Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:39, доклад
Почему я выбрала именно эту тему? Ну во-первых,в наше время очень актуальна и интересна тема старообрядчества, потому что старообрядцы существую и в наше время, и очень интересно, как отличаются нынешние старообрядцы, от старообрядцев 18 века.
Во-вторых,18 век-век «бунташный».В это время итак было много бунтов(откуда и название),а тут еще церковный раскол и старообрядчество. Так чем же было вызвано объединение раскольников и почему именно старообрядчество,а не какое другое название?И кто такой Питирим?Что он сделал значимое для сарообрядческой церкви?На все эти вопросы я попытаюсь ответить опираясь на литературу о старообрядчестве в Нижегородской области.
Введение:
Почему я выбрала именно эту тему? Ну во-первых,в наше время очень актуальна и интересна тема старообрядчества, потому что старообрядцы существую и в наше время, и очень интересно, как отличаются нынешние старообрядцы, от старообрядцев 18 века.
Во-вторых,18 век-век «бунташный».В это время итак было много бунтов(откуда и название),а тут еще церковный раскол и старообрядчество. Так чем же было вызвано объединение раскольников и почему именно старообрядчество,а не какое другое название?И кто такой Питирим?Что он сделал значимое для сарообрядческой церкви?На все эти вопросы я попытаюсь ответить опираясь на литературу о старообрядчестве в Нижегородской области.
Нижегородский край с первых дней
раскола стал одним из оплотов
«древлего благочестия». Это не удивительно,
если принять во внимание тот факт, что
ключевые фигуры раскола — инициатор
церковных «новшеств» патриарх Никон
и его яростный антагонист протопоп Аввакум
— оба были выходцами с нижегородской
земли.
Оказавшись вне сферы влияния официальной
православной церкви, приверженцы «старой
веры» быстро распались на различные направления
и течения («толки», как тогда говорили).
Самое главное различие было между «поповским»
и «беспоповским» толком. Различие заключалось
в том, что первые признавали чин священства
и монашества, вторые — не признавали
и в их общинах главными были не священники,
и выборные лица из числа мирян. В свою
очередь от этих толков отпочковались
другие направления и секты. Что касается
Нижегородского края, то нижегородские
старообрядцы в большинстве своем принадлежали
к «поповщине» и признавали священников
и монахов. Именно об этих старообрядцах
в основном и пойдет речь.
В конце 17 века, спасаясь от преследований,
нижегородские раскольники уходили в
глухие леса, за Волгу, где ставили свои
скиты (объединение нескольких старообрядческих
обителей-монастырей). Особенно много
их поселилось на берегах реки Керженец.
Река Керженец
С тех самых пор староверов в Нижегородском
крае стали называть «кержаками», а слово
«кержачить» стало означать «придерживаться
старой веры». Жили кержаки по разному:
относительно мирные времена сменялись
на периоды жестоких репрессий. Особенно
сильными преследования были в то время,
когда епископом Нижегородским был назначен
Питирим. При нем начался знаменитый «разгон»
Керженца или питиримово раззорение.
Питиримово раззорение
Питирим был сначала раскольником, православие
принял уже в зрелом возрасте и делом всей
своей жизни почитал борьбу с расколом.
В 1719 году он был назначен епископом Нижегородским
и Алатырским и в своем «доношении» царю
Петру предложил целую систему мер против
раскольников. Петр был человеком, глубоко
равнодушным к чисто религиозным вопросам,
но любить раскольников у него не было
причин: они участвовали в стрелецких
бунтах, которые омрачили детство и юность
Петра, и, кроме того, были самыми ярыми
критиками и противниками петровских
нововведений. Немалую роль сыграл и меркантильный
момент: с раскольников предлагалось брать
двойной подушный оклад, от чего казна
государева немало бы выиграла. Царь одобрил
все начинания Питирима, и велел нижегородскому
губернатору Ю.А.Ржевскому оказывать ему
всевозможную помощь.
Начались массовые преследования старообрядцев.
С 1718 по 1725 гг. в нижегородской епархии
открыто было раскольников до 47 тысяч
человек; из них до 9 тысяч приняли православие;
часть записалась в двойной оклад, так
что за 1718 и 1719 гг. Ржевский собрал с 19 тысяч
человек около 18 тысяч рублей; упорных
монахов ссылали на вечное заточение в
монастыри, а мирян наказывали кнутом
и отправляли в каторжную работу. В леса
посылались воинские команды, которые
силой выгоняли из скитов раскольников,
а сами скиты уничтожали. Одним из способов
противостояния произволу церковных и
гражданских властей были самосожжения
— когда раскольники, священники и миряне
с женами и детьми, запирались в каком-то
здании, чаще всего в деревянной церкви,
и поджигали сами себя. Несколько таких
случаев было зафиксировано и на территории
Нижегородского края.
Но более распространенными были побеги,
когда раскольники снимались со своих
насиженных мест и бежали куда глаза глядят,
чаще всего в Сибирь, куда они и принесли
свое прозвание. Поэтому до сих пор в Сибири
раскольников называют «кержаками» - слишком
много выходцев с Керженца переселилось
туда в начале 18 века.
Архиепископ Нижегородский и Алатырский
Питирим
После смерти Питирима (1738 г.) преследований
раскольников стало меньше. В этот период
в Нижегородское Поволжье устремляются
миграционные старообрядческие потоки
с Урала, из Сибири и других регионов. Возвращаются
не только те, кто раньше проживал здесь
и был вынужден оставить родные края из-за
репрессий Питирима, но сюда направляются
соратники «старой веры» и из других районов
страны. В данных условиях происходит
возрождение старообрядческих скитов
в Заволжье. Самыми значительными скитами
считались Комаровский, Оленевский, Улангерский,
Шарпанский. Все эти скиты упоминаются
в романах «В лесах» и «На горах», а самый
знаменитый и богатый Комаровский скит
является одним из мест действий романа.
Игуменья одной из обителей Комаровского
скита мать Манефа выступает как одна
из героинь романа.
Жили раскольничьи монахи и монахини в
основном за счет подаяний местных раскольников,
но больше всего — за счет немалой денежной
помощи богатых «благодетелей» из числа
купцов-старообрядцев: как нижегородцев,
так и из других городов. Кроме того, монахи
и монахини собирали подаяние и на Макарьевской
ярмарке, которая проходила летом в Нижнем
Новгороде, и на всевозможных празднествах,
которые устраивали старообрядцы. Одним
из самых заметных было празднование иконы
Владимирской Божьей Матери. Совершалось
оно ежегодно на берегах озера Светлояр,
с которым неразрывно было связано
Сказание о невидимом граде Китеже
Озеро Светлояр — это место святое, особо
почитаемое нижегородскими раскольниками.
С его историей связана поэтичная легенда
о чудесном погружении в его воды града
Великого Китежа, не пожелавшего сдаваться
Батыевому войску. "Когда войска Батыевы
подошли к большому граду Китежу, старцы
праведные обратились с молитвой к Царице
Небесной, взывая о помощи. Вдруг божественный
свет озарил всех страждующих, и Матерь
Божия спустилась с небес, держа в руках
чудодейственный покров, который и сокрыл
град Китеж". "Цел тот град до сих
пор - с белокаменными стенами, златоверхими
церквами, с честными монастырями, узорчатыми
теремами и каменными палатами. Цел град,
но не видим." И только слышится на озере
праведным звон китежских колоколов.
Собираясь у берегов озера, старообрядцы
устраивали что-то вроде «всенощного бдения»:
молились, читали выдержки из древних
сказаний о граде Китеже. А на заре начинали
прислушиваться и приглядываться: было
и до сих пор существует поверье, что в
рассветные часы самым праведным может
послышаться звон китежских колоколов
и можно увидеть в чистых водах озера отражение
золотых куполов церквей невидимого града.
Это почиталось знаком особой благодати
и милости Божьей.
Озеро Светлояр с высоты птичьего полета
Вся эта «китежская легенда» дошла до
нас в старообрядческих переработках-пересказах
17-18 веков. Это «Книга глаголемая летописец»,
вторую часть которой составляет сказание
«О граде сокровенном Китеже». В связи
с этим позволю себе небольшое отступление
от темы.
Российская историческая наука должна
хотя бы за то почитать старообрядцев,
что благодаря им сохранилось огромное
множество первопечатных и рукописных
старинных книг, которые после введения
никоновских «новшеств» признавались
еретическими и подлежали уничтожению.
Немалой была заслуга старообрядцев и
в сохранении предметов древнерусского
обихода. Больше всего таких предметов,
конечно, сохранялось в богатых боярских
и дворянских семьях, но именно представители
высшего сословия в послепетровскую эпоху
быстрее всех растрынкали дедовское наследие.
Старинные братины, ковши и чаши; расшитые
драгоценными камнями женские и мужские
уборы; древнее оружие, а порою и богатые
ризы с икон — все это безжалостно отдавалось
в переплавку и переделку «просвещенными»
дворянами, чтобы поскорее приобрести
себе предметы новомодной роскоши. Когда
в середине 19 века возник интерес к древнерусскому
наследию, то оказалось, что у знатных
дворянских родов, предки которых поминались
во всех русских летописях, ни посмотреть,
ни изучить нечего. Зато у старообрядцев
в закромах находились немалые сокровища
русской культуры допетровского времени.
Что касается озера Светлояр, то праздники
там проводятся и в наши дни, но участие
в них принимают не только старообрядцы,
но и православные, и баптисты, и даже представители
нехристианских конфессий: такие как дзен-буддисты
и кришнаиты. И это совсем не удивительно:
в красоте Светлоярского озера есть что-то
удивительное и завораживающее. Откуда
оно взялось — глубокое и прозрачное —
в этом совсем не озерном краю, где в глубине
лесов лишь болота со ржавой водой, да
крохотные камышовые старицы лесных мелких
речушек? Об этом до сих пор спорят нижегородские
краеведы и геологи. А само Светлояр-озеро
молчит, упрямо, по-кержацки, молчит...
Невидимый град Китеж
Но даже с учетом щедрых сборов подаяний
на различных празднествах, подобных Светлоярскому,
старообрядческим обителям все равно
приходилось жить скудновато. А рука богатых
«благодетелей» с каждым годом становилась
все менее щедрой. Старики умирали, а молодые
становились «некрепки в вере»: начинали
брить бороды, носить «немецкое» платье,
курить табак. Обители беднели и скудели.
Таковой была, например, судьба обители
Бояркиных в Комаровском скиту (обитель
была основана в сер.18 века княжной Болховской
из знатного боярского рода — отсюда ее
название) или Манефиной обители в том
же Комаровском скиту. Манефина обитель
(иначе Осокина обитель) была названа по
имени ее основательницы — игуменьи Манефы
Старой из богатого купеческого рода Осокиных,
которые проживали в городе Балахне Нижегородской
губернии. В начале 19 века купцы Осокины
получают дворянское звание и принимают
православие. Помощь от них обители прекратилась,
обитель обеднела, «рассохлась» и получила
новое название — обитель Рассохиных.
Очень мощный удар по нижегородскому,
да и всему российскому старообрядству
нанесло компромиссное течение , которое
пошло на соглашение с официальной православной
церковью .
Единоверие. Австрийское священство
Единоверие возникло в конце 18 века и представляло
собой нечто вроде компромисса между православием
и старообрядчеством «поповского» толка.
Единоверие сразу же получило мощную поддержку
как гражданских, так и церковных властей
Российской империи — они поняли, насколько
эффективным может быть это течение в
борьбе с расколом. Старообрядцам, упрямо
приверженным старым церковным обычаям,
разрешалось молиться по своим канонам,
но одновременно они ставились под жесткий
контроль государства и православной
церкви. В начале-середине 19 века некоторые
староверские скиты и обители Нижегородского
края переходят в единоверие.
Малиновский скит в 19 веке
Это еще более укрепило «ревнителей» старой
веры в их стремлении сохранить верность
«древлему благочестию». Старообрядческие
общины всех уголков России стараются
сблизиться, объединиться в преддверии
неизбежных и нерадостных для них перемен.
В 40-х годах 19 века они даже решают выбрать
своего епископа, а потом и митрополита.
С этой целью их взоры обратились к собратьям
по вере, проживающим за рубежами Российской
империи. Издавна беглые из России раскольники
поселились на территории Австрийской
империи в Белой Кринице (теперь это территория
Украины) и учредили там свою епархию.
Именно оттуда российские раскольники
«поповского» толка и решили взять себе
епископа. Сношения раскольников с Белой
Криницей велись по всем законам детективного
жанра: сначала тайная переписка, потом
прямые сношения, сопровождавшиеся незаконными
переходами границы с обеих сторон.
Известие о том, что российские раскольники
желают установить у себя «австрийское
священство» всполошило все тогдашние
российские власти. Это была не шутка для
николаевской России, где все должны были
ходить строем и общественные дела начинать
только с разрешения начальства. Времена
были тревожные: в Европе шло революционное
брожение, вскоре разразившееся революциями
1848 года, обострялись отношения с Турцией
и европейскими соседями, близилась Крымская
война. И тут вдруг известие, что подданные
Российской империи, да не какие-нибудь,
а подозрительные властям раскольники
имеют прямые и незаконные сношения с
иностранным государством. Российские
власти опасались, что в случае военного
конфликта с Австрией 5 миллионов российских
раскольников могут сыграть роль «пятой
колонны». Это была конечно неправда, но
тогдашние власти Российской империи
во всем видели «крамолу».
Русские старообрядцы, особенно те, что
проживали в скитах, давно были на дурном
счету у начальства, и не только за то,
что не признавали официальной церкви.
В старообрядческих скитах не мало скрывалось
«государственных преступников» (например,
участников пугачевского мятежа) и беглых
крепостных крестьян. Все они жили без
документов, без паспортов и полиция регулярно
делала набеги на скиты с целью выявить
и арестовать «беспаспортных».
Попытка учредить «австрийское священство»
переполнило чашу терпения российских
властей. Они решают, что пора приступить
к искоренению и «выгонке» раскольничьих
скитов и начинают действовать в этом
направлении в 1849 г. В «выгонке» нижегородских
скитов самое активное участие принял
молодой чиновник особых поручений министерства
внутренних дел по делам раскола —
Мельников Павел Иванович (1818-1883)
Родился он в небогатой нижегородской
дворянской семье. Был крупным знатоком
раскола, что не мешало ему активно и жестко
принимать участие в искоренении старообрядчества.
Первым делом в 1849 г. начали изымать из
раскольничьих скитов чудотворные иконы.
И это недаром! Самая почитаемая из этих
икон — чудотворный образ Казанской Божьей
Матери — хранился в Шарпанском скиту.
С ней у керженских раскольников было
связано крепкое поверье — как только
она будет изъята, то это будет означать
конец керженских скитов.
Действия чиновника Мельникова выразительно
описал писатель Андрей Печерский:
Цитата: |
«Опытный в делах подобного
рода, петербургский чиновник, войдя
в шарпанскую моленную, приказал затушить
все свечи. Когда приказание его было исполнено,
свет лампады, стоявшей пред образом Казанской
Богородицы, обозначился. Взяв его на руки,
обратился он к игуменье и немногим бывшим
в часовне старицам со словами: |
В 1853 г. император Николай издает
указ, где судьба раскольничьих скитов
была окончательно решена. Опять слово
писателю Андрею Печерскому:
Цитата: |
«Вскоре от высшего начальства из Петербурга
вышло такое решение о скитах:
им дозволено было оставаться по-прежнему
только на полгода, после этого времени
они все непременно должны быть совершенно
порушены; тем из скитских матерей,
что приписаны были к обителям
по последней ревизии, дозволено
было оставаться на их местах, но со значительным
уменьшением их строений. Тем из обительских матерей, что приписаны
были по ревизии к разным городам и селениям,
велено было иметь там всегдашнее пребывание
без кратковременной даже отлучки в скиты
и другие места. |
Многие, наверное, уже догадались, что
чиновник Мельников и писатель Андрей
Печерский - это одно и то же лицо.
Как же получилось, что ярый противник
раскола стал его певцом в своих
будущих книгах?
В 40-начале 50-х годов П.И.Мельников разделял
официальную точку зрения на старообрядцев.
Его тоже беспокоило создание раскольничьей
епархии в Белой Кринице. В своем «Отчете
о современном состоянии раскола в Нижегордской
губернии» 1854 года Мельников крайне отрицательно
отзывался о раскольниках. Оценивал их
как деструктивную силу, не способствующую
крепости Российской империи; поминал
им и участие в мятежах Степана Разина
и Кондратия Булавина, и в стрелецких бунтах,
и в пугачевском восстании (да и сам Пугачев
со своими сообщниками были раскольниками).
В те же годы он начинает и свою литературную
деятельность; в ряде рассказов и повестей
он пишет и о раскольниках, и везде они
изображаются у него как сборище религиозных
фанатиков и изуверов.
Но в середине 50-х годов с воцарением Александра
II задули либеральные ветры. Гонения на
раскольников прекратились. Кроме того,
белокриницкую епархию признали не многие
российские раскольники, а в 1863 году они
даже окончательно порвали с ней и возвели
в сан митрополита своего архиепископа
Антония. В своей записке о расколе 1864
года Мельников уже сильно смягчает свои
прежние взгляды на раскол. Ему начинает
импонировать в раскольниках их приверженность
всему старинному и исконно русскому.
Еще позже в 1866 году в письме министерству
внутренних дел Мельников уже пишет: «Среда
раскольников, несмотря на религиозные
ее заблуждения, имеет в себе немало хороших
сторон... Образованное старообрядчество
внесет в нашу жизнь «новые» элементы,
или, лучше сказать «старые», забытые нами
от наплыва западных понятий и обычаев...»
И даже заявляет в конце: «А главный оплот
будущего России все таки вижу в старообрядцах».
В те же годы он начинает работу над главным
трудом своей жизни — дилогией «В лесах»
и «На горах», которая воистину стала памятником
нижегородским староверам. Его любимый
герой — Патап Максимыч Чепурин — воплотил
в себе все лучшие черты старообрядческого
предпринимателя, вышедшего из низов:
ум и деловую сметку, несокрушимую честность,
отсутствие крайнего религиозного фанатизма,
и при этом — крепкую приверженность к
исконно русским устоям и обычаям.
Кроме того, Мельников-Печерский вошел
навсегда в историю Нижегородской земли,
как один из зачинателей научного краеведения.
В его наследии можно найти статьи о выдающихся
нижегородцах — Кулибине и Аввакуме, о
великом княжестве Нижегородском, работы
о городах Нижегородского края и о деятельности
Макарьевской ярмарки.
Таким он и остался в памяти нижегородцев
— жестокий администратор, разрушавший
стены скитских срубов и устои старого
Керженца, чье имя проклинали нижегородские
староверы и пугали им детей в заволжских
селениях. И одновременно — бережный хранитель
старинного языка и памяти, воздвигший
в своих романах возвышенный и одухотворенный
памятник кержацкой Руси.
Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский)
А что же со скитами, порушенными стараниями
П.И.Мельникова и полицейского начальства?Некоторые
из них позже возродились на своих местах,
как известный Комаровский скит. Другие
возникли на новых местах под старым названием
— как Шарпанский скит, ставший называться
Новым Шарпаном. Но большинство так и остались
заброшенными и не поднялись больше никогда.
Время и естественный ход событий все
больше подтачивали «старые устои» - старые
монахи и монахини умирали, а новых на
их место приходило мало или не приходило
вовсе. Дольше всех продержался самый
известный Комаровский скит, его расселение
происходило уже в 1928 году при Советской
власти
Комаровский скит в 1897 году
В это время старообрядцы продолжали жить
в городах и деревнях Нижегородского края,
исповедовать свою веру, но в глазах новой
власти они уже не считались чем-то особенным
и сравнялись с основной массой верующих.
Их гонители «никониане» сами оказались
на положении гонимых, советские чиновники
и к тем, и к другим относились одинаково
подозрительно.
Нижегородское старообрядчество в наши
дни
90-е годы прошлого века справедливо называются
временем религиозного возрождения в
России и на всем постсоветском пространстве.
Не остались в стороне от этого процесса
и нижегородские раскольники. Возникли
новые приходы, кое-где были воздвигнуты
новые старообрядческие храмы.
Успенская древлеправославная церковь
в г.Городце
При Успенской древлеправославной церкви
в г.Городце действует воскресная школа
для детей старообрядцев.
Ученицы воскресной школы при Успенской
церкви
Сейчас на территории Нижегородской области
проживает несколько десятков тысяч старообрядцев,
как поповцев, так и беспоповцев. Главные
организационные структуры поповцев —
Русская православная старообрядческая
церковь и Русская Древлеправославная
церковь; беспоповцев — Древлеправославная
Поморская Церковь.
В Н.Новгороде с 1995 года издается газета
«Старообрядецъ. Газета для старообрядцев
всех согласий», помещающая на своих страницах
как историко-краеведческие материалы,
так и информационные заметки, посвященные
жизни основных старообрядческих согласий.
Кроме того, нижегородские старообрядцы
продолжают собираться на своих праздниках
в дорогих для их памяти местах Нижегородской
земли:
у озера Светлояр
у надгробия игуменьи Комаровского скита
Манефы Старой
у старинного креста, который стоит на
том месте, где прежде был Комаровский
скит
и во многих других местах, где оживают
давние образы легендарного заволжского
края — образы китежской Руси.