Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:26, реферат
Выше коллегий стоял Сенат. Предшествовала Сенату Боярская дума, которая во время правления Петра I претерпела ряд изменений. Одним из таких изменений было то, что в состав думы начинали входить не только представители знати, но и деятели разного происхождения, в думные бояре больше не возводили. Вскоре Боярская дума перестала функционировать. На её месте возник новый орган государственного управления Сенат.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.С. ЧЕРНОМЫРДИНА
Кафедра Истории права и государства
Реферат по предмету
Становление и развитие системы государственного управления в России
На тему:
«Создание Сената. Его основные функции.»
Выполнил:
Студент 5 курса
Юридического факультета
Бирюков Н.В.
Москва
2013
Создание Сената. Его основные функции.
Выше коллегий стоял Сенат. Предшествовала Сенату Боярская дума, которая во время правления Петра I претерпела ряд изменений. Одним из таких изменений было то, что в состав думы начинали входить не только представители знати, но и деятели разного происхождения, в думные бояре больше не возводили. Вскоре Боярская дума перестала функционировать. На её месте возник новый орган государственного управления Сенат.
С 1699 года вместо Боярской думы действует Ближняя канцелярия, а с 1708 года предшественник Сената Правительствующий сенат. Непосредственно сам Сенат начинает функционировать с 1711 года и поначалу мыслился как временное учреждение, действующее во время отлучек царя: "Сенат явился на свет с характером временной комиссии, какие выделялись из Думы на время отъезда царя и в какую сама Дума стала превращаться при частых и долгих отлучках Петра". Отправляясь в Прутский поход, Петр повелел своим подданным подчиняться Сенату и выполнять его указы с тем же рвением как царские. Петр и сам не подозревал, что данный государственный орган, создаваемый на время, сможет просуществовать вплоть до 1917 года.
Первый перечень обязанностей Сената был составлен наспех 2 марта 1711 года. В нем лишь в общих чертах сказано о полномочиях данного государственного органа. В его ведении находились:
По указу 1711 года Сенат заменял Разрядный и Поместный приказы. Он ведал государственными расходами и доходами, явкой дворян на службу.
К составлению указа о должности Сената Петр I возвращался дважды: в 1718 и 1722 годах, оба текста были написаны царем, подвергались неоднократным исправлениям.
По указу 1718 года в состав Сената входили президенты коллегий. Главной его задачей было: выносить постановления по запросам коллегий, которые они самостоятельно решить не могли из-за отсутствия прецедентов. Губернаторы и воеводы обращались в Сенат через головы коллегий только в исключительных случаях: при неожиданном вторжении неприятельских войск, появлении эпидемии или "какого замешания". Указ предусматривал некоторые процессуальные моменты: "никакой незваной персоне не входить Сенат"; приглашение сесть распространялось только на тех вызванных, кто "ранг имел между первейшими чинами"; "никому в Сенате позволения разговоры иметь о посторонних делах" не дано; более того, строжайше запрещалось обмениваться шутками, смеяться.
Что же касается самой сущности работы Сената, то о ней было сказано в самой общей форме: "иметь о монашеской пользе неусыпное попечение"; "должность свою и наши указы в памяти" иметь и "до завтрея" не откладывать; "никакое дело исполнено бытии надлежит словесно, но все чтоб письменно" и так далее.
В апреле 1722 года Петр издает очередное положение о Сенате, в котором точно определил функции Сената как высшего государственного учреждения в стране:
Видно, что некоторые задачи Сената остались неизменными, а что-то было добавлено. Как говорилось ранее, полномочия Сената неоднократно редактировались, туда многократно вносились добавления и поправки.
По указу 1722 года Сенат сосредоточил в себе судебные, административные и законосовещательные функции, а также ведал делами губерний. Работал Сенат на основе коллегиальных принципов, то есть на основе единства места, времени, состава, присутствия. Все новые учреждения и чиновники назначались и утверждались Сенатом.
Реформа Сената 1722 года прежде всего изменила принцип комплектования Сената. Раньше в его состав входили все президенты коллегий. Теперь царь признал, что "сие сначала несмотря учинено было". То есть Петр понимал, что таким образом нельзя беспристрастно осуществлять контроль и присмотр за коллегиями. По указу от 27 апреля 1722 года Сенату надлежало "состоять из действительных и тайных советников, кому от нас ныне поведено и впредь поведено будет, и сидеть по рангам". Только президентам трех "первейших коллегий" разрешалось присутствовать в Сенате. Впрочем, этот указ так и остался на бумаге из-за крайне скудного резерва, который мог обеспечить страну деятелями государственного масштаба. Поэтому 16 мая 1722 года царь издал указ, который автоматически аннулировал предыдущий указ: "…которые в Сенате из президентов коллегий и уволены для управления своих коллегий, ныне надлежит им для малолюдства в Сенате сидеть равно с другими, только два дни меньше в недели".
Но самое
главное изменение по реформе 1722
года, которое было внесено в Сенат,
было назначение и введение новых
должностей. Главнейшие из них: генерал-прокурор
и прокурор. Также новым должностным
лицом был генерал-
Учреждение
должности генерал-
Также никаких
успехов не удалось достичь генералу-
Также по реформе Сената была введена еще одна должность- герольдмейстера. Назначен на эту должность был стольник Степан Колычев. Главной обязанностью Герольдмейстерской конторы было учет дворян, выявление среди них годных и негодных к службе, регистрация чинов и перемещений как по ступеням Табели о рангах, так и из одного ведомства в другое. Под особым наблюдением герольдмейстера находились дворяне, уклонявшиеся от службы,- так называемые нетчики, а также дети, которым предстояло служить в будущем. О них контора должна была собирать сведения, где они получают образование и так далее.
Также в обязанности Герольдмейстерской конторы входило создание учебного заведения для детей "знатных и средних дворянских фамилий", в котором надлежало "обучать экономии и гражданству", то есть специальностям гражданского профиля. Также в компетенции данной конторы было сочинение гербов.
Больше успехов Герольдмейстерская контора добилась в сфере учета дворянства. Причинами этого были кровная заинтересованность бюрократии в учете служилого сословия, а также личная заинтересованность в этом царя ему важно было иметь сведения о служебной годности отдельного дворянина и людских ресурсах сословия в целом.
Нельзя не отметить, что по реформе 1722 года во главе Сената был поставлен генерал-прокурор и обер-прокурор, а в каждой коллегии вводилось по прокурору. Тем самым был создан контрольный орган- Прокуратура. Главным было то, что генерал-прокурор был независим от сенаторов. При Сенате также была создана Прокураторская контора , должность прокурора вводилась во всех централизованных учреждениях.
Но за деятельностью Сената, также как и за деятельностью губерний, был установлен строжайший контроль. С 1715 года за деятельностью Сената следил сенатский генерал-ревизор, затем сенатский обер-секретарь и штаб-офицеры гвардии. Но с 1722 года контролем за Сенатом ведал генерал-прокурор И.И. Ягужинский и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. А сами они непосредственно подчинялись царю и подлежали только его суду. Иными словами генерал-прокурор выступал как "око царево и стряпчий в делах государственных". Что же касается контроля за городами и провинциями, то в 1711 году там была учреждена должность фискалов. Они действовали тайно и выявляли все нарушения такие, как казнокрадство, взяточничество, нарушение законов и так далее. Во главе находился обер-фискал, который состоял при Сенате, в подчинении у него находилось 4 фискала. В губерниях присутствовало 4 фискала, а в городах 1-2. они не получали жалование, им полагалась 1/3 конфискованного имущества. Доносы отправлялись сначала в Расправную палату, которая состояла из 4 судей и 2 сенаторов, а потом в Сенат. Петр всячески поощрял фискалов, освободив их от податей, их не судили за ложные наговоры.
Новшества
в высшем и центральном аппарате
государства заслуживают
Список литературы: