Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)по дисциплине "История"
1. Предмет истории. Сущность, формы, функции исторического знания.
Сущность, формы и функции исторического знания
Сущность История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система наук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.
Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических источниках. Историческая наука пытается дать целостное представление об историческом процессе в единстве всех его характеристик.
История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.
По традиции, «отцом» истории считается Геродот (5 в. до н.э.) - древнегреческий ученый, автор сочинений о Греко-персидских войнах, Египте, жизни и быте скифов.
Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем.
Предметом истории является изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса.
История - наука многоотраслевая, она включает в себя целый ряд самостоятельных
отраслей исторического знания: история
экономическая, политическая, социальная,
военная и т.п. К историческим наукам относятся этнография, изучающа
Кроме того, существуют вспомогательные исторические дисциплины: источниковедение, историография, хронология, метрология, палеография, генеалогия, геральдика и др. Они имеют достаточно узкий предмет исследования и изучают его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом.
История подразделяется и по широте изучения объекта: всемирная (всеобщая) история, история континентов, стран, цивилизаций, отдельных народов.
Функции
1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.
2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.
3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.
4. Функция социальной памяти заключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.
5. Практически-
2. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторических источников.
МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ.
1) хронологический – состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;
2) хронологически-проблемный – предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;
3) проблемно-хронологический – применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;
4) периодизации – основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;
5) сравнительно-исторический – основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий;
6) ретроспективный – основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;
7) статистический – состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;
8) социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.
Понятие исторического источника, их классификация.
Историческим источником
Классификация – распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившийся системе определенное постоянное место и делится на подклассы. Правильно составленная классификация отражает закономерности развития классифицируемых объектов, глубоко вскрывает связи между ними и служит основой для обобщающих выводов и прогнозов.
В исторической науке существуют различные подходы к классификации источников.
1) выделение категорий
- вещественные
- письменные,
- изобразительные (
- фонические.
Эта классификация позволяет
2) видовая классификация, в
Так, источники периода феодализма можно разделить на
1) Публично-правовые акты:
А) договорного вида – международные договоры с Х в., княжеские договоры с XII в. и т.п.
Б) договорно-законодательнеого
В) судебно-процессуального вида – с XV в.
И т.п.
2) Частные акты:
А) договорного вида – акты на землю с XII в. акты на движимое имущество с XIII в., денежные акты с XVI в., акты трудового найма с XVII в. и проч.
Б) распорядительного вида – письма приказчикам, инструкции об управлении имением с XVII в.
3) делопроизводственные документы – распорядительного вида, докладного вида, протокольного вида, отчетного вида,
4) частные письма.
3.Восточные славяне в древности
Начиная с 1 — 11 вв. н.э. появляются первые отрывочные письменные свидетельства о славянах, оставленные нам античными писателями Плинием Старшим (23/24—79 г.), Тацитом (ок. 58—ок. !17) и Птолемеем Клавдием (ок. 90—160). Они приводят краткие сведения о славянах, называя их венедами.
К моменту Великого переселения
народов сложившееся
Так же как и все славянские племена, восточные славяне в VI-IX вв. находились на стадии трансформации общинных отношений в раннефеодальные. Этот процесс был усилен мощными миграционными процессами предшествовавшего периода Великого переселения, в результате чего упрочнились контакты у славян с их окружавшими народами. Происходило взаимопроникновение и взаимообогащение культур. Основным источником, сообщающим нам о завершающем периоде этногенеза восточных славян, является « Повесть временных лет».
Органом власти было народное собрание – вече и вождь. У каждого из племенных союзов восточных славян имелись элементы государственности в форме княжеской власти. Однако это были еще не княжества, а протогосударственные образования, находящиеся под властью племенных вождей. Князья были собственниками земель и заставляли свободных общинников платить дань.. Часть названий племенных союзов, как мы видим, отражают географические, природные особенности территорий их обитания. Поляне жили в полях, древляне — в лесах, северяне — на северо-востоке от полян и т.д. Название второй многочисленной группы племенных союзов происходило от имени рода племенных вождей, что свидетельствовало о преобладании родовых, а не территориальных связей (радимичи, кривичи, вятичи, тиверцы и др.).
В VI—VII вв. в районе Среднего Поднепровья сложился крупный союз лесостепных славянских племен, который и дал название Руси. Первоначально в его состав вошли поляне, древляне, дреговичи, полочане и словени. С течением времени этот союз продвинулся на север вплоть до Балтики и на юг к Черноморскому побережью, на запад и восток, включая часть и неславянских племен. К X в. Так стали называть все восточно-славянские племена, платившие дань Киеву. Значительно позднее происходит выделение Родственных русскому восточнославянских народов украинского и белорусского.
К моменту возникновения Киевской Руси у восточных славян, произошли значительные сдвиги в развитии базовых отраслей хозяйства: земледелии, ремеслах (кузнечном, гончарном, кожевенном, ювелирном и др.), градостроительстве, традиционных промыслах (охоте, рыболовстве, бортничестве и др.); участились внешнеторговые контакты и т.д. Вместе с этим происходили процессы имущественного расслоения, повсеместного выделения племенной знати, захватывавшей рычаги управления племенами и их объединениями (княжество Кия).
Поклонялись славяне различным богам (было несколько солнечных богов, бог войны и грозы). В то время существовало узелковое письмо.
Период VI—IX вв. завершает процесс выделения восточных славян в самостоятельную этническую группу народов. К моменту возникновения Киевской Руси многочисленные славянские племена имеют опыт государственной жизни. По экспертным оценкам, — отмечают авторы энциклопедии «Народы России», — в Древнерусском государстве к моменту его возникновения насчитывалось 3,0—3,5 млн человек. Таким образом, этногенез восточных славян занял длительный период, начало которого можно отнести к I тыс. до н.э.. Очевидно, что в течение длительной двух- полутора тысячелетней эпохи выделилась общеславянская этническая группа народов, неразрывной частью которой являются современные русский, белорусский и украинский народы.
4. Древнерусское государство в IX – XII вв.
В IX в. у
славян было 2 крупных объединения:
у полян в среднем Поднепровье с центром
в Киеве;
у словен в Поволховье с центром в Ладоге.
В 862 г. в Ладогу (по летописи — в Новгород,
который, однако, тогда еще только возник
или вовсе не существовал) призвали варяга
Рюрика для прекращения местных распрей.
Его преемник Олег в 882 г. взял Киев и стал
контролировать путь «из варяг в греки»
(из Балтики в Черное море). 882 г. считается
датой образования Древнерусского государства.
По «норманнской теории», варяги сыграли
в этом решающую роль, но, видимо, они лишь
ускорили его создание, обусловленное
предшествующим развитием.
Во второй трети X в. сын Рюрика Игорь и
его вдова Ольга укрепляют власть Киева
над славянами. Правда, в 945 г. Игорь был
убит восставшими древлянами, и его вдове
Ольге пришлось упорядочить сбор дани.
Олег и Игорь воевали с Византией, которой
не раз приходилось откупаться от Руси,
а сын Игоря Святослав сражался против
вятичей, хазар, болгар, Византии. Но этим
он оголил рубежи Руси перед кочевниками
печенегами, напавшими на Киев в 968 г.
В 972 г. Святослав погиб, возвращаясь из
Болгарии. Его сын Владимир укрепил границы
Руси и расширил их. В 988 г. он принял христианство
в форме православия, что усилило его власть
и подняло престиж Руси в Европе.
Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла
при сыне Владимира Ярославе Мудром (1019-1054).
При нем были разгромлены печенеги, издан
первый свод законов — Русская Правда.
По смерти его правят его сыновья Изя-слав,
Святослав и Всеволод. В 1068 г. степные кочевники,
половцы, разбили их войско, и между братьями
начались распри. В 1078 г., после гибели
Изяслава в междоусобице, в Киеве сел Всеволод.
Когда он умер (1093), распри вновь усилились.
Олег Святославич требовал вернуть ему
Чернигов, отобранный у него Владимиром
Мономахом, сыном Всеволода. В 1097 и 1100гг.
князья собирались на съезды, ослабившие
усобицы. В 1103-1111 гг. князья во главе со
Святополком Киевским и Владимиром Мономахом
совершили серию удачных походов против
половцев. В 1113-1125 гг. в Киеве княжил Владимир
Мономах. При нем и его сыне Мстиславе
Великом наблюдался последний расцвет
Киевской Руси, после которого началась
феодальная раздробленность.
5. Принятие христианства на Руси: причины, цели, процесс христианизации, итоги.
При Владимире произошло великое
событие в русской истории
— Русь приняла христианство. В
Х в. язычество господствовало среди
большинства населения, верховным
был бог войны — громовержец Перун. Но
среди киевских дружинников уже были христиане.
Христианкой была княгиня Ольга, хотя
ее сын Святослав оставался язычником
и подвергал гонениям христиан. Придя
к власти, Владимир сначала пытался укрепить
языческую веру, создав единый пантеон
языческих богов во главе с Перуном. Однако
язычество, будучи системой демократических
пережитков древности, не могло стать
духовной основой объединения древнерусского
общества в условиях развивающихся феодальных
отношений, создания прочного государства
и укрепления власти князя.
Соседние с Киевской Русью государства
исповедовали религии, основу которых
составлял монотеизм, т. е. вера в единого
Бога. В Византии господствовало христианство,
в Хазарии — иудаизм, в Волжской Булгарии
— ислам. Большинство стран Европы к этому
времени были христианизированы. В знаменитой
легенде, изложенной в «Повести временных
лет», говорится о том, как Владимир в 986
г. выбирал веру для киевлян. Ислам был
отвергнут из-за того, что мусульмане не
пили вино, иудаизм — из-за того, что евреи
не имели своего государства, были рассеяны
по миру. Киевский князь выбрал христианство
в его византийском, будущем православном
варианте. Был заключен династический
брак — византийская принцесса Анна была
выдана замуж за Владимира, который был
крещен в Херсонесе (видимо, в 988 г.), в Крыму.
Можно выделить следующие причины, которые
обусловили принятие Русью христианства:
1 язычество приводило к изоляции Руси
от христианского мира Европы, тормозило
развитие международных связей и торговли;
2, язычество мешало стабилизации и укреплению
феодального строя на Руси;
3 требовалась новая идеология, которая
помогала бы утверждению в стране новых
отношений — господства и подчинения;
4 монотеизм христианской религии укреплял
авторитет княжеской власти, способствовал
единению Руси;
5 появляющееся социальное неравенство
на Руси требовало новой идеологии, которая
могла бы оправдать богатство одних и
бедность других, утешить людей, попавших
в зависимость от феодала, обещая им лучшую
жизнь в ином мире.
Вернувшись в 988 г. в Киев с женой Анной,
Владимир приказал уничтожить языческих
идолов, статую Перуна бросить в воду.
Приобщение к новой религии князь начал
с крещения киевлян. В Киеве все жители
города вошли в реку Днепр, и священники
провели обряд крещения. Обращение в христианство
населения других русских городов заняло
несколько лет. На севере, в Новгороде,
язычество было в большой силе, и жители
ожесточенно сопротивлялись введению
христианства. Воеводы Владимира вынуждены
были поджечь пригород и, угрожая оружием,
заставили новгородцев креститься в реке
Волхов. «Мечом и огнем Русь крещена была»,
— говорили современники. С таким же трудом
вводилось христианство в Ростове, других
землях, особенно в лесных районах. На
Руси возникло двоеверие: христиане молились
в церкви, имели дома иконы, но одновременно
справляли языческие праздники — Масленицу,
Ивана Купалу, сохранилась вера в леших,
домовых, русалок. Лишь через 200— 300 лет
христианство было принято всем народом.
Принятие христианства имело для Руси
огромное значение, оказало влияние на
экономическую, политическую, духовную
и культурную жизнь русского народа:
1 церковь оказывала значительное воздействие
на политическую жизнь, поддерживала усилия
князей в борьбе за единство Руси, стояла
во главе общерусского патриотического
движения (Куликовская битва);
2 принятие христианства коренным образом
изменило международное положение Киевской
Руси, уравняло ее с остальными европейскими
государствами, привело к установлению
более тесных связей с соседними христианизированными
странами;
3. церковь способствовала формированию
и развитию княжеских и боярских вотчин,
а также появлению крупного церковного
и монастырского землевладения;
4. принятие христианства способствовало
широкому проникновению византийской
культуры и искусства, повлияло на развитие
ремесла: кладка каменных стен, возведение
куполов, мозаика были переданы греками
русским мастерам. Иконопись, фресковая
живопись возникли на Руси благодаря христианству;
5. церковь способствовала распространению
на Руси письменности, появлению первых
рукописных книг, летописных сводов и
философских трактатов, при монастырях
открывались школы, библиотеки;
6. христианство укрепляло моногамную
семью, устраняло ряд жестоких, варварских
обычаев: принесение плененных врагов
в жертву языческим богам, убийство жен,
рабынь, слуг на похоронах мужей и господ,
что способствовало увеличению населения.
Вместе с тем церковь оказывала и негативное
влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала
интересы господствующего класса, помогала
закабалению свободных общинников, чтобы
превратить в свою собственность принадлежащие
им земли, жестоко преследовала инакомыслие,
осуждала все формы протеста угнетенных,
прикрывала темные дела отдельных феодалов,
регламентировала внутрисемейную жизнь,
требовала беспрекословного подчинения
жены мужу, а детей — отцу.