Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 00:14, реферат
Столыпинская реформа подготавливалась плохо, в спешке, сам ее творец сельского хозяйства почти не знал, таким же было большинство людей, проводивших новую аграрную политику. Так, главным теоретиком нового столыпинского землеустройства стал датчанин А. А. Кофорд, приехавший в Россию в возрасте 22 лет и не знавший русского языка. Ближайшим сподвижником Столыпина в аграрной реформе считался А. В. Кривошеин, юрист по образованию, до своего назначения практически не владевший спецификой русского сельского хозяйства. Разрушение общины велось как государственная кампания без соответствующей подготовки и напоминало большевистскую коллективизацию. Появился даже лозунг: «Уничтожьте общину!» Демонтаж тысячелетнего института осуществлялся как политическое мероприятие.
Столыпин Петр
Аркадьевич (2.04.1862-5.09.1911), русский государственный
деятель, Председатель Совета Министров
России (1906—11). Столыпин был выдающимся
русским государственным
Большие организаторские способности и решительность Столыпина проявились во время революции 1905. Твердо и энергично он подавил все бандитские выступления революционеров и навел порядок в своей губернии. 26 апреля 1906 царь назначает Столыпина министром внутренних дел, а менее чем через три месяца Председателем Совета Министров, сохранив за ним и прежний пост. Всю свою государственную политику Столыпин предлагал строить на аграрной реформе, на умиротворении крестьянства и улучшении его жизни. Аграрная реформа, получившая впоследствии название столыпинской, основывалась на разрушении одного из главных устоев русской жизни — крестьянской общины.
9 ноября 1906 вышел
Указ, согласно которому каждый
домохозяин, владеющий надельной
землей в общине, имел право
требовать укрепления в его
личную собственность
Столыпинская реформа подготавливалась плохо, в спешке, сам ее творец сельского хозяйства почти не знал, таким же было большинство людей, проводивших новую аграрную политику. Так, главным теоретиком нового столыпинского землеустройства стал датчанин А. А. Кофорд, приехавший в Россию в возрасте 22 лет и не знавший русского языка. Ближайшим сподвижником Столыпина в аграрной реформе считался А. В. Кривошеин, юрист по образованию, до своего назначения практически не владевший спецификой русского сельского хозяйства. Разрушение общины велось как государственная кампания без соответствующей подготовки и напоминало большевистскую коллективизацию. Появился даже лозунг: «Уничтожьте общину!» Демонтаж тысячелетнего института осуществлялся как политическое мероприятие.
Несмотря на
государственный натиск, общее число
крестьянских хозяйств, вышедших из общины
за 1907—15, составило немногим более
2 млн., или 16% всех хозяйств. Часть из
этих крестьян (в беспредельных общинах)
объявлена собственниками по закону
1910. Однако только 13% потребовало документов
на закрепление за собой участков,
а подавляющее большинство
В центральных русских губерниях доля крестьян, вышедших из общины, составляла не более 2—5 %. Более высокие показатели наблюдались в Нижнем Поволжье, Новороссии и местностях, граничивших с Прибалтикой, то есть в тех регионах, где общинные отношения исторически были слабы.
Самые высокие показатели выхода из общины наблюдались в годы правления Столыпина, а после его гибели снизились чуть ли не в двадцать раз, еще раз подтверждая, что разрушение общины носило характер политической кампании и почти сошло на нет с уходом ее руководителя. Столыпинская реформа не улучшила положение крестьян и вместе с тем выработала в них еще более осторожное и недоверчивое отношение к правительству, посягнувшему на их вековые устои.
Главная заслуга
Столыпина состояла не в аграрной
реформе (здесь итог его деятельности
был отрицательным), а в энергичных
действиях для подавления революционеров,
в укреплении государственного аппарата,
выдвижении на передний план государственной
работы коренных национальных интересов.
За короткий срок он сумел наладить
эффективную систему борьбы с
террористическими
Ядром государственных мероприятий Столыпина стала твердая национальная политика, ориентированная на придание справедливых преимуществ коренному русскому населению как хозяину Русской земли. Одновременно Столыпин содействует консолидации всех активных государственных сил в России, имея в виду создание мощной национальной русской партии, способной противостоять натиску всех противников русского порядка.
Первым шагом
после наведения
Другой закон, принятый по инициативе Столыпина, ограничил возможности немецкой колонизации западных губерний. Он позволил остановить скупку помещичьих земель немцами-колонистами.
Высшим государственным актом для укрепления позиции Русского государства был закон о земствах в западных губерниях — Витебской, Минской, Могилевской, Киевской, Волынской, Подольской. Русское население этих губерний, несколько веков находившихся под польской оккупацией, подвергалось дискриминации со стороны местных польских землевладельцев, которые владели большей частью земли, составляя лишь несколько процентов населения. Если бы земства в этих губерниях вводились по общероссийскому закону, то большая часть мест в них досталась бы полякам, и представительствовать за русских людей стали бы люди другой национальности. Чтобы этого не произошло, по инициативе Столыпина в общероссийский закон о земствах применительно к западным губерниям вносятся поправки. Чтобы лишить крупных польских землевладельцев преимуществ перед русскими людьми, избирательный ценз снижен вдвое против общерусского. Все избиратели были распределены по двум куриям — русской и польской, причем русская избирала большее число гласных. Кроме того, русским давались преимущества в управах и в составе земских служащих. Закон позволял постепенно покончить с колонизацией этого края поляками и вернуть исконно русские земли в руки русского народа. Закон этот, поддержанный царем, вызвал бурю ненависти к Столыпину со стороны антирусских сил, которые начали бешеную кампанию против него, втянув в нее даже некоторых патриотов. Либерально-масонское подполье провело сложную интригу, конечной целью которой было свалить Столыпина. В результате 1 марта 1911 Государственный Совет отклонил предложенный Столыпиным и уже одобренный Государственной Думой закон о введении земских учреждений в Западном крае. Тогда Столыпин решился на рискованный шаг. Испросив повеления царя на временный роспуск законодательных палат, Столыпин, используя 87 статью Основных законов, подписал законопроект у Царя, минуя Государственный Совет. Разразился скандал. Хотя формально Столыпин мог так поступить, законодательные палаты сочли незаконным использование статьи 87. Государственный Совет счел себя оскорбленным, а масон А. И. Гучков, якобы в знак протеста, сложил с себя полномочия председателя Государственной Думы. Скандал был раздут искусственно, но его организаторы достигли главного — они поколебали положение Столыпина и вызвали недовольство к нему со стороны царя.
Важным государственным
делом Столыпина стал подготовленный
еще при нем, но завершенный уже
после его смерти законопроект о
создании Холмской губернии. Это был
важнейший государственный акт
восстановления исторической справедливости.
Согласно ему, из восточных уездов двух
польских губерний — Люблинской и
Седлецкой, населенных преимущественно
русскими крестьянами, — создавалась
особая губерния, которая превращалась
во внутреннюю русскую губернию. Большую
роль в продвижении этого
Столыпин решительно
осуждал «партийное политиканство»
октябристов, направленное на захват Думой
прав Верховной власти царя. Многократно
убедившись в двуличности и ненадежности
Гучкова и других лидеров партии
октябристов, он исподволь подготавливает
создание в Думе настоящей правящей
партии, на которую мог бы опереться
в своей политике. В 1909 значительная
часть октябристов, разочаровавшись
в своем лидере Гучкове, пришла к
Столыпину, чтобы договориться с
ним об «организации центра из правых
октябристов и умеренно-правых»
Столыпиным были
подготовлены также проекты реформы
организации правопорядка в России.
В частности, планировалось повысить
численность полицейских в
В последний
год жизни Столыпин по поручению
царя лично следит за подготовкой
специального доклада о деятельности
российских масонских организаций
и их связях с международным иудейским
и масонским центрами. На осень 1911
планировалось специальное