Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:40, контрольная работа
В данной работе будет дана общая характеристика двух этапов развития культуры с 1945-1953 гг. и с 1953-1964 гг., а также проведен сравнительный анализ основных областей культуры – художественной, науки и образования.
Введение……………………………………………………………………............ 2
Краткая характеристика культуры России с начала ХХ века до 1945 г…………………………………………………………………...................
4
Сравнительный анализ культуры СССР в 1945-1953 гг. и 1953-1964 гг…………………………………………………………………………….
7
Образование в СССР в 1945-1953 гг. и 1953-1964 гг……………….
9
Наука в СССР в 1945-1953 гг. и 1953-1964 гг………………….............
10
Художественная культура в СССР в 1945-1953 гг. и 1953-1964 гг………………………………………………………………………….
12
Заключение……………………………………………………………………….... 17
Список использованной литературы…………………………………………….. 18
ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
И
УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»
Кафедра
теории и истории государства
и права
Контрольная работа
по дисциплине:
«Отечественная история»
тема:
«Сравнительный анализ
развития культуры СССР
в 1945-1953 гг. и 1953-1964 гг.»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………… |
2 |
|
4 |
|
7 |
|
9 |
|
10 |
|
12 |
Заключение…………………………………………………… |
17 |
Список использованной литературы…………………………………………….. | 18 |
ВВЕДЕНИЕ
Тема «Сравнительный анализ культуры СССР в 1945-1953 гг. и 1953-1964 гг.» выбрана мной не случайно. Советский период – один из самых противоречивых и сложных этапов в развитии отечественной истории и культуры. В ХХ веке Россия дала миру выдающихся ученых, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Однако именно в ХХ веке, в России была создана политическая система, которая осуществляла тотальный контроль над культурой, манипулировала сознанием людей, уничтожала инакомыслие и цвет творческой интеллигенции.
Культура советского периода – сложное и неоднозначное явление. Это официально признанная культура, а также культура, находившаяся как бы «в тени», т.е. культура диссидентства.
В своей работе я хочу отразить состояние русской культуры с начала ХХ века до и вовремя Великой Отечественной войны, т.е. коротко охарактеризовать те этапы ее развития, которые предшествовали послевоенному периоду, периоду тотального контроля над всеми областями культурной жизни страны. А также сравнить какие изменения произошли в духовной сфере после смерти вождя советского народа И. Сталина и прихода к власти Н.С. Хрущева, период правления которого был назван «оттепелью» или «великим десятилетием», ознаменовавшимся критикой сталинизма и относительной либерализацией общественного сознания и культуры в целом. Почему сравниваются именно эти два этапа? Потому что последнее десятилетие правления С. Сталина завершило почти тридцатилетнее существование тоталитарного режима в стране, после которого наступил период временной, но относительной свободы слова и творчества.
В
данной работе будет дана общая характеристика
двух этапов развития культуры с 1945-1953
гг. и с 1953-1964 гг., а также проведен
сравнительный анализ основных областей
культуры – художественной, науки и образования.
Прежде чем давать сравнительный анализ развития культуры СССР в послевоенный период и период «оттепели» в жизни страны, мне хотелось бы коротко описать то состояние, в котором находилась российская, советская культура до начала Великой Отечественной войны.
В первое послереволюционное десятилетие развитию культуры в России были присущи эксперименты, поиск новых художественных форм и средств. “Культура этого десятилетия, с одной стороны, уходила своими корнями в «серебряный век», а с другой — восприняла от революции склонность к отречению от классических эстетических канонов, к тематической и сюжетной новизне”.1 Продолжали творить начавшие свой путь в начале века известные поэты и писатели (С.А. Есенин, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, А.П. Чехов, В.Г. Короленко). Появилось новое талантливое поколение, пришедшее уже в советское время — М.А. Булгаков, М.А. Шолохов, А.И. Куприн, И.А. Бунин и другие. Театр также не остался в стороне от общего увлечения экспериментами. Причем, они были настолько удачными, что на многие годы определили развитие не только русского, но и мирового театрального искусства. Одним из самых важных и интересных явлений в истории культуры 20-х гг. было начало развития советского кинематографа.
Успешно и плодотворно развивается русская наука, в это время работали многие ученые, снискавшие мировую известность (К.Э. Циолковский, Н.Е. Жуковский, В.И. Вернадский, И.П. Павлов, И.И. Мечников, А.С. Попов и др.).
Настоящим переворотом в эти годы стала ликвидация неграмотности, вследствие чего появилась новая система образования.
В целом это было время интенсивных творческих поисков нового во всех сферах духовной культуры.
Годы советской власти значительно изменили облик России. Произошедшие изменения нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, нельзя не признать, что в годы революции и после нее культуре был нанесен большой урон: многие видные писатели, художники, ученые вынуждены были покинуть страну или погибли. Все труднее было пробиться к зрителю, читателю, слушателю тем деятелям культуры, которые не уехали, но так и не смогли найти общего языка с установившейся властью. Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. Например, в сфере образования – усилия советского государства привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла. В этот период довольно больших успехов добились просвещение и наука. Особое внимание стало уделяться оборонному потенциалу, который основан на высоких технологиях. Это было толчком к развитию математики, физики, химии, технических наук. Но в то же время начинаются гонения против ученых, работающих в сфере гуманитарных дисциплин (экономики, биологии, физиологии, психологии и др.).
“Если в 20-х гг. литература и изобразительное искусство отличались исключительным разнообразием, то в 30-х гг., в условиях идеологического диктата, писателям и художникам был навязан так называемый социалистический реализм. Согласно ему, отражение действительности в произведениях литературы и искусства должно было подчиняться задачам социалистического воспитания. Постепенно вместо критического реализма и разнообразных авангардистских направлений в художественной культуре утвердился псевдореализм, т.е. идеализированное изображение советской действительности и советского человека”2.
Художественная культура оказалась под контролем коммунистической партии. В начале 30-х гг. были ликвидированы многочисленные объединения работников искусств. Вместо них создавались единые союзы советских писателей, художников, кинематографистов, артистов, композиторов. Хотя формально они были самостоятельными общественными организациями, творческая интеллигенция должна была целиком подчиняться власти. Писателей, художников и музыкантов, отступавших от навязанных властью канонов, ожидали репрессии (в сталинских застенках погибли О.Э. Мандельштам, В.Э. Мейерхольд, Б.А. Пильняк и многие другие).
Значительное место в советской художественной культуре этого времени занимала историко-революционная тематика, в кинематографе – фильмы, посвященные революции и гражданской войне. В эти же годы достигает своего апогея режим личной власти И. Сталина, вылившийся в его культ.
Великая Отечественная война оказалась самым страшным испытанием за всю историю существования России. Культурному богатству СССР был нанесен громадный ущерб. Были разрушены, сожжены многие памятники архитектуры, музеи, театры, библиотеки. Но все же Великая Отечественная война была и временем мощного подъема во всех областях художественного творчества. Литература, музыка, живопись и плакатная графика, документальное и художественное кино – все искусство военного времени имеет общие черты.
В годы Великой Отечественной войны многие писатели обратились к жанру публицистики. В газетах печатались военные очерки, статьи, стихи. В репертуаре театров появились постановки о фронтовой жизни. Важнейшей частью художественной жизни военных лет стали фронтовые концерты и встречи артистов с ранеными в госпиталях. Во всех кинотеатрах демонстрировалась военная хроника. Наука была переориентирована на нужды обороны. Годы войны стали временем смелых и оригинальных технических решений, высокого подъема творческой мысли ученых, инженеров, конструкторов, рабочих. Активно трудились на оборону физики, химики, авиаконструкторы.
Как
видно развитие культуры СССР начала
ХХ века носило достаточно динамичный
и противоречивый характер. Все события,
происходящие в политической сфере
страны, коренным образом влияли и
на развитие культуры. От относительной
свободы мысли и творчества в
начале века мы перешли к тотальному контролю
над духовной, культурной жизнью общества
со стороны власти к 40-м гг. ХХ столетия.
Во время войны идеологическое давление
на культуру несколько ослабло, но первое
послевоенное десятилетие вошло в историю
нашей страны как апогей сталинизма.
В годы советской власти (начиная с революции 1917 г. и до начала Великой Отечественной войны) все сферы культурной жизни страны были подчинены жесткому контролю со стороны государства. И даже война, ставшая величайшим испытанием для советского народа, лишь на короткий срок позволила слегка ослабить давление власти на деятелей культуры. 1945 – 1953 гг. вошли в историю нашей страны как период жесткой сталинской диктатуры над всем и вся.
При этом Великая Отечественная война пробудила в людях лучшие качества. Выросло поколение людей, закаленных войной, перенесших ее тяготы, с надеждой на лучшее будущее. Окончание войны сопровождали оптимистические настроения. Народ, победивший фашизм и освободивший от него мир, чувствовал в себе силы и право на свободу и на достойную жизнь.
Однако ослабление режима не входило в планы партийно-государственной верхушки. Отсюда новый виток репрессий (летом 1946 г. был нанесен первый удар, как всегда, по творческой интеллигенции), ужесточение административного нажима на различные стороны жизни общества, жесткий контроль над деятельностью работников культуры и как следствие глубокий кризис, охвативший русскую культуру на излете сталинской эпохи. К лету 1947 года над страной в очередной раз опускается «железный занавес», вся западная культура объявляется буржуазной и враждебной.
После смерти И. Сталина и ХХ съезда КПСС в 1956 г., где произошло разоблачение его культа, начинается новый период в жизни нашей страны. К власти приходит первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев, и этот краткий период относительной свободы, получает название «оттепели» (по одноименной повести И. Эренбурга, которая появилась в это время).
Впервые за годы советской власти стали говорить о проблемах культуры. В период «оттепели» в советском обществе происходит глобальный социокультурный переворот: происходит разрушение мифов сталинизма и освобождение общественного сознания от идеологических стереотипов. Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства над культурой значительно оживило творческий процесс. Данный период в жизни нашей страны повлиял на молодое поколение, которое впоследствии стало называться «шестидесятниками». Наиболее полно это поколение реализовало себя в сфере искусства, образования, науки.
Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко, это явление было кратковременным и происходило в период с 1953 – 1964 гг.
Уже с середины шестидесятых годов усиливается процесс бюрократизации нашего общества. Правительство не собирается отменять контроль над духовным состоянием народа. Рецидивы сталинских методов обращения с деятелями культуры также периодически случаются. И снова начинается «закручивание гаек», усиление партийного контроля.
При всей противоречивости «оттепели», этот период стал самым судьбоносным в советской истории. Здесь были заложены оппозиционные настроения, произошла переоценка ценностей.
Как
видно, за 20 лет прошедших с момента
окончания войны культура СССР прошла
два совершенно разных этапа своего развития
– от полного подчинения власти И. Сталина
до относительной свободы мысли и слова
в хрущевский период. Далее будет дан анализ
того, какие именно изменения или сдвиги
произошли в основных сферах культурной
жизни страны, а что за это время так и
не получило своего дальнейшего развития
как неугодное власти.
В первое послевоенное десятилетие в области образования происходили только количественные изменения. Главной задачей стало введение обязательного семилетнего обучения, а для молодежи, не сумевшей получить образование в военную пору, - создание системы вечернего обучения. Эта цель была достигнута к 1950 г. Увеличилось количество высших учебных заведений, в вузах активно вводились вечерняя и заочная форма обучения. Была усилена административная система управления народным образованием. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР. Со временем, и довольно быстро, удалось восстановить и даже превзойти довоенное количество учащихся.
В период «оттепели» заговорили о качестве советского образования. Были проведены серьезные реформы, в частности, с 1956 г. отменялась плата за обучение, взимавшаяся до этого в старших классах средних школ и вузах. В стране была полностью ликвидирована неграмотность. В 1958 г. был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Этот закон положил начало школьной реформе, которая предусматривала введение обязательного 8-летнего образования. «Связь школы с жизнью» заключалась в том, что все желавшие получить полное среднее образование (11 классов) и в дальнейшем поступить в вуз, должны были в течение последних трех лет учебы работать на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве. Вместе с аттестатом зрелости выпускники школ получали свидетельство о рабочей специальности. Для поступления в высшее учебное заведение также требовался стаж работы на производстве не менее двух лет. Впоследствии эта система себя не оправдала и была отменена, т. к. занятость на предприятиях снижала качество получаемых знаний.
В
целом можно сказать, что система
советского образования развивалась
достаточно динамично и от количественных
изменений мы перешли к качественным преобразованиям
в этой сфере.
После Великой Отечественной войны приоритетными направлениями в науке являлись исключительно те, которые служили укреплению обороны страны. Особое внимание уделялось работам в области использования атомной энергии (в 1949 г. было проведено первое испытание атомной бомбы, в 1953 г. – водородной бомбы, разрабатывается термоядерное оружие). Значительные результаты были достигнуты в области физики полупроводников, экспериментальной физики по изучению нейтронов и люминесценции, была создана первая советская баллистическая ракета-носитель.
В то же время естественные и гуманитарные отрасли прикладных наук, не имевшие непосредственного отношения к повышению обороноспособности страны, подвергались жесткому администрированию. Показательными стали гонения на генетику и кибернетику – эти научные дисциплины были объявлены псевдонаучными. А в августе 1948 г. генетику объявили лженаукой и запретили в СССР. Монополистами в биологии стали академик Т.Д. Лысенко и его сторонники, пользовавшиеся личной поддержкой И. Сталина. Их «научная» деятельность привела к тому, что наши ученые значительно отстали от передовых достижений мировой науки в этой перспективной области, а около 3 тыс. биологов были отстранены от работы, многие из них репрессированы. В 1950 г. был нанесен удар по развитию отечественной физиологии, психологии и медицины. Также тяжелое положение сложилось в области изучения экономики.
На развитие науки отрицательно сказалась и кампания по борьбе с космополитизмом, которая была развернута в СССР в конце 1940-х – начале 1950-х гг. Основной ее целью было очернить все несоветское, несоциалистическое, нерусское и поставить прочный барьер между нашим народом, его культурой и достижениями мировой цивилизации.
В период «оттепели» быстро стала расти сеть научно-исследовательских институтов, открывались крупные лаборатории, обсерватории. Особое внимание в этот период также уделяется физике. Работы советских ученых получили всемирную известность. Нобелевскими лауреатами стали П.А. Черенков, И.Е. Тамм, И.М. Франк, Л.Д. Ландау, Н.Г. Басов и А.М. Прохоров. В СССР была пущена первая в мире атомная электростанция (1954 г.), построен самый мощный в мире ускоритель протонов – синхрофазотрон (1957 г.), спущен первый в мире атомоход (1957 г.).
Значительные
открытия сделаны в области
Эпоха «оттепели» вошла в историю мирового технического прогресса как эра покорения космоса. В 1961 г. СССР впервые в истории человечества осуществил космический полет с человеком на борту. Значительные успехи достигнуты в области авиастроения. Развитие космической и авиационной техники стало основой для расширения исследований астрономов и астрофизиков.
Меньше повезло общественным наукам, им категорически было запрещено выходить за рамки марксизма-ленинизма и принципа партийности. Однако с середины 1950-х до начала 1960-х гг. было опубликовано большое количество документальных сборников и мемуарной литературы, раскрывающих проблемы истории советского общества, ранее закрытых для исследования.
В
период «оттепели» отечественная наука
достигла огромных успехов. Продолжают развиваться
те области научного знания, которые и
в послевоенное время хорошо финансировались
государством, а также получают свое развитие
те сферы, которые по тем или иным причинам
были запрещены в период правления И. Сталина.
«Железный занавес» приоткрылся, научный
мир получил возможность более тесного
взаимодействия с коллегами из других
стран.
В основе политики в области культуры в СССР в послевоенный период лежали представления о роли творческой интеллигенции, которая должна была своими произведениями мобилизовывать советский народ на трудовые подвиги в условиях восстановления народного хозяйства, разрушенного войной. От всех деятелей культуры требовалось создавать в своих произведениях атмосферу жизнеутверждающего подъема, показывая лишь положительные стороны советского общества. Годы войны породили большие надежды на ослабление жесткого государственного контроля в области литературы и искусства, расширение свободы творчества. Но все эти надежды рухнули после того, как в 1946-1948 гг. было принято несколько постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О кинофильме «Большая жизнь» и «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». Эти партийные директивы дали сигнал к широкомасштабной публичной травле таких выдающихся писателей и поэтов, как А. Ахматова, М. Зощенко, Э. Казакевич, Ю. Герман; в безыдейности обвинялись талантливые деятели советского кинематографа С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, Г. Козинцев.
Советская литература не могла выходить за рамки современных или исторических, а чаще историко-революционных тем. Если в первые послевоенные годы правдивые и талантливые книги о войне еще выходили и даже получали положительную оценку, то по мере усиления идеологического контроля тема войны, лишений, фронтовых и тыловых будней исчезала со страниц книг и журналов. Считалось, что это отвлекает советских людей от насущных задач дня, вызывает трагические воспоминания. Предпочтение отдавалось «праздничной», бесконфликтной и бесцветной литературе.
“В искусстве доминировала парадность, образцом становились «высокие идеалы патриотизма», взятые из истории страны. На сценах театров и в кино создавалась некая параллельная реальность, не имевшая ничего общего с буднями советских людей, с окружавшей их жизнью”3. Самыми яркими примерами таких «советских сказок» являются музыкальные кинокомедии «Кубанские казаки» И. Пырьева (1950) и «Весна» Г. Александрова (1947). Отличительной чертой послевоенного кинематографа стало резкое сокращение общего количества выпускаемых кинолент.
Крайне тяжелое положение сложилось в музыкальном и театральном искусстве. В театрах шли только идеологически выдержанные пьесы. А после выхода в свет постановления ЦК партии от 10 февраля 1948 г. «Об упаднических явлениях в советской музыке» началась кампания борьбы с «формализмом», жертвами которой стали талантливые композиторы В. Мурадели, обвиненный в разжигании национальной розни в опере «Великая дружба», а также Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян и др.
Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Полотна художников посвящены военной тематике.
После победы над фашистской Германией появляется новый вид архитектурных памятников – мемориальные комплексы. На рубеже 40-50-х гг. ведется высотное строительство в Москве, складывается характерный для сталинского времени помпезно-монументальный стиль архитектуры, получивший название «сталинского барокко», решавшего и идеологическую задачу – прославление существующего строя.
Первое десятилетие после смерти И. Сталина ознаменовалось значительными переменами в духовной жизни. СССР постепенно поднимает так называемый «железный занавес», который отделял его от остального мира. Началось освоение всего лучшего, что было создано зарубежными и отечественными мастерами культуры. В результате «оттепели» в хрущевское десятилетие начинается новый расцвет советской литературы и искусства.
Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при И. Сталине деятелей культуры. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30–40-х гг.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появляется так называемая «эстрадная» поэзия в лице Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Р. Рождественского.
Широкую популярность обрел жанр авторской песни, в которой автором текста, музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек. Широкую доступность произведения бардов обрели в магнитофонных записях, которые тысячами расходились по стране. Настоящими властителями дум молодежи 60-х гг. стали Б. Ш. Окуждава, А. Галич, В. С. Высоцкий.
В
прозе однообразная парадность сталинского
соцреализма сменилась обилием
новых тем и стремлением
В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует обыкновенный человек в условиях фронта, которому знаком и страх, и боль, и душевное смятение. Новую правду о войне раскрыли в своих произведениях Ю.В. Бондарев, К.М. Симонов.
Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который обрел особую популярность среди читателей с приходом туда в качестве главного редактора А.Т. Твардовского. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н.С. Хрущева была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой впервые литература коснулась темы сталинского ГУЛАГа.
Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. В критике по прежнему время от времени слышались обвинения в «формализме» в адрес многих известных писателей: А.А. Вознесенского, Д.А. Гранина, В.Д. Дудинцева. Жестокой травле подвергся Б.Л. Пастернак, который в 1958 г. получил Нобелевскую премию по литературе за роман «Доктор Живаго». Советские власти немедленно потребовали, чтобы он отказался от нее. В прессе развернулась очередная «проработочная кампания». Пастернака обвиняли в антинародности, презрении к «простому человеку». В довершение всего он был исключен из Союза писателей СССР.
В 50-е гг. возник «самиздат» – так назывались машинописные журналы, в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции движения диссидентов, оппозиционного советскому государству.
Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. 60-е гг. – время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. В полотнах художников реальность предстает без обычной в 40–50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности. Однако далеко не все новаторские течения нашли поддержку у руководства страны. В 1962 г. Н. С. Хрущев посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну.
Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане, мемориал на Пискаревском кладбище в Петербурге и др. Развивается театр. Создаются новые театральные коллективы. Среди возникших в период «оттепели» новых театров следует отметить основанный в 1957 г. «Современник» и Театр драмы и комедии на Таганке.
Значительных успехов в период «оттепели» достиг кинематограф. Лучшие советские фильмы тех лет получили достойное признание многомиллионной зрительской аудитории как у нас в стране, так и за рубежом. На международных кинофестивалях премиями были удостоены фильмы, посвященные Великой Отечественной войне: «Летят журавли» (режиссер М.К. Калатозов, 1957 г.), «Баллада о солдате» (Г.Н. Чухрай, 1959 г.). Снимаются фильмы, посвященные проблемам молодежи, а также легкие романтичные ленты вроде «Я шагаю по Москве» (Г.Н. Данелия, 1964 г.).
Таким образом, развитие отечественной культуры в послевоенные годы было направлено на изоляцию от Запада, СССР провозглашался «родиной» всех достижений в области культуры, а все советское самым лучшим; глубоко укоренился культ личности И. Сталина. Художественная культура развивалась только в одном направлении – идеализация советского общества.
Что
же касается периода «оттепели» в истории
страны, то здесь были созданы условия
для подъема советской культуры, освобождения
общественного сознания от идеологических
догм и стереотипов, началась критика
сталинизма, появились новые направления
в искусстве, зарождается движение диссидентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги своей работы, можно сказать, что культура СССР всего ХХ века – это неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Послевоенный период создавал благоприятные условия для ее развития. Несмотря на трудности послевоенного времени, широкий размах получили исследования ученых, была проведена реформа образования, отечественная культура продолжала художественное освоение военной темы. В литературу вступило поколение фронтовиков, новый жизненный опыт которых нуждался в осмыслении. Но надеждам на освобождение культуры от давления официальной политики и идеологии в послевоенные годы не суждено было сбыться. Литература и искусство по-прежнему рассматривались как средства воспитания масс. Распространение получили догматизм, цитатничество. Критерием истины становились высказывания руководителей, а идеологические кампании, постоянный поиск врагов и их разоблачения поддерживали в обществе атмосферу страха.
Период «оттепели» дал надежду на освобождение слова и мысли, но он оказался кратковременным и достаточно поверхностным. Потепление не было устойчивым, идеологические послабления сменялись грубым вмешательством со стороны власти, и к середине 60-х гг. «оттепель» сошла на нет. Но все же в те годы был сделан первый и решающий шаг в преодолении сталинизма, началось возвращение представителей культуры из эмиграции и международный культурный обмен.
В
целом, периоды развития культуры с 1945-1953
гг. до 1953-1964 гг. являются одними из наиболее
сложных для изучения. Достаточно трудно
дать объективный анализ истории культуры
СССР этого времени, т.к. во многих источниках,
анализирующих ее развитие в ХХ веке дается
неоднозначная оценка этого периода –
от негативной – примитивная культура
тоталитаризма, до положительной – культура
единения и развития советского народа
и государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Сравнительный анализ развития культуры СССР в 1945-1953 гг. и 1953-1964 гг