Хрущева. Брежневская эра, в свою очередь, была неоднозначна. Можно выделить ее следующие основные периоды:
- 1964 - 1968 гг. - ранняя;
- 1968 - 1977 гг. — средняя;
- 1977 - 1985 гг. — поздняя.
Главными событиями раннего и среднего брежневского периода 1964 - 1977 гг. были:
- попытки экономических реформ;
- укрепление новой системы власти;
- отход от критики сталинизма.
Первым крупным шагом нового советского руководства, пришедшего после 1964 г., было провозглашение так называемой косыгинской экономической реформы в 1965 г. и начало ее проведения.
Целью косыгинской реформы было нахождение новых резервов социализма, замена административных методов поощрения (соцсоревнование и т. д.), уже не дававших результатов, новыми, экономическими. Для этого началось предоставление большей свободы предприятиям, введение хозрасчета. Был ослаблен диктат министерств и ведомств; предприятия получили свободу в выборе форм хозяйствования, деловых партнеров, зарабатывании денег и их расходовании. Началось строительство "самоуправляемой советской экономики".
Плановую систему не удалось совместить с отдельными приемами рынка. В результате, к концу 1960-х гг., косыгинская экономическая реформа была свернута. Государство вновь перешло к диктату в экономике, предприятия жестко подчинены плану, а отраслевые министерства вновь стали всесильными.
Возвращение
к жесткой административно-
- административно-командная система, работающая на пределе возможностей, была оставлена без изменения;
- дополнительный рост стал обеспечиваться путем значительно увеличившейся в 1970-е гг. продажи за границу советской нефти и газа.
Данная политика первоначально
приносила успех — "
- в начале 1980-х гг. резко увеличили добычу нефти и газа страны Персидского залива;
- цены на нефть и газ в мире резко упали;
- Советский Союз уже не смог обеспечить такой доход, как в 1970-е гг.;
- экономика привыкла к "нефтедолларам", которые иссякли, а внутренних резервов развития у административно-командной системы уже не было.
Начался кризис, тотальный дефицит необходимых товаров, нехватка продовольствия, что также ускорило начало перестройки. Однако в 1970-е гг. данная политика считалась долговременной и правительство считало, что экономика развивается хорошо.
В брежневскую эпоху произошли су
- фактически в стране правило трио Брежнев — Подгорный — Косыгин;
- но постепенно началось укрепление статуса Л. И. Брежнева;
- в 1966 г. на XXIII съезде партии пост Первого секретаря ЦК КПСС преобразовывается в должность Генерального секретаря ЦК КПСС; Л.И. Брежнев становится вторым человеком после Сталина, занявшим эту должность спустя 32 года;
- тем не менее, внутри
партии устанавливаются
В 1977 г. шла подготовка проекта новой Конституции, по которой пост Председателя Президиума Верховного Совета приобретал более весомое значение — главы государства. В 1977 г. Н. Подгорный был освобожден от своей должности, а Л.И. Брежнев одновременно стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, что стало первым в истории СССР случаем объединения высшего партийного и официального президентского поста. В 1980 г. в связи с тяжелой болезнью находящийся при смерти А.Н. Косыгин был освобожден от должности Председателя Совета Министров СССР, которую он занимал 16 лет.
Завершающим шагом преобразований в партии и государстве стало принятие новой Конституции СССР 7 октября 1977 г. Данная Конституция:
- как документ была усовершенствованной редакцией "сталинской" Конституции 1936
- однако ее важнейшим
достижением и отличием от
всех прежних советских
- СССР конституционно объявлялся общенародным государством;
- в 6-й статье конституционно закреплялась руководящая роль Коммунистической партии.
В международной политике для брежневской эпохи было характерно достижение кратковременного улучшения международной обстановки:
- улучшились советско-
- в 1975 г. состоялся советско-
- августа 1975 г. в Хельсинки руководителями 33 стран Европы, включая СССР, а также США и Канады, был подписанзаключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, согласно которому были подтверждены принципы мирного существования и нерушимость послевоенных границ в Европе.
№ 21. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 70-Х ГГ. ОСЛОЖНЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ СССР. АФГАНСКАЯ ВОЙНА.
руб 70-80 гг – конфронтация держав. Причина обострения – прямолинейность геронтократов
в осуществлении
июнь 79 г – подписан договор ОСВ-2 в Вене (Брежнев и Картер), но конгресс США его не ратифицировал, хотя и выполняли до 86 г.
79-80 гг – США разместили нейтронное оружие в Зап Европе (убивает только все живое), протест Европ стран,
83-84 гг - тогда США (Рейган 81-88) разместили крылаты ядерные ракеты, нацеленные на СССР в ФРГ. Франц, Италии, Анг.
84 г – в ответ СССР
разместил новые ядерные
Директивы Рейгана:
июнь 82 г – новая пропаганда Рейгана против СССР: провозгласил Всемирную демокраическую революцию, которая сметет марксистско-ленинские режимы на свалку истории
нояб 82 г – Директива Рейгана по защите нац безопасности, провозглашавшая, что цель политики США – подрыв сырьевого комплекса СССР
янв 83 г – директива о финансировании революц движения странах Вост блока в размере 108 млн долларов
83 г – антисоц пропаганда усилилась из-за сбитого на тер СССР Корейского самолета.
Рейган назвал СССР империей зла
июль 59 г – Конгресс США принял резолюцию, требовавшую освобождения и возвращения независимости странам, захваченным с 1918 г: Пол, Вен, Укр, Чехосл, Литва, Латвия, Эстон, Белор, Рум, Вост Германия, Болг…
Каждую ретью неделю июля звучали призывы об освобождении порабощенных наций
Помощь развивающимся странам: дешевое вооружение и сырье – разорение для СССР
кон 70-х – кризис в отношениях со странами ОВД: экон и полит кризис в Польшепрофсоюз «Солидарностьь» требовал реформ, отставка Кани первый секр ЦК – Ярузельский.
Но в 89 г – лидеры профсоюза пришли к власти
Афганская война: (апр 78 – фев 89)
апр 78 г – революция в Афганистане: Нар Дем Партия Афган пришла к власти, заявила о приверженности социализму, . СССР начал оказывать помощь режиму
25 дек 79 г – по просьбе
правительства Тараки СССР
27 дек 79 г - совершили переворот в Кабуле. СССР был втянут в гражд войну
Последовала международная изоляция СССР: США объявили торговые санкции, все ведущие кап страны объявили научно-технический бойкот СССР (КОКОМ-коорд совет по экспорт контролю)
80 г – Зап страны объяви бойкот 22 Оилимпиаде в Москве
84 г – соц страны бойкотировали 2 Олимпиаду в США
фев 89 г -вывод советских войск из Афг, но гражд война не прекратилась.
Итоги: 3,4 млрд в год в течении 10 лет, 14,5 тыс погибших. Всего прошло 620 тыс русских через Афганистан.
№ 22. ПОЛОЖЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ, ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ, НАЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРАХ В 70-Х ГГ.
№ 23. КУРС НА УСКОРЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА. ПЕРЕСТРОЙКА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.
УСКОРЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ — стратегический курс партии, нацеленный на качественное преобразование всех сторон жизни советского общества.
Программа ускорения социально-
В двенадцатой пятилетке
намечено повысить темпы прироста производительности
труда до 23 % по сравнению с 16,5 % в
одиннадцатой пятилетке. Прирост национального
дохода составит 22,1 %, реальных доходов
на душу населения 14 % по сравнению соответственно
с 16,5 и 11 %. Сущность ускорения состоит
в достижении нового качества экономического
роста, т. е. на основе всемерной интенсификации
производства, научно-технического прогресса,
структурной перестройки