Скульптура древней Греции. Период архаики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:05, реферат

Описание

Период архаики - это период становления древнегреческой скульптуры. Уже понятно стремление скульптора передать красоту идеального человеческого тела, которое в полной мере проявилось в произведениях более поздней эпохи, но слишком трудно еще было отойти художнику от формы каменного блока, и фигуры этого периода всегда статичны.

Работа состоит из  1 файл

Скульптура древней греции.docx

— 245.92 Кб (Скачать документ)

Рязанский государственный  радиотехнический университет

 

 

 

 

 

Реферат

"Скульптура древней Греции.

Период архаики".

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы 8312

Кашицина А.С.

 

Проверил:

Лоташева Т.М.

 

 

 

 

 

Рязань, 2010

 

Период архаики - это период становления  древнегреческой скульптуры. Уже  понятно стремление скульптора передать красоту идеального человеческого  тела, которое в полной мере проявилось в произведениях более поздней  эпохи, но слишком трудно еще было отойти художнику от формы каменного  блока, и фигуры этого периода  всегда статичны.

Первые памятники древнегреческой  скульптуры эпохи архаики определяются геометрическим стилем (VIII в.). Это схематичные  фигурки, найденные в Афинах, Олимпии, в Беотии. Архаическая эпоха древнегреческой  скульптуры приходится на VII -- VI вв. (ранняя архаика - около 650 -- 580 гг. до н. э.; высокая -- 580 -- 530 гг.; поздняя - 530 - 500/480 гг.).

Начало монументальной скульптуры в Греции относится к середине VII в. до н. э. и характеризуется дедаловским стилем, который связан с именем полумифического скульптора Дедала. К кругу «дедаловской» скульптуры относится статуя Артемиды Делосской, творение рук ученика Дедала Ендия.

«Артемида» с острова Делоса (7 в. до н.э.), принесенная в дар  богине некоей Никандрой (как следует  из надписи на статуе), представляет собой почти нерасчлененный каменный блок со слабо намеченными формами  тела. Голова поставлена прямо, волосы симметрично падают на плечи, руки опущены  вдоль тела, Ступни ног кажутся  механически приставленными к глыбообразной  массе длинной одежды.  Новым здесь является лишь некоторое стремление к правильной пропорциональности человеческой фигуры.

Статуя «Геры» с острова Самоса (первая половина 6 в. до н.э.), сделана примерно через сто лет после предыдущей. Художник, создавший эту статую, очень хорошо передал различные ткани — тяжелой верхней и тонкой нижней одежды, тщательно изобразил складки, несомненно правильно установил пропорции этой женской фигуры. Однако статуя напоминает скорее ствол дерева, а не живое человеческое тело; она кажется скованнее и мертвеннее, чем самые условные из египетских статуй. По сравнению с искусством гомеровского периода здесь есть, конечно, много нового и прежде всего — строгая, ясная пропорциональность и объемность фигуры. Но подлинно реалистических задач такое искусство еще не ставит: задачей художника было создать торжественное, застывшее изваяние, предмет культа, священный и таинственный образ божества.

«Восточным», ориентализирующим  духом отличались сидящие фигуры правителей (архонтов), расставленные  вдоль дороги к древнему храму  Аполлона (Дидимейону) близ Милета (в  Ионии). Эти схематичные, геометрически упрощенные статуи, похожие на каменные глыбы с сухо прочерченными линиями складок одежды, были сделаны очень поздно — в середине 6 в. до н.э. Образы правителей (имя одного из них — Харес — сохранилось в надписи на статуе) трактованы как торжественные культовые изображения. Можно представить себе, что таким могло стать все искусство Греции, если бы в нем не победила передовая гуманистическая и демократическая тенденция художественного развития.

Одиночная скульптура конца архаического периода представлена двумя основными  типами: изображением обнаженного юноши  – куроса, именуемого также архаическими Аполлонами, и фигурой одетой в длинный, плотно облегающий тело хитон девушки - коры.

Тип куроса сложился на протяжении 7 и  начала 6 в. до н.э. первоначально, по-видимому, на Пелопоннесском полуострове. Его появление имело большое прогрессивное значение для дальнейшего развития греческой скульптуры. 

Статуя куроса – обнаженного шагающего юноши – трактовалась как образец силы, доблести, физического здоровья. 

Он всегда стоит прямо, его тело пронизано готовностью  к движению, а конструкция тела показана и подчеркнута с предельной ясностью. Лицо не выражает никаких  индивидуальных черт характера, но и  в нем кроются возможности  разнообразных переживаний, оно  овеяно блаженной, «архаической» улыбкой, которую нельзя назвать ни веселой, ни грустной, лишь намек на радость, заложенную в этом, словно только что созданном человеке.

Связанные сначала с культом  героев, эти статуи куросов к 6 в. до н.э. стали связываться с еще  более жизненными образами идеальных  воинов, — они начали служить  надгробиями воинов и ставиться  в честь победителей на олимпийских  и других состязаниях.

Общее развитие типа куроса шло в  сторону все большей верности пропорций, преодоления элементов  геометрического упрощения и  схематизма, ухода от условной декоративной орнаментальности в трактовке деталей. Однако до самого конца 6 в. до н.э. сохранялся фронтальный и неподвижный строй этих статуй, словно выключавший их из реального пространства, из реальной жизни. Это глубокое противоречие самого типа статуи куроса — между их общественным содержанием и традиционной условностью формы — не могло быть разрешено архаическим искусством. 

 

До нашего времени дошло несколько  десятков таких статуй. Наиболее известная  мраморная фигура Аполлона из Теней. На устах его играет характерная  для того времени “архаическая улыбка”, глаза широко раскрыты, руки опущены  и сжаты в кулаки. Принцип фронтальности  изображения соблюден в полной мере.

Черты ранней дорической трактовки  типа куроса очень наглядно выражены в скульптурной группе Полимеда Аргосского, посвященной легендарным героям — Клеобису и Битону. От этой группы сохранилась лишь одна целая статуя, другая дошла в обломках. Полимед, работавший в Аргосе на Пелопоннесе, — одно из первых исторически достоверных имен мастеров греческого искусства; жил он в первой половине 6 в. до н.э.

Для «Клеобиса» (или Битона, так как неизвестно, кто из них изображен в сохранившейся статуе) характерна резко и довольно еще грубо подчеркнутая структура человеческого тела; он поставлен строго фронтально и почти симметричен, если не считать того, что его левая нога выдвинута вперед, условно изображая движение фигуры. В этом изображений физически развитого и хорошо подготовленного к борьбе бойца-гоплита его духовные качества (мужественность, сила духа, решимость и т. п.) показаны еще в самой примитивной и неопределенной форме.

Другим примером ранней статуи куроса может служить курос Метрополитенского  музея в Нью-Йорке, более стройный, но не менее схематичный по своей  форме (в особенности это относится  к геометризированному и орнаментальному  исполнению деталей головы).

К середине 6 в. до н.э. куросы начали становиться  более живыми и человечными, мышцы  тела стали моделироваться лучше, пропорции  стали более правильными. Стремление придать выразительность лицу статуи привело к сложению очень часто  повторяющейся в архаической  скульптуре схемы так называемой «архаической улыбки». Улыбка эта имела  вполне условный характер, но все же она, видимо, должна была выражать состояние  той жизнерадостности и уверенности  в своих силах, которыми был проникнут  весь образный строй статуи. Правда, нередко эта «архаическая улыбка», чрезмерно подчеркнутая и орнаментально  трактованная, придает куросам несколько  манерный облик (как, например, в так называемом «Аполлоне Тенейском», сделанном в первой половине 6 в. до н.э.). Глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки. Принцип фронтальности изображения соблюден в полной мере.

Так называемый «Аполлон Птойос» (из Беотии) является хорошим образцом куроса времен поздней архаики. Более  точная моделировка формы, благородство пропорций и верное чувство строения человеческого тела придают этой статуе несравненно большую жизненную  убедительность; ее строгая простота гораздо более соответствует  образу героя, чем преувеличенно  подчеркнутая физическая сила более  ранних куросов. Тем более неоправданной  выглядит здесь традиционная схема  фронтальной и неподвижной композиции.

 

Именно в куросах скульпторы воплотили идею единства холодного совершенства формы и жизненной правды, достигнув исключительной целостности образа.

Первые куросы датируются Серединой VII в. до н. э.

 К этому же времени относится первая скульптурная храмовая декорация - рельефы и статуи из Принии на острове Крит. В дальнейшем скульптурная декорация заполняет поля, выделенные в храме самой его конструкцией -- фронтоны и метопы в дорическом храме, непрерывный фриз (зофор) -- в ионическом. Наиболее ранние фронтонные композиции в древнегреческой скульптуре происходят с афинского Акрополя и из храма Артемиды на острове Керкира (Кор-фу). Надгробная, посвятительная и культовая статуи представлены в архаике типом куроса и коры. Архаические рельефы украшают базы статуй, фронтоны и метопы храмов (в дальнейшем на место рельефов во фронтонах приходит круглая скульптура), надгробные стелы.

 

Безмятежные коры – юные девушки, задрапированные в длинную одежду с устремленным вперед взором и «архаической» улыбкой. Они охраняли вход в древних храм Афины на Акрополе, и считалось, вызывали у богини особую радость.

Главная особенность при  создании кор заключалась в том, что однообразные по чертам и выражению  лиц, они приобретают неповторимую индивидуальность благодаря драпировкам тканей, складкам одежд, размещению и рисунку узоров на них.

Так, например, кора в пеплосе облачена в шерстяной пеплос (женская верхняя одежда из легкой ткани в складках, без рукавов, надевавшаяся поверх туники), надетый на тонкий льняной хитон (подобие рубашки, чаще без рукавов). Простая накидка из плотного материала скрывает ее плечи, и весь наряд дает ощущение наивной чистоты и девического простодушия.

Свежесть и душевную ясность  и без того пленительного образа некогда усиливала цветовая гамма  в раскраске скульптуры. В соответствии со вкусом архаики брови и ресницы были синими, глаза и губы – коричневыми, струящиеся по плечам волосы – розовато-красными, края льняного хитона и накидки – зелеными.

Ни детство, ни старость тогда не привлекали внимания художников, ведь только в зрелой молодости жизненные  силы находятся в расцвете и равновесии. Ранние греческие скульпторы создавали образы Мужчины и Женщины в их идеальном варианте.

Архаические скульптуры (как, впрочем, и классические) не были такими однообразно белыми, как мы представляем их сейчас. На многих сохранились следы раскраски. Волосы мраморных девушек были золотистыми, щеки розовыми, глаза голубыми. На фоне безоблачного неба Эллады все это должно было выглядеть очень празднично, но вместе с тем и строго, благодаря ясности, собранности и конструктивности форм, и силуэтов. Чрезмерной цветистости и пестроты не было.

Таким образом, в эпоху архаики  были заложены основы древнегреческой  скульптуры, направления и варианты ее развития. Уже тогда были понятны  основные цели скульптуры, эстетические идеалы и стремления древних греков. В более поздние периоды происходит развитие и совершенствование этих идеалов и мастерства древних  скульпторов.


Информация о работе Скульптура древней Греции. Период архаики