Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:49, реферат
Значительной заслугой Л.И. Брежнева на внешнеполитической арене стала «разрядка международной напряженности». Суть разрядки была в том, что после Карибского кризиса обе стороны окончательно поняли: уничтожить врага и остаться невредимыми не удастся. По мощи ядерных сил СССР к середине 1970-х годов догнал США, но разрядка и сосуществование продолжались. Никаких попыток устроить новую войну СССР не предпринимал. Отношения с западноевропейскими странами носили противоречивый, но в целом конструктивный характер.
СССР и страны Запада
Значительной заслугой
Л.И. Брежнева на внешнеполитической арене
стала «разрядка международной
напряженности». Суть разрядки была в
том, что после Карибского кризиса
обе стороны окончательно поняли:
уничтожить врага и остаться невредимыми
не удастся. По мощи ядерных сил СССР
к середине 1970-х годов догнал США,
но разрядка и сосуществование
В ФРГ пришел к власти социал-демократ Вилли Брандт, который начал «новую восточную политику». Московский договор между СССР и ФРГ 1970г. зафиксировал нерушимость послевоенных границ и отказ от территориальных претензий ФРГ на Восточную Пруссию и германские земли, отошедшие Литве, Польше и Чехословакии.
К 1970-му улучшились отношения
с другими ведущими европейскими
странами - Францией, Великобританией.
Президент Шарль де Голль посетил
Москву летом 1966 г. В 1966--1970 гг. визиты французских
и советских министров
С 1969-го по 1979 год потоком
шли соглашения между СССР и США,
устанавливавшие все более
В 1971 году достигнуто соглашение о мерах по усовершенствованию линии прямой связи СССР - США. В 1972-м американский президент Никсон приезжает в Москву и 26 мая подписывает соглашение о сокращении стратегических вооружений (ОСВ-1), об ограничении систем противоракетной обороны и межконтинентальных ракет (договор о ПРО). Правда, с 1967 года начинается установка межконтинентальных ракет в подземных шахтах, которые трудно было обнаружить и проконтролировать. Недоверие двух сверхдержав друг к другу не исчезло.
18 июня 1979-го в Вене
Джимми Картер и Л.И. Брежнев
подписали Договор об
12 апреля 1980 года Национальный
Олимпийский комитет США
Интересно, что в 1978 году, когда только заговорили о производстве нейтронного оружия, СССР предложил договориться о международном запрете его применения. Проект не поддержали ни США, ни их союзники. Новый президент Рональд Рейган ассигновал триллион долларов на новый виток гонки вооружений - чтобы одолеть СССР уже наверняка. В 1981 году в США начали производство нейтронных зарядов. В пустыне Невада испытывали новые системы атомного оружия, а президент вещал по телевизору об «империи зла» и о необходимости бороться с мировым коммунизмом.
В начале 80-х гг. практически прекратились конструктивные контакты с западными странами. США даже ввели в 1980 г. как санкции против советских действий в Афганистане эмбарго на поставки зерна в СССР. В средствах массовой пропаганды социалистических и капиталистических стран возобладали термины периода «холодной войны». Нагнетание международной обстановки происходило всю первую половину 80-х гг., вплоть до прихода к власти М.С. Горбачева.
Глава 2. Отношение СССР с социалистическими странами
В отношении социалистических
стран Восточной Европы политика
советского руководства ориентировалась
на предоставление несколько большей
экономической и политической свободы,
чем ранее. К власти во многих странах
стали приходить более
Еще 14 мая 1955-го Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия заключили Варшавский договор. Организация Варшавского договора (ОВД) возникла в ответ на присоединение ФРГ к НАТО. Государства - участники Варшавского договора обязывались «воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения, а в случае вооруженного нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооруженных сил». Но внутри лагеря социализма было не спокойно, и до полного единства далековато.
Критика культа личности
И.В. Сталина на ХХ съезде была с воодушевлением
воспринята в одних странах и
очень плохо в других: в Албании
и в Китае. Советско-албанские
отношения были разорваны ещё
в 1961 г. Отношения с Китаем сразу
резко ухудшились. В годы «культурной
революции» политика Хрущева однозначно
определялась как ревизионистская,
а СССР рассматривался как «ревизионистское
государство» отступников от «истинного
марксизма». Дошло до того, что СССР
был вынужден отозвать весь корпус
советских специалистов, работавших
в КНР по программе международного
сотрудничества. Взрыв агрессивной
демагогии Мао, «культурная революция
», обязательство ревизионистами, территориальные
претензии на Дальний Восток и
Сибирь, растущая напряженность довели
до вооруженных конфликтов: в 1969-м
на советско-китайской границе
Становилось очевидно, что надо продумывать способ удерживать «мировую систему социализма». Она держалась на «доктрине ограниченного суверенитета», суть которой в праве остальных стран Варшавского договора вмешиваться во внутренние дела каждой из них, вплоть до акций устрашения и военного вторжения в страны, которые попытаются проводить независимую от СССР внутреннюю и внешнюю политику. В результате в разных странах Восточной Европы установился весьма разный режим. В Польше было крестьянское землевладение, мелкая частная собственность, поляки свободно ездили по всему миру. В Чехословакии не было крестьянского землевладения, но можно было свободно слушать вражеские радио голоса и читать прессу из ФРГ и Франции. А в ГДР режим по жесткости превосходил и советский. Поляки были от него в ужасе. А при всех этих различиях в рамках Совета Экономической Взаимопомощи велись политические консультации, и организовывалось экономическое сотрудничество.
В 1968г. правительство Дубчека в Чехословакии попыталось уменьшить зависимость от СССР и создать более эффективную экономику. Оно начало широкие демократические преобразования, критику не только сталинизма, но и социализма вообще. С января и по август 1968 года была сильно ослаблена цензура, допускались свободные дискуссии, началось создание многопартийной системы. Правительство заявило о стремлении обеспечить полную свободу слова, собраний и передвижений, установить жесткий контроль над деятельностью органов безопасности, допустить расширение числа частных предприятий, вообще снизить государственный контроль во всех сферах жизни.
Брежнев жестко критиковал положение в ЧССР на встрече с делегацией ЧССР 4 мая в Москве. 17 августа Янош Кадар в беседе с чехами назвал ситуацию в Чехословакии критической. Чехословакия находилась в самом центре оборонительной линии организации Варшавского договора. Ее возможный выход из ОВД был совершенно неприемлем и для СССР, и для всех стран -участниц Варшавского договора. Брежнев пошел на интервенцию. В ночь с 20 на 21 августа 1968 года в Чехословакию вошли более 300 тысяч солдат и офицеров и порядка 7 тысяч танков. С разных сторон двигались венгерские, польские, болгарские войска. Только Румыния старалась дистанцироваться от СССР и занять некую независимую позицию. Она войск не вводила.
Накануне ввода войск Маршал Советского Союза Гречко проинформировал министра обороны ЧССР Мартина Дзура о готовящейся акции. Он предостерег чехов от того, чтобы они оказали сопротивление силами своей армии. Чехословацкая армия «послушалась» и не оказала сопротивления. Возможно, это и к лучшему: не вспыхнула война Чехословакии с остальными социалистическими странами. А это было вполне возможно. Мятежного Дубчека заменили послушным Гусаком, фактически сменили правительство, и Чехословакия опять стала обычной страной «народной демократии». При оккупации 72 гражданина Чехословакии погибли, сотни были ранены. Из Чехословакии выехало на Запад около 300 000 человек (6% населения). В Европе ввод войск стал переломным моментом: до этого большая часть европейской интеллигенции болели социалистическими и коммунистическими идеями. После 1968 года эти люди начали массово выздоравливать.
Не менее значимы были события в Польше. С кризисом начала 70-х гг. польскому руководству удалось справиться самому. Однако в начале 80-х гг. антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой. Благодаря экономической, политической и военной помощи из СССР польскому руководству удалось продержаться до середины 80-х гг., при этом 13 декабря 1981 г. в стране было введено военное положение, во главе Польской объединённой рабочей партии встал генерал В. Ярузельский. Это прекратило забастовки и нарастание социальной нестабильности, а с другой стороны, предотвратило подготовленный уже ввод советских войск для, как утверждалось, «наведения порядка».
Наряду с социалистическими
странами, которые входили в ОВД
и СЭВ, существовали социалистические
государства, проводившие независимый
внешнеполитический курс. С одними
СССР поддерживал добрососедские отношения,
с другими находился в
В отношениях с восточноевропейскими социалистическими странами упор стал делаться на укрепление экономического сотрудничества и взаимные политические консультации. Наиболее отчётливо это проявлялось в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), основной задачей которого было дополнить политическое сотрудничество экономической интеграцией. Несмотря на незначительное увеличение политической и экономической самостоятельности, взаимоотношения между социалистическими странами были далеко не равноправными. СССР по-прежнему был «старшим братом», который определял основные направления деятельности своих союзников. Это находило выражение в общих коллективных декларациях по различным международным вопросам, в постоянных технических консультациях, в коллективных действиях, как, например, ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968г., а также в постоянных отчётах лидеров этих стран перед советским руководством, одной из форм которых в 70-е гг. было прибытие в Крым на отдых (так называемые «крымские встречи»). В то же время были достигнуты определённые успехи в сотрудничестве социалистических стран. В 1971 г. СЭВ принял комплексную программу углубления сотрудничества, рассчитанную на 15-20 лет. Реально она осуществлялась 10 лет, с 1976 по 1985 г., после чего было обеспечение восточноевропейских стран дешёвыми энергоносителями и сырьём. Крупными совместными экономическими проектами стали строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», космическая программа «Интеркосмос», строительство промышленных предприятий в разных странах. Советский Союз поставил в восточноевропейские страны в 1965г. 8,3 млн. т. нефти, в 1975 г. - около 50 млн. т., а к началу 80-х гг. - 508млн. т., причём цена на нефть была значительно ниже мировой. Советское руководство чётко ставило рамки, за которые внутриполитические проблемы в социалистических странах, несмотря на общий процесс либерализации, не должны были выходить. Если эти процессы перерастали установленные границы, следовали карательные меры.