- Установление прокурорского
надзора.
-Создание чёткой системы
судебных инстанций.
Реформа предусматривала
отделение следствия от суда, гласность
процесса, участие в процессе обвинения
и защиты, равенство сторон и др.
Судебная реформа 1864 года считается
самой буржуазной. Защита интересов
дворянства выявляются в ней со всей
полнотой. Естественно, что суд, правосудие
– системы, с которыми граждане сталкиваются
не повседневно. Вместе с тем в
суде сталкиваются внутриклассовые
различия. Дворяне судятся с дворянами,
крестьяне с крестьянами и
т. д. Из этого следует, что всякого
рода процессуальные гарантии важны
для всех слоев общества. Судебная
реформа затронула интересы всех
классов, всех слоев Российского
общества. Судебная реформа имела
прогрессивное значение, т.к. заменила
собой очень раздробленную систему
судов (суды по ряду дел, с множеством
инстанций и т.п.) Но у реформы
были и слабости (изъятие некоторых
категорий дел, сохранение системы
поощрений судей местными администрациями,
неполное проведение её в различных
районах) Отделение суда от администрации
было непоследовательным. Сенат –
высший судебный орган страны, одновременно
был и административным учреждением.
Местные суды фактически контролировались
губернатором. С 70-х годов началось
отступление от провозглашенных
принципов. Судебная реформа была подвергнута
коренному пересмотру ранее других
реформ 60-х годов, так как она
стала мешать царской власти, поскольку
именно эта реформа давала слишком
много свободы. Поэтому некоторые ее положения
были пересмотрены. В 1866 году судебные
чиновники фактически были поставлены
в зависимости от губернаторов. В том же
1866 году из ведения суда присяжных были
изъяты дела о печати. С 1867 года вместо
следователей стали назначаться “исправляющие
должности следователя”, на которых принцип
несменяемости не распространялся. Существенным
средством давления на судей было право
министра перемещать их из одного судебного
округа в другой.[5]
Законом 19 мая 1871 года были утверждены
Правила о порядке действия членов
корпуса жандармов по исследованию
преступлений, передавшие дознание по
делам о государственных преступлениях
в ведение жандармерии. 7 июня 1872
года была принята новая редакция
раздела о судопроизводстве по государственным
преступлениям «Устава уголовного
судопроизводства», закрепившая создание
Особого присутствия правительствующего
Сената (с участием сословных представителей)
для рассмотрения этой категории
дел. Как правило, такие дела рассматривались
с нарушением принципа гласности. Законом
от 9 мая 1878 года «О временном изменении
подсудности ипорядка производства дел
по некоторым преступлениям» был резко
сокращен круг дел, рассматривавшихся
судом присяжных; законами от 9 августа
1878 года и 8 апреля 1879 года рассмотрение
дел о государственных преступлениях
и особо опасных преступлениях против
порядка управления было передано военным
судам. Принятое 14 августа 1881 года «Положение
о мерах к охранению государственного
порядка и общественного спокойствия»
еще более расширило компетенцию военных
судов и сузило круг процессуальных гарантий
в общих судебных установлениях. Завершением
судебной «контрреформы» явилась судебно-административная
реформа 1889 года. Но сама основная структура
органов судебной власти и судебная система
с основными ее принципами сохранилась
до 1917 года, благодаря эффективности, либеральности
и передовым взглядам одной из самых буржуазных
реформ 1864 года.[6]
Заключение
Судебная реформа 1864 имела
прогрессивное значение, ибо новая
судебная система заменила собой
крайне раздробленную систему судов
(суды по сословиям, по роду дел, с множеством
инстанций, где дела велись на основе
инквизиционного процесса, при закрытых
дверях, следственные функции осуществляла
полиция, и т. п.). Однако значение судебная
реформа 1864 1864 умалялось рядом положений
судебных уставов: изъятием некоторых
категорий дел из компетенции суда присяжных
(в том числе о государственных преступлениях),
сохранением системы поощрений судей
местной администрацией, которая представляла
их к очередным чинам и орденам, и т. д.[7]
С 70-х гг. в период реакции
началось отступление от провозглашенных
принципов.
Судебная реформа 1864 была
подвергнута коренному пересмотру
ранее др. реформ 60-х гг. В 1866 из ведения
суда присяжных были изъяты дела о
печати; законом 19 мая 1871 были утверждены
Правила о порядке действия членов корпуса
жандармов по исследованию преступлений,
передавшие дознание по делам о государственных
преступлениях в ведение жандармерии.
7 июня 1872 была принята новая редакция
раздела о судопроизводстве по государственным
преступлениям «Устава уголовного производства»,
закрепившая создание Особого присутствия
правительствующего Сената (с участием
сословных представителей) для рассмотрения
этой категории дел. Законом от 9 мая 1878
«О временном изменении подсудности и
порядка производства дел по некоторым
преступлениям» был резко сокращён круг
дел, рассматривавшихся судом присяжных;
законами от 9 августа 1878 и 8 апреля 1879 рассмотрение
дел о государственных преступлениях
и особо опасных преступлениях против
порядка управления было передано военным
судам. Принятое 14 августа 1881 «Положение
о мерах к охранению государственного
порядка и общественного спокойствия»
ещё более расширило компетенцию военных
судов и сузило круг процессуальных гарантий
в общих судебных установлениях. Завершением
судебной «контрреформы» явилась судебно-административная
реформа 1889
Список литературы
Судебная реформа, т. 1— 2,
М., 1915; Виленский Б. В., Судебная реформа
и контрреформа в России, Саратов, 1969.
Вицин С. От формирования судебной
системы ее реформированию // Российская
юстиция. 2001 №4 с. 2-5
Федоров Н.В. О судебной реформе
в России // Государство и право.
Н. Наука, 1992. №6 с. 3-15
История государства и
права/ под. ред. Ю.П. Титова; Проспект,2008
г