Система управления в СССР в 30-40 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 12:55, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в исследовании истоков и развития командно-административной системы управления в СССР в 30-40 г.г.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные направления развития межвоенных реформ в СССР в 20-30 годы
2. Охарактеризовать феномен государственного управления в годы Великой Отечественной войны.
3. Выявить особенности управления государством в послевоенные годы.

Содержание

Введение
1. Основные направления реформ государственного управления в межвоенные 20-30-е гг.
2. Феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне
3. Особенности послевоенного государственного управления
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)
 
 

Тема: Система управления в СССР в 30-40 годы

  • Вид работы: Курсовая работа (т)
  • Предмет: История  
  • Скачать
 

Вы можете узнать стоимость заказа авторской работы по этой "Система управления в СССР в 30-40 годы..." или схожей теме. Работу напишут специально для вас учитывая Ваши требования! 
 
 
Узнать стоимость или заказать курсовую работу

Также можно  подать объявление о поиске интересующей темы: 
 
 
Дать объявление о поиске реферата

 

Система управления в СССР в 30-40 годы

 

Содержание

Введение

1. Основные направления реформ государственного управления в межвоенные 20-30-е гг.

2. Феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне

3. Особенности послевоенного государственного управления

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность  исследования: Истоки этой системы уходят непосредственно к событиям второй российской революции (1917 - 1920 гг.). Важнейшей предпосылкой возникновения этой системы стала монопольная власть одной партии, сложившаяся после лета 1918 года. К тому же, резолюция Десятого съезда РКП(б) «О единстве партии» на деле привела к свертыванию внутрипартийной демократии, ликвидации прав меньшинства в партии, невозможности для него отстаивать свои взгляды и, в конечном счете, к превращению партии в безгласный и послушный придаток партийного аппарата. Дополнительную роль сыграло изменение состава партии в 20-е гг. Диктатура пролетариата превратилась в диктатуру партии, которая в свою очередь уже в 20-е гг. стала диктатурой ЦК.

В 20—30-х годах  Сталин вел ожесточенную борьбу за укрепление своей безграничной власти в партии и государстве, маскируя ее лозунгами «защиты ленинизма», «единства партии», «борьбы с. фракционностью», что обеспечивало ему широкую поддержку не только его ближайшего окружения, но и подавляющего большинства партийных масс, всех трудящихся.

Политика индустриализации и коллективизации сельского  хозяйства сопровождалась репрессиями, которые становились все более  широкими и всеобъемлющими. Они были направлены не только против видных политических деятелей, но и широких кругов представителей естественных наук, гуманитариев-философов, историков, видных поенных специалистов, писателей, поэтов, артистов и других.

В 1928—32 гг. страна переживала серьезные экономические трудности, связанные с просчетами в области  индустриализации страны, ошибками и  извращениями в области коллективизации сельского хозяйства. Это вызывало недовольство трудящихся. Как всегда, Сталин обвинил других в своих просчетах в области экономики. И первые обвинения и удары были нанесены по старой, пришедшей на службу стране Советов интеллигенции.

В. И. Ленин в период НЭПа считал необходимым и важным привлекать старую интеллигенцию на предприятия, стройки, в армию, в  научные учреждения, Госплан. Конечно, среди них были люди, ненавидевшие Советскую власть, создававшие контрреволюционные организации, Однако большинство интеллигенции и старых специалистов работали честно, помогая стране в области индустриализации, в строительстве Красной Армии.

Однако Сталин постарался возложить ответственность за многие трудности на бывших буржуазных специалистов, объявленных «вредителями», заявив, что трудности возникли по их вине.

Начались политические судебные процессы конца 20-х — начала 30-х годов, имевшие целью отвлечь  людей от реальных трудностей и их виновников, устрашить непокорных.

Объектом  данного исследования является государственное устройство СССР в 30-40 годы.

Предметом исследования - развитие и укрепление командно-административной системы управления в СССР в этот период.

Цель  данной работы заключается в исследовании истоков и развития командно-административной системы управления в СССР в 30-40 г.г.

Задачи  исследования:

1. Рассмотреть основные  направления развития межвоенных  реформ в СССР в 20-30 годы

2. Охарактеризовать  феномен государственного управления  в годы Великой Отечественной  войны.

3. Выявить особенности управления государством в послевоенные годы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

1.                Основные направления реформ государственного управления в межвоенные 20-30-е гг.

 

Послевоенные реформы  управления начались весной 1921 г. в  условиях кризиса власти, общества, обусловленного разрушительными последствиями  Первой мировой и Гражданской  войн, небывалой в истории антироссийской иностранной военной интервенции, разгулом мелкобуржуазной стихии, обострением идейно-политического, гражданского противостояния внутри страны, геополитического и социокультурного соперничества западной и российско-советской цивилизаций[9; С.67].

Реформы управления опирались на революционное творчество трудящихся, их стремление идти вперед, реализовать выбор 1917 г., воплотили идеи безальтернативной замены старого образа государственного управления, основанного на принципах власти крупных собственников, угнетения и эксплуатации человека труда частным капиталом, новым образом управления, основанным на принципах народной собственности и власти, без угнетения и эксплуатации человека человеком. На собственном опыте 1917-1920 гг. трудящиеся убедились в преимуществах, способностях советского типа управления защищать коренные интересы абсолютного большинства населения, решать как насущные задачи, так и долговременные проблемы. Укреплялась надежда на то, что управление преодолеет социальный хаос, вызванный потрясениями предыдущих лет, обеспечит стабильность и порядок на путях антикапиталистической модернизации, осуществит принципы социальной справедливости, равенства, демократии. Народная поддержка стала источником послевоенной перестройки управления.

В ходе демилитаризации был совершен в основном переход от милитаризации, тотального военно-коммунистического огосударствления органов управления к мирным задачам и нэповским методам управления. Отказ от военной чрезвычайщины позволил упразднить военно-революционные комитеты, ревтрибуналы, чрезвычайные комиссии, преобразовать часть чрезвычайных органов, освободить конституционные органы от чрезвычайных методов. Своеобразно преобразована и затем ликвидирована ВЧК РСФСР по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Сначала был сужен объем ее чрезвычайных функций, усилены в ее работе начала законности, приданы задачи ликвидации детской беспризорности - этого страшного наследия прошлого в виде 5,5 млн беспризорных детей. Хорошо организованный и разветвленный аппарат ВЧК осуществлял призыв Ф. Э. Дзержинского «Все на помощь детям!», создавал детдома, трудовые коммуны и колонии, собирал продовольствие и необходимые средства для содержания детей, проводил субботники в пользу детей, передал под детдома отобранные у богачей лучшие особняки и загородные дачи, сотрудничал с Американской организацией помощи голодающим, фондом помощи Фритьофа Нансена и др. В 1922 г. упразднены ВЧК, а также ее местные и транспортные, фронтовые, армейские чрезвычайные комиссии, образовано Государственное политическое управление с новыми функциями в составе СНК РСФСР. Из ведения ВЧК, ГПУ, других административных органов изъяты судебные функции, переданные народным судам. До 1936 г. продолжала функционировать лишь созданная в 1920 г. при СНК Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК ЛБ), которая руководила обучением неграмотных и малограмотных взрослых с помощью добровольного общества «Долой неграмотность», возглавляемого председателем ВЦИК М. И. Калининым, опираясь на организационную структуру системы ликбеза.

Совет труда и  обороны теперь действовал на правах комиссия СНК, согласовывал деятельность ведомств, преимущественно в хозяйственном строительстве, имел в составе наркомов ВСНХ, труда, земледелия, продовольствия, рабоче-крестьянской инспекции, представителей ВЦСПС, ЦСУ, возглавлялся председателем СНК В. И. Ульяновым (Лениным), преобразован (1923 г.) в ЭКОСО, в исполкомах созданы экономсовещания, координировавшие работу местных хозяйственных органов.

Нэповская перестройка управления воплотилась в расширении его демократических принципов, экономических методов в трестировании, акционировании, синдицировании промышленности, поддержке концессионной, смешанной, кооперативной форм государственного капитализма, разветвленной банковской системы, развитии товарно-денежных, рыночных отношений» проведении финансовой и денежной реформ, частичной денационализации и приватизации мелких и средних предприятий, использовании частного и иностранного капитала и др.

Произошло более  четкое разделение функций государственных  управленческих структур, усилена роль ВСНХ, местных СНХ в руководстве экономикой, изменена внутренняя структура ВСНХ, изымались из ведения его главных комитетов и передавались непосредственно предприятиям многие вопросы, что определило тенденции упразднения разбухшей в военное время системы главкизма и развития хозяйственной самостоятельности предприятий.

В системе государственного управления возникли структуры, ведавшие сферами внутренней торговли (Комиссия СТО, наркомат), концессий (главный концессионный  комитет), кооперации, кредита и др., что изменяло априорные догматические и военно-коммунистические представления о характере советского управления.

В 1922 г. вступили в  действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный, Трудовой и другие кодексы РСФСР, которые юридически оформили единое правовое пространство государственного нэповского управления, правовые основы регулирования и пределы частно-хозяйственной деятельности при определяющей роли государственной собственности.

Конституционность основ советского управления — фундаментальное направление его реформирования в межвоенные 20-30-е гг., сначала на основе Конституции РСФСР, затем — Конституций СССР 1924 г. и 1936 г. В первые годы нэпа управление перестроено на основе Конституции РСФСР 1918 г. Восстановлена была выборная основа органов управления с ее специфическими чертами: прямые выборы с открытым голосованием в сельские и городские Советы, многоступенчатые — в высшие органы власти и управления; избирательные участки — по предприятиям, территориальные — для неохваченного производством населения, преимущество в нормах представительства Для рабочих по отношению крестьянству; лишение избирательных прав семи категорий лиц; многопартийность Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Возросла роль выборных всероссийских и местных съездов Советов в формировании исполнительных управленческих структур из депутатов, увеличен количественный состав представительных, исполнительных органов, усилена их ответственность перед трудящимися. На заседания Советов привлекались рабочие, крестьяне, заседания местных Советов проводились нередко в рабочих кварталах, на промышленных предприятиях. Работники органов власти и управления регулярно отчитывались перед населением, информировали трудящихся о всех мероприятиях советской власти. С целью усиления надзора за государственным аппаратом, упрощения его, устранения бюрократизма, волокиты возвышалась роль рабоче-крестьянской инспекции, в работе которой участвовали широкие массы рабочих и крестьян. Изменились в сторону демократизации, упорядочены на конституционной основе взаимоотношения центральных и местных органов управления, расширены права, самостоятельность последних. Они стали функционировать на основе законно изданных в развитие Конституции специальных Положений (1922 г.) о губернских, уездных, городских, волостных Советах, их исполкомах. Активизации их служил лозунг оживления Советов после войны[11; С.39].

Восстановлено действие ст. 37 Конституции РСФСР, согласно которой  «общее управление делами РСФСР принадлежит СНК, который принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни». Возросла роль СНК как высшего исполнительного органа управления. Он изменил функции, упорядочил всю систему управления применительно к задачам и условиям послевоенного развития.

Восстановлению конституционных  основ управления сопротивлялись Л. Д. Троцкий, его сторонники, которые  пытались сохранить военно-коммунистические методы, еще больше «закрутить гайки», огосударствить все сферы общественного управления. Г. Е. Зиновьев муссировал тезисы «диктатуры правящей партии», однопартийного государственного управления. Занимая высокие должностные посты в партии и государстве, они утверждали в общественном сознании и на практике постулат о том, что партия и руководит, и управляет в государстве рабочих и крестьян, что противоречило изначальной плюралистической природе советского управления.

В. И. Ленин в своих  последних трудах обосновал необходимость  перемен в государственном управлении, которое сохраняло военно-коммунистические черты во многих сферах. Он предложил последовательно проводить конституционные основы в государственном управлении, соблюдать установки X и XI съездов РКП(б) о недопущении смешения функций партийных и государственных органов, реформировать весь государственный аппарат, орабочить и окрестьянить его снизу доверху, построить его рационально на принципах научной организации, максимально сократить, удешевить, сделать гибким, оперативным, установить над ним всесторонний и систематический народный контроль. Решение этих задач предлагалось возложить на реорганизованный наркомат Рабоче-крестьянской инспекции (Раб-крин), где сосредоточить лучшие силы специалистов управления, а также наиболее авторитетных рабочих и крестьян, повысить авторитет Рабкрина, придать его решениям обязательную силу, организовать совместную работу РКИ и Центральной контрольной комиссии РКП(б) по совершенствованию аппарата управления. Следовало делегировать в Рабкрин из увеличенного состава ЦКК ее членов преимущественно политически активных рабочих и крестьян, наладить тесную организационную связь НК РКИ и ЦКК РКП(б), усовершенствовать взаимоотношения с ЦК партии, принимать партийные решения и государственные законы с учетом обширных исследовательских материалов Рабкрина, который должен сохранить самостоятельный статус наркомата в составе правительства и перестроить работу всех других наркоматов на научной правовой основе.

Информация о работе Система управления в СССР в 30-40 годы