Система высших и местных органов власти ВКЛ в 14 - 16 в.в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:58, контрольная работа

Описание

В настоящей контрольной работе автор считает основной целью определение государственного устройства Великого княжества Литовского в период его развития, территориального расширения и усиления, рассмотрение форм и способов организации местного управления и самоуправления в землях, подчиненных великому князю, определение особенностей самоуправления в городах, которым было предоставлено магдебургское право.

Работа состоит из  1 файл

ИГП 10 вариант.docx

— 49.08 Кб (Скачать документ)

Система высших и  местных органов власти ВКЛ в 14 - 16 в.в.

 

Государственный строй ВКЛ  в 14-16 в.в.

 

Форма правления, система управления, должностное  лицо, вассалитет, великий князь  – монарх, глава государства, маршелок, подскарбий, казначений, гетман, воевода, канцлен и др., правовые акты, ряд-договор, сословно-представительный орган управления, Рада, Сейм, магнаты, шляхта.

 

Великое княжество Литовское  по форме правления представляло собой феодальную монархию. В период формирования своей территории система  управления Великим княжеством Литовским  была построена по принципу вассалитета. Во главе государства стоял государь, котор ый назывался великим князем, реже - королем. Первый титул короля носил Миндовг после коронации в Новогородке в 1253 г. Правовой статус монарха Великого княжества Литовского в ХШ-ХУ вв. характеризовался концентрацией в его руках широких властных полномочий. Он командовал вооруженными силами, управлял внешней политикой, выдавал грамоты и другие правовые акты, осуществлял контроль за управлением финансово-хозяйственной деятельностью. Но власть великого князя не была абсолютной и ограничивалась верхами класса феодалов, некоторые из них входили в состав рады ВКЛ. Владея огромными землями, имели большое количество вассалов - зависимых людей. Кроме того, власть великого князя ограничивалась сеймом. Осуществляя свою власть, князь опирался на должностных лиц центрального и местного управления, а также других крупных феодалов, которые были его ближайшими советниками - составляли его раду. В раду входили ближайшие родственники великого князя, некоторые князья-вассалы, должностные лица центрального и даже местного государственного аппарата. В состав рады по должности входили и представители духовенства.

 

Сойм, как законодательный  орган, берет начало с древнейших вечевых собраний, которые при  феодализме превратились в сословно-представительные органы. Кроме того, соймом назывались и другие собрания, например, собрание жителей города или поветовой шляхты. На заседания сойма приглашались все епископы, князья вассальных княжеств, должностные лица центральных и местных органов управления, а также феодалы, которые пожелали присутствовать. Порядок созыва и работы сойма до XVI в. регулировался не законами, а обычным правом. Решения на сойме принимались, как правило, государем и радой. В XVI в. законодательные функции сойма и феодалов, на нем присутствующих, чуть увеличились, однако все решения готовились руководящими верхами - государем и радой.

К высшим служебным особам относился маршалок. Он следил за сохранением порядка и этикета при дворе великого князя, старшинствовал на заседаниях сойма и рады, объявлял решения государя, сойма и рады, осуществлял правосудие в отношении особ, виновных в преступлении в месте присутствия государя или на сойме.

Помощником князя в  командовании армией были гетман, воевода, которые могли осуществлять суд  над подчиненными. Позднее воеводами  начали называться руководители местной  администрации. Финансовые вопросы  были в ведении подскарбия земского. Функции дворцовой администрации исполняли коморники, ведавшие имуществом князя; стольники, мечник и др. должностные лица.

В XVI в. интенсивно развивается  государственный аппарат: усложняется  структура, увеличивается численность, унифицируются местные органы, происходит централизация.  Именно во второй половине XVI в завершается процесс складывания и правового закрепления основных звеньев государственного аппарата.

 

В XVI во главе государства, как и прежде, стоял монарх (господарь, Великий князь литовский, король польский). В соотвествии с преамбулой Статута 1529 года должность господаря была выборной. При избрании господарь заключал ряд-договор, в котором содержались обещания (соблюдать прежние законодательство страны, новые нормативные акты принимать только с панами-радами, сохранять прежние права и льготы различных категорий населения и прежнее должности (врады) - Статут 1529 г., разделы I и III. Власть господаря была весьма ограниченной, т.к. он не обладал единоличной властью: любые важные вопросы решались обязательно с участием панов радных.

В XVI в. на престоле ВКЛ сменилось 5 великих князей: Александр I (1492-1506 гг.), Жигимонт (Сигизмунд) I Старый (1506-1548гг.), Жигимонт (Сигизмунд) II Август (1544-1572 гг ), Стефан Баторий (1575-1582 гг. ) и Жигимонт (Сигизмунд) III Ваза (1587-1632 гг.).

Вторым по значительности высшим органом была Рада -постоянно действующий коллегиальный орган, который фактически осуществлял реальную власть в государстве. В состав Рады входили крупные светские феодалы - паны радные, католические епископы (в первую очередь Вилен-ский и Жмудский) и лица по должности (канцлер, гетман земский, маршалок земский, маршалокдворный, подскар-бий земский и ряд других должностных лиц). Численный состав Рады законодательно не был определен, а на практике колебался от трех до сорока человек в зависимости от важности рассматриваемых вопросов. Компетенция Рады была столь широкой, что фактически ни один вопрос, относящийся к компетенции различных высших органов, не решался без его обсуждения в Раде

 

Сейм ВКЛ как сословно-представительный орган окончательно сформировался  именно в XVI в. В него входили представители шляхты, избираемые ежегодно от каждого повета по одному человеку. Но в работе сеймов помимо послов, избранных от шляхты, принимали участие гос-подар, паны-радные, католические и православные епископы и лица, занимавшие высшие и местные рады.

 

По мере накопления опыта  работы постепенно законодательно закрепляется порядок рассмотрения судебных дел  на Сейме (арт.5 р. VI Статута 1529 г), определяется исключительная его компетенция (арт. 12 р.III Статута 1566 г.). Четко установленных сроков созыва Сеймов, места и продолжительности их проведения не было. Они собирались по мере необходимости в разных городах (Вильно, Гродно, Слониме и др.) и могли продолжать работу в течение нескольких дней или месяцев, но чаще всего - в течение 2-4 недель.

 

Особенностью государственного аппарата ВКЛ являлось отсутствие коллегиальных  отраслевых органов управления. Вместо них была создана довольно широкая  система высших и дворных должностей, основанных на принципах единоначалия, назначения, кормления, персональной ответственности, совмещения должностей и др. Например, Николай Радзивил в начале XVI в. занимал одновременно две государственные весьма значимые должности: земский маршал и воевода трокский, а затем канцлер и воевода виленский; а Юрий Радзивил в 30-х годах XVI в. - четыре должности: великий гетман, староста гродненский, наместник мозырский, державца лидский, скидальский, белицкий

Среди высших должностных  лиц государственного аппарата следует  назвать канцлера, который заведывал государственной канцелярией и был хранителем большой государственной печати, без которой ни один нормативный акт не имел юридической силы. Он активно участвовал в разработке нормативных актов, следил за учетом всей входящей корреспонденции, поступающей на имя господаря (жалобы, прошения, донесения, судебные дела и т.д.). В его подчинении был большой штат должностных лиц (врадников): подканцлер, писари, дьяки и др. Важнейшую роль в системе государственного аппарата занимал земский маршал, в обязанности которого входили контроль за соблюдением этикета при дворе господаря и охрана порядка не только во дворе великого князя, но и в любом месте его нахождения. Он руководил приемом послов, просителей с челобитными на имя государя, мог председательствовать на заседаниях вального Сейма и Рады при отсутствии господара, Виленского и Жмудского католических епископов; осуществлял рассмотрение судебных дел, связанных с совершением правонарушений во время работы Сейма, и решал ряд других вопросов.

Все финансово-хозяйственные  вопросы и государственная казна  были в ведении земского подскарбия. Он ведал доходами и расходами государственной казны, сдачей в аренду государственного имущества, осуществлял общее управление всем государственным имуществом и т. д Его ближайшим помощником был дворный и подскарбий и множество скарбников, ревизоров, сборщиков налогов и т.д., ведающими по его указанию отдельными вопросами хозяйственно-финансовой деятельности. Вооруженные силы ВКЛ были в ведении гетмана наивысшего (земского, великого). Он не только командовал войском и организовывал оборону или военный поход, но ведал вопросами сбора войска, его комплектованием, снабжением. В его подчинении были гетман польный, гетман дворный, воеводы, каштеляны, поветовые старосты и другие должностные лица. Численность дворных врадов (должностей) была еще больше, чем земских, а их специализация - более узкой. Например, дворный подчаший, дворный подстолий, конюший, постельничий, крайний, кухмистр, мечник, ловчий, ключники, подключив, стольники, чашники и т.д

В государственном строе  Великого княжества Литовского, составной  частью которого являлась и Беларусь, произошли значительные изменения  под воздействием объективных и  субъективных причин. Завершился процесс складывания территории государства, унификации его административно-территориального деления в результате проведенной в 1564-1566 гг. административной реформы, что в итоге привело к окончательному оформлению централизованного государства. Вся территория государства была разделена на 13 воеводств, которые в свою очередь делились на поветы. Воеводства были различны как по территории, так и по количеству населения, имея неодинаковое число поветов (от одного до пяти).

Централизованное государство  сложилось, как и во многих других странах мира, в форме сословно-представительной монархии. Для нее характерно наличие  монарха, власть которого ограничена, и сословно-представительных органов, которые, как правило, совместно  решают наиболее важные вопросы как  внутренней, так и внешней политики. Поскольку эта форма правления  всегда означает более высокий уровень  развития феодальной демократии, то все  аспекты создания и функционирования сословно-представительных органов  Великого княжества Литовского, их взаимоотношений с государем  и его администрацией находят  правовое закрепление. Но это происходит не сразу, а постепенно, по мере накопления опыта работы и диалектического  процесса складывания самих сословно-представительных органов - великих вольных сеймов и поветовых сеймиков, - о чем  свидетельствуют нормы Статутов ВКЛ 1529, 1566, 1588 годов.

 

 

 

 

Введение

 

Территория нынешней Республики Беларусь в период времени с середины XIII века и до середины XVI века находилась в составе Великого княжества  Литовского, Русского и Жемайтского. Изначально в его состав входила лишь незначительная ее часть (северо-западная часть белорусских земель), но впоследствии, в ходе присоединения к ВКЛ других, прилегавших к ней земель, постепенно в его состав входят практически вся территория нынешней Беларуси.

 

Именно в период вхождения  белорусских земель в состав ВКЛ  происходит формирование белорусской  народности, развивается, как самостоятельный, белорусский язык, происходит процесс  нивелировки материальной и духовной культуры белорусского народа.

 

По этим и ряду других причин, по мнению автора указанный период времени является наиболее важным в формировании белорусского общества в целом, его культуры, материальных и духовных ценностей.

 

В настоящей контрольной  работе автор считает основной целью  определение государственного устройства Великого княжества Литовского в  период его развития, территориального расширения и усиления, рассмотрение форм и способов организации местного управления и самоуправления в землях, подчиненных великому князю, определение  особенностей самоуправления в городах, которым было предоставлено магдебургское право.

 

При написании контрольной  работы для достижения поставленной цели автор производит анализ учебных  пособий по истории Беларуси, истории  ее государства и права, а также  научных трудов некоторых авторов (Вишневского А.Ф., Сароковика И.А., Ковкеля И.И., Ярмусика Э.С., Копысского З.Ю., Чигринова П.Г, и др.) всесторонне рассматривает проблему становления и развития государственного устройства Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского по мере его расширения и усиления на фоне вхождения в его состав новых земель с целью определения особенностей организации местного управления и самоуправления в землях ВКЛ, а также городах, входящих в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского.

 

Для наиболее ясного представления  общественного строя ВКЛ в  контрольной работе широко приведены  статистические данные, другие цифры, почерпнутые в ходе изучения многочисленных учебных пособий и научных  трудов белорусских авторов.

 

 

 

 

 

Государственное устройство Великого княжества Литовского

 

В XV - первой половине XVI веков  Великое княжество Литовское  развивалось с учетом белорусских  политических традиций, хотя все без  исключения великие князья по линии  отцов были литовского происхождения. Руководящая политическая роль в  ВКЛ также принадлежала крупным  феодалам-землевладельцам литовского происхождения, которые назывались тогда панами. Из них, а также из родственников великого князя состоял  и высший государственный орган  – рада, или так называемая «паны-рада». Они же занимали и высшие государственные и придворные посты.

 

Политическое положение  белорусских феодалов отличалось от статуса литовских. Белорусские  феодалы не участвовали в руководстве  государством, они длительное время  не входили в состав рады, не голосовали при выборах великого князя. Если крупные литовские феодалы были подсудны только великому князю, то белорусские  – представителям местной великокняжеской  администрации1.

 

Власть великого князя  фактически была ограничена, с одной  стороны, крупными феодалами, а с  другой – местными привилегиями отдельных  территорий. Главной обязанностью великого князя была защита целостности государства. Он стоял во главе вооруженных  сил, от его имени издавались законодательные  акты, вершился суд. В его ведении  находились дипломатические отношения  с другими странами, объявление войны  и мира. Он назначал на государственные  должности и распоряжался государственным  имуществом.

 

Роль рады в политической жизни государства постепенно возрастала. В 1413г. Городельским актом существование великокняжеской рады было оформлено юридически. За ней закреплялся статус государственного органа, который не только имел право, но и обязан был давать рекомендации великому князю. В привилеях государя 1492г. и 1506г. права рады, связанные с ограничением великокняжеской власти, подтверждались и расширялись.

Информация о работе Система высших и местных органов власти ВКЛ в 14 - 16 в.в.