Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".
создание государства проходило на феодальной основе; в России начало формироваться феодальное общество: крепостное право, сословность и т.д.; в Западной Европе образование государств проходило на капиталистической основе, и там начало формироваться буржуазное общество.
Победы Ивана III укрепили
Русское государство и
Специфика становления единого Русского государства в XV - нач. XVI вв. Объединение русских земель и окончательное освобождение от татарского ига и общие социально-экономические сдвиги, происходящие в стране, привели к установлению самодержавия и создали предпосылки для превращения великого московского княжения в сословно-представительную монархию.
Верховным
правителем в государстве был
московский князь. Он был
При Иване III местное управление оставалось консервативным. По-прежнему в основе его лежала система кормлений - один из источников обогащения верхов за счёт населения. "Кормленщики", т.е. наместники и волостели (управители волостей) содержались местным населением - кормились в буквальном смысле. Полномочия их были разнообразны: правители, судьи, сборщики княжеских налогов. Право на получение кормлений имели князья, бояре, бывшие "вольные слуги" великого князя.
Важное
значение имел институт
Впервые после Ярослава Мудрого Иван III занялся упорядочиванием законодательства. В 1497 г. вышел новый сборник законов - Судебник. Новый сборник законов устанавливал единый порядок судебно-административной деятельности. Важное место в Судебнике заняли законы о землепользовании, особенно закон о Юрьеве дне. На Руси имелся старинный обычай: осенью после уборки урожая крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому. К началу ХVI в. этот обычай принял характер бедствия: крестьяне уходили от своего хозяина и до уборки урожая, и зачастую поля оставались неубранными. Судебник Ивана III ограничивал право перехода крестьян от одного хозяина к другому двумя неделями в году - до и после Юрьева дня (26 ноября).
На Руси
началось складывание
Это
был ещё тот период, когда управляли
по-старому, собравшись все
При Иване III происходят важные изменения в системе государственного управления: начался процесс складывания неограниченной монархии.
Причины
складывания неограниченной
Монгольское влияние - к этому времени более 200 лет на Руси длилось монголо-татарское иго. Русские князья стали перенимать стиль поведения монгольских ханов, модель политического устройства Орды. В Орде хан был неограниченным правителем.
Византийское влияние - вторым браком Ивана III был женат на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. В 1453 г. Византийская империя под ударами турок - османов пала. Император погиб на улицах Константинополя, защищая город. Его племянница Софья нашла убежище у папы римского, у которого позднее возникла идея выдать её замуж за овдовевшего русского правителя. В далёкую Русь византийская принцесса привезла идею абсолютной монархии.
Первым из русских князей Иван III стал проводить политику возвышения власти великого князя. До этого удельные князья и бояре были вольными слугами. По своему желанию они могли служить московскому великому князю, отъезжать на службу в Литву, Польшу. Теперь они стали присягать на верность московскому князю и подписывать особые клятвенные грамоты. Отныне переход боярина или князя на службу к другому государю стал рассматриваться как измена, государственное преступление. Иван III первым принял титул "Государь всея Руси". В 1497 г. Иван III впервые в качестве герба Московского государства принимает неофициальный герб Византии - двуглавого орла - священный религиозный символ (К этому времени двуглавый орёл в Византии символизировал единство духовной и светской власти). При нем были приняты знаки великокняжеского достоинства: "шапка Мономаха", ставшая символом самодержавия, драгоценные оплечья - бармы и скипетр. Под влиянием Софьи при дворе Ивана III вводится пышный придворный церемониал по византийскому образцу.
Идеология времён Ивана III и Василия III. В конце ХУ в. в русской государственности произошёл целый ряд важнейших событий:
в основном завершилось объединение русских земель;
в 1480 г. русские земли освободились от монголо-татарского ига;
Иван III на византийский манер стал называть себя титулом "царь".
Исторический процесс на Руси возглавили московские князья. Московские князья возвысились стремительно. По древнему праву наследования они не имели права на первый престол на Руси. "По правде" первым престолом должны были владеть тверские князья. Московские князья, используя целый набор политических средств, "вырвали" право на общерусское первенство у тверских князей.
И вот теперь настал такой момент, когда московским князьям нужно было всем доказать, по какому праву они владеют Русской землёй.
Кроме того, Ивану III нужно было утвердиться среди западноевропейских монархов. Русское государство появилось в начале ХVI в. внезапно для Западной Европы. Крупные западноевропейские государства уже сложились, система взаимоотношений между ними также уже сложилась, важнейшие торговые пути были уже заняты.
Чтобы
выжить в этих условиях, огромному
Московскому государству нужны
были идеи, идеология, в которой
бы нашли отражение
Важнейшими стали три идеи.
1. Идея
о преемственности власти
2. Идея о родстве русских князей с римскими императорами. В это время появляется "Сказание о князьях владимирских". В основе "Сказания" две легенды. В одной содержалось утверждение, что род русских князей связан с царём "всеа вселенныа" Августом. В Риме с 27 г. до н. э. правил Октавиан. Он сумел объединить под своей властью все территории обитаемого мира. После этого Римское государство стало именоваться империей, а Октавиану был присвоен титул "Августа", т.е. "божественного". В "Сказании" говорилось, что у Августа был младший брат по имени Прус. Пруса Август послал правителем на берега Вислы и Немана (Так возникла Пруссия). А у Пруса был потомок Рюрик. Этого-то Рюрика новгородцы и призвали на княжение в Новгород (Следует отметить, что почти все западноевропейские монархи пытались связать свою родословную с римскими императорами). В другой легенде рассказывалось о том, что в ХII в. наследник римских императоров византийский император Константин Мономах передал своему внуку - киевскому князю Владимиру Мономаху - символы императорской власти: крест, корону (на Руси стали называть шапка Мономаха), чашу императора Августа и другие предметы. Отсюда следовало, что русские правители (Мономашичи) имели законное право на титул "цезарь" (на Руси царь).
3. Идея о Москве - как хранительнице истинной христианской веры. Эта идея больше известна под названием "Москва - третий Рим". Эта идея была сформулирована монахом псковского Елеазарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III в 1510-1511 гг. Монах Филофей был уверен, что Москва призвана сыграть в истории особую роль. Ведь она - столица последнего государства, где сохранилась истинная, христианская вера в своем первоначальном, неиспорченном виде. Вначале чистоту христианской веры хранил Рим. Но вероотступники замутили чистый источник, и в наказание за это в 476 г. Рим под ударами варваров пал. На смену Риму пришёл Константинополь, но и там от истинной веры отступились, согласившись на унию (объединение) с католической церковью. К середине ХУ в. Византийская империя погибала под ударами турок - османов. Надеясь на помощь западноевропейских держав, константинопольский патриарх в 1439 г. во Флоренции подписал с римским папой унию. По условиям унии православные признавали главенство над собой папы римского, а не православного патриарха, переходили на католические догматы при богослужении, но православные обряды сохранялись. До этого власть константинопольского патриарха имела вселенское значение. Она распространялась на Византию, Русь, Сербию, Грузию, Болгарию. Заключение унии с римским папой означало отказ греков от вселенской миссии хранителей православной традиции, которую они на себя взяли. Русская православная церковь унии не признала и разорвала отношения с константинопольским патриархом.
Филофей
писал, что за отступление от
православия - истинной христианской
веры - древний Константинополь был
захвачен турками. С тех пор
центром мирового православия,
14 Революция 1905-1907 гг. в России: причины, основные события, итоги
9 января 1905 г. в Петербурге,
столице Российской империи,
^ Причины революции
многообразны, но все они так
или иначе связаны с
^ Основные этапы и события революции 1905-1907 гг. Зима 1905 г. — «Кровавое воскресенье»; мощное забастовочное движение по всей стране, крестьянские волнения в Центральной России, на Украине, в Закавказье. Попытки властей вырваться из изоляции (в частности, в феврале Николай II подписал рескрипт, предписывавший министру внутренних дел А.Г. Булыгину подготовить проект созыва законосовещательной Думы).
Весна-лето 1905 г. — усиление рабочего движения, создание Советов рабочих депутатов для руководства стачками (первый Совет в Ива-ново-Вознесенске); активизация крестьянского движения, создание Всероссийского крестьянского союза; волнения в армии, восстание на броненосце «Потемкин» (июнь); манифест царя об учреждении законосовещательной (без права принимать законы) Государственной думы.