СССР и Россия в конце ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 18:20, контрольная работа

Описание

Причиной начавшегося “ремонта” стало отставание от США в гонке космических вооружений: неспособность в силу экономических причин дать ответ на программу “звездных войн” убедила правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий уже почти проиграно (о близости экономического кризиса говорит хотя бы такой факт: с 1971 по 1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям.

Содержание

Перестройка в СССР (1985 – 1991 гг.). 3
Распад СССР и его последствия. 8
Развитие России в 90-е годы ХХ века. 12
Заключение. 18

Список литературы. 19

Работа состоит из  1 файл

!ПЕРЕСТРОЙКА2.docx

— 44.36 Кб (Скачать документ)

    Конфликт  между президентом и парламентом, впервые резко обозначившийся в оценке экономической реформы, предпринятой в начале 1992 года правительством Гайдара при поддержке Б.Н.Ельцина, которая ознаменовалась либерализацией цен на все промышленные и продовольственные товары, то отливаясь, то усиливаясь, в сентябре 1993 года достигает апогея, 21 сентября Президент обнародовал свой указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ». В нем говорилось о прекращении деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ и о назначении выборов в новый представительный орган, нижнюю палату Федерального собрания — Государственную думу на 11-12 декабря 1993 года. На те же дни был назначен всероссийский референдум по проекту российской конституции. Конституционный суд и X съезд народных депутатов охарактеризовали указ №1400 как акт государственного переворота. Противостояние завершилось вооруженным захватом здания Верховного Совета и арестом парламента.

    Переворот, направленный на установление единовластия Президента, позволил ему преступить к слому всей системы Советов. Указом от 26 октября 1993 года «О реформе местного самоуправления в РФ» прекратилась деятельность городских, районных и сельских Советов. Был отменен порядок избрания глав администраций. В краях, областях, автономных республиках, округах и городах федерального значения они стали назначаться Президентом. 12 декабря 1993 года прошли выборы в Государственную думу, и была принята новая Конституция РФ. Россия вступила в новый этап своего развития, суть которого состояла в приведении органов государственной власти в соответствие с новой Конституцией. 
 
 
 

3. Развитие  России в 90е годы.

     С формальной точки зрения, формирование самостоятельной российской государственности по времени связано с распадом Советского Союза (декабрь 1991г.). Фактически же это произошло раньше – в ходе и в результате августовских событий 1991г. (ГКЧП). К декабрю 1991г. РСФСР пришла уже почти со всеми политическими атрибутами независимого государства. Напомним, что 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, которая предусматривала, в частности, верховенство российской конституции и республиканских законов на территории России. А ровно через год, 12 июня 1991г., Б.Н.Ельцин стал «всенародно избранным» президентом России. В апреле 1992 г. VI съезд народных депутатов изменил название государства, оно стало именоваться «Российская Федерация». В ее состав входили 21 автономная республика, 1 автономная область, 10 автономных округов, 6 краев и 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). 

     В начале 1993 г. Ельцин выдвинул требование принятия новой конституции через референдум, а руководители Верховного Совета выступили за досрочное переизбрание всех ветвей власти. 21 сентября 1993 г. Ельцин подписал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Этим указом прекращалась деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, назначались на декабрь 1993 г. выборы в новый двухпалатный парламент – Федеральное Собрание (ФС), до проведения которых в стране вводилось непредусмотренное конституцией прямое президентское правление. Верховный Совет, опираясь на постановление Конституционного суда, квалифицировал президентский акт как государственный переворот и принял решение о досрочном прекращении полномочий Ельцина как президента РФ. Вице-президент Руцкой принял присягу президента. В стране создалась критическая ситуация двоевластия. К вечеру 21 сентября началась фактическая осада Дома Советов (Белого дома). 3 октября произошли столкновения сторонников Советов и силовых структур (захват столичной мэрии, кровавые события у телерадиокомплекса «Останкино»). Завершил драму штурм Дома Советов, предпринятый президентско-правительственной стороной 4 октября (расстрел из танковых орудий, арест руководителей антипрезидентской оппозиции). По официальным данным, число жертв составило 145 человек (по неофициальным – намного больше).

     В целом сентябрьско-октябрьский кризис 1993 г. продемонстрировал неспособность  ведущих социально-политических сил  общества осуществлять коренные преобразования демократическим путем, через нахождение консенсуса. Победила традиционная для России конфронтационная политическая культура.

     12 декабря 1993 г. состоялись внеочередные  выборы в парламент – Федеральное Собрание и референдум по новой Конституции, призванный придать легитимность новой политической системе России, получившей название октябрьской. Верхняя палата ФС – Совет Федерации – формировалась по принципу: от каждого из 89 субъектов федерации по 2 представителя (итого 178). Они представляли законодательную и исполнительную ветви региональной власти. Нижняя палата – Государственная дума – избиралась по смешанному принципу: половина депутатов (225) определялась по мажоритарной системе (персональные выборы в одномандатных округах), а вторая часть – по партийным спискам (по пропорциональной системе).

     Новая Конституция фактически устанавливала  в стране президентскую республику. Глава государства – президент  – обладал весьма широкими полномочиями, вт.ч. по роспуску Госдумы. Федеральное Собрание (СФ и Госдума) получало меньший объем полномочий, чем прежний Съезд народных депутатов и Верховный Совет.

     1994 г. был годом тактического маневрирования  и власти, и оппозиции. 1995 г. явился временем подготовки к парламентским выборам, на которые сильнейшее влияние оказала война в Чечне. Для усиления позиций президентско-правительственных сил было создано политическое движение «Наш дом – Россия» во главе с премьером В.Черномырдиным. НДР объединило верхушку федеральных и местных руководителей, директоров предприятий и др., представляя собой реальную партию власти. 

     На  выборах в Госдуму 17 декабря 1995 г. победили, как и ожидалось, оппозиционные  силы. КПРФ получила 22% голосов, ЛДПР –  около 11%, НДР – лишь 9,95% и центристское «Яблоко» (Г. Явлинский) – 7,12%. Спикером палаты был избран представитель КПРФ Г. Селезнев. Президентские выборы были назначены на лето 1996 г. На кандидатуру Б. Ельцина работал весь государственный аппарат, многие СМИ и большие деньги. Его предвыборная кампания проходила под лозунгом: «Или продолжение реформ, или возврат к коммунистическому прошлому». Первый тур (16 июля) не выявил победителя, но определил лидеров: Б. Ельцина (35,3%) и Г. Зюганова (32%). Третье место занял генерал А. Лебедь (14,5%), которого Ельцин сразу привлек на свою сторону, дав пост секретаря Совета безопасности. Во втором туре (3 июля) победил Б.Ельцин, набрав 53,82% голосов (у Г.Зюганова – 40,7%). 

     Второй  президентский срок Ельцина продолжался  до конца 1999 г. В это время происходит общее ослабление центральной власти и российской государственности. Ельцин в значительной мере отстранился от государственных дел, серьезно болел (более 20 раз лежал в ЦКБ) и почти постоянно находился в своей загородной резиденции «Горки – 9». На уровне обыденного сознания сформировалось мнение о том, что он «царствует, лежа на боку», т.е. о его недееспособности.  Об отсутствии системной кадровой и социально-экономической политики свидетельствовали и многие правительственные кризисы 1998-1999 г. За полтора года президент сменил пять премьер-министров. Весной 1998 г. был отправлен в отставку В.Черномырдин, который превращался в крупную политическую фигуру. Его преемником стал С.Кириенко, смещенный в августе 1998 г. после объявления дефолта (неспособности властей РФ платить по долгам). Е.Примаков, занимавший жесткую державно-патриотическую позицию во внешних и внутренних делах, имел растущий рейтинг и многие хотели бы видеть его в кресле президента. Он «продержался» с сентября 1998 г. по май 1999 г., а его «сменщик» С.Степашин  гораздо меньше (середина мая – начало августа). 

     В августе 1999 г. главой кабинета министров  стал В.В.Путин. Новый премьер-министр с самого начала продемонстрировал способности фактического руководителя государства, взяв на себя ответственность за проведение антитеррористической операции в Дагестане и Чечне, за наведение порядка с выплатой пенсий и зарплат. Думается, что он сразу уловил настроения основной массы населения и ее ностальгию по порядку. Рейтинг В.Путина рос невиданными темпами. Проведенный его помощниками анализ партийно-политической ситуации свидетельствовал, что лидером кампании по выборам в Госдуму (декабрь 1999 г.) являлся общественнополитический блок «Отечество – вся Россия» (Ю.Лужков, М.Шаймиев), имевший и сильного кандидата на недалеких президентских выборах в лице Е.Примакова. Для нейтрализации ОВР и создания сильной опоры новому премьеру в сентябре 1999 г. был создан предвыборный блок «Единство» (лидер – глава МЧС С.Шойгу), заявивший о необходимости сильной власти, порядка в стране и честных выборов. На декабрьских выборах 1999 г. т.н. «независимые» получили 132 мандата (большинство позже ушли во фракцию «Единство»). Спикером согласно т.н. «пакетному» соглашению ведущих фракций вторично стал Г.Селезнев. 

     31 декабря 1999 г. Б.Н.Ельцин передал  высшую государственную власть  В.В.Путину, сделав его и.о. президента  до досрочных выборов в марте  2000 г. Новый руководитель вскоре  публично изложил основные положения  своей идеологии государственной  деятельности и одновременно  предвыборной кампании: сильная власть, порядок и безопасность; социально- 
ориентированная и динамичная экономика; последовательное отстаивание российских национальных интересов в мире; сохранение РФ как единого целого. 

     В.В.Путин  победил уже в первом туре президентских  выборов (26 марта 2000 г.), набрав 56,52% голосов. Правительство возглавил М.Касьянов, первым вице-премьером и министром финансов стал А.Кудрин, социальный блок курирует вице-премьер Валентина Матвиенко, министр иностранных дел – И.Иванов. Серьезные перестановки в кабинете министров произошли лишь через год: близкий соратник Путина Сергей Иванов стал министром обороны и возглавил проведение военной реформы; министром внутренних дел был назначен лидер фракции «Единство» в Госдуме Б.Грызлов. Стержневое направление государственно-политического развития в 2000 – 2002 г. – укрепление государственной власти и российской государственности, начало системных и продуманных реформ. К числу наиболее значимых перемен необходимо отнести: – жесткое выстраивание действенной вертикали власти (создание 7 федеральных округов, приведение местного законодательства в соответствие с федеральным, а также подтвержденное Конституционным судом РФ в начале апреля 2002 г. право президента снимать с должностей губернаторов и президентов автономий и право Федерального Собрания распускать региональные думы и парламенты автономий); – прекращение противостояния исполнительной и законодательной властей. Правительство стало активно «работать» с Госдумой, признавать ее роль и место, идти на взаимные компромиссы; – политическая борьба стала приобретать в основном цивилизованные формы; – начата реформа высших органов власти (реорганизация Совета Федерации в постоянно действующий, создание совещательного Государственного совета); – «внятное» и нереволюционное реформирование экономики и социальной сферы, позитивные экономические сдвиги; – выстраивание независимой внешней политики в соответствии с национальными интересами РФ; – принятие государственной символики (бело-красно-голубой флаг, герб с двуглавым византийским орлом, т.н. «старый» гимн на музыку Александрова, но с новым текстом); – реорганизация партийной системы и партийного строительства. Была поставлена задача укрупнения политических партий и сокращения их числа. В 2001г. был принят новый закон о партиях, который допускает к участию в выборах только партии (а не движения), имеющие минимум 3,5 тыс. членов и организации в большинстве субъектов федерации. Стержневая идея – только сильным партиям будет открыт доступ к власти. Вторая половина 2001-начало 2002 г. – время интенсивного партийного строительства. В первую очередь следует обратить внимание на создание крупной и сильной центральной партии «Единая Россия», которая объединила бывшие движения «Единство» (С.Шойгу), «Отечество» (Ю.Лужков) и «Вся Россия» (М.Шаймиев). Обозначенные приоритеты – консолидация всего политического центра и всемерная поддержка президента В.Путина. Кроме этой партии, зарегистрированы в качестве партий СПС (Б.Немцов, Е.Гайдар и др.), «Яблоко», Социал-демократическая партия России (М.Горбачев), а также влиятельные КПРФ и ЛДПР; – прекращение дезинтеграционных процессов в федерации.  
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    Крах  перестройки, приведший к ликвидации социализма в нашей стране и развалу  СССР, породил длительную дискуссию  на тему, можно ли было избежать катастрофы и реформировать советскую экономику. Экономическая катастрофа "перестройки" явилась одним из важнейших факторов политической дестабилизации, которая повлекла за собой окончательный развал административно-командной системы управления - основы советского народного хозяйства.

      В конечном счете, результаты  перестройки определит история  по итогам российских реформ, либеральных преобразований в экономике по западной модели развития, которым Горбачев открыл дорогу.

    Нынешняя  Россия находится в границах, которые  были у нее в 17 веке. Она как  бы отодвинута в северную и северо-восточную  часть Евразии. Резко выросла  ее изоляция от Европы, с которой  у СССР были тесные экономические и политические связи. Теперь Россия отделена от Европы двойным поясом — бывших республик СССР и бывших союзных государств Восточной Европы, стремящихся интегрироваться в западно-европейское экономическое и политическое пространство.

    Сама  Россия стремится включиться в мировые  экономические связи. Попытка интегрироваться в европейское, а через него в мировое экономическое сообщество пока не состоялась и в ближайшее время вряд ли состоится. Это объясняется как слабым участием СССР в международном разделении труда, когда он выступал преимущественно в роли поставщика энергоносителей, так и нынешним состоянием России, которая “в обозримом будущем останется непредсказуемой страной”. 
 

Список  литературы.

  1. Наумов Н.В.. Международные аспекты распада СССР. Выборы в России. Научный журнал, выпуск 1, 2000.
  2. Актуальные проблемы новейшей истории России - Армавир,2000.
  3. Баталов Э. Перестройка и судьба России. //ОНС - 1992 - №2.
  4. Саква Р. Конец эпохи революций 1989-1991 годов. //Полис – 1998 - №5.
  5. Колубев А.В. Россия, век ХХ… //Отечественная история – 1992 - №4.

Информация о работе СССР и Россия в конце ХХ века