Контрольная работа по истории №2.
Горбатовой
Ольги
БД-12
Тема 3. СССР в 1920-е ~ 1930-е
гг.
Вариант 4. Дать сравнительную характеристику
Конституций 1924 и 1936 гг. (табл.)
КОНСТИТУЦИЯ
(от лат. constitutio — устройство), основной
закон государства, правовой акт, который
провозглашает и гарантирует
права и свободы человека и
гражданина, определяет основы общественного
строя, форму правления и территориального
устройства, основы организации центральных
и местных органов власти, их компетенцию
и взаимоотношения, государственную
символику и столицу. Конституция
— основа всего текущего законодательства.
В формальном смысле конституция
представляет собой закон или
группу законов, обладающих высшей юридической
силой
История
конституции в любой стране неотъемлема
от истории общества и государства.
Каждый очередной этап их развития
характеризуется новыми моментами
в социально-экономических и политических
отношениях, осуществлении функций
государства, изменении формы правления
и т.д. Принятие конституций имеет
задачей отразить все качественно
новые явления. Итак, рассмотрим это
на конкретных примерах.
|
Конституция 1924 г. |
Конституция 1936 г |
Предпосылки
создания |
Главной и, по существу, единственной предпосылкой
создания Конституции СССР 1924г. выступает
само по себе возникновение нового государства. |
СССР все более превращался
в мощную промышленную державу, утрачивались
черты аграрно-индустриального государства;
капиталистические черты экономики были
заменены социалистическими; социалистическая
собственность на орудия и средства производства
окончательно утвердилась; исчезли эксплуататорские
классы; образовалось колхозное крестьянство;
наметилась дальнейшая демократизация
избирательной системы. |
Цели |
Основной Закон 1924 г. был призван
закрепить сам факт создания нового
государства, и поэтому он не включал
в себя положений ни о правах и
обязанностях граждан, ни об избирательной
системе, ни об общественном устройстве. |
Должна была отразить изменения в
общественном строе, а для расширения
международного сотрудничества требовалось
придать Советскому государству
внешне демократический характер, предоставить
гражданам традиционный набор прав
и свобод, отменить ограничение прав
граждан по классовому признаку, закрепить
общественное устройство государства
и его экономическую основу. |
Высшие органы государственной власти |
Верховным органом власти, по Конституции,
являлся съезд Советов СССР. В
период между съездами высшим органом
власти являлся ЦИК СССР, состоявший
из двух равноправных палат: Союзного
Совета и Совета национальностей. В
период между сессиями ЦИК СССР высшим
законодательным, исполнительным и
распорядительным органом власти СССР
являлся Президиум ЦИК СССР. ЦИК
СССР образовывал Советское правительство.
СНК являлся исполнительным и распорядительным
органом ЦИК СССР. |
Высший орган власти – Верховный Совет,
его Президиум (формировался на основе
всеобщего избирательного права и прямого
тайного голосования на 4 года, избирательное
право возникало с 18 лет);
Совет народных Комиссаров
(СНК – высший исполнительный и
распорядительный орган), наркомат (подотчетны
Верховному Совету);
Система судов и прокуратуры
(Верховный Суд СССР, верховные суды союзных
республик, краевые, областные, окружные
суды; народные суды были выборными органами,
срок полномочий – 3 года); |
Особенности |
-в ней отражен факт вхождения республик
в СССР
-в связи с появлением субъектов СССР в
ее Конституции появились положения, определяющие
статус этих субъектов и полномочия федерации
в отношении их. |
Конституция 1936 г. во многом отличалась
от Конституции 1924 г. и содержала
ряд глав, которых ранее не было:
-об общественном
устройстве;
- о суде и прокуратуре;
- об основных
правах и обязанностях граждан;
- об избирательной
системе. |
Значение |
Конституция СССР 1924 года была первой Конституцией
Союзного государства. Она юридически
закрепила сам факт его существования,
распределила полномочия союзных и
республиканских органов власти.
Главный смысл Конституции СССР 1924 г. –
конституционное закрепление образования
СССР и разделение прав Союза ССР и союзных
республик, поэтому основное внимание
в ней уделено факту окончательного юридического
оформления образования СССР, прав Союза
ССР и союзных республик, системе высших
государственных органов Союза ССР и союзных
республик. |
Конституция 1936 г. в определенной степени
закрепила и разделение властей:
законодательная власть была сосредоточена
в Верховном Совете, исполнительная
— в СНК, высшая судебная власть
— в Верховном Суде СССР. Конституция СССР 1936
года провозгласила завершение строительства
основ социализма. В этой Конституции
закреплялись основы общественного и
государственного строя; права и обязанности
граждан; избирательная система; система
и компетенция высших и местных органов
государственной власти, управления, суда
и прокуратуры. И хотя социалистическая
идеология пронизывала Конституцию СССР
1936 года, в её тексте уже не было откровенных
призывов к победе социализма во всем
мире. Однако эта Конституция
была во многом декларативной и не смогла
стать заслоном от массового беззакония
и внесудебных расправ 1937 года. |
|
|
|
Принятие
каждой из них означало существенные
изменения в жизни общества и
определяло новый этап развития государства.
Несмотря на существенные особенности,
присущие каждой из них, они развивались
в соответствии с принципом преемственности,
отражающей сохранение социалистических
ценностей, утверждение советской
власти, носили классовый характер,
выступая как воплощение диктатуры
рабочего класса, а затем его руководящей
роли.
Таким образом,
изучив и проанализировав представленный
материал, мы приходим к выводу о
том, что обе Конституции содержали
в себе больше всего норм, закрепляющих
основы структуры органов государственной
власти, что сближало эти нормативные
акты, обладающие высшей юридической
силой. Главное же их отличие заключается
в целях. Основной Закон 1924 г. был
призван закрепить сам факт создания
нового государства, и поэтому он
не включал в себя положений ни
о правах и обязанностях граждан,
ни об избирательной системе, ни об
общественном устройстве, так как
цель его была иная; Конституция
же 1936 г. должна была отразить изменения
в общественном строе, а для расширения
международного сотрудничества требовалось
придать Советскому государству
внешне демократический характер, предоставить
гражданам традиционный набор прав
и свобод, отменить ограничение прав
граждан по классовому признаку, закрепить
общественное устройство государства
и его экономическую основу. То
есть такое различие в самих Основных
Законах вызвано именно целями, на
которые каждая из Конституций была
направлена.
В заключение
хотелось бы отметить, что оба Основных
Закона страны стали началом, основой
динамичного развития отечественного
конституционного права, а модель Конституции
СССР 1936 г. и по сей день используется
Российским государством, но с рядом
изъятий, вызванных сменой политического
устройства в нашей стране.
Тема
IV. Тенденции социально-экономического
и политического развития СССР в
1946-1991 гг.
Вариант
4. Был ли СССР социальным государством?
Аргументируйте ответ.
Для начала
дадим определение понятию «социальное
государство». Социальное государство (нем. Sozialstaat;
англ. Welfare state, государство всеобщего благосостояния,
государство всеобщего благоденствия)
— политическая система, перераспределяющая
материальные блага в соответствии с принципом
социальной справедливости ради достижения
каждым гражданином достойного уровня
жизни, сглаживания социальных различий
и помощи нуждающимся.
С момента
становления советской власти социальная
политика приобретает исключительно
государственный характер. Социалистическое
государство принимает на себя всю
совокупность социальных функций и
становится единственным субъектом
социальной политики.
В основе государственного
строительства и социальной политики
советского государства лежали положения
марксизма-ленинизма о достижении
всеобщего равенства и социальной
справедливости на основе построения
бесклассового общества и создания
общественных, коллективных фондов потребления,
функцией которых является обеспечение
равных возможностей для удовлетворения
основных потребностей членов общества.
Огосударствление
общественных фондов потребления, принятие
государством на себя функций оказания
всех видов социальной защиты, социальной
поддержки и регулирования труда
предполагали реализацию двух других
исходных свойств (атрибутов) социального
государства – наличие социального
бюджета и государственной системы
социальной защиты.
Правовое
оформление социальной политики государства,
являющееся непременным качеством
социального государства, его атрибутом,
также было реализовано в СССР
как на уровне конституций, так и на уровне
законов и постановлений ЦК КПСС.
С момента
возникновения Советское государство
берет на себя функции нормирования
заработной платы; учета и распределения
рабочей силы; установление общих
норм пенсии и пособий; охрану материнства
и детства; обеспечение инвалидов
войны; медицинское обеспечение; социальное
страхование рабочих. Условием социального
обеспечения является потеря трудоспособности
– постоянная (инвалидность или
старость) или временная (беременность,
болезнь) и средств к существованию
(потеря кормильца). Условием социальной
помощи является наступление ситуации
социального риска – пожар, массовый голод,
затраты на погребение и т.п. По сути вводятся,
хотя так еще не определяются, понятия
прожиточного минимума и минимальной
заработной платы – заработок чернорабочего.
Особый статус
приобретает в СССР социальная защита
детей, которая исходит из того, что в социалистическом
обществе о воспитании и содержании детей
должны заботиться не отдельные родители
их, а все общество в целом. Поэтому и должен
быть введен институт государственного
воспитания детей.
В это же
время частью социальной работы становится
борьба с нищенством, проституцией
и бродяжничеством.
Практика
СССР наглядно демонстрирует, что тоталитарная
власть широко использует социальную
политику как инструмент регулирования
поведения как отдельного человека,
так и больших социальных групп
и целых страт. Исключение из системы
государственного социального страхования
и пенсионного обеспечения колхозников;
дискриминация работников, не являющихся
членами профсоюза, и само огосударствление
профсоюзов; недопустимость создания
независимых рабочих объединений; установление
уголовной ответственности за прогулы
по неуважительной причине и даже за опоздание
на работу; введение обязательных трудовых
книжек; предоставление большинства пособий
в зависимости от стажа работы и т.п. является
свидетельством использования властью
социальных благ в целях манипулирования
человеком.
В то же время,
чтобы использовать социальные манипуляторы,
необходимо их создать, постоянно повышать
их значимость и развивать. Другими
словами, тоталитарная власть заинтересована
в совершенствовании социальных
способов удовлетворения потребностей
людей и расширении возможностей
манипуляции ими.
В послевоенный
период возникли качественные изменения
как в научно-техническом уровне производства,
так и в социальных ожиданиях людей, возникших
на основе развития представлений о стандартах
жизни.
В середине
50-х годов общая сумма ассигнований
на выплаты по социальному страхованию,
на пособия, пенсии, стипендии учащимся,
на бесплатное медицинское обслуживание,
народное образование стала равняться
трети всех расходов государственного
бюджета СССР.
Меняются
и представления о социальных
целях государства и его социальной
политике. Ставится задача широкого предоставления
государством социальных услуг и
повышения уровня жизни советских
людей.
Система социальной
защиты складывается из трех направлений:
государственное социальное обеспечение,
осуществляемое за счет государственных,
республиканских и местных бюджетов;
государственное социальное страхование,
обеспечиваемое за счет страховых взносов
предприятий и дотаций государства,
и социальное обеспечение колхозников,
осуществляемое за счет средств колхозов
и дотаций государственного бюджета.
Основными принципами социального обеспечения
в СССР являлись: всеобщность социального
обеспечения; многообразие видов обслуживания;
обеспечение граждан различными видами
социальной помощи.
Таким образом,
СССР имел весь набор признаков (атрибутов)
первичного социального государства
и успешно, в одно время с развитыми
странами Запада прошел очередной этап
развития – этап предоставления государством
социальных услуг.
В заключение,
можно отметить, что советский тип
социального государства - это впечатляющий
образец государства социальных услуг,
наглядно демонстрирующий предел развития
социального государства без гражданского
общества и отсутствии взаимосвязи экономических
и социальных стимулов развития.
Список литературы:
- http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=641792&thSearchText=%CA%CE%CD%D1%D2%C8%D2%D3%D6%C8%DF%20(%EE%F1%ED%EE%E2%ED%EE%E9%20%E7%E0%EA%EE%ED)
- Дудкина Л.В. История государства и права России
- http://msu-research.ru/index.php/judgement/197-otechpravo/2891-const24-36
- http://allendy.ru/igmur-2.html
- http://www.great-country.ru/php/txt_read.php?dir=sov_ideolog&article=00002&stranica=1&code_rubrika=rubrika_articles
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
- Ахинов Г.А., Калашников С.В. Социальная политика. Теория и практика