- Свержение ордынского ига над русскими землями. Роль московских князей и православной церкви.
борьба за свержение ига
Со второй
половины XIV в. проявились признаки
начавшегося феодального дробления
и общего ослабления Золотой Орды,
выделение внутри ее самостоятельных
и полусамостоятельных «орд». В Орде начались
затяжные усобицы между соперничавшими
группировками феодальной знати, сопровождавшиеся
калейдоскопической сменой ханов или
же одновременным правлением двух враждующих
ханов. Отношения между Ордой и Русью стали
крайне неустойчивыми и напряженными.
Резко возросло число набегов ордынских
правителей и мурз на русские земли, особенно
на соседние с Ордой Нижегородскую и Рязанскую
земли. В 1377 г. ордынский «царевич» Арапша
опустошил Нижегородскую землю. Вышедшие
ему навстречу русские полки из-за беспечности
воевод потерпели на р.Пьяне жестокое
поражение. В следующем году Арапша опустошил
Рязанскую землю.
Начавшийся
распад Орды был временно приостановлен
пришедшим в конце 70-х годов
к власти темником Мамаем. Объединив
почти все силы Орды, Мамай начал подготовку
к походу на Русь, ставившем наряду с обычными
грабительскими целями также задачу восстановления
ослабевшей власти Орды над русскими землями,
и прежде всего разгрома Московского княжества.
Борьба
за свержение ига и обеспечение
безопасности от внешней агрессии
становилась важнейшим условием
завершения начатого Москвой государственно-политического
объединения Руси. Частые и повсеместные,
но разрозненные народные выступления
против захватчиков (как, например, крупное
восстание в 1374 г. в Нижнем Новгороде, во
время которого горожане перебили послов
Мамая и их многочисленную свиту) требовали
единой организации и руководства. Эту
роль уже могла взять на себя Москва. В
70-х годах Дмитрий Иванович оказывает
помощь нижегородскому и рязанскому князьям
в отражении вторжений ордынцев. В 1378 г;
на реке Воже в Рязанской земле московские
войска наголову разгромили сильное ордынское
войско мурзы Бегича, посланного Мамаем
в грабительский поход. Битва на Воже имела
большой резонанс в Орде и на Руси. На Руси
она укрепила надежду на освобождение
от ига. Мамай же был вынужден отсрочить
замышляемый им поход на Русь для более
тщательной его подготовки, создания подавляющего
превосходства в силах привлечением в
союзники враждебных Москве литовского
великого князя Ягайла Ольгердовича и
рязанского князя Олега.
Роль московских князей и православной
церкви.
Москва являлась духовным
центром русских земель, но стала
она им уже после первых побед
в борьбе за право возглавить процесс
объединения.
Главную роль
сыграла политика московских князей
и их личные качества. Сделав ставку
на союз с Ордой и продолжив
в этом отношении линию Александра
Невского, осознав роль церкви в
условиях отхода Орды от политики веротерпимости,
московские князья первой половины Х1У
в. использовали все средства для
достижения поставленных целей. В итоге,
унижаясь перед ханом и жестоко
подавляя антиордынские выступления,
скопидомничая, обогащаясь и по крохам
собирая русскую землю, они сумели возвысить
свое княжество и создать условия как
для объединения земель, так и для вступления
в открытую борьбу с Ордой.
Большую
роль сыграло и то, что в
результате соглашательской политики
Калиты и его сыновей Московская
земля несколько десятилетий не знала
монгольских набегов. Московским правителям,
к тому же, долгое время удавалось сохранять
единство княжеского дома, что спасало
Москву от бед внутренних усобиц.
Особое значение
имело перемещение главы Русской православной церкви в
Москву. Со времени киевского князя
Владимира Русская земля имела одного
митрополита. Место его пребывания было
для князей очень важным делом.
Город,
в котором жил глава русской
церкви, считался столицей Русской
земли. В 1299 г. митрополичий
престол с митрополитом Максимом
был переведен из Киева во
Владимир. Во время феодальной
войны между Москвой и Тверью
князья, конечно, стремились заручиться
поддержкой митрополита. Дальновидный
Иван Данилович, распоряжавшийся в Москве
еще при жизни своего старшего брата Юрия,
в 1326 г. построил в городе первую каменную
церковь — Успенский собор — и предложил
митрополиту Петру, подолгу жившему в
Москве, совсем покинуть Владимир. Пётр
согласился, но в том же году умер и был
погребен в Москве. Его приемник Феогност
окончательно сделал Москву центром русской
митрополии. Поэтому перенос столицы из
Владимира в Москву некоторые историки
относят к 1326 г.
- Социально-экономическое развитие Руси во второй половине XV- начале XVI века.
Изменения в социально-экономической
структуре в конце XV - начале XVI в.
Становление
Русского государства приводит к
изменениям в социально-экономической
структуре общества. С присоединением
новых территорий происходит их освоение:
колонизируются земли Приуралья, Приморья.
Вместе с тем продолжалась внутренняя
колонизация, связанная с разработкой
под пашню лесных угодий.
По-прежнему
крупное землевладение существует
в двух формах: вотчинной и
поместной. Но и здесь наблюдаются
изменения. Прежде всего они касались
владений князей. Их подданство "государю
всея Руси" влекло за собой сохранение
прав на их прежние земли, но одновременно
приводило к сближению их владений с обычными
вотчинами бояр. Перемены наблюдаются,
вместе с тем, и в структуре самих боярских
вотчин. Одни старые вотчинники смогли
расширить свои владения в присоединенных
землях, у других же, наоборот, вследствие
семейных разделов владения мельчали.
Увеличивается
фонд церковных земель: монастырских,
митрополичьих, епископских. Это
происходит за счет добровольных
вкладов вотчинников ("за упокой
души"), покупок, а также вынужденно
- из-за долговых обязательств. Для
обслуживания нужд государева
двора появляется и такой вид
землевладения, как дворцовое. С
присоединением во второй половине XV в.
новгородских и тверских земель у великого
князя оказался громадный земельный фонд.
Он воспользовался этим для наделения
землей переселенных землевладельцев,
"не помещенных" в центральных и восточных
районах, заселивших новгородские земли.
Этих переселенцев стали называть помещиками,
а их владения поместьями. Этим же решался
вопрос поддержания обмельчавших вотчинников.
В отличие от вотчины поместья запрещалось
продавать и дарить (и, следовательно,
устранялась угроза превращения этих
земель в церковные), а впоследствии и
наследовать (со второй половины XVI в.).
Вместе с тем помещики оказывались в зависимости
от государства. Их обязанностью стала
военная служба. Необходимо отметить и
то, что развитие поместной системы привело
к резкому сокращению черных земель в
центральных районах страны, но не на Севере,
который оставался, по-прежнему, черносошным.
Переходы крестьян
Возникновение
крестьянских переходов относится
к концу XIII-началу XIV в. Первоначально
крестьяне переходили либо из одной
общины (черной волости) в другую, либо
из общины в вотчину, нуждавшуюся в рабочей
силе, спорадически. В XIV в. крестьянские
переходы в Московской и Новгородской
землях становятся уже обычным явлением,
а в XV в. - четкой системой, положенной в
основу взаимоотношений крестьян с землевладельцами
в рамках обычного права. Переход, как
правило, был приурочен к одному дню. В
центральных районах это был Юрьев день
осенний (26 ноября). Крестьянин имел право
уходить и приходить за неделю до и неделю
после него. Это время было удобным с точки
зрения земледельческого календаря: закончены
осенние посевные работы, но не начата
еще подготовка к новому сезону.
В 1447 г. эта
норма вошла в общегосударственный
Судебник. Обычно считается, что
данное ограничение является
шагом на пути к закрепощению
крестьян. Однако вряд ли это
было так, ибо оно более упорядочивало
отношение между землевладельцами и крестьянами,
а также выгодно было государству, заинтересованному
в налоговой системе.
С проблемами
подвижности крестьян связано
определение такой их категории,
как старожильцы. Некоторые исследователи
даже считали, что они являлись как раз
той категорией, из которой формировались
феодально-зависимые крестьяне. Однако
под старожильцами есть все основания
понимать просто долго живших на данном
месте поселенцев. Но долго живущих - только
относительно людей пришлых ("новики").
Категории старожильцев и пришлых нельзя
рассматривать статично: ведь в одном
месте кто-то и для кого-то мог быть старожильцем,
а в другом - выступать уже в качестве пришлого.
Такая двойственность также свидетельствует
о массовых крестьянских переходах в XIV-XV
вв., в том числе старожильцев. Их положение
(к худшему) меняется лишь к исходу XVI в.
Рабство
Наряду с зависимыми крестьянами
к частновладельческим хозяйствам
принадлежали рабы-холопы. Холопы, получавшие
от господина небольшой надел
земли в собственность, назывались
страдниками (страда - сельскохозяйственные
работы). Основной их обязанностью была
обработка господской пашни. Их положение
в определенной степени приближалось
к частновладельческим крестьянам. Другой
новой формой холопства было кабальное.
Кабальными холопами назывались люди,
не имеющие средств к существованию и
вынужденные в силу этого идти в служилую
кабалу, т.е. брать у холоповладельца ссуду
с обязательством служить за это. Имперский
посол С.Герберштейн писал в начале XVI
в., что в Московии "все домашние работы
делаются руками рабов".
Кабально-зависимые
холопы могли освободиться лишь
после смерти хозяина. Рабство
по-прежнему занимало большое место
в хозяйствах знати. Хотя вопрос "изживалось
ли холопство в XVI-XVII вв." остается дискуссионным.
Ремесло и торговля
В XIV-XV вв. продолжалось
развитие ремесла. Главными центрами
ремесленного производства выступали
города, но многие ремесленники
жили в селах и вотчинах. Можно
говорить и об определенной
специализации: во многих городах существовали
слободы, населенные ремесленниками одной
специальности (например, Гончарная, Кузнечная,
Бронная в Москве). В конце XV в. в Москве
создается Пушечный двор.
Несмотря на
расширение во второй половине
XV-начале XVI в. хозяйственных связей
между различными регионами, нельзя
их преувеличивать. Широкая внутренняя
торговля еще только налаживалась.
В большей
степени развивалась внешняя
торговля. Водным и сухопутным
путями велась торговля с Востоком,
куда поступали льняные и шерстяные ткани,
меха, оружие,ремесленные изделия. В обмен
привозились шелковые и хлопчатобумажные
ткани, драгоценные камни, пряности. Несмотря
на частые войны, Русь имела постоянные
торговые связи с западными странами.
Туда ввозили в основном сырье (воск, меха,
пенька, лес), а вывозили благородные металлы,
селитру, суконные ткани, вино, оружие.
Существенное
значение для западной торговли
имела постройка Иваном III в 1492
г. "на немецком рубеже" против
Нарвы крепости Ивангород. Это
создало благоприятные условия
для торговли со Швецией и
для борьбы на Балтике с могущественным
объединением немецких торговых городов
- Ганзейским союзом.
В целом,
несмотря на внушительные размеры,
внешняя торговля Руси испытывала
большие трудности вследствие
многих препятствий, в том числе
и из-за географического фактора.
Для дальнейшего экономического
развития необходим был выход к Балтийскому
морю и контроль за Волжским путем.
Русский город XV-начала XVI в.
С середины XIV в. в
городской жизни намечается подъем.
На рубеже XV-XVI вв. происходит резкое
увеличение количества городов. Если в
XIV-XV вв. в Северо-Восточной Руси их было
73, то в начале XVI в. с присоединением ряда
территорий количество их достигает 140,
а в середине XVI в. - уже 160.
Города этого периода, в отличие от древнерусского,
являлись уже не только административными
центрами, но и средоточием торговой и
ремесленной жизни. Крупнейшим городом
была Москва, территория которой к началу
XVI в. расширилась и достигала современного
Бульварного кольца. Заселялось Замоскворечье.
Население Москвы к концу первой четверти
XVI в. достигало 41,5 тыс. и делилось на две
группы: на "нетяглых" и "тяглых"
людей. Нетяглыми людьми назывались горожане,
освобожденные от государственных податей
и повинностей. Это были землевладельцы
с дворней, наместники с администрацией,
гарнизоны, белое и черное духовенство.
Большую часть городского населения составляли
лично свободные горожане, "тянувшие"
государево "черное тягло": торгово-ремесленное
посадское население. Наряду с ними существовала
категория горожан, несущих "белое тягло".
Эти "беломестцы" являлись частновладельческими
людьми и пользовались всевозможными
податными льготами. Государству это было
невыгодно и уже Иван III начал решительную
борьбу с иммунитетными привилегиями
"белослободчиков", которую продолжили
Василий III и Иван IV.
По имущественному
положению городские "тяглые"
люди делились на "лучших", "средних"
и "молодших" людей. К числу
"лучших" принадлежала городская
верхушка, состоявшая в основном
из купечества. В их руках была
сосредоточена основная власть
на посаде. Организация ремесленников
в городах имела черты корпоративного
(цехового) устройства. Высшая купеческая
корпорация была представлена "гостями"
- русскими купцами, которые вели крупную
оптовую торговлю. "Сукопники" закупали
сукна и другие товары на западе, "гости-сурожане"
торговали с Югом. Во главе купеческих
корпораций стояли старосты. Однако купеческая
деятельность не давала в это время никаких
социальных привилегий, поэтому купцы
стремились стать землевладельцами. На
Севере были города, состоявшие практически
только из ремесленников и торговцев (например,
Устюжна ).
Города средневековой
Руси носили аграрный характер,
были тесно связаны с сельской
округой прежде всего экономически.
В какой-то степени она по-прежнему
являлась их продолжением. Вместе
с тем миграция сельского населения
в города приводит к появлению
термина "городские крестьяне",
обозначавшего жителей поселений,
формально еще не признанных "государевыми
посадами". Традиции удельного
периода сохранились в управлении.
Так, еще со времен сыновей Ивана Калиты
в Москве действовала так называемая третная
система управления. Неполностью она была
ликвидирована при Иване III, когда устанавливалось
параллельное управление третного наместника
и большого московского.