Работа по постройке крепости
велась с быстротой, подсказывавшейся
напряженной военной обстановкой
на Неве. К работам были привлечены,
прежде всего, солдаты, находившиеся в
лагере под Шлотбургом. Кроме того,
в постройке крепости приняли
участие работные люди, занятые укреплением
Шлиссельбурга. Но этого было недостаточно.
Были немедленно разосланы указы
о посылке на Неву рабочих из разных
мест России, и скоро около строящейся
крепости раскинулся целый городок
работных людей. Это было первое гражданское
население будущей столицы империи.
Между тем к Неве приблизился,
став у реки Сестры, шведский отряд, имея
явное намерение начать активные действия
против русских. Петр I не стал дожидаться
этого, и сам перешел в наступление. 7 июля
он во главе восьмитысячного отряда пехоты
и конницы разбил шведов и заставил их
уйти к Выборгу. Губернатором Петербурга
в это время был назначен А. Д. Меншиков.
Ему было поручено наблюдать за постройкой
города и крепости. Он действовал быстро
и энергично, понимая, какую важность имеет
закрепление достигнутого успеха. К осени
1703 года постройка крепости была почти
закончена. Параллельно со строительством
города и крепости велось строительство
15 новых военных кораблей на Лодейнопольской
верфи. После ухода шведской эскадры от
устья Невы, русские вышли на взморье,
чтобы найти место для морской крепости,
которая могла бы преградить неприятелю
вход в Неву. Остров Котлин наилучшим образом
отвечал этой цели. Но в короткий срок
не представлялось возможным построить
крепость на нем. Петр ограничился тем,
что отдал распоряжение соорудить батарею
на одной из мелей недалеко от южного берега
Котлина. Эта батарея, имевшая вид трехъярусной
деревянной башни, вместе с батареей, возведенной
на острове, закрывала единственный фарватер,
по которому шведы могли подойти к Неве
со стороны Финского залива. Сооружение
батарей продолжалось всю зиму. Весной
1704 г. произошло ее торжественное освящение.
Она была названа Кроншлотом. Значение
Кроншлота для защиты входа в Неву было
очень велико. Недаром Петр в инструкции
коменданту Кроншлота от 3 мая 1704 г. писал:
"Содержать сию ситадель с божиею помощию,
аще случится, хотя до последнего человека".
К маю 1704 г., т.е. через год после закладки
крепости на Неве, самые срочные и важные
мероприятия по защите Невы и очищению
от неприятеля окрестностей были закончены.
За этот год на берегах Невы успел вырасти
город.
В 1706 г. началось сооружение
каменных бастионов Петропавловской крепости
(закончено оно было лишь в 1740 г.), а в следующем
году приступили к постройке кронверка
по другую сторону протока, отделяющего
крепость от Березового острова. Одновременно
шли работы по укреплению Котлина. На нем
были возведены постоянные сооружения,
заменившие собой существовавшие до того
временные. Знаменитый историограф Карамзин
говорил, что Петр I сделал "бессмертную
ошибку", основав Петербург именно на
этом месте, а не на другом. Его взгляд
разделили многие. Но здесь не было ошибки
Петра: Россия шла естественным ходом
исторической жизни к своему упрочению
на Балтийском море. Петр I стал исполнителем
этого исторического процесса, сознавая
пользу, которую принесет Петербург, построенный
в устье Невы.
Разветвленная дельта Невы давала возможности
как для строительства портовых сооружений
и корабельных верфей, так и для превращения
Петербурга в сильную приморскую крепость.
Вот почему выбор Петра I пал на невскую
дельту, несмотря на трудный для освоения
болотистый грунт и суровость природы.
Слабые уклоны приморской равнины и обилие
вод сделали почву Петербурга болотистой.
И нужно было затратить немало усилий
на то, чтобы осушить почву и сделать ее
пригодной для строительства города. Каналы,
прорытые при Петре и в более позднее время,
снизили уровень грунтовых вод и улучшили
климат, но опасность морских наводнений
все же не была изжита. Почти во всех специальных
трудах, посвященных изучению старого
Петербурга, первое десятилетие с момента
основания города считалось временем
строительного беспорядка. А между тем
в истории строительства Петербурга эти
годы сыграли весьма существенную, если
не решающую роль.
С первых же лет после
основания Петропавловской крепости Петербург
стал развиваться необыкновенными темпами.
Уже в том же 1703 г. строительство перебросилось
на Петербургскую сторону и на Васильевский
остров. В 1704 г. на левом берегу возникает
Главное Адмиралтейство. Вокруг него разбивается
эспланада (Адмиралтейский луг), за которым
вырастает Адмиралтейская слобода. На
Березовом острове (Фомин остров), где
еще вчера шумел дремучий лес, на прорубленных
просеках возникли первые улицы. Их заселение
шло по сословным и профессиональным признакам,
что получило отражение в названиях многих
улиц. Вблизи Троицкой площади появились
Большая Дворянская и Малая Дворянская
улицы, где поселились дворяне. По соседству
образовались Поссадские улицы. Далее,
в глубь острова - Ружейная, Монетная, Пушкарская,
Гребецкая и другие улицы. Вдоль самого
берега реки были возведены дома "именных
людей". Кроме царской резиденции здесь
стояли добротные дома виднейших сановников
- А. Д. Меншикова, Г. И. Головкина, П. П. Шафирова,
И. М. Зотова, М. П. Гагарина и других. От
того далекого времени сохранился лишь
Домик Петра I. Он был срублен из обтесанных
сосновых бревен солдатами-плотниками
за три дня - с 24 по 26 мая 1703 г. А 28 мая под
пушечную пальбу основатель города поселился
в своем новопостроенном дворце.
Наплыв населения
в Петербург был настолько велик, что в
течение десяти с небольшим лет была застроена
территория между Адмиралтейством и Марсовым
полем, а также и весьма протяженное побережье
Невы от Финского залива и до Выборгской
стороны. В 1710 г. напротив впадения в Неву
р. Охты, т.е. на расстоянии 5 км. от "исходного
пункта" Петербурга - Петропавловской
крепости, появились первые деревянные
здания Александро-Невской Лавры, а через
два года между Адмиралтейством и Лаврой
началась прокладка главной магистрали
столицы - Невского проспекта. Таким образом,
несмотря на разбросанность застройки
и наличие в черте города обширных "пустопорожних"
мест, Петербург петровского времени охватил
громадную территорию, не уступавшую в
размерах крупнейшим европейским столицам.
Это территориальное распространение
города, вызвавшее строительство больших
прямолинейных проспектов, завершенных
громадными шпилеобразными башнями, навсегда
определила тот широкий размах, который
свойственен Петербургу.
В самом деле, представим
себе обстановку, в какой происходило
строительство Петербурга в первые годы
после его основания. Десятки тысяч людей
разной социальной принадлежности навсегда
и весьма поспешно переселились в Петербург.
Но в Петербурге они не имели готовых жилищ
и даже самых необходимых строительных
материалов. Указ Петра о запрещении каменного
строительства во всей России, за исключением
Петербурга, вышел только в 1714 году, поэтому
в первые годы строительство велось из
всяких материалов, находившихся под рукой.
Дерево в бревнах и досках, глина для мазки
деревянных стен и для изготовления сырцового
кирпича, хворост и дерн для покрытия домов
- все шло в дело. При отсутствии предварительно
составленного генерального плана Петербурга
такое строительство могло привести к
непоправимому хаосу. Однако этого не
произошло, и даже больше того - иностранцы,
приезжавшие в Петербург в двадцатых годах
XVIII в., с восторгом отзывались о новой
петровской столице. Что же было сделано
для того, чтобы предотвратить стихийное
развитие города и сделать его удобным,
благоустроенным и красивым? Среди строительных
мероприятий петровского времени выделяются
три главных, а именно: 1) государство приняло
на себя руководство работами по осушению
почвы и по прокладке улиц и набережных;
2) государство заняло опорные пункты городского
плана, из которых главным был центр Петербурга;
3) чтобы обуздать стихию застройки улиц
и кварталов, частным застройщикам были
предложены образцовые дома с обязательством
строить дом не внутри участка, а по "красной
линии" улицы, что также имело важное
противопожарное значение.
Примерно в это же
время выходили указы Петра о переходе
к регулярной застройке, о широком применении
посадки новых зеленых насаждений и сохранении
старых, о строительстве набережных ("Набережной
улице быть 7 сажен шириною и так погнутой,
как сваями назначено") и их укреплении,
а в последующем и об их облицовке гранитом;
о проведении осушительных работ, замощении
и освещении улиц в ночные часы. Все это
составило целый кодекс строительных
правил, характерных уже для нового города,
регулярного в своем существе. Отсюда
становится очевидным, что петровская
эпоха явилась переломным периодом в истории
русского градостроительства. Несмотря
на принудительные меры переселения, строительство
в городе в 1709 г. развивалось сравнительно
медленно, и только с устранением непосредственной
военной угрозы темпы застройки значительно
ускорились. По указу Петра для жилых домов
архитектор Трезини разработал типовые
проекты, ярко отразившие классовую структуру
феодального общества. Дома для "именитых",
"зажиточных" и "подлых" людей
отличались друг от друга не только размерами,
планировкой и этажностью, но и богатством
архитектурного оформления их фасадов.
Учитывая большое международное значение
перенесения столицы в Петербург и значение
Невы как основной транспортной магистрали
города, правительство указами обязывало
на берегах Невы и ее главных протоков
строить каменные здания. В связи с этим,
на набережной от Летнего сада до Адмиралтейства,
строилось после 1709 г. большое количество
монументальных каменных и мазанковых
зданий, далеко превосходивших образцовые
дома Трезини. Дома вельмож строились
также на территории, расположенной от
Летнего сада вверх по Неве. О характере
архитектуры петровского Петербурга дают
хорошее представление сохранившиеся
до нашего времени архитектурные памятники
того времени.
К началу 80-х годов
XVIII в. Петропавловская крепость уже значительно
изменила свой первоначальный вид, как
об этом можно судить по панораме Зубова.
Земляные валы и бастионы начали заменяться
кирпичными на каменном цоколе. С восточной
стороны в крепость вели главные Петровские
ворота, сооруженные архитектором Трезини
в 1708 г. из дерева, а в 1718 г. выполнены по
его же проекту из камня. Они сохранились
до нашего времени. В 1718 г. у Невы на Сенатской
площади начала строиться каменная церковь
Исаакия Далматского (будущий Исаакиевский
собор). Она была заложена вместо первоначально
существовавшей деревянной церкви и к
концу жизни Петра еще оставалась недостроенной
(окончена в 1730 г.) В 1716 г. начала складываться
многолучевая композиция планировки улиц,
ориентированных на башню Адмиралтейства.
Первым лучом явилась Миллионная улица
(Халтурина). Второй луч - Невский проспект
- был проложен в 1711 г. для улучшения связи
Адмиралтейского острова со старой дорогой,
которая вела из Москвы и Новгорода к берегам
Невы. Следующие три луча доходили только
до реки Мойки. Последний луч (шестой) -
будущий Вознесенский проспект - в то время
доходил только до реки Фонтанки. На Миллионной
линии находился первый Зимний дворец
Петра, построенный в 1711 г. и расширенный
в 1725 г. Застройка вдоль набережной Невы
и Миллионной линии тянулась до Царицына
луга - современного Марсова поля - и заканчивалась
у него мазанковым двухэтажным зданием
Почтового двора, в котором приезжающие
в Петербург могли останавливаться. Вся
территория между Адмиралтейством и Фонтанкой,
Невой и Мойкой была застроена и освоена.
Мойку соединили с Фонтанкой, а также с
Невой, для чего были прорыты три канала,
получившие название Лебяжьей канавки,
Красного канала и Зимней канавки.
Намеченная и прорытая
при жизни Петра сеть каналов в городе
и на островах имела троякое назначение.
Каналы служили на первых порах как дренажные
магистрали, способствовавшие осушению
территории города. Затем в основной своей
массе были расширены и углублены, и стали
служить постоянными транспортными магистралями,
а во время наводнений - приемниками - распределителями
излишков воды из Невы, тем самым, уменьшая
уровень поднятия воды. Вообще Петр I придавал
большое значение наблюдениям за своенравной
и капризной Невой. Регулярные изучения
колебаний уровня в реке было начато по
указанию Петра в 1715 г. Первый водомерный
пост появился у Петропавловской крепости.
Здесь была установлена специальная металлическая
линейка с дюймовыми делениями - футшток.
В дальнейшем наблюдения за уровнем воды
в реке проводились у западного павильона
Адмиралтейства в Кронштадте, а также
и в ряде других мест на Неве. Возникновение
и развитие ансамбля Летнего сада способствовало
застройке берегов Фонтанки. Весь ансамбль
его создавался на протяжении почти двух
десятков лет. И уже в 1712 г., по словам современников,
производил впечатление благоустроенного
и большого парка. Из значительных архитектурных
сооружений Летнего сада следует назвать
Летний дворец Петра, построенный при
впадении Фонтанки в Неву, который сохранился
до наших дней: грот, изнутри и снаружи
обильно украшенный скульптурой и лепкой,
являвшийся первоклассным произведением
садово-парковой архитектуры и некоторые
другие. Благодаря энергичной деятельности
Ивана Матвеева было осуществлено большое
количество работ по планировке, посадке
деревьев и устройству фонтанов в Летнем
саду. Земцов руководил расстановкой по
аллеям скульптур, завершая облик Летнего
сада петровского времени. Фонтаны Летнего
сада питались при помощи водопровода
из Лиговского канала, прорытого в 1718-1721
гг. от речки Лиговки, и били под естественным
напором.
В 1720 году Петром,
как загородная резиденция для отдыха,
был построен небольшой дворец, получивший
название Смольного дворца. Свое название
он получил от находившегося неподалеку
Смольного двора, на котором для нужд флота
варилась смола. В 1710 г. по указу Петра
началось строительство Александро-Невского
монастыря. Целью этого строительства
было увековеченье памяти Александра
Невского, одержавшего убедительную победу
над шведами. Монастырь начал свое существование
в 1713 г. Основанием монастыря, в память
об одном из наиболее чтимых в народе людей,
Петр хотел придать новому городу особое
значение. В 1723 г. в монастырь были доставлены
"мощи" Александра Невского, что сыграло
свою роль в деле укрепления положения
Петербурга как столицы.
При жизни Петра в
столице начинает развертываться строительство
каменных общественных зданий. К их числу
следует отнести прежде всего здание Двенадцати
коллегий, Кунсткамеру и каменный Гостиный
двор на Васильевском острове. После Полтавской
победы начинается строительство в Петербурге
и его окрестностях загородных домов и
дворцов знати. Первой крупной резиденцией
был Ораниенбаум (Ломоносов), начавший
строиться в 1710 г. и законченный в 1725 г.
Характерным примером пригородных дворцово-парковых
ансамблей Петровского времени были Петергоф
(Петродворец), начатый в 1705 г. Принадлежащий
самому Петру композиционный замысел
Петергофа был чрезвычайно прост. Территория
парка была рассечена продольными и поперечными
перспективами, соединявшими между собой
Верхний дворец, Монплезир, павильон Марли
и Эрмитаж. Группой архитекторов были
созданы водные каскады и фонтаны Петергофа.
На топких берегах Финского залива уже
в петровское время была создана блестящая
царская резиденция - мировой шедевр садово-парковой
архитектуры.По мере застройки города
и роста его населения, стали возникать
многие дополнительные хозяйственные
проблемы. Местный грунт и обилие осадков
делали улицы непроходимыми в сырую погоду.
Началом крупных работ по замощению улиц
столицы нужно считать указ от 24 октября
1714 г. о привозе камня в Петербург. Этот
указ вменял в обязанность привозить по
10-30 камней (в зависимости от величины
судна) всем приходящим в город судам (каждый
весом не менее 30 кг.) и по 3 камня всем приезжающим
возам (от 15 до 20 кг. каждый). За каждый не
довезенный камень полагался штраф в гривну.
Первые работы по замощению основных магистралей
выполнялись пленными шведами. Но государство
не склонно было производить все работы
за счет казны. Мощение улиц, рытье водоотводных
кюветов вдоль них и посадка зеленых насаждений
возлагалась на жителей, проживающих вдоль
этих улиц. Затем, чтобы "мостили во
всем против образцов, чтобы впредь не
перемащивать было", следили офицеры
полиции.
Многочисленные водные
протоки в городе вызывали необходимость
строительства мостов. В 1711 г. существовал
деревянный подъемный мост, соединявший
Петропавловскую крепость с Городским
островом. Это был первый мост в городе.
К 1723 г. только на Адмиралтейском острове
их было уже 17. При жизни Петра были устроены
мосты через все водные протоки в черте
тогдашнего города, не существовало лишь
моста через Неву. Рост города и все более
усложнявшееся его хозяйство заставило
Петра серьезно заняться вопросами управления
Петербурга. Указом от 7 июня 1718 г. была
создана должность генерал-полицмейстера
- начальника городской полиции. В функции
городской полиции входило поддержание
внутреннего порядка, отлов беглых солдат,
матросов и крестьян, направление в богадельни
престарелых и увечных, сбор налогов с
жителей города, организация тушения пожаров
и многое другое. Одним из крупных мероприятий
в области городского хозяйства было устройство
уличного освещения.
Подводя итоги деятельности
Петровского правительства в деле развития
городского хозяйства Петербурга, следует
отметить в этой области значительные
успехи. Некоторые отрасли Петербургского
городского хозяйства были либо совершенно
новыми для России, либо получили в Петербурге
небывалое для русских городов развитие.
По своему благоустройству, планировке,
системе застройки Пететербург ушел вперед
от других городов России. Эти успехи,
однако, были достигнуты за счет беспощадной
эксплуатации трудящегося населения и
без того отягощенного бесконечными повинностями
и поборами. Реальных же результатов для
себя трудовые слои населения не видели,
так как слободы работных людей оставались
неблагоустроенными.
Город-верфь.
С самого
своего возникновения Петербург стал
крупнейшим центром судостроения. Последнее
было затем долгое время ведущей отраслью
промышленности города. Самым крупным
и первым по времени возникновения предприятием
в судостроительной промышленности была
Адмиралтейская верфь.Спешное создание
в устье Невы крупной судостроительной
верфи диктовалось неотложностью строительства
Балтийского флота, без чего невозможно
было ни ведение успешной войны со Швецией
на море, ни закрепление за Россией возвращенной
от шведских захватчиков территории. Место
для верфи было намечено как можно ближе
к морю, но в тоже время на таком расстоянии
от Петропавловской крепости, чтобы верфь
могла быть под защитой пушек последней.
Строительство верфи было начато 5 ноября
1704 г. Уже весной 1706 г. на верфи было начато
строительство мелких военных судов. В
том же году было спущено на воду 18-пушечное
бомбардирское судно и яхта “Надежда”.
После разгрома шведов под Полтавой начинается
перестройка верфи: замена деревянных
сооружений каменными, устройство корабельных
эллингов. Строительство линейного флота
стало абсолютно необходимым. И к 1712 г.
на верфи строилось уже 6 линейных 90-пушечных
кораблей. Адмиралтейская верфь была самым
крупным предприятием промышленности
Петербурга. В 1709 г. на ней работало 900 человек.
Кроме Адмиралтейской верфи в городе и
его окрестностях были заложены и функционировали
еще несколько государственных и частных
верфей. В 1715 г. количество работавших
на них людей достигало 10000 человек. К концу
первой четверти XVIII в. петербургская Адмиралтейская
верфь стала одним из самых крупных судостроительных
предприятий в Европе. Всего в первой четверти
XVIII в. в России было построено около 900
военных судов, в том числе в Петербурге
- 262. Из 48 линейных кораблей, имевшихся
в русском флоте в конце царствования
Петра I, 23 были построены в Петербургском
Адмиралтействе, а из 305 галер и полугалер,
203 построены на Галерном дворе в Петербурге.
Заключение.
Время Петра,
его преобразования, личный вклад в строительство
государства, укрепление его позиций,
увеличение славы российской не могут
не вызвать пристального внимания. При
всех недостатках, ошибках и деформациях
эпохи реформ Петра, нередко очень серьезных,
Россия при нем заметно продвинулась вперед
по пути развития, сократив свою отсталость
от передовых стран Западной Европы. Одним
из замечательных деяний Петра Великого
в деле укрепления государства Российского
было основание и строительство Санкт-Петербурга,
который сегодня является одним из крупнейших
промышленных, торговых и культурных центров
России и мира. Бурный рост этого молодого
города не был случайным. Петербург возник
на исконно русской территории, в течение
многих веков игравшей огромную роль в
экономическом развитии Руси. Устье Невы
еще в древности являлось не только важнейшим
стратегическим пунктом на северо-западных
подступах к русским землям, но и служило
наиболее удобным выходом на широкие морские
пути. Естественно, что возникший первоначально
как крепость, Петербург стал с первых
же лет превращаться в морской торговый
порт, призванный обслуживать потребности
всей страны. Параллельно с торговлей
в городе развивалось военное и гражданское
судостроение, мануфактурное производство.
Значение Петербурга
как крупного промышленного города также
определялось его тесными хозяйственными
связями с Москвой и основными областями
Русского государства. Связи эти с каждым
годом расширялись и крепли. Они обусловили
развитие и других сторон жизни Петербурга.
Для любой из них требовались специалисты.
Петр I для этого дела не ограничивался
приглашением специалистов из-за границы.
Большими группами направлялись в европейские
страны для обучения за государственный
счет молодые дворяне и разночинцы. Русские
занимались в Европе передовой техникой
и наукой, но были далеки от того, чтобы
считать себя только учениками, и отлично
сознавали значение достигнутых Россией
успехов. Празднуя спуск военного корабля
в 1714 году, Петр обратился к присутствующим
с такой речью: "Кому из вас, братцы мои,
хоть во сне снилось лет тридцать назад,
что мы с вами здесь, у Остзейского моря,
будем плотничать и в одежде немцев, в
завоеванной у них же нашими трудами стране
построим город, в котором вы живете, что
мы доживем до того, что увидим таких храбрых
и победоносных солдат и матросов русской
крови, таких сынов, побывавших в чужих
странах и возвратившихся домой, столь
смышлеными, что увидим у себя такое множество
иноземных художников и ремесленников,
доживем до того, что меня и вас станут
так уважать чужестранные государи?"
Население
города в XVIII веке росло почти исключительно
за счет притока жителей из глубинных
районов России. Трудовой народ шел сюда,
надеясь найти работу. Купцов привлекал
сюда первоклассный порт и широкий потребительский
рынок. Дворяне ехали сюда в надежде попасть
на службу в гвардию, в многочисленные
государственные учреждения, сделать
карьеру при дворе. Петербург притягивал
к себе поднимающиеся к науке и знаниям
молодые силы, складывающуюся в стране
интеллигенцию. Структура населения молодой
столицы отражала структуру населения
всей страны, но в Петербурге более отчетливо,
чем в других местах, проявлялись новые
тенденции в движении населения - рост
числа лиц, живущих продажей своей рабочей
силы, рост прослойки населения, которая
предшествовала появлению промышленного
пролетариата. Высокому темпу роста населения
отвечал быстрый рост застройки города.
Несмотря на то, что Петербург значительно
отличался по своему облику от других
русских городов благодаря применению
самых передовых в XVIII веке принципов градостроительства,
его планировка не исключила типичных
черт, присущих другим русским городам.
Хотя по единому строгому плану прокладывались
широкие прямые улицы, возникали просторные
площади, но в центре воздвигались, как
это было в Москве и других крупных городах
России, почти исключительно богатые особняки
и дворцы-усадьбы, а трудовое население
вытеснялось в слободы на окраинах. Архитектура
Петербурга не копировала западноевропейских
образцов, она стала глубоко самобытной,
национальной и сохранила немало особенностей,
присущих русской архитектуре предыдущих
веков.
Значение
Петербурга, как и Москвы, определялось
тем, что именно здесь развертывались
общественно-политические течения, создавались
те культурные ценности и общественные
теории, которые отражали наиболее прогрессивные
тенденции в развитии русского народа.
В Петербурге развивалась русская наука
и искусство нового времени, которые в
последующем выдвинули Ломоносова и Пушкина,
Крылова и Державина, Волкова и Лермонтова,
Глинку и Брюллова. Реформы в области культуры
имели передовой характер, были направлены
на преодоление отсталости страны. В это
время были заложены основы русской светской
школы и науки, основана Академия наук,
издано множество учебников и руководств,
впервые стала выходить газета, возник
общедоступный театр. |