Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:11, шпаргалка
1. Возникновение государственности у восточных славян. Норманская теория.
2. Общественный строй Киевской Руси.
3. Государственный строй Киевской Руси.
4. Общая характеристика источников древнерусского права.
5. Гражданское право по Русской Правде.
....
44. Конституция СССР 1977 г.
Таким образом, государство и право России развивается под знаком революции. Одним из ее последствий явился новый шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Наиболее важным, эпохальным событием явилось рождение в ходе революции 1905-1907гг. принципиально нового политического явления – Советов рабочих, крестьянских, солдатских депутатов – боевых органов революционной власти. Революция была подавлена, и Советы погибли, но им было суждено перевернуть мир.
Революция заставила царизм дать народу демократические права и свободы. Возникает свобода печати, собраний политических организаций. На базе этого возникают политические партии, выходят из подполья ранее созданные.
Закладываются организационные и правовые основы новой общественной и государственной системы.
Основные государственные законы - законодательный акт, утвержденный 23 апреля 1906 г., подытоживший реформирование государственного строя России 1905-1906 гг., и ставший конституцией Российской Империи на последнем этапе ее существования.
Отечественное законодательство
конца XIX - начала XX веков носило авторитарный
характер, хотя прослеживается явная
тенденция к демократизации последнего.
Нормативные правовые акты 1905 - 1906 годов
по праву можно назвать неписаной
Конституцией России. Разумеется, она
не содержит всего перечня вопросов,
которые в современной
Конституция России 1905 - 1906
годов явила собой пожалуемую
конституцию, которую Николай II самостоятельно,
правда, под давлением
первой революции 1905 года, «пожаловал»
населению России. Данная
конституция, как говорилось ранее, заложила
основные принципы
государственного устройства и общественной
жизни, которым император уже не смел пренебрегать.
Свод «Основных государственных законов»
был подготовлен и накануне открытия I
Государственной Думы утвержден Николаем
II.
Содержание Основных законов очень схоже, в схематическом плане, с содержанием конституции. Например, в них впервые были закреплены некоторые права и свободы человека, а также общие направления политики государства, что, в целом, существенно отличает конституционный акт от
других нормативно-правовых актов.
Особая, устроженная форма их принятия впервые возводила их на место, несвойственное ранее никаким законам Империи. До того существовал естественный для самодержавной государственности принцип, что при столкновении законов действует более поздний. Основные Государственные Законы 1906 года, став первой конституцией в истории нашей страны, совместили, опять же впервые, монархический элемент верховной власти с демократическим в лице Государственной Думы и с корпоративным в лице Государственного Совета. Новая система явилась проявлением органического развития российского государственного правопорядка.
Конституция России 1906 г. была
так называемой октроированной, то
есть жалованной конституцией, в которой
монарх, совершая акт «высочайшей
милости», уступал часть своих
прав народному собранию. Но юридические
свойства конституции не зависят
от способа её принятия. Конституция
1906 г. представляла собой весьма солидное,
основательное нормативно-
Впервые в своей истории
основные законы, которые, как известно,
издавались с 1832 г., провозгласили права
и гражданские свободы. Российским
подданным, превратившимся в граждан,
конституционно гарантировались
Каково же было положение основных звеньев верховной власти в России по Основным законам 1906 г.?
Правовое положение императора определяла ст. 4, которая предоставляла ему «верховную самодержавную власть». Однако теперь эта власть не признавалась неограниченной, как это было ранее. Закон гласил, что «государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой» (ст. 7).
Самодержавная власть мыслилась
как гарант целостности Российского
многонационального государства, которое
ст. 1 объявляла «единым и
По традиции особа государя объявлялась «священной и неприкосновенной». Прерогативой императорской власти становилась законотворческая деятельность: «почин по всем предметам законодательства» ( инициатива) и утверждение законов.
Но законы, не принятые Госсоветом и Госдумой, считались отклоненными. Император мог издавать, в соответствии с законами, указы «дай устройства и приведения в действие различных частей государственного управления» и повеления, «необходимые для исполнения законов» (подзаконные акты).
Император оставался также верховным руководителем «всех внешних сношений Российского государства», объявлял войну, заключал мир и международные договоры. Конституция оставила за ним право быть «державным вождем», то есть главнокомандующим армии и флота. Император мог издавать указы и повеления относительно дислокации войск, переведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и «всего вообще относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского государства» (ст. 14).
Прерогативой императора было объявление в стране военного и исключительного (чрезвычайного) положения, чеканка монеты и определение ее внешнего вида. Он ведал назначением и увольнением высших чиновников, жаловал титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния. Имущества, составлявшие личную собственность императора, и имущества, находящиеся в собственности царствующего императора (не подлежащие разделу, передаче по наследству и другим видам отчуждения), освобождались от платежа налогов и сборов.
Осуществляемой от имени
государя императора признавалась Основными
законами судебная власть в России.
За ним сохранялось право
По английскому принципу
«контрасигнатуры» подпись
Государственная дума вместе
с Государственным советом
Основные законы предоставили
Госдуме также компетенцию
Депутаты Государственной думы избирались населением на пять лет в создаваемых согласно избирательного закона округах, тайным голосованием. Дума проверяла полномочия своих членов. При нарушении процедуры выборов по решению Сената могло быть назначено переизбрание.
Государственная дума созывалась указами императора два раза в год (весенняя и осенняя сессии). Для рассмотрения обсуждаемых в ней вопросов действовало общее собрание Думы и образовывались комиссии и комитеты. Во главе Думы стояли выборный Председатель и два его товарища, избиравшиеся на один год. Секретарь Думы и его товарищи избирались на весь срок полномочий Думы ( 5 лет).
Депутаты считались
Заседания общего собрания Думы были публичными, на них допускались посторонние люди и пресса (кроме депутаций), однако по постановлению общего собрания могли назначаться и закрытые заседания. На заседания комиссий и комитетов не допускался никто.
Государственный совет
в Основных законах 1906 г. отличался
от задуманного ранее. Он действительно
оставался верхней, аристократической
палатой представительного
Законопроекты, рассмотренные в Государственном совете как результат его законодательной инициативы, поступали в Госдуму, а затем к императору для окончательного решения.
Поскольку целых 3 звена: Госдума, Госсовет и император – должны были утвердить закон, прежде чем он вступит в силу, устанавливалась система взаимных сдержек (заимствованная из австрийской конституции). При неутверждении хотя бы одним звеном закон считался отклонённым. В этой системе было рациональное зерно. Она мешала властям преследовать свои эгоистические цели. Но она и создавала подчас непреодолимые преграды на пути закона.
Предвидя возможные коллизии в принятии законов при системе взаимных сдержек, законодатель ввел в Основные законы статью 87, которая давала право правительству (Совету министров) и императору в перерывах между сессиями Госдумы издавать при необходимости чрезвычайные указы. Эти указы следовало затем утверждать Думой и Госсоветом. Акт, не внесенный на обсуждение в Госдуму, терял свою силу после ближайшей думской сессии. Но эти указы не могли затрагивать Основные законы, порядок выборов в обе палаты и их статус. При частых конфликтных ситуациях с Госдумой правительство Николая II нередко прибегало к принятию таких чрезвычайных указов.
Близкая по духу консервативным конституциям Японии, Пруссии, Австрии, российская конституция 1906 г. явилась выражением компромисса между новым и старым порядками. Несмотря на свою незрелость, она достаточно ярко знаменовала собой переход государства от самодержавного к конституционному правлению. Исследователи полагают, что именно ей российское общество обязано той политической свободой, которой ему удалось ненадолго воспользоваться (в перерыве между двумя р
32. Третьиюньский государственный переворот. Столыпинское
аграрное законодательство.
Третьеиюньский государственный переворот 1907 - роспуск II Государственной думы и нарушение Манифеста 17 ОК 1905. Явился завершением революции 9 ЯН 1905-3 ИН 1907, после которой установилась буржуазная третьеиюньская монархия - союз царя, дворян и крупной буржуазии, объединённый Государственной думой, конструктивную политику в интересах империи и народа в период 1907-1916. Совершён по предложению председателя Совета министров Столыпина П.А. императором Николаем II. Одновременно с роспуском II Государственной думы 3 ИН 1907 был изменён избирательный закон. Это позволило правительству получить послушную Думу, состав которой совершенно не отражал общественных настроений в стране. Издание нового избирательного закона, прозванного "бесстыжим", поскольку по нему крупные землевладельцы и буржуазия получали дополнительных выборщиков за счёт уменьшения числа выборщиков от рабочих
(в III Государственной думе один депутат от дворян представлял 230 избирателей, а от рабочих - 125 тыс.), крестьян, народов национальных окраин (якобы не достигших "достаточного развития гражданственности"). Правительство не могло обходиться без Думы, хотя Николай II неоднократно высказывал желание превратить её в совещательный орган, т.е. пересмотреть Манифест 17 ОК 1905. Дума была необходима для того, чтобы создавать иллюзию единения царя с народом. Лишение Думы законодательного статуса грозило острым конфликтом с буржуазными либералами и даже умеренно правыми политиками, что вело к полной изоляции режима от общества. Поэтому историки иногда характеризуют третьеиюньский режим как "конституционное самодержавие". Это означает, что по сути политический строй оставался самодержавным (в частности, правительство по-прежнему было ответственно только перед царём, а не перед Думой), но уже не мог существовать без конституционного прикрытия.