Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:55, реферат
На рубеже 16 и 17вв. Московское государство переживало тяжелый и сложный морально-политический и социально-экономический кризис, который особенно проявлялся в положении центральных областей государства
Между тем от западной границы к Москве двигалось польское войско под командой гетмана Жолкевского; при с.Клушино Жолкевский встретил и разбил московское войско,бывшее под командой царского брата, князя Дмитрия Шуйского, и приблизился к самой Москве. С другой стороны к Москве подходилиз Калуги Тушинский вор. Город был в тревоге и в смятении, царь Василий потерял всякое доверие и авторитет, 17 июля 1610г. он был свергнут с престола, а 19-го насильственно пострижен в монахи.
4.Королевич Владислав.
Поляки в Москве. Патриарх Гермоген.
После свержения
Шуйского в Москве наступило междуцарствие.
Во главе правительства оказалась
боярская дума-"князь Ф.И.Мстиславский
с товарищи" (так называемая "семибоящина").
Однако,это боярское правлениене могло
бытьдлительным и прочным. Приближение
Тушинского вора, за которым шел призраксоциального
переворота и анархии, пугало всех бояр
и всех "лучших людей". Чтобы избавиться
отвора и его притязаний бояре рещили
избрать на московскийпрестол польского
королевича Владислава.
После того, как Жолкевский
принял предложенные Владиславу условия,
Москва 27 августа торжественно присягнула
королевичу Владиславу как своему будущему
государю сусловием , что он обещает охранять
православную веру. На последнем условии
категорически настаивал настамвал патриархГермоген,
который не допускал возможности занятия
московского престола неправославным.
Лжедимитрий был прогнан
от Москвы и снова бежал в Калугу с Маринойи
казачьим атаманом Заруцким. К королю
Сигизмунду под Смоленск было послано
посольство, во главе которого стояли
митрополит Филарет и князь Василий Голицын;посольству
было поручено настаивать, чтобы королевич
Владислав принял православие и без промедления
ехал в Москву, а королю со своим войском
было предложено выйти из пределов Московского
государства.
Однако планы Сигизмунда
были другие: он не хотел отпускать
молодого сына в Москву, тем более
не хотел позволить ему принять
православие; он намеревался сам
занять московский престол, но пока не
открывал своих планов. Поэтому русское
посольство под Смоленском было вынуждено
вести длительные и бесплодные переговоры,
в которых король, со своей стороны,
настаивал, чтобы послы со своей
стороны побудили "смоленских сидельцев"
к сдаче.
Между тем Москва
в сентябре 1610г. с согласия бояр была
занята польским войском Жолкевского,
который скоро уехал оттуда передав команду
Гонсевскому. Во главе гражданского правительства
стали боярин Михаил Салтыков и "торговй
мужик" Федор Андронов, которыеи пытались
управлять страной от имени Владислава.
Летом (в июле) 1611г.был занят щведами Новгород
Великий почти без сопротивления жителей,
что дополняет печальную картину общего
морального упадка и разложения.
Польская оккупация
Москвы затягивалась, Владислав непринимал
православия и не ехал в Россию, правление
поляков и польских клевретов в Москве
возбуждало все большее неудовольствие,
ноего терпели как меньшее зло, ибо присутствие
польского гарнизона в столице делало
ее недоступной для Тушинского (теперь
Калужского) вора. Но в декабре 1610 г. Вор
был убит в Калуге, и это событие послужило
поворотным пунктом в итории Смуты. Теперь
у служилых людей, и у "земских" людей
вообще и у тех казаков, у которых жило
национальное сознание и религиозное
чувство, оставался один враг, тот, который
занимал русскую столицу иноземными войсками
и угрожал национальному русскому государству
и православной русской вере.
Во главе национально-
5. Первое земское
ополчение.
Голос патриарха
Гермогена был скоро услышан. Уже в самом
начале 1611 г. начинается широкое патриотическое
движение в стране. Города переписываются
между собою, чтоб всем прийти в соединение,
собирать ратнных людей и идти на выручку
к Москве. "Главный двигатель восстания...
был патриарх, по мановению которого, во
имя веры, вставала и собиралась Земля".
Весною 1611 г. к Москве
подступило земское ополчение и
начало его осаду. В это время
король Сигизмунд прекратил
Значительная часть
Москвы в марте 1611 г. подверглась
разгрому и сожжению со стороны польского
гарнизона, желавшего предупредить
восстание, причем было избито несколько
тысяч жителей. Пришедшее под
Москву земское ополчение состояло
из двух различных элементов: это
были, во-первых, дворяне и дети боярские,
во главе которых стоял знаменитый
в то воремя рязанский воевода Прокопий
Ляпунов, а во-вторых, казаки, во главе
которых стояли бывшие тушинские бояре,
князь Дм.Трубецкой и казачий атаман Иван
Заруцкий. После многих разногласий и
раздоров, воеводы и ополчения договорились
между собою и 30-го июня 1611 г. составили
общий приговор о составе и работе нового
земского правительства - из Трубецкого,
Заруцкого и Ляпуннова, которых "выбрали
всею землею" для управления "земскими
и ратными делами".
Однако приговор 30 июня не устранил антагонизма между дворянами и казаками и личного соперничества между Ляпуновым и Заруцким. Дело кончилось тем, что казаки, подозревая Ляпунова во враждебных умыслах, вызвали его в свой круг для объяснения и здесь зарубили его. Оставшись без вождя и напуганные казацким самосудом, дворяне и дети боярские в большинстве разъехались из-под Москвы по домам. Казаки оставались в лагере под Москвой, но они были недостаточно сильны, чтобы справиться с польским гарнизоном.
6. Второе земское
ополчение (Минин и Пожарский).
Освобождение Москвы и
Неудача первого
земского ополчения огорчила, но не
обескуражила земских людей. В провинциальных
городах скоро снова началось
движение за организацию нового ополчения
и похода на Москву. На этот раз исходным
пунннктом и центром движения стал Нижний
Новгород во главе с его знаменитым земским
старостою Кузьмою Мининым, который в
сентябре 1611 г. выступил в нижегородской
земской избе с горячими призывами помочь
Московскому государству, не жалея никаких
средств и никаких жертв. Городской совет,
из представителей всех слоев населения,
руководил начальными шагами - сбором
средств и призывом ратных людей. Начальником
земского ополчения был приглашен "стольник
и воевода" Дмитрий Михайлович пожарский,
способный военачальник и человек с незапятноной
репутацией; хозяйственную и финансовую
часть взял на себя "выборный человек
всей землею" Кузьма Минин. В ноябре
движение, начатое Нижним, охватило уже
значительный приволжский район, а в январе
ополчение двинулось из Нижнего сначала
к Костроме, а потом к Ярославлю, куда оно
прибыло к началу апреля 1612 г., встречая
по пути живейшее сочувствие и поддержку
со стороны населения.
Узнав о движении
нижегородского ополчения, Мих.Салтыков
со своими приспешниками потребовали
от патриарха Гермогена, чтобы он написал
грамоту с запрещением нижегородцам идти
к Москве. "...Он же рече им:"да будет
им от Бога милость и от нашего смирения
благословление; на вас же изменниках
да излиется от Бога гнев и от нашего смирения
будьте прокляты в сем веце и в будущем";
и оттоле начаша его гладом томити и умре
от глада в 1612 году февраля в 17 день, и погребен
в Москве в Чудове монастыре".
Земское ополчение
оставалось в Ярославле около 4-х
месяцев; это время прошло в напряженной
работе над восстановлением порядка
в стране, над созданием центральных
правительственных учреждений, над
собиранием сил и средств для самого
ополчения. Вокруг ополчения объединилось
больше половины тогдашней России; в городах
работали местные советы из представителей
всех слоев населения, а из Ярославля назначали
в города воевод. В самом Ярославле образовался
земский собор, или совет всея земли, из
представителей с мест и представителей
от служебных людей, составлявших ополчение;
этот совет и был временной верховной
властью в стране.
Помня судьбу Ляпунова
и его ополчения, Пожарский не
спешил идти к Москве, пока не соберет
достаточно сил. В коннце июля ополчение
Пожарского двинулось из Ярославля к москве.
Услыхав о его движении, атаман Заруцкий,
увлекши с собой несколько тысяч "воровских"
казаков, ушел из-под Москвы в Калугу, а
Трубецкой с большинством казацкого войска
остался, поджидая прихода Пожарского.
В августе ополчение Пожарского подошло
к Москве, а через несколько дней к Москве
подступил польский гетман Ходкевич, шедший
на помощь польскому гарнизону в Москве,
но был отражен и вынужден отступить.
В сентябре подмосковные
воеводы договорились, "по челобитью
и приговору всех чинов людей",
чтобы им вместе "Москвы доступать
и Российскому государству во всем добра
хотеть безо всякой хитрости", и вские
дела делать заодно, а грамоты от единого
правительства писать отныне от имени
обоих воевод, Трубецкого и Пожарского.
22-го октября казаки
пошли на приступ и взяли
Китай-город, а через
Временное правительство Трубецкого и Пожарского созвало в Москву выборных из всех городов и из всякого чина людей "для земского совета и для государственного избрания". Земский собор, заседавший в январе и феврале 1613 г., был по составу наиболее полным из московских земских соборов: на нем были представлены все классы населения (за исключением холопов и владельческих крестьян). Сравнительно легко договорились о том, чтобы "литовского и шведского короля и их детей и иных некоторых государств иноязычных нехристианской веры Греческого закона на Владимирское и Московское государство не избирать, и Маринки и сына ее на государство не хотеть". Решили избрать кого-нибудь из своих, но тут начались разногласия, споры, козни и смуты, ибо среди "великородных" московских бояр, бывших ранее союзниками или поляков, или Тушинского вора, не находилось достойного и популярного кандидата. После долгих и безрезультатных споров 7 февраля 1613 г. выборные люди согласились на кандидатуре 16-летнего Михаила Романова, сына томившегося в польском плену митрополита Филарета; но так как они не знали, как отнесется к этой кандидатуре вся Земля, то было решено устроить нечто вроде плебисцита, - "послали тайно, верных и богобоязненных людей во всяких людех мысли их про государское избрание проведывати, кого хотят государем царем на Московское государство во всех гродех. И во всех городех и уездах во всех людех та же мысль: что быти на Московском Государстве Государем Царем Михаилу Федоровичу Романову...". А по возвращении посланных Земский Собор 21-го февраля 1613 г. единодушно избрал и торжественно провозгласил царем Михаила Федоровича Романова. В избирательной грамоте было сказано, что его пожелали на царство "все православные хрестьяне всего Московского государства", а с другой стороны были указаны его родственные связи с прежней царской династией: новый царь - сын двоюродного брата царя Федора Ивановича, Федоа Никитича Романова-Юрьева, а царю Федору Ивановичу - племянник...
7. Общий ход Смуты,
ее характер и последствия.
"В развитии
московской Смуты ясно
Борьба за власть
и за царский престол, начатая
московским боярством, привела впоследствии
к полному крушению государственного
порядка, к междоусобной "борьбе
всех против" и к страшной деморализации,
которая нашла особенно яркое
выраженние в тушинских "перелетам"
и в тех диких и бессмысленных зверствах
и насилиях над мирным населением, которые
совершали шайки "воровских людей".
Нет сомнения, что
в середине Смутного времени (начиная
с 1606 г.) мы наблюдаем элементы "классовой
борьбы", или восстания бедных
против богатых, но в большей мере
это было всеобщее междоусобие, которое
одна из ярославских грамот второго
земского ополчения характеризует
в следующих словах: "собрався
воры изо всяких чинов учинили в Московском
государстве междоусобное кровопролитие
и восста сын на отца, и отец на сына, и
брат на брата, и всяк ближний извлече
меч, и многое кровопролитие христианское
учинилося".
Современнники точно
и правильнно пишут:"воры из всяких
чинов", т.е. из всех сословий и классов
общества. Тушинский лагерь второго Лжедмитрия
считается характерым "воровским"
лагерем, а между тем "у Вора были представители
очень высоких слоев московской знати".
"Воровские люди" - это была отнюдь
не экономическая, но морально-психологическая
категория - люди без всяких морально-религиозных
устоев и правовых принципов, а таковых
нашлось немало во всех классах общества,
но все же они составляли меньшинство
населения. А кто были те "земские люди",
которые поднялись против домашних "воров"
и иноземных неприятелей и восстановили
разрушенное "ворами" и внешними
врагами национальное государство? Это
были троицкие монахи, посадские и деревенские,
торговые и пашенные мужики центральных
и северных областей, средние служилые
люди и значительная часть донских казаков,
- союз весьма пестрый в классовом отношении.