Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:35, реферат
Борис Годунов одержал победу в нелегкой борьбе за престол между представителями высшей знати и был первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе. За свое недолгое правление он проводил миролюбивую внешнюю политику, решив на 20 лет спорные вопросы с Польшей и Швецией. При нем Россия продвинулась в Сибирь, окончательно разгромив Кучума.
Смутное время (смута) термин,обозначающий события начала XVII века в России. После смерти в 1584 г. Ивана Грозного его наследником и царем стал слабый и болезненный Федор Иванович (1584-1598). Началась борьба за власть внутри страны .
Смутное время охватывает 1598-1613 гг. За эти годы на русском троне побывали царский шурин Борис Годунов (1598-1605), Лжедмитрий I (июнь 1605 – май 1606 гг.), Василий Шуйский (1606-1610), Лжедмитрий II (1607-1610), а затем междуцарствие - Семибоярщина (1610-1613).
Борис Годунов одержал победу в нелегкой борьбе за престол между представителями высшей знати и был первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе. За свое недолгое правление он проводил миролюбивую внешнюю политику, решив на 20 лет спорные вопросы с Польшей и Швецией. При нем Россия продвинулась в Сибирь, окончательно разгромив Кучума. В 1601-1603 гг. на Россию обрушился голод, вызванный неурожаями. Годунов принимал определенные меры по организации общественных работ, разрешил холопам уходить от своих господ, раздавал голодающим хлеб из государственных хранилищ. Однако улучшить положение не удавалось. Усугубляло взаимоотношения власти и крестьян аннулирование в 1603 г. закона о временном восстановлении Юрьева дня, что означало усиление крепостничества. Недовольство масс вылилось в восстание холопов, которое возглавил Хлопок Косолап. Это восстание многие историки считают началом Крестьянской войны. Высшим этапом Крестьянской войны начала XVII в. (1606-1607) было восстание Ивана Болотникова, в котором участвовали холопы, крестьяне, посадские люди, стрельцы, казаки, а также присоединившиеся к ним дворяне.
В это время в Польше против царя Бориса выступил молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, и заявил о своем намерении идти на Москву, добывать престол. Русский народ, преданный своим законным государям, рад был вести о мнимом спасении царевича, признал самозванца царем и помог ему взойти на Московский престол. Воцарение Лжедмитрия грозило страшными последствиями для православной церкви и государства. С его помощью первые пытались уничтожить в России православие, заменив его католичеством, а вторым подчинить себе Русское государство. Началась борьба безвестного молодого авантюриста с могущественным царем, и в этой борьбе Расстрига оказался победителем. А бояре и воеводы хоть и не верили претенденту, но, не будучи преданны Борису, вели военные операции вяло и нерешительно. В апреле 1605г.царь Борис умер, и тогда его войско перешло на сторону претендента, а затем и Москва с торжеством приняла законного государя царя Дмитрия Ивановича. Новый царь оказался деятельным и энергичным правителем. В дипломатических отношениях с другими государствами он принял титул императора и пытался создать большой союз европейских держав для борьбы против Турции. Но скоро он стал возбуждать недовольство своих московских подданных, во-первых, тем, что он не соблюдал старых русских обычаев обрядов, а во-вторых, тем, что пришедшие с ним поляки держали себя в Москве высокомерно и заносчиво, обижали и оскорбляли москвичей. В ночь на 17 мая 1606г, подняв набатным звоном московский народ против поляков, бояре сами с кучкой заговорщиков ворвались в Кремль и убили царя. Русского престола стали добиваться двое бояр: князья Василий Шуйский и Василий Голицын. За Шуйского стояла малочисленная, но сильная партия московских бояр, они и «выкрикнули» Шуйского царем 19 мая 1606, в результате чего он был избран на русский престол. Но сразу же после его воцарения появились слухи о чудесном спасении царевича Дмитрия. В Новгороде - Северском на юго-западной окраине России объявился его «посланник» — Иван Болотников, который осенью 1606 поднял народное восстание. Главной силой, использованной Шуйским для идеологического воздействия на массы, являлась церковь. С самого начала восстания под предводительством Болотникова она заняла по отношению к восставшим резко враждебную позицию. Особенно непримирим был патриарх Гермоген. Он писал грамоты, в которых призывал «всех православных христиан на борьбу с Болотниковым, изображая участников восстании, как отступников от Бога и от православной веры, которые повинуются Сатане и дьявольским четам», а Василия Шуйского – как «воистину свята и праведна истинного христианского царя».
Болотников с огромным
скопищем "воровских людей"
подошел к Москве, с другой
стороны подошли рязанские и
тульские служивые люди; но когда
последние поближе
Лжедмитрий II — авантюрист, самозванец, выдававший себя за Лжедмитрия I, якобы спасшегося во время восстания 17 мая 1606; прямой ставленник антирусских кругов Речи Посполитой. Основу его военных сил составили польские отряды, русского южного дворянства, казачество. Разбив под Болховом войско Василия Шуйского Лжедмитрий II подступил к Москве и обосновался в с. Тушине. Здесь было сформировано правительство из части русских феодалов и приказных дельцов. Фактически во главе Тушинского лагеря стояли руководители польских отрядов. Не будучи в состоянии одолеть тушинцев, царь Василий вынужден был обратиться за помощью к шведам, которые согласились послать ему вспомогательный отряд войска. Во главе московского войска встал в это время молодой талантливый племянник царя Василия – князь Михаил Скопин-Шуйский. С помощью шведов и ополчений северных городов, которые поднялись против власти тушинского правительства, Скопин-Шуйский очистил от тушинцев север России и двинулся к Москве. Однако вмешательство шведов
в русские дела вызвало
Город был в тревоге и в
смятении, царь Василий потерял всякое
доверие и авторитет, 17 июля 1610г.
он был свергнут с престола, а 19-го
насильственно пострижен в
После того, как 17 июля 1610 года
в результате заговора царь
Василий Шуйский был свергнут,
высшую власть взяла на себя
Боярская дума – группа из
7 бояр. Бояре особенно боялись
Лжедмитрия, так как он имел
в Москве большое количество
сторонников и пользовался
Боясь искать помощи и опоры внутри страны по причине полыхавшей крестьянской войны под руководством И.И.Болотникова, бояре решили обратиться с предложением к полякам. В начавшихся переговорах члены Семибоярщины дали обещание, несмотря на протесты русского патриарха Гермогена, не избирать на царский трон представителя русских родов.
В результате, было решено пригласить на престол польского королевича Владислава с условием его перехода в православие. 17 (27) августа 1610 года был подписан договор между 7 боярами и гетманом Жолкевским, после чего Москва целовала крест Владиславу.
Однако Сигизмунд III потребовал, чтобы
не его сына Владислава, а его
самого Семибоярщина признала царем
всей России. По его приказу С.Жолкевский
привез в Польшу плененного царя Василия
Шуйского, а правительство Семиборящины
в то время в ночь на 21 сентября
1610 года тайно впустило польские войска
в Москву. В российской истории
этот факт рассматривается многими
исследователями как акт
Это изменило отношение самих представителей Семибоярщины к призванным ими полякам. Семибоярщина номинально функционировала вплоть до освобождения Москвы в августе 1612 года народным ополчением под руководством посадского старосты К.Минина и князя Д.Пожарского. 22 октября 1612 года изнуренный осадой и голодом польский гарнизон сдался победителям. Москву полностью освободили от иноземных захватчиков. Боярская дума, которая запятнала себя сотрудничеством с поляками, была свергнута. После долгих споров Земским Собором от 21 февраля 1613года был торжественно провозглашен царем Михаил Федорович Романов (сын двоюродного брата царя Федора Ивановича, Федора Никитича Романова - Юрьева, а царю Федору Ивановичу племянник.
Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением жизни Московского государства. Первым, непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны. В социальном составе общества Смута произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого боярства, которое в бурях Смутного времени частью погибло или было разорено. В отношении политическом смутное время - когда Земля, собравшись с силами, сама восстановила разрушенное государство. |