Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 17:45, контрольная работа
Эти государственные образования сложились на северо-западе Руси. Для них характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений: значительный социальный и экономический вес новгородского (псковского) боярства, имеющего давние традиции, и его активное участие в торговой и промысловой деятельности.
Новгородская государственность являла собой пример демократического городского управления. С городским центром была связана вся система административного и местного управления. Даже землевладение и землепользование как формы хозяйствования зависели от города: своеземцы, имевшие дворы в городах, приобретали земли в уездах, горожане осваивали сельскую местность.
Государственное управление Новгородом и Псковом осуществлялось через систему вечевых органов: в столицах существовало общегородское вече, отдельные части города (стороны, концы, улицы) созывали свои вечевые собрания.
Сравните системы
Эти государственные образования
сложились на северо-западе Руси. Для
них характерны некоторые особенности
общественного строя и
Новгородская
Государственное управление
Новгородом и Псковом осуществлялось
через систему вечевых органов:
в столицах существовало общегородское
вече, отдельные части города (стороны,
концы, улицы) созывали свои вечевые
собрания. Формально вече было высшим
органом власти (каждое на своем
уровне), решавшим важнейшие вопросы
в экономической, политической, военной,
судебной и административной сферах.
В вечевых собраниях
Так согласно ст. 108 Псковской судной грамоте: «Если в этом сборнике псковского обычного права обнаружится отсутствие какой-либо статьи, то посадники должны доложить об этом на вече Псковского государства и затем внести эту [недостающую правовую] норму. Если же какая-либо статья закона покажется нежелательной [вечу] Псковского государства, то она может быть исключена из сборника».
Имелись канцелярия и архив вечевого собрания, дело производство осуществлялось вечевыми дьяками. Вечевые собрания собирались не периодически, но по мере необходимости и накопления требующих разрешения вопросов и по инициативе высших должностных лиц города. Вече принимало важнейшие законы, обсуждало и решало вопросы внутренней и внешней политики, рассматривало наиболее важные (в том числе политические) судебные дела. Вече приглашало или изгоняло князя, назначало высших чиновников города. Организационным и подготовительным органом (подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная деятельность, созыв вече) являлся боярский совет («Оспода»), включавший наиболее влиятельных лиц (представителей городской администрации, знатных бояр) и работавший под председательством архиепископа.