Смутные времена в России 1593-1613гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:55, реферат

Описание

На рубеже 16 и 17вв. Московское государство переживало тяжелый и сложный морально-политический и социально-экономический кризис, который особенно проявлялся в положении центральных областей государства

Работа состоит из  1 файл

Смутные времена в России 1593.docx

— 35.50 Кб (Скачать документ)

Между тем от западной границы к Москве двигалось польское войско под командой гетмана Жолкевского; при с.Клушино Жолкевский встретил и разбил московское войско,бывшее под командой царского брата, князя Дмитрия Шуйского, и приблизился к самой Москве. С другой стороны к Москве подходилиз Калуги Тушинский вор. Город был в тревоге и в смятении, царь Василий потерял всякое доверие и авторитет, 17 июля 1610г. он был свергнут с престола, а 19-го насильственно пострижен в монахи.

4.Королевич Владислав.  Поляки в Москве. Патриарх Гермоген. 

После свержения  Шуйского в Москве наступило междуцарствие. Во главе правительства оказалась  боярская дума-"князь Ф.И.Мстиславский с товарищи" (так называемая "семибоящина"). Однако,это боярское правлениене могло бытьдлительным и прочным. Приближение Тушинского вора, за которым шел призраксоциального переворота и анархии, пугало всех бояр и всех "лучших людей". Чтобы избавиться отвора и его притязаний бояре рещили избрать на московскийпрестол польского королевича Владислава.  

После того, как Жолкевский принял предложенные Владиславу условия, Москва 27 августа торжественно присягнула королевичу Владиславу как своему будущему государю сусловием , что он обещает охранять православную веру. На последнем условии категорически настаивал настамвал патриархГермоген, который не допускал возможности занятия московского престола неправославным. 

Лжедимитрий был прогнан от Москвы и снова бежал в Калугу с Маринойи казачьим атаманом Заруцким. К королю Сигизмунду под Смоленск было послано посольство, во главе которого стояли митрополит Филарет и князь Василий Голицын;посольству было поручено настаивать, чтобы королевич Владислав принял православие и без промедления ехал в Москву, а королю со своим войском было предложено выйти из пределов Московского государства. 

Однако планы Сигизмунда были другие: он не хотел отпускать  молодого сына в Москву, тем более  не хотел позволить ему принять  православие; он намеревался сам  занять московский престол, но пока не открывал своих планов. Поэтому русское  посольство под Смоленском было вынуждено  вести длительные и бесплодные переговоры, в которых король, со своей стороны, настаивал, чтобы послы со своей  стороны побудили "смоленских сидельцев" к сдаче. 

Между тем Москва в сентябре 1610г. с согласия бояр была занята польским войском Жолкевского, который скоро уехал оттуда передав команду Гонсевскому. Во главе гражданского правительства стали боярин Михаил Салтыков и "торговй мужик" Федор Андронов, которыеи пытались управлять страной от имени Владислава. Летом (в июле) 1611г.был занят щведами Новгород Великий почти без сопротивления жителей, что дополняет печальную картину общего морального упадка и разложения. 

Польская оккупация  Москвы затягивалась, Владислав непринимал православия и не ехал в Россию, правление поляков и польских клевретов в Москве возбуждало все большее неудовольствие, ноего терпели как меньшее зло, ибо присутствие польского гарнизона в столице делало ее недоступной для Тушинского (теперь Калужского) вора. Но в декабре 1610 г. Вор был убит в Калуге, и это событие послужило поворотным пунктом в итории Смуты. Теперь у служилых людей, и у "земских" людей вообще и у тех казаков, у которых жило национальное сознание и религиозное чувство, оставался один враг, тот, который занимал русскую столицу иноземными войсками и угрожал национальному русскому государству и православной русской вере. 

Во главе национально-религиозной  оппозиции в это время становится патриарх Гермоген. Он твердо заявляет, что если королевич не примет православия, а "литовские люди" не уйдут из Русской земли, то Владислав нам не государь. Когда его словесные доводы иувещания не оказали действия на поведение противной стороны, Гермоген стал обращаться к русским людям с прямыми призывами к восстанию на защиту церкви и отечества. Впоследствии, когда патриарх был подвергнут заключению, его дело продолжали монастыри, Троице-сергиев и Кирилло-Белозерский, рассылавшие по городам свои грамоты с призывами к соединению и "великому стоянию" против врагов за святую православную веру и за свое отечество.

5. Первое земское  ополчение. 

Голос патриарха  Гермогена был скоро услышан. Уже в самом начале 1611 г. начинается широкое патриотическое движение в стране. Города переписываются между собою, чтоб всем прийти в соединение, собирать ратнных людей и идти на выручку к Москве. "Главный двигатель восстания... был патриарх, по мановению которого, во имя веры, вставала и собиралась Земля". 

Весною 1611 г. к Москве подступило земское ополчение и  начало его осаду. В это время  король Сигизмунд прекратил бесконечные  переговоры под Смоленском с русскими послами и велел увезти митрополита  Филарета и князя Голицына в Польшу как пленников. В июне 1611 г. поляки, наконнец, взяли Смоленск, в котором из 80.000 жителей, бывших там в начале осады, оставалось в живых едва 8.000 человек. 

Значительная часть  Москвы в марте 1611 г. подверглась  разгрому и сожжению со стороны польского  гарнизона, желавшего предупредить восстание, причем было избито несколько  тысяч жителей. Пришедшее под  Москву земское ополчение состояло из двух различных элементов: это  были, во-первых, дворяне и дети боярские, во главе которых стоял знаменитый в то воремя рязанский воевода Прокопий Ляпунов, а во-вторых, казаки, во главе которых стояли бывшие тушинские бояре, князь Дм.Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий. После многих разногласий и раздоров, воеводы и ополчения договорились между собою и 30-го июня 1611 г. составили общий приговор о составе и работе нового земского правительства - из Трубецкого, Заруцкого и Ляпуннова, которых "выбрали всею землею" для управления "земскими и ратными делами". 

Однако приговор 30 июня не устранил антагонизма между  дворянами и казаками и личного  соперничества между Ляпуновым  и Заруцким. Дело кончилось тем, что казаки, подозревая Ляпунова во враждебных умыслах, вызвали его в свой круг для объяснения и здесь зарубили его. Оставшись без вождя и напуганные казацким самосудом, дворяне и дети боярские в большинстве разъехались из-под Москвы по домам. Казаки оставались в лагере под Москвой, но они были недостаточно сильны, чтобы справиться с польским гарнизоном.

6. Второе земское  ополчение (Минин и Пожарский). Освобождение Москвы и избрание  на царство Михаила Романова. 

Неудача первого  земского ополчения огорчила, но не обескуражила земских людей. В провинциальных городах скоро снова началось движение за организацию нового ополчения  и похода на Москву. На этот раз исходным пунннктом и центром движения стал Нижний Новгород во главе с его знаменитым земским старостою Кузьмою Мининым, который в сентябре 1611 г. выступил в нижегородской земской избе с горячими призывами помочь Московскому государству, не жалея никаких средств и никаких жертв. Городской совет, из представителей всех слоев населения, руководил начальными шагами - сбором средств и призывом ратных людей. Начальником земского ополчения был приглашен "стольник и воевода" Дмитрий Михайлович пожарский, способный военачальник и человек с незапятноной репутацией; хозяйственную и финансовую часть взял на себя "выборный человек всей землею" Кузьма Минин. В ноябре движение, начатое Нижним, охватило уже значительный приволжский район, а в январе ополчение двинулось из Нижнего сначала к Костроме, а потом к Ярославлю, куда оно прибыло к началу апреля 1612 г., встречая по пути живейшее сочувствие и поддержку со стороны населения. 

Узнав о движении нижегородского ополчения, Мих.Салтыков со своими приспешниками потребовали от патриарха Гермогена, чтобы он написал грамоту с запрещением нижегородцам идти к Москве. "...Он же рече им:"да будет им от Бога милость и от нашего смирения благословление; на вас же изменниках да излиется от Бога гнев и от нашего смирения будьте прокляты в сем веце и в будущем"; и оттоле начаша его гладом томити и умре от глада в 1612 году февраля в 17 день, и погребен в Москве в Чудове монастыре". 

Земское ополчение  оставалось в Ярославле около 4-х  месяцев; это время прошло в напряженной  работе над восстановлением порядка  в стране, над созданием центральных  правительственных учреждений, над  собиранием сил и средств для самого ополчения. Вокруг ополчения объединилось больше половины тогдашней России; в городах работали местные советы из представителей всех слоев населения, а из Ярославля назначали в города воевод. В самом Ярославле образовался земский собор, или совет всея земли, из представителей с мест и представителей от служебных людей, составлявших ополчение; этот совет и был временной верховной властью в стране. 

Помня судьбу Ляпунова и его ополчения, Пожарский не спешил идти к Москве, пока не соберет  достаточно сил. В коннце июля ополчение Пожарского двинулось из Ярославля к москве. Услыхав о его движении, атаман Заруцкий, увлекши с собой несколько тысяч "воровских" казаков, ушел из-под Москвы в Калугу, а Трубецкой с большинством казацкого войска остался, поджидая прихода Пожарского. В августе ополчение Пожарского подошло к Москве, а через несколько дней к Москве подступил польский гетман Ходкевич, шедший на помощь польскому гарнизону в Москве, но был отражен и вынужден отступить. 

В сентябре подмосковные воеводы договорились, "по челобитью  и приговору всех чинов людей", чтобы им вместе "Москвы доступать и Российскому государству во всем добра хотеть безо всякой хитрости", и вские дела делать заодно, а грамоты от единого правительства писать отныне от имени обоих воевод, Трубецкого и Пожарского. 

22-го октября казаки  пошли на приступ и взяли  Китай-город, а через несколько  дней сдались, обессиленные голодом,  поляки, сидевшие в Кремле, и оба  ополчения торжественно вступили  в освобожденную Москву при  звоне колоколов и ликовании  народа. 

Временное правительство  Трубецкого и Пожарского созвало  в Москву выборных из всех городов  и из всякого чина людей "для  земского совета и для государственного избрания". Земский собор, заседавший в январе и феврале 1613 г., был по составу наиболее полным из московских земских соборов: на нем были представлены все классы населения (за исключением холопов и владельческих крестьян). Сравнительно легко договорились о том, чтобы "литовского и шведского короля и их детей и иных некоторых государств иноязычных нехристианской веры Греческого закона на Владимирское и Московское государство не избирать, и Маринки и сына ее на государство не хотеть". Решили избрать кого-нибудь из своих, но тут начались разногласия, споры, козни и смуты, ибо среди "великородных" московских бояр, бывших ранее союзниками или поляков, или Тушинского вора, не находилось достойного и популярного кандидата. После долгих и безрезультатных споров 7 февраля 1613 г. выборные люди согласились на кандидатуре 16-летнего Михаила Романова, сына томившегося в польском плену митрополита Филарета; но так как они не знали, как отнесется к этой кандидатуре вся Земля, то было решено устроить нечто вроде плебисцита, - "послали тайно, верных и богобоязненных людей во всяких людех мысли их про государское избрание проведывати, кого хотят государем царем на Московское государство во всех гродех. И во всех городех и уездах во всех людех та же мысль: что быти на Московском Государстве Государем Царем Михаилу Федоровичу Романову...". А по возвращении посланных Земский Собор 21-го февраля 1613 г. единодушно избрал и торжественно провозгласил царем Михаила Федоровича Романова. В избирательной грамоте было сказано, что его пожелали на царство "все православные хрестьяне всего Московского государства", а с другой стороны были указаны его родственные связи с прежней царской династией: новый царь - сын двоюродного брата царя Федора Ивановича, Федоа Никитича Романова-Юрьева, а царю Федору Ивановичу - племянник...

7. Общий ход Смуты,  ее характер и последствия. 

"В развитии  московской Смуты ясно различаются  три периода. первый может быть назван династическим, второй - социаным и третий - национальным. Первый обнимает собою время борьбы за московский престол между различными претенндентами до царя Василия Шуйского включительного. Второй период характеризуется междоусобной борьбою общественных классов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достается успех в борьбе. Наконец, третий период Смуты обнимает собою время борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства с М.Ф.Романовым во главе". 

Борьба за власть и за царский престол, начатая  московским боярством, привела впоследствии к полному крушению государственного порядка, к междоусобной "борьбе всех против" и к страшной деморализации, которая нашла особенно яркое  выраженние в тушинских "перелетам" и в тех диких и бессмысленных зверствах и насилиях над мирным населением, которые совершали шайки "воровских людей". 

Нет сомнения, что  в середине Смутного времени (начиная  с 1606 г.) мы наблюдаем элементы "классовой  борьбы", или восстания бедных против богатых, но в большей мере это было всеобщее междоусобие, которое  одна из ярославских грамот второго  земского ополчения характеризует  в следующих словах: "собрався воры изо всяких чинов учинили в Московском государстве междоусобное кровопролитие и восста сын на отца, и отец на сына, и брат на брата, и всяк ближний извлече меч, и многое кровопролитие христианское учинилося". 

Современнники точно и правильнно пишут:"воры из всяких чинов", т.е. из всех сословий и классов общества. Тушинский лагерь второго Лжедмитрия считается характерым "воровским" лагерем, а между тем "у Вора были представители очень высоких слоев московской знати". "Воровские люди" - это была отнюдь не экономическая, но морально-психологическая категория - люди без всяких морально-религиозных устоев и правовых принципов, а таковых нашлось немало во всех классах общества, но все же они составляли меньшинство населения. А кто были те "земские люди", которые поднялись против домашних "воров" и иноземных неприятелей и восстановили разрушенное "ворами" и внешними врагами национальное государство? Это были троицкие монахи, посадские и деревенские, торговые и пашенные мужики центральных и северных областей, средние служилые люди и значительная часть донских казаков, - союз весьма пестрый в классовом отношении. 

Информация о работе Смутные времена в России 1593-1613гг