Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:24, реферат
У статті розкривається зміст мережевої постнекласичної парадигми, її
характерні ознаки: ідеали, норми, методи наукових досліджень і понятійний
апарат, а також визначено особливості та значення мережевих технологій у
всіх сферах життя соціуму.
Ключові слова: наука, парадигма, мережа, мережева парадигма, ме-
режеве суспільство.
УДК 167/168(045)
Кравченко Т.А.
СТАНОВЛЕНИЕ СЕТЕВОЙ ПАРАДИГМЫ
В ЭПОХУ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ
У статті розкривається зміст мережевої постнекласичної парадигми, її
характерні ознаки: ідеали, норми, методи наукових досліджень і понятійний
апарат, а також визначено особливості та значення мережевих технологій у
всіх сферах життя соціуму.
Ключові слова: наука, парадигма, мережа, мережева парадигма, ме-
режеве суспільство.
В современную эпоху глобальных кризисов развитие сопровождается
глубокими сдвигами и изменениями практически во всех сферах жизнедеятель-
ности человеческого общества. Эти изменения заставляют ученых и философов
по-новому рассматривать и оценивать возможности и потребности самой науки
относительно ее влияния на развитие общества в целом (В. Аршинов, В. Буда-
нов, Ф. Гваттари, Ж. Делёз, В. Емелин, М. Кастельс, С. Кувшинов, Т. Кун, А. На-
зарчук, А. Огурцов, В. Степин, В. Цикин и другие).
В настоящее время наука, как основной вид познавательной деятель-
ности, направленный на выработку истинных, системно организованных зна-
ний о мире, достигла
небывалых высот в своем
ны с теорией относительности, квантовой механикой, синергетикой, нанонау-
кой, нано-, био-, гено-, нейро-, инфо-, компьютерно-сетевых технологий, NBIC-
комплекса. В настоящее время можно утверждать о становлении нового миро-
воззрения современного человека, формировании сетевого стиля мышления .
сетевой парадигмы.
Целью статьи является
раскрытие понятия сетевой
ние ее сущности в постнеклассической науке.
Наука как целостный феномен возникает в Новое время в результате от-
деления теоретического знания от эмпирического. Как социально-исторический
феномен она находится в процессе исторического развития и проходит такие
этапы: классический, неклассический и постнеклассический. На каждом из этих
этапов происходят изменения в науке и познании, которые касаются не только
вопросов возникновения нового знания, а и трансформации философских и ме-
тодологических оснований
науки, разрабатываются
нормы и методы научного исследования, формируется своеобразный понятий-
ный аппарат, определенный стиль мышления эпохи – научная парадигма.
Термин «парадигма» был введен в научный дискурс американским исто-
риком науки Т. Куном. По его словам, парадигму составляют принятые всеми
научные достижения,
которые в течение
постановки проблем и их решения научному сообществу. Как правило, пара-
дигма фиксируется учеными в монографиях, теоретических статьях и на многие
годы вперед определяет круг проблем и методов их решения в определенной
отрасли науки и науки в целом. Он рассматривает революции в науке как пере-
ход от одной парадигмы исследования к другой, в результате которого проис-
ходят пересмотр и переоценка всех прежних представлений в науке и намечает-
ся новая стратегия исследования – новая парадигма.
Парадигма – «теория (или модель постановки проблем), принятая в ка-
честве образца
решения исследовательских
науки парадигма понимается как «совокупность ценностей, методов, подходов,
технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках ус-
тоявшейся научной традиции на определенный период времени» [9]. Поэтому
можно говорить о том, что на каждом этапе истории науки господствовала оп-
ределенная парадигма. В эпоху постнеклассической науки мы можем говорить
о становлении постнеклассической парадигмы как стиля мышления современ-
ной эпохи.
В.Г. Буданов характеризует постнеклассическую парадигму следующим
образом: «человек задает вопрос природе, природа отвечает, но ответ теперь за-
висит и от свойств объекта, и от способа вопрошания, и от способности пони-
мания вопрошающего субъекта» [3, с. 46]. В это понятие, по его мнению, при-
ходится вводить культурно-исторический уровень, психологические, профес-
сиональные и социальные установки субъекта, которые наука не рассматривала
ранее, как несовместимые с критериями объективности и научности. Теперь мы
имеем дело с человекомерными системами, включающими человека в качестве
своего особого компонента. Образцами таких систем выступают: биосфера как
глобальная экосистема, биогеоценозы, социальные объекты, системы совре-
менного технологического проектирования, особенно нанотехнологии.
Сущность постнеклассической парадигмы проявляется в том, что теперь
рассматриваются одновременно все участники опыта: субъект, средства и объект.
Это «дает возможность начать диалог с природой, замкнуть информационную,
герменевтическую петлю через сознание субъекта в реальном времени» [3, с. 46].
Постнеклассика становится гуманитарной наукой. Ее объектом является не
природа, а внутренний мир человека, или культура, история, общество.
В постнеклассической
парадигме формируются
на из них – целостность, согласно которой Вселенная, биосфера, ноосфера,
общество и человек выступают как целое. Проявлением этой целостности явля-
ется тот факт, что человек находится не вне объекта, который изучается, а
внутри него, он – лишь часть, которая познает целое. И вследствие этого мы
наблюдаем сближение естественных и общественных наук, при котором идеи и
принципы современного естествознания все активнее внедряются в гуманитар-
ные науки и наоборот. Другой из черт постнеклассической парадигмы является
человекомерность. Освоение
наукой саморазвивающихся «
систем стирает ранее непреодолимые границы между методологиями естество-
знания и социального познания. Центром этого слияния, сближения является
человек.
К качественно новым изменениям системы может привести именно изме-
нение типа самоорганизации. В связи с этим меняется и характер открытости
системы. Качественные
трансформации системы
ходы, на которых «прежняя организованность нарушается, рвутся внутренние
связи системы, и она вступает в полосу динамического хаоса» [10, с. 263]. И,
как результат всех изменений, возможны не только упрощение системы и ее
гибель в качестве сложной самоорганизации, но и возникновение новых уров-
ней самоорганизации, переводящих системы в качественно новое состояние са-
моразвития. В настоящее время на первый план выступает не изучение самоор-
ганизации естественных процессов, а исследование возможностей управления
самоорганизацией, сосуществования самоорганизации и организации, выясне-
ния роли в этих процессах человеческого фактора, его возможностей противо-
стоять хаосу, бифуркации путем надлежащего выбора.
В начале ХХІ века высокие технологии охватили все направления разви-
тия науки, таким образом синергетический подход в настоящее время является
основанием современных наукоемких технологий (нано-, био-, гено-, нейро-,
инфо-, компьютерно-, сетевых технологий), которые составляют основу разви-
тия социума на современном этапе. Под их влиянием формируется сетевая па-
радигма. В чем ее суть?
Понятие «сеть» интерпретируется по-разному. Например, Ж. Делёз и
Ф. Гваттари под сетью понимают ризомное образование, не имеющее цент-
рального стержня, но имеющее разветвленную структуру. По их мнению, в ши-
роком смысле понятие «ризома» может быть применено к описанию современ-
ного мира, который
характеризуется отсутствием
ности и симметрии. Его можно использовать для объяснения феномена «сеть».
По этому поводу В. Емелин отмечает: «Выбор данной категории для анализа
Сети обусловлен тем, что в современной философской литературе не имеется
альтернативного понятия, которое могло бы так четко передать сущность сете-
вых технологий и одновременно указать на их взаимосвязь с мировоззренчес-
ким контекстом культуры постмодерна» [4]. М. Кастельс определяет сеть как
«совокупность связанных между собою узлов» [5, с. 155]. А.В. Назарчук дает
такое определение:
«Сеть – полимагистральная
всегда связываются множеством магистралей, а каждая магистраль состоит из
множества отрезков и путей» [7, с. 63].
Несмотря на разность в трактовках данного понятия, все исследователи
сходятся на том, что сеть имеет разветвленную структуру, имеющую множест-
во взаимосвязанных и равнозначных путей, и охватывает все сферы жизнеде-
ятельности общества.
С.В. Кувшинов выделяет
отличительные характерные
хода к организации и проведению подобного рода исследований: «комплекс-
ность – обеспечение работы исследователей с полным массивом текстовой,
графической, аудио-, видеоинформации; интернациональность – использование
информационных международных компьютерных сетей и возможное участие в
исследованиях зарубежных коллег; демократизация – интеграция деятельности
неограниченного числа равноправных (в смысле информационного доступа)
исследователей; открытость
– обеспечение доступа
мационному массиву научного сообщества» [6, с. 123].
Понятийный аппарат сетевой парадигмы включает такие категории: сеть,
ризома, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), NBIC-конвер-
генция, виртуальная реальность, сетевые технологии, сетевая коммуникация,
сетевое общество, сетевая парадигма, глобальная сеть Интернет и др.
Исходя из вышесказанного и определения парадигмы можно дать такое
определение сетевой парадигмы – это концептуально новая модель постановки
и решения научных задач, основанная на сетевом типе взаимодействия, приня-
тая научным сообществом в эпоху технологий hi-tech и всеобщей информати-
зации общества.
Сетевая парадигма – это стратегическое направление решения NBIC-кон-
вергенции как главного направления наукоемких технологий.
Выводы. Сегодня можно говорить о становлении сетевой парадигмы как
существенно новой концептуальной модели постановки и решения научных за-
дач, которые находят непосредственное отражение в становлении нового типа
Информация о работе Становление сетевой парадигмы в эпоху постнеклассической науки