Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 20:07, доклад
Конституция 1918 г.
Осенью 1917 г. власть оказалась в руках большевиков и главной задачей для них становится созда- ние механизма политической власти, с помощью которого можно было бы не только удержать власть, но и приступить к реализации своих программных положений. Уже в октябре 1917 г. программные ло- зунги большевиков стали претворяться в жизнь. 26 октября (8 ноября) II Всероссийский съезд Советов принял декреты и постановления о полноте власти Советов, об учреждении нового правительства – Со- вета Народных Комиссаров (СНК), Декрет о мире, Декрет о земле и др.
1.1 Создание механизма политической власти.
Конституция 1918 г.
Осенью 1917 г. власть оказалась в руках большевиков и главной задачей для них становится созда- ние механизма политической власти, с помощью которого можно было бы не только удержать власть, но и приступить к реализации своих программных положений. Уже в октябре 1917 г. программные ло- зунги большевиков стали претворяться в жизнь. 26 октября (8 ноября) II Всероссийский съезд Советов принял декреты и постановления о полноте власти Советов, об учреждении нового правительства – Со- вета Народных Комиссаров (СНК), Декрет о мире, Декрет о земле и др. Одновременно с СНК был из- бран также ВЦИК в составе 110 человек – высший законодательный, распорядительный и контроли- рующий орган. В социальном плане были уничтожены все сословные деления и сословные звания (дво- ряне, духовенство, купцы, мещане и т.) и установлено одно общее для всех наименование – граждане Российской республики. Была провозглашена свобода совести. Церковь отделена от государства, школа от церкви. Женщины обрели равные права с мужчинами во всех областях общественной жизни. Про- возглашенная 2 ноября 1917 г. "Декларация прав народов России" в законодательном порядке устано- вила свободное развитие и полное равноправие всех национальностей России. Новая власть в столице утвердилась быстро. Над остальной частью территории страны большевики сумели установить кон- троль также достаточно быстро, хотя и в различные сроки и с различной степенью сопротивления. В Москве бои продолжались до 3 ноября, в Тамбове новая власть утвердилась только в январе 1918 г.
В числе неотложных мер большевики попытались решить вопрос ликвидации войны. К концу нояб- ря 1917 г. на всем протяжении русско-австро-германского и русско-турецкого фронтов наступило пере- мирие. Но переговоры о мире на условиях, предложенных большевиками (мир без аннексий и контри- буций), не были поддержаны ни союзниками России (страны Антанты), ни ее противниками (страны Четверного союза). В результате сложных переговоров, при наличии среди большевистского руково- дства разногласий по вопросу о мире (Ленин, стремившийся к миру во что бы то ни стало, сталкивался с сильной оппозицией) 3 марта 1918 г. был подписан сепаратный Брестский мир, который сам Ленин на- зывал "похабным". Седьмой экстренный съезд РСДРП(б), состоявшийся 6 – 8 марта 1918 г., одобрил заключение мирного договора с Германией, а IV Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов ратифи- цировал его (14 – 16 марта 1918 г.). Мир был достигнут чрезмерно высокой ценой. Хотя большевики добились главного – сохранили власть, их правительство стало в глазах общественного мнения прави- тельством национальной измены. Отторжение значительных районов страны, развитых в промышлен- ном отношении (Украина, Прибалтика), выплата огромной контрибуции (800 млн. рублей золотом), восстановление крайне невыгодных для России таможенных тарифов 1904 г. привели к фактическому параличу экономики. С поражением Германии в войне в ноябре 1918 г. Брестский мир был аннулиро- ван.
Механизм политической власти требовал создания аппарата управления страной. Власть в первые послеоктябрьские месяцы была крайне децентрализована и опиралась главным образом на революци- онный порыв масс. Началась реализация ленинской идеи государства – коммуны, т.е. государства, где управляет народ, объединенный Советами. В этом виделась возможность для пролетарского государст- ва обеспечить высочайший уровень демократических прав и свобод для большинства населения – тру- дящихся и быть диктаторским по отношению к меньшинству – эксплуататорам. Республика Советов, беспарламентская республика – таким виделся путь государственного строительства в новой России. Начался процесс замены старых органов власти новыми. На местах смещались представители Времен- ного правительства и распускались городские и земские органы самоуправления. Единственными пол- номочными органами власти становились Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Сове- ты наделялись значительными полномочиями и к марту – апрелю 1918 г. в организации аппарата власти была достигнута однородность.
Одновременно шло
Начались радикальные экономические преобразования. Их смысл заключался в том, чтобы сосредо- точить в руках государства рычаги вначале регулирования, а затем и управления экономикой. Начало положили Декреты о земле и рабочем контроле. Согласно декрету вся земля становилась общенарод- ным достоянием, частная собственность на нее отменялась, гражданин мог обрабатывать ее только сво- им трудом на основе уравнительного землепользования. Реальная земельная прибавка к крестьянским наделам оказалась незначительной, в среднем 5 – 7 десятин на душу. "Черный предел" 1917 – 1918 гг. лишь на 5 – 10 \% увеличил крестьянские наделы за счет фактического уничтожения 20 тысяч поме- щичьих хозяйств, которые поставляли около половины товарного хлеба на рынок. Это в немалой степе- ни способствовало дезорганизации экономики и ухудшению продовольственного снабжения городов.
В сфере финансов и промышленности осуществлялась программа национализации коммерческих банков, а также крупнейших предприятий и ключевых отраслей производства, что получило определе- ние "кавалерийский" наскок" на капитал. В середине ноября 1917 г. был взят под контроль Государст- венный банк, все частные банки сливались с Государственным в единый Народный банк. Аннулирова- лись все внешние долги. Рабочий контроль к началу 1918 г. был введен почти на всех предприятиях. Для руководства производством и для государственного управления народным хозяйством 1 декабря при СНК был создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ). С декабря совнархозы стали созда- ваться в областях, губерниях и уездах. Однако национализация промышленных и торговых предпри- ятий осуществлялась не повсеместно, как это может показаться, и не в массовом масштабе. На начало лета 1918 г. были национализированы чуть более 200 крупных и средних предприятий. При этом не бы- ло отменено право частной собственности как таковое. Например, при проведении национализации мелким собственникам, акционерам и вкладчикам полностью возвращались их вклады. Продолжало существовать и право наследования.
Вскоре оказалось, что ориентация большевиков на творческое участие широких масс трудящихся в управлении государством (государство-коммуна) оказалась несостоятельной. Народ не смог заменить собой старый чиновничий аппарат, который развернул саботаж новой власти. Был взят курс на массовое привлечение чиновников к управлению государством. К осени 1918 г. старые чиновники составляли в наркомах и других центральных органах до 90 \% состава. Неизбежным следствием стали отмена вы- борности, сменяемости управленцев, введение повышенной оплаты труда специалистов. Рабочее само- управление на предприятиях не смогло остановить нараставший кризис и все более обнаруживало свою некомпетентность. Поэтому стали внедряться административные методы управления.
Снижалась и роль Советов с одновременным повышением роли центрального аппарата. Вначале Советы действительно представляли собой органы местной власти, через которые народные массы при- нимали участие в решении многих вопросов. Советы в течение нескольких месяцев конфисковали в пользу сельских обществ помещичьи, церковные и другие частновладельческие земли. Советы в горо- дах брали в свои руки управление городским хозяйством, торговлей, вводили налоги, регулировали це- ны.
Усиление административных
начал в государственном
Наметилась линия руководства большевиков и на установление монополии партии на власть. От- кровенно она проявилась во время первого "кризиса власти", возникшего 4 ноября 1917 г. ВИКЖЕЛЬ (Всероссийский исполком профсоюза железнодорожников) потребовал от большевиков создать одно- родное социалистическое правительство с включением в него меньшевиков, эсеров, народных социали- стов. Большинство членов ЦК РСДРП(б) во главе с Лениным отказалось принять требование ВИКЖЕ- Ля, считая, что это переведет революцию на путь буржуазно-демократического, а не социалистического развития. Народные комиссары В.П. Милютин, В.П. Ногин, А.И. Рыков, И.А. Теодорович заявили о своем выходе из ЦК и об отставке с занимаемых постов. Каменев Л.Б. и Зиновьев Г.Е. также считали
возможным компромисс в вопросе
создания "однородного
По мере дальнейшего государственного строительства возрастала потребность в стабильном зако- нодательстве, закреплявшем и определявшем полномочия различных государственных органов, обеспе- чивающем хотя бы часть провозглашенных прав и свобод народа. Такой законодательной основой мог- ла стать только Конституция. Первая Конституция (РСФСР) была принята в июле 1918 г. на Всероссий- ском съезде Советов. Конституция РСФСР законодательно закрепила новый тип государственности и демократии. Конституция включала в себя две части, 113 частей, в которых формировались положения о советском общественном и государственном устройстве, о системе органов государства, правовом по- ложении граждан.
В качестве первого раздела в нее была включена "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемо- го народа". Открыто провозглашался классовый принцип организации власти и демократических прав, т.е. Конституция основывалась не на общегражданском принципе, а классовом. Конституция закрепила как основное орудие строительства социализма государство диктатуры пролетариата, а в качестве госу- дарственной формы этой диктатуры – Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Го- сударственная власть, декларировалось в Конституции, принадлежит только трудящимся. Предусмат- ривалось, что отдельные лица и группы "могут лишаться прав, которые используются ими в ущерб ин- тересам социалистической революции". Лишались политических прав "нетрудящиеся классы и группы". Конституция наделяла широкими демократическими правами трудящихся, особенно рабочий класс, но резко ограничивала в них "эксплуататоров". В избирательном праве рабочим предоставлялись преиму- щества по сравнению с другими группами населения, в том числе и крестьянами. Представительство на Всероссийский съезд Советов от городских Советов устанавливалось из расчета 1 депутат от 25 тысяч избирателей, а от губернских съездов – из расчета 1 депутат от 125 тысяч избирателей. Конституция предусматривала непрямые выборы в уездные и вышестоящие органы, устанавливался производствен- но-территориальный принцип выборов в Советы.
В Конституции формулировался комплекс прав и свобод, обязанностей граждан: свобода совести, слова, собраний, союзов, доступа к знаниям. Обязанностью всех граждан назывались труд и защита со- циалистического отечества. При этом провозглашался лозунг "Нетрудящийся, да не ест!". Оружие дава- лось только трудящимся. Излагались и программные положения большевиков по национальному во- просу. Утверждались равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принад- лежности, запрещалось установление или допущение каких-либо привилегий на этом основании, а так- же угнетение или ограничение равноправия национальных меньшинств.
Во второй Конституции излагались принципы организации советской власти в центре и на местах, избирательное право, основы бюджетного, советского права, а также включался отдел, трактующий о гербе и флаге советской Республики. В основном законе было закреплено всеобщее избирательное пра- во для трудящихся с самой низкой возрастной нормой – 18 лет. "Общественные паразиты" (рантье, тор- говые посредники, монахи и духовенство), бывшие полицейские и жандармы, а также "члены царство- вавшего в России дома" лишались избирательных прав. Конституция утвердила переход средств произ- водства в собственность народа в лице Советской Рабоче-крестьянской Республики. В целом Конститу- ция 1918 г. стала правовой базой для утверждения в стране монопольной власти Компартии. Но факти- чески с началом гражданской войны Конституция не действовала.
Осенью 1917 г. сила оказалась в руках большевиков – отряды Красной гвардии, революционные солдаты и матросы. Имея эту силу, большевики отождествляли с этого времени понятие "руководство" с понятием "власть". К политической власти большевики прибавили ключевые позиции в разветвлен- ном советско-государственном аппарате. Заняв основные государственные посты, коммунисты подчи- нили их задачам своей партии. Это приводило к формированию убеждения, что партия и есть государ- ственная власть, т.е. признавалось верховенство партии. Партия уже к середине 1918 г. превратилась в важнейшую часть формирующейся советской политической системы.