Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 19:18, лекция
ТЕМА № 1: РУСЬ IX – XII века.
ТЕМА № 2: РУСЬ И УСТАНОВЛЕНИЕ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА. БОРЬБА РУСИ С ОРДОЙ. ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ.
ТЕМА № 3: ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ. РОССИЯ в XVI ВЕКЕ.
ТЕМА № 4: РОССИЯ В XVII ВЕКЕ.
Пересветов Иван Семенович - русский писатель-публицист XV в., идеолог дворянства. В челобитных (посланиях), направленных Ивану Грозному, он изложил достаточно целостную и четкую концепцию дворянского государства во главе с самодержавным царем. «Государство без грозы что конь без узды», — считал И. С. Пересветов.
Сильвестр (? — 1566) — протопоп, политический деятель и писатель, был священником в Новгороде, с 1540-х годов — священник Благовещенского собора Московского Кремля. Оказал большое влиЯ' ние на Ивана IV, будучи его духовником (с 1547). Член Избранной рады. Автор одной из редакций «Домостроя». С 1560 г. — в опале* постригся в монахи.
Скуратов-Вельский Григорий Лукьянович (прозвище — Малюта) (? — 1573) — думный дворянин. Приближенный Ивана IV. Один из инициаторов и активных деятелей опричнины. Глава опричного террора. Погиб в 1573 г. в Ливонии.
Строгановы - русские купцы и промышленники, крупнейшие землевладельцы и государственные деятели XVI — начала XX в. рыли выходцами из разбогатевших поморских крестьян.
Феодосии (Косой) — деятель еретического движения, монах Кирилло-Белозерского монастыря. Родом из беглых холопов. С 1551 г. распространял «Новое учение». Отвергал церковь, ее основные догматы и таинства. Проповедовал социальное и политическое равенство людей. В 1553 г. был привлечен по делу М. Башкина, обвиненного в еретичестве, и вынужден бежать в Литву.
Филипп (Колычев Федор Степанович) (1507—1569) — происходил из древнего рода бояр Колычевых. Принял монашество, был настоятелем Соловецкого монастыря. Русский митрополит с 1566 г. Публично выступал против опричного террора Ивана IV. Низложен в 1568 г., сослан и задушен по приказу царя.
Шуйский
Василий Васильевич (Немой) (? -т-1538)
— князь, боярин, воевода. После смерти
Василия III — член Ближней думы. Фактический
правитель России после смерти Елены Глинской.
Культура XIV – XV вв.
Литературные произведения XIV – XV вв.
Слово о погибели Русской земли
Повесть о разорением Рязани Батыем
Задонщина
“Сказание о Мамаевом побоище”
“Хождение за три моря” Афанасия Никитина
Архитектурные памятники:
Успенский собор в Звенигороде
Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря
Успенский собор московского Кремля
Благовещенский
собор Московского Кремля
Культура XV Iвв.
Персоналии:
Даниил Черный (ок. 1360—1430) — русский иконописец, работал вместе с Андреем Рублевым, расписывая Успенский собор во Владимире (1408) и Троицкий собор в 1420-х гг. в Троице-Сергиевой лавре.
Дионисий (ок. 1440 — после 1502—1503) — русский живописец. Работал в основном в Москве и среднерусских монастырях. Последователь школы Андрея Рублева. Расписывал Успенский собор в Москве, автор фресок Ферапонтова монастыря на Белоозере.
Конь Федор Саввич — русский зодчий второй половины XVI в. Строитель стен и башен Белого города в Москве (1585—1593) и мощных крепостных стен Смоленска (1595—1602). При Борисе Годунове руководил работами по реконструкции колокольни Иван Великий Московского Кремля; руководил созданным в 80-е гг. Приказом каменных дел.
Никитин Афанасий (? — 1474/75) — тверской купец, русский путешественник, писатель. В 1466 г. отправился с торговыми целями из Твери вниз по Волге, достиг морем Дербента, а затем по Каспийскому морю приплыл в Персию, где жил около года. Весной 1469 г. А. Никитин прибыл в г. Ормуз и по Аравийскому морю достиг Индии, где прожил около трех лет, много путешествуя. На обратном пути через Персию дошел до Трапезунда, пересек Черное море и прибыл в Кафу (Феодосию). По пути на родинУ А. Никитин умер под Смоленском. Во время путешествия изучал население Индии, общественный строй, государственное управление) хозяйство, религию и быт. Свое путешествие описал в «Хождений за три моря», которое явилось выдающимся произведением своего времени.
Рублев Андрей (ок. 1360/70 — ок. 1430) — великий русский живописец, мастер московской школы иконописи. В творчестве А. Рублева русская фресковая живопись и иконопись достигли высшей степени выразительности и совершенства. Самая известная работа Андрея Рублева «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (ныне в Государственной Третьяковской галерее). В конце жизни мастер трудился в Андроникове монастыре в Москве, где умер и похоронен.
Федоров Иван (ок. 1510—1583) — русский первопечатник, основатель книгопечатания в России и на Украине. С 1563 г. — руководитель первой московской государственной типографии.
Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405) — иконописец, родом из Византии. Работал в России во второй половине XIV — начале XV в. Созданные им иконы и фрески сохранились в Новгороде, в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Филофей — русский писатель и публицист первой половины XVI в., монах псковского Елизарова монастыря, автор посланий к великому князю Василию III и царю Ивану IV.
Фиораванти
Аристотель (1415/20—1486)
— итальянский архитектор и инженер, работавший
с 1475 г. в России. Участвовал в военных
походах Ивана III на Новгород, Казань, Тверь
в качестве военного инженера и начальника
артиллерии.
Андрей Чохов, Иван Федоров, Петр Мстиславец, Матвей Башкин, Федор Карпов
Марко Руффо, Антонио Солари, Алевиз Новый, Бон-Фрязин, Барма, Постник Яковлев, Архитектурные памятники:
Московский Кремль:
Грановитая
палата, Архангельский собор, Успенский
собор, колокольня “Иван Великий”, церковь
Вознесения в Коломенском, собор Покрова
на Рву (храм Василия Блаженного).
ТЕМА
№ 4: РОССИЯ В XVII
ВЕКЕ.
Дворянство – привилегированное сословие. Объединяло земельную аристократию и основную массу средних и мелких землевладельцев. В России возникло в XII – XIII вв. как низшая часть военно-служилого сословия. С XIV в. стало получать за службу землю. В XVII в. составляло основную массу земельных собственников, в интересах которой было юридически оформлено крепостное право. Привилегии закреплены Жалованной грамотой дворянству 1785 г.
Династия (греч. — господство) — ряд последовательно правящих монархов из одного рода, сменяющих друг друга по праву родства и] наследования. В истории Руси существовало три династии: Рюриковичей, Годуновых и Романовых.
Думные дворяне – среди дворян в XV – XVII вв. занимали третье по значимости (после бояр и окольничьих) место. Имели право принимать участие в заседаниях Боярской думы, быть начальниками приказов, воеводами. Вместо с думными дьяками думные дворяне являлись главной опорой царя в его борьбе с боярской аристократией.
Запорожская сечь – организация украинских казаков в XVI – XVIII вв. за Днепровскими порогами. До 1654 г. казачья «республика». Верховный орган – сечевая рада. Возглавлялась кошевым атаманом. Делилась на курени. Вела борьбу с крымскими татарами и турками, польско-украинскими феодалами. Сыграли роль в освободительной борьбе украинского народа в XVI – XVII вв. В 1709 г. старая Сечь была ликвидирована. В 1734 г. правительством создана так называемая Новая Сечь, ликвидирована в 1775 г. после подавления крестьянской войны Е. Пугачёва.
Земские соборы – высшие сословно-представительные учреждения в России середины XVI – конца XVII вв. Включали членов Освященного собора, Боярской думы, «государева двора», выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. Рассматривал важнейшие общегосударственные вопросы.
“Крестоцеловальная запись” - род письменной присяги подданным, закрепленной целованием креста. При вступлении на престол В. Шуйский впервые в истории России дал “крестоцеловальную запись”. Документ сводился к трем главным пунктам: никого не предавать смерти без суда с боярами и приговора Думы, в случае преступления не подвергать гонениям и не лишать имущества родню виновных, не слушать ложных доносов, не проверив их тщательным следствием, и наказывать доносчика за навет.
Мануфактура – 1) стадия развития капиталистического производства, также тип капиталистического предприятия, характеризующееся разделением труда на основе ручной, ремесленной техники; 2) изделия текстильной промышленности, ткани.
Новоторговый устав 1667 г.– закон о внутренней и внешней торговле России. Цель: пополнение государственной казны, поддержка отечественного купечества. Унификация пошлин, ограничение торговой деятельности иностранцев.
Оброк – ежегодный сбор денег и продуктов с феодально-зависимых крестьян помещикам. Оброк мог включать в себя и ремесленные изделия. На Руси продуктовый оброк появился в IX в. в виде дани, в XVI в. к натуральному налогу прибавилась и барщина, т.е. работа непосредственно на барской земле. Отменён продуктовый оброк в 1861 г., а денежный сохранился до 1883 г. для временнообязанных крестьян.
Поместье – в XV- начале XVIII вв. условное земельное владение, предоставлявшееся государством дворянам за несение военной и государственной службы. По указу Петра I от 23.03. 1719 г. слилось с вотчиной. В XVIII – XX вв. – земельный участок с усадьбой.
Помещики – 1) в России – дворяне-землевладельцы. Изначально служилые люди, «испомещавшиеся», т.е. получившие в пользование землю (поместье) за выполнение государственной службы. Постепенно поместья стали наследственными, с 1714 г. – собственностью помещика. 2) общее название в России крупных землевладельцев.
Посадские люди – в Русском государстве торгово-промышленное население. Несли тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 г. разделены на купечество и мещан.
Самодержавие – абсолютизм, автократия. Не ограниченная государственными учреждениями (Земским собором, Боярской думой, Государственной думой), власть монарха, царя, императора и система государственного управления, основанная на такой власти.
Самозванец – человек, принявший чужое имя или звание, выдающий себя за кого-либо иного с целью достижения власти.
Семибоярщина – правительство из семи бояр, установившееся в Москве после низложения Василия Шуйского (1610-1612 гг.). Во главе правительства стоял Ф. Милославский.
“Соборное уложение 1649 г.” – кодекс законов Русского государства, принятый Земским собором 1648-1649 гг. В нем разработаны вопросы государственного, гражданского, административного и уголовного права и порядка судопроизводства.
Старообрядчество – совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковные реформы XVII века и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви.
«Смутное время» («смута») – термин для обозначения событий кон. XVI- нач. XVII вв. в России. Введён русскими писателями XVII в.
“Торговый устав” – был издан в России в 1667 году. В соответствии с новым уставом повышаются пошлины на ввоз товаров из-за границы, а иностранные купцы имеют право торговать только в приграничных зонах.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАТЫ:
1598 г. - прекращение Московской династии и воцарение Бориса Годунова
1605 г. - смерть царя Бориса и воцарение Лжедмитрия I
1606 - 1607 гг. – выступление И.И. Болотникова
1606 -1610 гг. - царь Василий Иванович Шуйский
1608 – 1610 гг. – самозванчество Лжедмитрия II
1610 г. - избрание на Московский престол королевича Владислава
1611 г. - I московское ополчение Прокопия Ляпунова
1612 г. - создано ополчение князя Д. Пожарского и К. Минина
4.11. 1612 г. - освобождение Москвы
1612 г. (21.02) - избрание в цари Михаила Фёдоровича Романова
1612 -1645 гг. - царь Михаил Фёдорович
1617 г. - мир со Швецией (Столбовский)
1618 г. - мир с Речью Посполитой (Деулинское перемирие)
1632-1634 гг. - Смоленская война с Речью Посполитой