Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:55, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".

Работа состоит из  1 файл

2 Внешняя политика России в первой четверти XIX в.doc

— 1.68 Мб (Скачать документ)

 В январе 1912 г. большевики  окончательно порвали с меньшевиками  и с «ликвидаторами»; они создали  свой собственный ЦК, которому  надлежало усилить легальную и подпольную деятельность в России. 5 мая 1912 г. вышел в свет первый номер газеты «Правда» — ежедневного печатного органа большевиков. «Правда» пользовалась большим успехом среди рабочих столицы благодаря слаженной цепочке распространителей. Газету запрещали и закрывали восемь раз, однако вплоть до июля 1914 г. она всякий раз выходила в свет под другим названием.

 Волна забастовок, захлестнувшая преимущественно  Москву и Сакнт-Петербург в  первой половине 1914 г., несомненно  грозила революционными событиями. Модернизация экономики страны, ее переход к капиталистической стадии предполагали мир как непременное условие. Это понимали как Витте, яростный противник русско-японской войны, так и Столыпин с Коковцовым. Однако последний в январе 1914 г. был отставлен и заменен И. Горемыкиным, уже доказавшем в 1906 г. свою полную некомпетентность. Смена власти развязала руки воинственно настроенным правым националистам. Объявление войны положило начало шести годам потрясений, завершившимся столь радикальными преобразованиями, каких не испытывало еще ни одно общество.

 

17. Внутренняя  политика Ивана Грозного

 

Реформы Избранной Рады

Важным событием в  политической жизни страны было принятие 16 января 1547 г. Иваном IV титула царя. Торжественная  церемония венчания прошла в Успенском соборе в Кремле при благословении митрополита Макария. На голову Ивана митрополит возложил «шапку Мономаха» - символ царской власти. Таким образом было положено начало самостоятельного правления Ивана IV. С одной стороны, царский титул возвысил Ивана IV над всей русской титулованной знатью. Он предстал перед своими подданными в роли приемника византийских императоров. С другой - уравнивал в положении с западноевропейскими императорами. Известный советский историк Б. Рыбаков считает, что возложение царской короны руками главы церкви - митрополитом Макарием, подчеркивало особое положение церкви в государстве. Царь обязывался охранять права и привилегии церкви, а церковь - способствовать укреплению самодержавной власти.

Одновременно с венчанием  на царство происходили выборы царской невесты. Ею стала дочь окольничего Романа Юрьевича Захарьина и племянница Михаила Захарьина, который являлся одним из опекунов малолетнего Ивана IV - Анастасия. Венчание состоялось 13 февраля 1547 года. Многие исследователи считают, что Анастасии страна в значительной мере обязана относительно спокойными годами, когда благодаря ей в течение того времени, когда она была жива, т.е. до 1560 г., не проявлялись худшие стороны натуры царя в той степени, в какой они проявились после ее смерти.

 Иван Грозный стал  правителем государства, территория  которого за сто лет - с середины XV в. до середины XVI в. - увеличилась  более, чем в 6 раз. Население  страны составляло около 9 млн.  человек. Ему предстояло продолжить  процесс государственной централизации, создать новую систему управления государством, рассчитанную на огромную территорию.

 В российской исторической  науке не существует единой  точки зрения относительно хронологических  рамок формирования централизованного  государства в России. Известный советский историк Л.В. Черепнин считал, что с образованием территории единого Российского государства в XV в. завершился процесс централизации (См.: Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV - XV вв. - М., 1960). Первоначально этих взглядов придерживался и другой советский историк А.А. Зимин: «Конец XV в. ознаменовался созданием Российского централизованного государства» (См.: Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. - М., 1969. С. 222-224). В 70-е гг. XX в. он пересмотрел эту точку зрения, считая, что объединение земель под великокняжеской властью еще не означало создание централизованного государства. Это только единое государство. По мнению автора, ряд факторов не позволял характеризовать сложившуюся систему управления страной как централизованную (См.: Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. Очерки политической истории России первой трети XVI в. - М., 1972):

1) Неразвитость общегосударственных  органов власти (Дворец и Казна)  и отсутствие в них строго  разграничения функций.

2) Центральные органы  власти не имели своих представителей  на местах.

3) Сохранялись: - удельные  княжества; - институт кормления; - местничество; - относительная самостоятельность  церкви.

 Исследователи выделяют  два основных способа управления  большими территориями: первый - когда уделяется большое значение органам местного самоуправления, которые избираются населением и контролируются администрацией из центра. Примером могут служить ряд стран Западной Европы, где наряду с королевской властью успешно функционировали парламенты, городские и провинциальные органы управления, суды и др. Второй способ - деспотический вариант централизации, когда сильная централизованная власть подавляет всяческое самоуправление. Такой путь избран Россией в период правления Ивана Грозного (1547-1584 гг.).

 Условно правление  Ивана Грозного можно разделить  на два периода:

1) 1547-1560 гг. - период замечательных  реформ, которые проводило сплотившееся  вокруг царя новое правительство  - Избранная Рада, нацеленных на  формирование сословно-представительной монархии в России.

2) 1565-1572 г. - введением  «опричнины» в ходе которой  сложилась система внутриполитических  мер Ивана IV - массовые репрессии,  казни, земельные конфискации  и др., использовавшиеся царем  для борьбы с предполагаемой изменой, оппозицией и остатками удельного сепаратизма в целях укрепления самодержавной власти.

 Реформы Избранной  Рады (1547-1560 гг.)

1549 г.  Созыв первого Земского собора1550-1556 гг. Военные реформы 1550 г.  «Избранная тысяча» 1550 г. Судебник 1550 г. «Большая соха 1551 г. Стоглавый собор 1553-1560 гг. Приказная реформа 1555-1556 гг. «Уложение о службе» 1556 г. Отмена кормлений

 Начало правления  Ивана IV ознаменовано народными  волнениями в ряде городах  России - Пскове, Новгороде, Москве  и др., которые были вызваны бесчинством знати, высокими денежными поборами, несправедливым судом и т.д. Особую тревогу нового главы государства вызвали события в Москве, где в начале лета начались пожары, а 24 июня 1547 г., в засуху в сильную бурю выгорел почти весь город. По данным Н.М. Карамзина погибло 1700 человек, а с младенцами - значительно больше. Обвинение в поджоге пало на родственников царя по материнской линии - Глинских. Вооруженные горожане, ворвавшись в Кремль потребовали выдать Глинских на расправу. В итоге камнями был забит дядя царя Юрий Глинский, произошел погром дворов, принадлежащих Глинским и убийства их людей.

Городские восстания  показали необходимость проведения широких внутренних реформ и отказа от порядков, существовавших при боярском правлении. После этих событий Иван IV приблизил к себе новых людей. Среди них были:

· Алексей Адашев - представитель  незнатного рода костромских дворян. Он стал сторонником осуществления  реформ, укрепляющих центральную  власть.

· Сильвестр - выходец  из Новгорода, священник Благовещенского собора в Московском Кремле.

· Андрей Курбский  - представитель  ярославского княжеского рода по предложению  которого сплотившемуся вокруг царя «узкому кругу высшей приказной  бюрократии», принадлежащей «к самой  образованной части тогдашнего общества» (Р.Г. Скрынников), было дано название «Избранная Рада».

· Иван Висковатый - выходец  из низов, но обладавший талантом государственного деятеля.

 Основные направления  деятельности Избранной Рады.

 Созыв в 1549 г.  Земского собора - совещательного органа при царе. В его состав входили члены Боярской думы, высшее духовенство, представители служивых людей (несколько позже в его заседаниях принимали участие горожане и даже представители черносошенных крестьян). На соборе была определена программа дальнейших преобразований.

 Принятие Судебника  1550 г. . Большая часть его статей  была посвящена вопросам управления  и суда. Судебник предписывал  наказания за волокиту дел  и взятничество. Суд наместников  и волостелей был ограничен  участием в нем выборных представителей местного населения - старостами и целовальниками - своего рода присяжными заседателями. Им неподсудны были только дети боярские. Они подлежали суду самого царя. Судебник оговаривал размеры налогов, взимавшихся в пользу кормленщиков.

 Судебник затронул вопросы о землевладении. В частности, принимаются постановления, затрудняющие дальнейшее существование вотчинных земель. особое место занимали статьи о частновладельческих крестьянах. Судебник подтвердил право о Юрьевом дне (право крестьянина менять господина), но увеличил размер «пожилого». Это усложнило крестьянские переходы. Другая статья определяла положение еще одной значительной группы населения - кабальных холопов. Запрещалось, к примеру, превращать в холопов служилых людей, ставших должниками.

 Церковный собор  1551 г. - Стоглав (названный по количеству  глав в которых были изложены  его решения). Стоглавый собор  частично устранил местные особенности  богослужения, приняв меры по  унификации пантеона святых и  обрядов. Осудил произвол монастырских настоятелей - игуменов, падение морали среди духовенства. Решение стоглава - прекрасный источник для изучения быта и нравов XVI в. У монастырей отбирались все земли бояр, переданные ими туда в малолетство Ивана Грозного (с 1533 г.). Тем самым был установлен контроль царской администрации над движением церковных земельных фондов, хотя сами по себе эти владения остались в руках церкви.

 Реформа центрального  и местного управления. Серьезные  перемены коснулись центральных  органов управления. Вместо двух прежних учреждений, созданных при Иване III - Государева двора и Казны, которые обладали нечеткими, переплетавшимися функциями управления, - была учреждена система специализированных приказов (по отраслям органов центрального управления):

· Челобитный приказ принимал все челобитные на имя царя и контролировал деятельность других государственных учреждений;

· Посольский приказ ведал  внешней политикой (его 20-цать лет  возглавлял талантливый дипломат, дьяк Иван Михайлович Висковатый);

· Поместный приказ распределял вотчины и поместья среди служилых людей и бояр;

· Разрядный приказ ведал  службой в войске, назначал воевод, определял численность ополчения  детей боярских различных уездов и стал своеобразным генеральным  штабом русского войска;

· Стрелецкий приказ ведал созданным в 1550 г. стрелецким войском;

· Разбойный приказ преследовал  лихих людей, обеспечивал безопасность государства;

· Земский приказ поддерживал  порядок в Москве;

· Четверти (Чети) и Большой  приход собирали важнейшие государственные  налоги;

·  Ямской ведал перевозками, службой ямщиков, устройством и поддержанием ямов и ямских слобод;

· С присоединением Казанского и Астраханского ханств создается  приказ Казанского дворца и др.

Окончательное формирование приказной системы приходится на XVII век.

 В 50-х гг. была реорганизована и система местного управления. В результате губной реформы, в центральных уездах, где было развито частное землевладение, были созданы губные избы, возглавляемые губными старостами, которых избирали дворяне уезда. В их компетенцию входило рассмотрение дел о «разбоях». Вместе с выборными городовыми приказчиками губные старосты возглавили уездную администрацию.

 Выборные власти  появились и в тех уездах, где  не было частного землевладения.  Из числа зажиточных посадских  людей и черносошенных крестьян выбирались земские старосты, которые становились во главе земских изб. Им в помощь предоставляли дьячков-целовальников (своего рода грамотных секретарей). Земские старосты ведали судом и сбором податей.

 Губные и земские  старосты в отличие от кормленщиков - наместников и волостелей - пришлых людей - действовали в интересах и на пользу своих уездов, городов и общин. Итогом проведенных реформ в сфере местного управления стала отмена института кормлений (1556 г.). Вместо поборов в пользу кормленщиков теперь собирали «кормленичий окуп», который поступал в царскую казну и использовался для «помоги» служилым людям.

 Считается, что  губная и земская реформа являются  шагом на пути централизации  государства. Однако, по мнению  современных петербургских историков (А.Ю. Дворниченко, Ю.В. Кривошеев, Ю.В. Тот и др.) не учитывается тот факт, что власти на местах становились выборными, а, следовательно, на местах развивалось самоуправление. Институты самоуправления XVI в. представляются этими авторами как продолжение демократических вечевых традиций Древней Руси в новых условиях формирования единого государства.

 Военные реформы.  В 1550 г. было ограничено местничество  при назначении на командование  войсками на время военных  походов. Знатные юноши теперь  должны были набираться опыта на невысоких должностях, которые ранее они бы не стали занимать, т.к. это было «невместное» для их семьи назначение. Вести местнические споры во время военных походов запрещалось. Все военачальники обязывались подчиняться первому воеводе большого полка.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"