Создание Сената. Его основные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:26, реферат

Описание

Выше коллегий стоял Сенат. Предшествовала Сенату Боярская дума, которая во время правления Петра I претерпела ряд изменений. Одним из таких изменений было то, что в состав думы начинали входить не только представители знати, но и деятели разного происхождения, в думные бояре больше не возводили. Вскоре Боярская дума перестала функционировать. На её месте возник новый орган государственного управления Сенат.

Работа состоит из  1 файл

Сенат.docx

— 21.80 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ В.С. ЧЕРНОМЫРДИНА

 

Кафедра Истории  права и государства

 

 

Реферат по предмету

Становление и развитие системы государственного управления в России

 

На тему:

«Создание Сената. Его основные функции.»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 5 курса

Юридического факультета

Бирюков Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2013

Создание  Сената. Его основные функции.

 

Выше  коллегий стоял Сенат. Предшествовала Сенату Боярская дума, которая во время  правления Петра I претерпела ряд  изменений. Одним из таких изменений  было то, что в состав думы начинали входить не только представители знати, но и деятели разного происхождения, в думные бояре больше не возводили. Вскоре Боярская дума перестала функционировать. На её месте возник новый орган государственного управления Сенат.

С 1699 года вместо Боярской думы действует Ближняя  канцелярия, а с 1708 года предшественник Сената Правительствующий сенат. Непосредственно  сам Сенат начинает функционировать  с 1711 года и поначалу мыслился как  временное учреждение, действующее  во время отлучек царя: "Сенат  явился на свет с характером временной  комиссии, какие выделялись из Думы на время отъезда царя и в какую сама Дума стала превращаться при частых и долгих отлучках Петра". Отправляясь в Прутский поход, Петр повелел своим подданным подчиняться Сенату и выполнять его указы с тем же рвением как царские. Петр и сам не подозревал, что данный государственный орган, создаваемый на время, сможет просуществовать вплоть до 1917 года.

Первый  перечень обязанностей Сената был составлен  наспех 2 марта 1711 года. В нем лишь в общих чертах сказано о полномочиях  данного государственного органа. В  его ведении находились:

  • Правосудие.
  • Торговля.
  • Хозяйство.
  • Государственные доходы.
  • Общее управление.

По указу 1711 года Сенат заменял Разрядный  и Поместный приказы. Он ведал  государственными расходами и доходами, явкой дворян на службу.

К составлению  указа о должности Сената Петр I возвращался дважды: в 1718 и 1722 годах, оба текста были написаны царем, подвергались неоднократным исправлениям.

По указу 1718 года в состав Сената входили  президенты коллегий. Главной его  задачей было: выносить постановления  по запросам коллегий, которые они  самостоятельно решить не могли из-за отсутствия прецедентов. Губернаторы  и воеводы обращались в Сенат  через головы коллегий только в исключительных случаях: при неожиданном вторжении  неприятельских войск, появлении эпидемии или "какого замешания". Указ предусматривал некоторые процессуальные моменты: "никакой незваной персоне не входить Сенат"; приглашение сесть распространялось только на тех вызванных, кто "ранг имел между первейшими чинами"; "никому в Сенате позволения разговоры иметь о посторонних делах" не дано; более того, строжайше запрещалось обмениваться шутками, смеяться.

Что же касается самой сущности работы Сената, то о  ней было сказано в самой общей  форме: "иметь о монашеской пользе неусыпное попечение"; "должность  свою и наши указы в памяти" иметь и "до завтрея" не откладывать; "никакое дело исполнено бытии надлежит словесно, но все чтоб письменно" и так далее.

В апреле 1722 года Петр издает очередное положение  о Сенате, в котором точно определил  функции Сената как высшего государственного учреждения в стране:

  • "Дело сенатское то, когда кому в коллегии такое дело случится, которое в той коллегии решить невозможно, то те дела президенту коллегии приносить и объявить генерал-прокурору, который должен предоставить в Сенат, а что невозможно о том свое сомненье учинить и предложение в докладе".
  • "В ту же канцелярию должны губернаторы и воеводы писать о тех делах, которые не принадлежат к коллегиям, яко о зачатии такой войны, ссоры".
  • "А далее слушать и решать следующим образом: когда какое дело будет слушать, тогда между собою не говорить, и выслушав, буде дело неважное, в то время приговаривать с нижних голосов (наших рангов) и решить, а которого дела вскоре решать будет не можно, то, встав, и кто с кем за благо рассудит, о том деле толковать надлежащее время по важности дела и по рассуждению генерал-прокурора, а как то время пройдет, тогда сесть всем по своим местам, и голоса давать снизу вверх один за другим, а если случится дело тяжкое, которое в короткое время не может решится, то отложить до другого дня".

Видно, что  некоторые задачи Сената остались неизменными, а что-то было добавлено. Как говорилось ранее, полномочия Сената неоднократно редактировались, туда многократно  вносились добавления и поправки.

По указу 1722 года Сенат сосредоточил в себе судебные, административные и законосовещательные  функции, а также ведал делами губерний. Работал Сенат на основе коллегиальных принципов, то есть на основе единства места, времени, состава, присутствия. Все новые учреждения и чиновники назначались и  утверждались Сенатом.

Реформа Сената 1722 года прежде всего изменила принцип комплектования Сената. Раньше в его состав входили все президенты коллегий. Теперь царь признал, что "сие сначала несмотря учинено было". То есть Петр понимал, что таким образом нельзя беспристрастно осуществлять контроль и присмотр за коллегиями. По указу от 27 апреля 1722 года Сенату надлежало "состоять из действительных и тайных советников, кому от нас ныне поведено и впредь поведено будет, и сидеть по рангам". Только президентам трех "первейших коллегий" разрешалось присутствовать в Сенате. Впрочем, этот указ так и остался на бумаге из-за крайне скудного резерва, который мог обеспечить страну деятелями государственного масштаба. Поэтому 16 мая 1722 года царь издал указ, который автоматически аннулировал предыдущий указ: "…которые в Сенате из президентов коллегий и уволены для управления своих коллегий, ныне надлежит им для малолюдства в Сенате сидеть равно с другими, только два дни меньше в недели".

Но самое  главное изменение по реформе 1722 года, которое было внесено в Сенат, было назначение и введение новых  должностей. Главнейшие из них: генерал-прокурор и прокурор. Также новым должностным  лицом был генерал-рекетмейстер. Эта должность была введена из-за волокиты, которая присутствовала при  подаче челобитной. Наказ обязывал генерал-рекетмейстера принимать не все челобитные, а только содержащие жалобы на волокиту и, главное, на противозаконные решения коллегий и канцелярий: если дело "вершено неправо и в противность указам", причем челобитные, в которых конкретно не раскрывалась "противность указу", рекетмейстер обязан был не принимать.

Учреждение  должности генерал-рекетмейстера преследовало две цели: освободить царя от разбирательства подаваемых лично ему челобитных и повести решительное наступление на волокиту и противозаконные действия коллегий и канцелярий. Но вопреки ожиданиям царя, рекетмейстер не мог справиться ни с одной из этих задач. Традиции и царистские иллюзии, выражавшиеся в уверенности, что только царь-батюшка способен правильно решить дело, побуждали челобитчиков, несмотря на наказания, подавать челобитные лично Петру.

Также никаких  успехов не удалось достичь генералу-рекетмейстеру  в борьбе с волокитой. Царь вооружил его чисто бюрократическими средствами борьбы с бюрократией: рекетмейстер, получив жалобу, должен был разбираться  не столько в существе принятого  какой-либо инстанцией решения, сколько  в своевременности как прохождения жалоб по инстанциям, так и принятия этими инстанциями решений. То есть рекетмейстер в реальности обладал ограниченными возможностями оказать воздействие на работу бюрократического аппарата.

Также по реформе Сената была введена еще  одна должность- герольдмейстера. Назначен на эту должность был стольник Степан Колычев. Главной обязанностью Герольдмейстерской конторы было учет дворян, выявление среди них годных и негодных к службе, регистрация чинов и перемещений как по ступеням Табели о рангах, так и из одного ведомства в другое. Под особым наблюдением герольдмейстера находились дворяне, уклонявшиеся от службы,- так называемые нетчики, а также дети, которым предстояло служить в будущем. О них контора должна была собирать сведения, где они получают образование и так далее.

Также в  обязанности Герольдмейстерской конторы входило создание учебного заведения для детей "знатных и средних дворянских фамилий", в котором надлежало "обучать экономии и гражданству", то есть специальностям гражданского профиля. Также в компетенции данной конторы было сочинение гербов.

Больше  успехов Герольдмейстерская контора добилась в сфере учета дворянства. Причинами этого были кровная заинтересованность бюрократии в учете служилого сословия, а также личная заинтересованность в этом царя ему важно было иметь сведения о служебной годности отдельного дворянина и людских ресурсах сословия в целом.

Нельзя  не отметить, что по реформе 1722 года во главе Сената был поставлен  генерал-прокурор и обер-прокурор, а  в каждой коллегии вводилось по прокурору. Тем самым был создан контрольный  орган- Прокуратура. Главным было то, что генерал-прокурор был независим от сенаторов. При Сенате также была создана Прокураторская контора , должность прокурора вводилась во всех централизованных учреждениях.

Но за деятельностью Сената, также как  и за деятельностью губерний, был  установлен строжайший контроль. С 1715 года за деятельностью Сената следил сенатский генерал-ревизор, затем  сенатский обер-секретарь и штаб-офицеры гвардии. Но с 1722 года контролем за Сенатом ведал генерал-прокурор И.И. Ягужинский и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. А сами они непосредственно подчинялись царю и подлежали только его суду. Иными словами генерал-прокурор выступал как "око царево и стряпчий в делах государственных". Что же касается контроля за городами и провинциями, то в 1711 году там была учреждена должность фискалов. Они действовали тайно и выявляли все нарушения такие, как казнокрадство, взяточничество, нарушение законов и так далее. Во главе находился обер-фискал, который состоял при Сенате, в подчинении у него находилось 4 фискала. В губерниях присутствовало 4 фискала, а в городах 1-2. они не получали жалование, им полагалась 1/3 конфискованного имущества. Доносы отправлялись сначала в Расправную палату, которая состояла из 4 судей и 2 сенаторов, а потом в Сенат. Петр всячески поощрял фискалов, освободив их от податей, их не судили за ложные наговоры.

Новшества в высшем и центральном аппарате государства заслуживают положительной  оценки: в основу их реформы положены единые принципы, их претворение в  жизнь на всех этапах проведения реформы  находилось под бдительным контролем  Петра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

  1. Буганов В.И. Петр Великий и его время. - М.: Наука, 1989.
  2. Ключевский В.О. Курс русской истории. М, Юрайт,2005.-371с.
  3. Хрестоматия по истории государства и права России: учеб. пособие/сост. Титов Ю.П..- 2-е изд., перераб. и доп.-М., Изд-во Проспект, 2008.-464с.

Информация о работе Создание Сената. Его основные функции