Современный Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:24, доклад

Описание

В 1995 году по инициативе Президента создается уникальный институт - Ассамблея народа Казахстана, вся дальнейшая деятельность которой по выработке взаимоприемлемых решений с учетом этнического и конфессионального многообразия народа страны доказала правильность выбранного пути. Внутренняя и внешняя политика государства. Принятие государственной программы "Путь в Европу". Совершенствование казахстанской институционально-правовой базы с использованием позитивного европейского опыта.

Работа состоит из  1 файл

современный казахстан.docx

— 35.12 Кб (Скачать документ)

        Современный Казахстан - устойчивое  развитие и стратегическая перспектива

 
Как показывают бурные события начала XXI века, страны Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан  и Туркменистан) в рамках мирового сообщества занимают весьма важную стратегическую позицию. В силу географической специфики  и обладания огромным экономическим  потенциалом, этот регион можно рассматривать  как самостоятельный и — во многих отношениях — самодостаточный фрагмент глобальной геополитической/геоэкономической системы. При этом, несмотря на общую «советскую» историю и одинаковый период независимости, каждая из стран Центральной Азии пошла по собственному пути экономического и социально-политического развития. Соответственно, отличаются и результаты, достигнутые ими на сегодняшний день.  
 
Новая столица современного Казахстана Астана — один из красивейших городов Центральной Азии Фото с сайта poedem.ruКлючевая роль во всем Центрально-Азиатском регионе сегодня принадлежит Республике Казахстан (РК). И это обусловлено не столько исходной «базой» (впрочем, внушительной), географией, запасами полезных ископаемых, качеством трудовых ресурсов, сколько характером политических и экономических реформ, осуществлявшихся в период независимости.  
 
По сравнению со своими соседями по региону Казахстан обладает не только самой развитой (и по масштабу, и по структуре) экономикой, но и политической системой, наиболее «продвинутой» в сторону западных норм. В этом смысле Казахстан служит образцом для других стран региона. Это и имела в виду госсекретарь США К. Райс, когда на одной из встреч с бывшим министром иностранных дел РК К. Токаевым отметила, что у Казахстана есть все необходимое для того, чтобы «играть ключевую роль в Центральной Азии, помогая соседним странам быть более открытыми, политически более стабильными».  
 
Собственно, по мнению многих американских и европейских экспертов, сегодняшний Казахстан представляет собой некий «цивилизационный мост» между Центральной Азией, с одной стороны, и Европой и США, с другой. Но сходным образом — как своего главного регионального партнера — воспринимают Казахстан и в России, и в Китае. Как бы то ни было, в текущей ситуации Казахстан фактически принял на себя роль «модератора» всего Центрально-Азиатского региона. Эта роль накладывает на РК и ряд серьезных международных обязательств: от отношений Казахстана с его южными соседями зависят вопросы водо- и энергообеспечения региона, предотвращения наркотрафика, незаконной иммиграции и религиозного экстремизма.  
 
Президент Казахстана Нурсултан НазарбаевПо отношению к проблемам региональной миграции — очевидно, неизбежной в обозримой перспективе как по причинам экономических диспропорций в развитии стран, так и в связи с периодическими всплесками политической нестабильности, порождающей волны беженцев, — руководство РК также занимает достаточно гибкую позицию. По словам президента Назарбаева, Астана готова легализовать находящихся у нее иммигрантов из других стран региона, что составляет около миллиона человек. И помимо этого принять еще столько же.  
 
Далее, в экономики своих соседей в последние годы Казахстан вкладывает существенные инвестиции, что естественным образом стимулирует их рост.  
 
Астаной была провозглашена «политика регионального лидерства». которая предполагает переход от сиюминутного реагирования на процессы, происходящие в Центральной Азии, к выработке комплекса средне- и долгосрочных стратегий. На сегодняшний день экономические и политические возможности Казахстана делают его — по факту — региональным лидером. Но для того, чтобы закрепить этот статус и осуществлять воздействие на страны региона в долгосрочной перспективе, необходимо выработать методы экономического воздействия на них.  
 
Собственно, успех Казахстана на фоне его соседей во многом объясняется тем, что после распада СССР его руководство наиболее последовательно встало на путь перехода к рыночной экономике. Соответственно, в исторически короткий срок необходимо было провести решительное разгосударствление и приватизацию экономики, т. е. создать институт частной собственности. Это потребовало создания двухуровневой банковской системы, накопления золотовалютного резерва, формирования и развития новых финансовых и государственных институтов.  
 
Результаты, достигнутые за 15 лет после начала реформ, позволяют говорить о феноменальном успехе. Именно так оценивают результаты «реформ по-казахски» многие западные эксперты. Именно сильная банковская система и быстрый экономический рост дают Казахстану возможность осуществлять гигантские (по крайней мере, по региональным меркам) инвестиции в экономику других государств Центральной Азии.  
 
Далее, если посмотреть на страны региона с точки зрения основных макроэкономических показателей, таких как внешнеторговая деятельность, уровень безработицы, промышленное и сельскохозяйственное производство, то открывается следующая картина. Внешнеторговый оборот Казахстана в 2006 году составил 56000 млн долл. США и по сравнению с 2005 года увеличился на 36,8%. При этом экспорт увеличился на 38,2% (35000 млн долл.), а импорт увеличился на 34,6% (21000 млн долл.). При этом основными партнерами Казахстана остаются самые развитые страны мира, такие как Германия, США, Россия, Швейцария, Китай, Италия, Южная Корея.  
 
Этого нельзя сказать об остальных странах региона, опирающихся главным образом на Турцию, Иран и ОАЭ. Кроме того, у Таджикистана и Кыргызстана сложилось отрицательное сальдо взаимной торговли с Казахстаном, составившее 132 млн долл. и 130 млн долл. соответственно. Объемы импорта превышают объемы экспорта у всех стран региона, но если у Казахстана эта разница составляет лишь 4%, то у его ближайшего «преследователя» — Кыргызстана она достигает 10%.  
 
Если говорить об официальном уровне безработицы, то здесь на первом месте идет Узбекистан (0,5%), следом за ним — Казахстан (0,9%). У остальных республик уровень безработицы превышает 2%. (При этом, по независимым оценкам, безработица в Узбекистане превышает 20%…) Наибольший рост промышленного производства в прошлом году был зафиксирован в Таджикистане и составил 11%. За ним следуют Казахстан и Узбекистан — по 7,5%. В Кыргызстане же рост промышленного производства не превысил и 2%. (Говоря о росте в Таджикистане, надо учитывать, от какой низкой базы он идет…)  
 
Как известно, одним из важнейших секторов экономики стран региона является сельское хозяйство. Здесь Казахстан также уверенно занимает первое место. Так, объем валовой продукции сельского хозяйства увеличился по сравнению с прошлым годом на 7,0%, в то время как в остальных странах региона его рост не превысил и 5% (средний уровень по Узбекистану, Таджикистану и Кыргызстану — 4,75%). Таким образом, несмотря на то, что Республика Казахстан и не является безусловным лидером региона по ряду формальных показателей (например, по росту промышленного производства), в целом же ее лидирующее место очевидно. На данный момент Казахстан — единственная страна в Центральной Азии, которая уверенно и стабильно развивается по всем макроэкономическим показателям.  
 
Но, пожалуй, наиболее красноречиво о месте Казахстана в Центральной Азии говорит индекс человеческого развития, отражающий гуманитарный потенциал и разрабатываемый независимыми экспертами для ПРООН (этот индекс аккумулирует оценки среднедушевого дохода, уровня образования и продолжительности жизни населения). По его результатам за 2005 год Казахстан занимает 80-е место, Туркменистан — 97-е, Кыргызстан -109-е, Узбекистан — 111-е и Таджикистан — 122-е место из 177-ми исследованных стран. Стоит выделить еще один фактор, обусловивший скачок вперед, который Казахстану удалось совершить. Речь идет о преодолении узкой специализации стран региона, выработанной еще во времена Советского Союза.  
 
Такие страны, как Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан, сильно зависели от поставок горюче-смазочных материалов из России и Казахстана. В свою очередь, они поставляли на рынок свою сырьевую продукцию, как это, например, делал Узбекистан, бывший фактическим монополистом в поставках хлопка в РСФСР. Соответственно, отказ России от закупок узбекского хлопка в прежних масштабах сильно ударил по узбекской экономике. В связи с этим некоторые западные эксперты даже заговорили о «хлопковом проклятии» экономики Узбекистана…  
 
Для большинства республик постсоветской Центральной Азии подобная ситуация не изменилась и до сих пор. Например, в Туркменистане, где нефть и газ составляют 96% всего экспорта страны, внешне дела обстоят неплохо. Однако это — лишь результат мировой конъюнктуры. Соответственно, прогнозируемые тенденции на мировом рынке энергоносителей делают необходимым переход от экспорта сырья к продуктам его переработки. Но на это у руководства республики не хватает денег, что вынуждает его прибегать к иностранным инвестициям в обмен на участие в собственности на нефтяные и газовые месторождения. Так для Туркменистана замыкается круг внешней зависимости…  
 
Казахстан же по сравнению со своими центральноазиатскими соседями является страной с гораздо более диверсифицированной экономикой. Здесь уже не идет речь о монопольном экспорте нефти и газа. Помимо них Астана традиционно выставляет на экспорт уголь, цветные металлы, зерно и продовольствие. При этом в перспективе экономического развития РК запланирован существенный рост инвестиций в «продвинутые» секторы индустрии и наукоемкие секторы экономики.  
 
В любом случае, благодаря своей грамотной экономической политике, многовекторной внешней политике, гибкому балансированию среди интересов мировых держав, Астана не только обеспечивает свою экономическую безопасность, но и выступает в качестве стабилизирующего фактора в Центральной Азии. То обстоятельство, что Казахстану удалось наладить партнерские и взаимовыгодные отношения со всеми своими соседями, дает ей колоссальное стратегическое преимущество и служит катализатором для дальнейшего развития не только самой республики, но и других стран региона.  
 
Это признано и мировым экспертным сообществом: подводя итоги научно-практического семинара «Новая программа реформ Казахстана», проводимого в Гарвардском университете (США), все его участники единодушно сошлись во мнении, что Казахстан, при успешной реализации амбициозных планов Нурсултана Назарбаева, может в самое ближайшее время продемонстрировать свой «третий» путь развития, став эталоном для других стран с похожими условиями.


 

Современный Казахстан и "Путь в Европу"

У.Мухамеджанов: …Во-первых, у Казахстана в лице лидера Н.А. Назарбаева есть сильная политическая воля. Во-вторых, Казахстан за годы независимости  практически реализовал эту волю в уникальных экономических, социальных, политических и гуманитарных проектах модернизации. В-третьих, республика является наследником многовековой номадической культуры, пассионарность которой с древних времен оказывала мощное влияние на формирование глобального мира…

29.05.2009 / политика и общество


 

Урал МУХАМЕДЖАНОВ, председатель Мажилиса Парламента РК, "Казахстанская  правда", 28 мая 
 
Государственная программа "Путь в Европу", инициированная Президентом Нурсултаном Назарбаевым, отражает новые социально-экономические и политические тренды в развитии взаимоотношений Казахстана с Европейским сообществом. В процессе ее реализации нам предстоит ответить на ряд вопросов, которые выходят на весьма широкий цивилизационно-культурологический аспект движения нашей республики и Старого Света навстречу друг другу. Например, является ли курс Казахстана в сторону Европы свидетельством доминирования в нашем сознании европоцентризма? Станет ли Казахстан очередной периферией Европы или он несет в себе совершенно иной концепт уже евразийского центризма, который окажет свое уникальное воздействие на континент? 
 
Исторически Европа веками позиционировала себя как доминирующий центр человеческой цивилизации. Однако с наступлением постколониальной эпохи актуальным в современном мире стало восприятие европоцентризма как системы рациональных ценностей и ориентиров, распространивших свое действие на все сферы человеческой жизнедеятельности в виде очевидных достижений науки и техники. 
 
Именно в этом символическом контексте следует воспринимать европейский вектор внешней политики Казахстана. Европа для нас - это не территория, к которой во что бы то ни стало следует присоединиться на уровне государства (хотя у республики есть формальный повод к этому, ведь известная часть ее территории находится в географических пределах Европы) или куда надо переехать на постоянное место жительства на уровне индивида. Европа для нас олицетворяет рациональный дух времени, который, словно по эстафете, передается от народа к народу, от страны к стране, делая подвижными и неопределенными границы между центром и периферией. Поэтому усилия Казахстана в этом смысле следует интерпретировать как стремление принять участие в этой мировой эстафете, быть выразителем рационального духа человечества. 
 
Но почему именно наша страна проявляет такую готовность? Каким потенциалом помимо богатых природных ресурсов она обладает, чтобы установить взаимовыгодный обмен с Европейским сообществом? 
 
Отвечая на этот вопрос кратко, можно сказать следующее. Во-первых, у Казахстана в лице лидера Н.А. Назарбаева есть сильная политическая воля. Во-вторых, Казахстан за годы независимости практически реализовал эту волю в уникальных экономических, социальных, политических и гуманитарных проектах модернизации. В-третьих, республика является наследником многовековой номадической культуры, пассионарность которой с древних времен оказывала мощное влияние на формирование глобального мира. 
 
Что же представляет собой современный Казахстан с точки зрения значимых для взаимодействия с Европой результатов? 
 
Первые годы независимости были очень сложными для молодого государства. И только мудрая и взвешенная политика лидера нации позволила нам избежать трагических ошибок транзитного периода. Перед лицом негативного опыта вооруженных конфликтов на этнической почве, спровоцированных распадом Советского Союза и Югославии, стало очевидным, что только в условиях политической стабильности, мира и согласия между этносами, составляющими народ Казахстана, возможны привлечение инвестиций и экономический рост страны. Здесь следует иметь в виду тот факт, что в республике проживают представители 130 этносов и 45 религиозных конфессий. 
 
В 1995 году по инициативе Президента создается уникальный институт - Ассамблея народа Казахстана, вся дальнейшая деятельность которой по выработке взаимоприемлемых решений с учетом этнического и конфессионального многообразия народа страны доказала правильность выбранного пути. Это позволило объединить граждан, усилить гуманитарный потенциал государства. Конституционная же реформа 2007-го придала АНК принципиально новый статус общественного объединения, имеющего право быть представленным в Мажилисе девятью депутатскими местами. Таким образом, этнические группы Казахстана получили дополнительную возможность быть услышанными и влиять на принимаемые в Парламенте решения. 
 
Именно этот опыт толерантности стал основанием для обращения РК к международному сообществу с инициативой проведения Съезда лидеров мировых и традиционных религий. В 2003 и 2006 годах Астана стала местом проведения двух съездов, в рамках которых состоялся полезный обмен мнениями между ведущими конфессиями планеты по ключевым вопросам современного мироустройства. В этом году в столице Казахстана планируется проведение третьего форума, который, без сомнения, внесет свой весомейший вклад в углубление и расширение диалога цивилизаций. 
 
Сегодня совершенно ясно, что политический экстремизм и терроризм не могут быть оправданы ничем, в том числе и религиозной идеологией. Однако это проявление человеческой ограниченности присутствует в мире, и задача глобального сообщества - создать такие институциональные условия, которые не позволят индивидуальному недостатку в терпимости и уважении к другому диктовать свои условия миру. 
 
Для нас важно отметить, что терроризм создает для себя социальную базу не только за счет искаженных религиозных представлений, но и благодаря организации собственной "экономики терроризма". Симптоматично, что такую экономическую опору терроризм находит в международной торговле наркотиками. Нищета и бедность, наркоторговля и терроризм - вот риски и вызовы, которые стоят перед человечеством, угрожая его безопасности и требуя постоянного внимания со стороны лидеров всех государств. 
 
Политический реализм свидетельствует, что без надлежащего удовлетворения базовых материальных потребностей людей невозможно говорить о наличии устойчивой политической культуры, в рамках которой реально развитие политических свобод. Нынешний кризис лишь подтверждает исторический опыт, когда в ситуации снижения материального уровня жизни населения той или иной страны начинает деградировать ее политическая культура. 
 
Приоритет экономики над политикой, которой придерживается Казахстан, означает, что без формирования широкого слоя самодостаточного среднего класса невозможно создать среду адекватной реализации политических свобод. Социальная механика здесь достаточно прозрачна. Представители среднего класса - мелкие и средние собственники - не склонны к массовым и зачастую иррациональным формам поведения. Именно это придает устойчивость либеральным политическим системам. 
 
Поэтому руководство РК всегда чутко реагирует на запросы и нужды малого и среднего бизнеса. Идет постоянный и продуктивный диалог между объединениями предпринимателей и государством, направленный на сокращение административных барьеров, стимулирование конкурентной среды, развитие новых направлений частного бизнеса. 
 
За период между двумя кризисами: нынешним и азиатским 1998 года, Казахстан стремительно развивался экономически. За десять лет валовой внутренний продукт страны увеличился практически в восемь раз. За этот же срок ВВП на душу населения вырос с 1 000 до 8 400 долларов, сравнявшись с показателями ряда государств Центральной и Восточной Европы. Вместе с тем внешнеторговый оборот увеличился в десять раз. Общий объем иностранных инвестиций в экономику республики превысил 80 миллиардов долларов. А финансирование здравоохранения и образования выросло в восемь с половиной раз. 
 
Чтобы наглядно представить темпы развития страны, достаточно взглянуть на новую столицу Казахстана. Астана по праву стала символом нашего модернизационного прорыва. Перенос главного города, инициированный Президентом, явился, по существу, механизмом мобилизации отечественной экономики на обеспечение экономического и технологического прорыва. То, что проект переноса столицы удался, стало фактом, когда Астана начала опережать прогнозные показатели своего социально-экономического развития в разы, а ее строительство оказало мощный мультипликативный эффект на всю казахстанскую экономику. Вслед за Астаной все города и населенные пункты получили заметный импульс к развитию. 
 
В условиях реформирования экономики, расширения международных связей возникла острая потребность в кадрах принципиально новой генерации. В 1993 году, то есть уже на втором году независимой истории республики, начинает действовать президентская стипендиальная программа "Болашак", в рамках которой сотни молодых казахстанцев направляются на обучение в ведущие вузы мира. Следует отметить, что это были самые трудные времена транзитного периода, когда в казне не было средств даже на своевременную выплату пенсий. 
 
Важным элементом конкурентоспособного развития экономики государства становится свободный доступ к получению и производству информации. Вместе с тем следует понимать и признавать, что этот доступ не может носить абсолютный характер. 
 
Одна из главных дилемм современного мира - считать ли свободу высказываний действием. С учетом возможностей современных средств коммуникации высказанное слово по силе воздействия на массовое сознание становится равным практическим действиям. К сожалению, мы знаем немало примеров, когда формальная реализация права на свободу слова приводила к однозначно негативным социально-политическим последствиям. Проблематика политических свобод, таким образом, заключается в том, насколько то или иное общество доверяет внутренним нравственным регуляторам поведения человека. 
 
Сегодня в республике зарегистрировано около трех тысяч средств массовой информации, 80 процентов из них являются негосударственными. Подавляющее большинство журналистов предельно объективно в подаче информации и очень бережно относится к чувствам своих читателей. Из года в год растут профессионализм и культура отечественных журналистов, как и умение нашего читателя отличать ложь от правды, навет от аргументированной критики. Последние изменения, внесенные в отечественное законодательство в части процедур выборов, деятельности политических партий, СМИ, а также органов государственного управления и самоуправления, отражают именно эту специфику текущего этапа эволюции политической системы Казахстана. 
 
Внутренняя и внешняя политика государств тесно взаимосвязаны между собой. Это особенно ярко проявляется в современном глобальном мире, где решения, будь то экономические, социальные или политические, принимаемые внутри одного государства, оказывают свое воздействие на другие. Мир все больше приходит к осознанию актуальности выработки общих подходов, обеспечивающих согласованность действий в долгосрочном режиме. И как следствие - сегодня мы становимся свидетелями множества инициатив, выдвигаемых политическими и общественными лидерами, по созданию благоприятных условий сотрудничества и взаимопонимания во всем мире, в том числе и на стыке Европы и Азии, где волею судеб находится Казахстан. 
 
Одним из ярких примеров таких инициатив является Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Впервые идея созыва такого совещания озвучена Президентом Нурсултаном Назарбаевым в 1992 году на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В те годы было немало критиков, в том числе и внутри страны, которые видели в этой инициативе молодого государства проявление политического провинциализма. Однако время шло, отдаленные перспективы становились близкими, вопросы, обсуждаемые в рамках совещания, острее, и, соответственно, круг заинтересованных в участии стран расширялся. На сегодняшний день постоянными членами СВМДА являются 20 держав с населением почти три миллиарда человек. 
 
Другой пример успешной реализации инициативы региональной интеграции - Евразийское экономическое сообщество, являющееся практическим воплощением евразийской идеи Главы нашего государства. Сегодня страны ЕврАзЭС сообща и весьма успешно реализуют антикризисные меры: функционирует Евразийский банк развития, создаются Антикризисный фонд в размере десяти миллиардов долларов, Центр высоких технологий, который будет содействовать инновационному развитию экономики сообщества, завершается формирование интеграционного базового института - Таможенного союза, что позволит уже в первой половине следующего года запустить его механизмы. 
 
Выработка общего взгляда по целому ряду ключевых и животрепещущих вопросов повседневной жизни позволяет различным странам выходить с консолидированной позицией на мировой политической арене и в международных организациях. Подобный механизм позволил государствам СНГ, входящим в ОБСЕ, выдвинуть Казахстан в качестве коллективной кандидатуры на председательство в этой авторитетной трансконтинентальной организации. И думается, высший пост в ОБСЕ дает нашей республике уникальный шанс более тесным образом связать между собой Европу и Азию, Атлантические и Тихоокеанские союзы. 
 
При этом Казахстан идет в Европу с солидным багажом. Он готов предложить свой уникальный опыт по выстраиванию межэтнического и межконфессионального диалога. 
 
Полагаем, что для Европейского сообщества будет ценным и опыт участия нашей страны в системах региональной безопасности и по руководству рядом региональных организаций, таких как СНГ, ШОС и СВМДА, ЕврАзЭС. 
 
Международное сообщество признало, что республика является основой региональной безопасности, проводя политику, которую образно можно назвать "инвестицией стабильности" в Центральную Азию. Поэтому главную свою задачу в качестве регионального лидера Казахстан видит в том, чтобы культивировать ценности и принципы организации в Центральной Азии, с одной стороны, и существенно повысить роль региона в географии ОБСЕ - с другой. Безусловно, эта тема найдет свое дальнейшее развитие и в рамках председательства РК в Совете министров иностранных дел Организации "Исламская конференция" в 2011 году. 
 
Уроки Азиатского 90-х годов и нынешнего глобального кризиса показывают актуальность выработки согласованных позиций стран в вопросах финансового регулирования рынков, поддержания макроэкономической дисциплины как на уровне государств, так и на уровне ведущих транснациональных компаний. В мировом сообществе все отчетливее проявляется осознание необходимости более активного поиска путей кардинального решения проблемы нестабильности национальных валют в условиях глобальных рынков. Если кризис 90-х годов показал эту нестабильность на уровне стран одного региона, то нынешний кризис затронул весь мир, включая экономику США и их доллар, выступающий в качестве международной резервной валюты. Глубина и обширность нынешнего кризиса дают основания говорить о необратимости движения мирового сообщества в направлении к новой архитектуре финансовых отношений. 
 
Не случайно сегодня в разных уголках земного шара находит понимание и поддержку идея Президента Н. А. Назарбаева о необходимости введения новой мировой валюты, система генерации и эмиссии которой была бы подконтрольна глобальному сообществу. 
 
Важнейшим направлением выстраивания системы всеобщей безопасности является нераспространение ядерного оружия. Мир без ядерного оружия - это перспективная цель человечества. Поэтому инициативы по сокращению арсеналов оружия массового поражения, с которыми выступают мировые лидеры, должны быть поддержаны всеми странами. 
 
Казахстан добровольно отказался от обладания четвертым в мире по величине арсеналом ядерного оружия, закрыв при этом бывший Семипалатинский полигон. И на фоне многочисленных деклараций и бесплодных призывов к разоружению на деле продемонстрировал всему миру свою добрую волю. Логическим продолжением этого процесса стало то, что 21 марта текущего года вступил в силу Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии, инициированный нашей страной и подписанный пятью республиками в 2006 году в Семее на многострадальной земле, изувеченной ядерными испытаниями. 
 
В целом принятие государственной программы "Путь в Европу" - это закономерный и продуманный шаг, в основе которого стремление Казахстана к научно-техническому прогрессу, технологическому и институциональному совершенствованию, взаимовыгодному обогащению идеями и ценностями. Республика выходит на этот уровень взаимодействия с Европейским сообществом, достигнув общепризнанных успехов в социально-экономическом, политическом и гуманитарном развитии, сохраняя преемственность во взаимодействии с европейскими организациями, в том числе в рамках принятых совместных стратегических документов, таких как Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. 
 
Сегодня страны Евросоюза прочно занимают позиции нашего первого торгового партнера. В свою очередь Казахстан стал вторым по значению после России экономическим партнером ЕС в СНГ. На поступательной основе развивается политический диалог, поддерживаются регулярные контакты на высшем уровне, реализуются различные проекты в культурно-гуманитарной сфере. 
 
В то же время мы имеем и огромный нераскрытый потенциал для дальнейшего углубления наших отношений, для выхода Казахстана на уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими державами в политической, экономической и гуманитарной сферах. И для реализации этой цели предстоит решить ряд задач. 
 
Первая касается углубления сотрудничества по таким направлениям, как технологии, энергетика, транспорт, техническое регулирование и метрология, малый и средний бизнес, окружающая среда, охрана водных ресурсов, предупреждение климатических изменений, сохранение биоразнообразия. Особое внимание уделяется достижению европейских стандартов качества жизни и медицинских услуг. 
 
Вторая задача - это совершенствование казахстанской институционально-правовой базы с использованием позитивного европейского опыта. Основной упор здесь будет сделан на дальнейшее развитие отечественной модели государственного устройства, внедрение эффективных систем управления государственной службой и кадровыми ресурсами, либерализацию политической жизни. Третья же задача предусматривает подготовку к председательству в ОБСЕ, в рамках которого наша страна продолжит активную работу по развитию трех измерений деятельности организации - гуманитарного, экономико-экологического и военно-политического. 
 
Программа "Путь в Европу" налагает особую ответственность на Казахстан в области соответствия европейским стандартам жизни, развития политических и социальных институтов, обеспечения прав и свобод человека, верховенства закона и дальнейшего продвижения гражданского общества. Со своей стороны РК надеется на двусторонний характер процесса сотрудничества с объединенной Европой и верит, что Европейский союз и Европейское сообщество продемонстрируют свою открытость по отношению к Казахстану и всей Центральной Азии. Это в наших общих интересах! Ведь суть программы "Путь в Европу" предполагает также и изменение восприятия европейцами ценностей Казахстана как страны, во многом отражающей особенности всего Центрально-Азиатского региона. Осознанное и обоюдное казахстанско-европейское сближение в цивилизованном значении во многом окажет влияние на будущее всего европейского континента, создаст новые типы коммуникаций и существенно изменит парадигму макрорегионального сотрудничества.



Информация о работе Современный Казахстан